Предупреждение №ЮК/4194/23 Предупреждение №02-19/2023 от 8 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

<...>

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №02-19/2023

об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области рассмотрено переданное по подведомственности Прокуратурой Курского района Курской области заявление <...> (вх.№4559/23 от 14.09.2023) о признаках нарушения антимонопольного законодательства при заключении ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат», Заказчик) контрактов на оказание охранных услуг.

При рассмотрении указанного заявления, анализа документированной информации, представленной ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат», Курским УФАС России установлено следующее.

ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» в 2023 году заключались договоры на оказание услуг по охране объекта Заказчика (услуги физической охраны, выставление поста охраны) по адресу: Курская обл., Курский р-н, Новопоселёновский с/с, д. 1 -е Цветово:

1. 17.01.2023г. на сумму 12 530 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.01.2023 по 05.01.2023.

2. 17.01.2023г. на сумму 12 530 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 06.01.2023 по 10.01.2023.

3. 17.01.2023г. на сумму 14 980 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 11.01.2023 по 17.01.2023.

4. 18.01.2023г. на сумму 14 980 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 18.01.2023 по 24.01.2023.

5. 25.01.2023г. на сумму 14 980 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 25.01.2023 по 31.01.2023.

6. 30.01.2023г. на сумму 270 000 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…», посредством программного модуля «Малые закупки»

Срок действия договора: с 01.02.2023 по 30.06.2023.

7. 30.06.2023г. на сумму 86 000 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.07.2023 по 31.07.2023.

8. 31.07.2023г. на сумму 86 000 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.08.2023 по 31.08.2023.

9. 31.08.2023г. на сумму 58 000 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.09.2023 по 30.09.2023.

10. 25.10.2023г. на сумму 86 000 рублей с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство»,

Договор заключен на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…»,

Срок действия договора: с 01.10.2023 по 31.10.2023.

 

Общая сумма договоров, заключенных Заказчиком по состоянию на 31.10.2023 года с ООО ЧОО «Курское Охранное Агентство» на основании п.5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…» составила 656 000 рублей.

Согласно информации, представленной ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат», оплата охранных услуг производилась учреждением по коду бюджетной классификации 803 0702 0210310010 244.

30.12.2022 года лимиты бюджетных обязательств были выделены и доведены до ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» главным распорядителем – Министерством образования Курской области согласно Бюджетной сметы.

По коду бюджетной классификации 803 0702 0210310010 244, по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, расход, услуг» на услуги вневедомственной охраны доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму 872 000, 00 рублей

 

Согласно содержания копий договоров, представленных в Курское УФАС России, указанные договоры заключены ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», согласно которого допускается осуществление закупки товара, работы или услуги государственной образовательной организацией у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 000 рублей.

Допустимость закупки у единственного поставщика, предусмотренная п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» (здесь и далее - в ред., действовавшей на даты заключения договоров), действительно определяется ограничением: сумма одной закупки не должна превышать 600 000,00 рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

В целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности, экономии средств бюджета при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Курской области, осуществляемых в случаях, установленных п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе…» принято Постановление Администрации Курской области № 1235-па от 10.12.2019г. Указанным Постановлением утверждены Порядок организации работы по осуществлению закупок малого объема и Регламент осуществления закупок малого объема с использованием программного модуля «Малые закупки», в соответствии с которыми закупки малого объема осуществляются заказчиками объема с использованием программного модуля «Малые закупки» на сайте http://zak.imkursk.ru/portal.

Статьей 7 ФЗ «О контрактной системе…», установлены принципы открытости и прозрачности. В частности, согласно ч.1 данной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, статьей 8 ФЗ «О контрактной системе…», установлен принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с ч.1 данной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 ст.8 ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме.

Согласно указанным положениям ФЗ «О контрактной системе…», осуществление закупки у единственного поставщика, в том числе посредством программного модуля «Малые закупки», не отнесено федеральным законодателем к числу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно (решение Верховного Суда РФ от 19.10.2021 № АКПИ21-699).

Определением Верховного Суда РФ от 08.04.2021 № 310-ЭС20-22984 установлено, что закупка малого объема не сопровождается теми необходимыми документами, которые оформляют конкурентную закупку, в том числе извещением; для размещения используется электронный маркет (магазин), а не единая информационная система, то есть оспариваемая закупка проводится без применения конкурентных процедур.

То есть, осуществление закупки у единственного поставщика с использованием программного модуля «Малые закупки» является способом определения такого поставщика, а не конкурентной процедурой торгов в понимании ФЗ «О контрактной системе…» и ФЗ «О защите конкуренции».

 

Следуя ч.1 ст.24 ФЗ «О контрактной системе…», заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системы». При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно п.13 ст.22 ФЗ «О контрактной системе…», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Признаются идентичными работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Как следует из материалов дела, сумма каждого из вышеперечисленных договоров, заключенных ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат», действительно не превышала 600 000 рублей, однако предметы заключенных договоров являлись идентичными и (или) направленными на достижение одной цели, общая сумма заключенных договоров превысила предельный размер, установленный п.5 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…». Кроме того, лимиты бюджетных обязательств на закупку соответствующих услуг были доведены до Учреждения единоразово в сумме, превышающей 600 000 руб.

Такое заключение ряда идентичных последовательных договоров, фактически образующих единую сделку, является искусственным дроблением закупки для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что заключенные договоры приводят к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к участию в конкурентных способах определения поставщика на право заключения контракта. Данные договоры заключены без проведения торгов, в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем торгов и заключения договора с единственным поставщиком полностью исключает возможность состязательности между хозяйствующими субъектами, то есть исключают конкуренцию за государственный заказ.

 

Таким образом, действия заказчика ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» по заключению договоров с хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных способов определения поставщика(подрядчика, исполнителя), как с единственным поставщиком, привели к необоснованному сокращению числа подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта.

Заключение договоров с единственным поставщиком, в том числе установление срока исполнения контракта до даты его заключения, при отсутствии конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Действия ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» создали преимущественное положение конкретному хозяйствующему субъекту и привели к ограничению конкуренции, в частности, ограничению доступа на товарный рынок потенциальным участникам торгов на оказание услуг охраны, которые должны были быть проведены, при надлежащем соблюдении ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» ФЗ «О контрактной системе…», ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции…», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Вышеперечисленные договоры в настоящее время исполнены.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» о необходимости в срок до 26 декабря 2023 года, устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем принятия мер по обеспечению неукоснительного соблюдения конкурентных процедур предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, антимонопольным законодательством, исключающих необоснованные закупки у единственного поставщика при заключении муниципальных контрактов (договоров) на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» (издание актов организационно-распорядительного характера, повышение квалификации сотрудников, иных действий, направленных на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности).

О выполнении предупреждения ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

 

Примечание: В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующее привлечение лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Административная ответственность за нарушение ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена ст.14.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а в случае повторного совершения правонарушения, дисквалификации на срок до трех лет.

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Смыслина И.А.

тел.8 (4712) 70-08-14

 

 

2023-4370

 

 

Связанные организации

ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
ИНН 4611004581, ОГРН 1024600618790