Решение №96 решение 046/10/18.1-801/2019 от 16 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №046/10/18.1-801/2019

Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года г.Курск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов (далее – Комиссия)

рассмотрев дело №046/10/18.1-801/2019 по жалобе Индивидуального предпринимателя "А" на действия организатора торгов, конкурсной комиссии организатора торгов — комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области (дата опубликования извещения на сайте adm.rkursk.ru 04.10.2019г.) по лоту №4, противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

- представителей заявителя –  (по доверенности, личности удостоверены),

- представителя организатора торгов – комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области  (по доверенности, личность удостоверена),

- представителя ИП "С"  (по доверенности, личность удостоверена),

-  (личности удостоверены),

УСТАНОВИЛА:

Доводы жалобы:

1. По мнению заявителя, конкурсной комиссией организатора торгов при проведении 13.12.2019г., повторной процедуры рассмотрения заявок участников открытого конкурса, не принято во внимание предписание Комиссии Курского УФАС России от 04.12.2019г. по делу № 046/10/18.1-712/2019.

А именно, данным предписанием организатору торгов, конкурсной комиссии организатора торгов, было указано о необходимости отменить протокол №2 «рассмотрения заявок заседания конкурсной комиссии» от 08.11.2019г., протокол №3 «заседания конкурсной комиссии» от 08.11.2019г. и рассмотреть заявки участников торгов с учетом требований п.3.4, п.8.3, п.10.1 «Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области», утвержденного Приказом №101 от 27.06.2019г. комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области (далее – Порядок).

Однако, как указывает податель жалобы, при повторном рассмотрении конкурсных заявок по лоту №4 открытого конкурса, конкурсной комиссией вновь не был соблюден порядок рассмотрения заявок участников предусмотренный п.3.1. конкурсной документации, в также п.10.1 раздела 10 Порядка.

В частности, конкурсной комиссией не было установлено соответствие заявки победителя конкурса - ИП "С", требованию п.8.3 раздела 8 Порядка, о том, что «транспортные средства, предлагаемые претендентом на участие в открытом конкурсе, в соответствии с конкурсным лотом: 1) не должны использоваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок по другим маршрутам регулярного сообщения».

Согласно довода заявителя, указанные в заявке транспортные средства уже используются ИП "С" для выполнения регулярных пассажирских перевозок по другому межмуниципальному маршруту.

При таких обстоятельствах, по мнению подателя жалобы, заявка ИП "С" должна была быть отклонена конкурсной комиссией от участия в конкурсе.

2. По мнению заявителя, конкурсная заявка ИП"С" содержит противоречивые сведения о «транспортных средствах, имевшихся в распоряжении ИП за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса», что ввело в заблуждение конкурсную комиссию организатора торгов.

3. Также, податель жалобы указал, что был ограничен организатором торгов в возможности участия в повторной процедуре рассмотрения заявок, так как организатор торгов на официальном сайте не разместил информацию о времени и месте повторного рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Данные действия организатора торгов, по мнению заявителя, противоречат п.3.9 Порядка.

В ходе заседания Комиссии 13.01.2020г., ИП "А". были заявлены дополнительные доводы жалобы:

4. По мнению заявителя, в ходе проведения процедуры «осмотра транспортных средств» победителя открытого конкурса для подтверждения наличия у него на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, указанных в приложении №3 к конкурсной заявке, организатором торгов не были проверены документы ИП "С", подтверждающие указанные права на представленные к осмотру транспортные средства.

5. Также, податель жалобы заявил, что в составе конкурсной заявки ИП "С" было указано об использовании для осуществления перевозок 2 (двух) транспортных средств, оснащенных вспомогательными посадочными устройствами и площадками для размещения пассажиров в креслах-колясках.

В связи с наличием в заявке таких характеристик транспортных средств, согласно постановлению администрации Курской области от 24.05.2016г. №341-па «Об утверждении шкалы для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Курской области», при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией заявке ИП "С" были присвоены соответствующие дополнительные баллы.

При этом, по мнению заявителя, в нарушение пп.13 п.6.6. Порядка, конкурсная комиссия организатора торгов не истребовала у победителя конкурса документы, подтверждающие оснащение транспортных средств указанным оборудованием.

 

Рассмотрев доводы жалобы заявителя, Комиссия установила:

Частью 2 ст.17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее – ФЗ №220-ФЗ) определено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок.

Согласно ч.2 ст.19 ФЗ №220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ №220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Порядок организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок непосредственно регулируется статьями 21 - 24 ФЗ №220-ФЗ.

В соответствии с ФЗ №220-ФЗ, Законом Курской области от 31.03.2016г. №16-ЗКО, Постановлением Губернатора Курской области №65-пг от 05.03.2011г., Приказом №101 от 27.06.2019г. Комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области, утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области (далее – Порядок).

Постановлением администрации Курской области от 24.05.2016г. №341-па утверждена «Шкала для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Курской области»

04.10.2019г. на официальном сайте администрации Курской области adm.rkursk.ru, в разделе «новости структурных подразделений – комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области», организатором торгов, - комитетом транспорта и автомобильных дорог Курской области, размещено извещение, конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области. Предмет конкурса разделен организатором торгов на 4 лота.

В соответствии с протоколами указанного открытого конкурса от 08.11.2019г., на участие в конкурсе по лоту №1 поступила 1 заявка, по лоту №2 – 1 заявка, по лоту №3 – заявок не поступило, по лоту №4 – поступило 2 заявки – ИП "С", ПТ «Перевозчики пассажиров Золотухинского района».

Все заявки, поданные на участие в торгах, были признаны конкурсной комиссией соответствующими конкурсной документации и допущены к участию в конкурсе.

По лоту №4 победителем открытого конкурса был признан ИП "С".

15.11.2019г. в Курское УФАС России поступила жалоба ИП "А" на действия организатора торгов, конкурсной комиссии организатора торгов при проведении указанного открытого конкурса.

04.12.2019г. указанная жалоба была рассмотрена Комиссией Курского УФАС России и признана обоснованной в части (дело №046/10/18.1-712/2019).

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено:

Согласно п.3.1 конкурсной документации, п.10.1 раздела 10 (рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе) Порядка, на этапе рассмотрения конкурсных заявок, конкурсная комиссия организатора торгов рассматривает заявки и документы к ним на соответствие требованиям Порядка и конкурсной документации.

В п.8.3 раздела 8 (требования к участникам открытого конкурса) Порядка организатором торгов установлено требование: «Транспортные средства, предлагаемые претендентом на участие в открытом конкурсе, в соответствии с конкурсным лотом: 1) не должны использоваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок по другим маршрутам регулярного сообщения».

Вместе с тем, организатором торгов не было подтверждено проведение конкурсной комиссией проверки соответствия заявок участников требованиям Порядка, в том числе, требованиям п.8.3 Порядка, как на этапе рассмотрения конкурсных заявок участников, так и на дату рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения жалобы было выдано предписание: «Организатору торгов – комитету транспорта и автомобильных дорог Курской области, конкурсной комиссии организатора торгов, в срок  не позднее трех рабочих дней с даты получения предписания, отменить протокол №2 «рассмотрения заявок заседания конкурсной комиссии» от 08.11.2019г., протокол №3 «заседания конкурсной комиссии» от 08.11.2019г. и рассмотреть заявки участников торгов с учетом требований п.3.4, п.8.3, п.10.1 Порядка».

16.12.2019г. организатором торгов в Курское УФАС России были представлены сведения об исполнении указанного предписания.

12.12.2019г. комитетом транспорта и автомобильных дорог Курской области был издан приказ №272 от 12.12.2019г. об отмене протоколов №2 и №3 от 08.11.2019г. и повторном рассмотрении заявок участников открытого конкурса.

13.12.2019г. конкурсной комиссией организатора торгов повторно проведены процедуры рассмотрения и оценки-сопоставления конкурсных заявок.

Как следует из представленных организатором торгов сведений и документов, для проверки соответствия заявок победителей требованиям п.8.3 Порядка, организатором торгов были направлены соответствующие запросы в УГИБДД УМВД России по Курской области, территориальный отдел автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО. Также, в материалы дела представлены письменные пояснения ИП "С" с приложением подтверждающих документов. По результатам данной проверки, доводы об обслуживании других маршрутов регулярного сообщения транспортными средствами, указанными победителями в конкурсных заявках, в том числе, ИП "С", не подтвердились.

В соответствии с составленными конкурсной комиссией протоколами от 13.12.2019г., все заявки, поданные на участие в торгах, были признаны конкурсной комиссией соответствующими конкурсной документации и допущены к участию в конкурсе.

По лоту №4 победителем открытого конкурса был признан ИП "С".

Согласно пояснений организатора торгов, участников дела, 25.12.2020 года комитетом транспорта и автомобильных дорог Курской области был проведен осмотр транспортных средств победителя открытого конкурса по лоту №4 для подтверждения наличия у него на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, указанных в конкурсной заявке.

25.12.2019г. организатором торгов ИП "С" выданы свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута регулярных перевозок по маршрутам, указанным в лоте №4 открытого конкурса.

1. Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок установлен статьями 21 - 24 ФЗ №220-ФЗ.

Требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса, а также возможность включения организатором торгов в извещение иных сведений, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта РФ, предусмотрена ст.22 ФЗ №220-ФЗ.

Нормативным правовым актом Курской области, - Законом Курской области от 31.03.2016г. №16-ЗКО, а также Постановлением Губернатора Курской области №65-пг от 05.03.2011г., Приказом №101 от 27.06.2019г. Комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области, утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области (далее – Порядок).

Пунктом 8.3 Порядка установлено требование: «Транспортные средства, предлагаемые претендентом на участие в открытом конкурсе, в соответствии с конкурсным лотом: 1) не должны использоваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок по другим маршрутам регулярного сообщения».

Требования к содержанию заявки участника установлены п.6.6 Порядка. При этом, положения о необходимости представления в составе заявки участниками сведений и (или) документов, подтверждающих соответствие участника п.8.3 Порядка, организатором торгов не установлены.

Также, Порядок не содержит положений, определяющих конкретные действия конкурсной комиссии по проверке соответствия заявок участников требованиям п.8.3 Порядка.

Как подтверждается материалами дела, конкурсной комиссией были осуществлены действия по проверке соответствия заявок требованиям п.8.3 Порядка - направлены соответствующие запросы в УГИБДД УМВД России по Курской области, территориальный отдел автотранспортного и автодорожного надзора по Курской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО, запрошены письменные пояснения ИП "С"

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия установленной ФЗ №220-ФЗ и Порядком, процедуры проверки соответствия заявок требованиям п.8.3 Порядка, а также с учетом того обстоятельства, что конкурсной комиссией были осуществлены действия по проверке такого соответствия при проведении повторной процедуры рассмотрения заявок, Комиссия признает довод жалобы ИП "А" №1 необоснованным.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что отсутствие в Порядке надлежаще установленной, не допускающей толкований, процедуры проверки соответствия заявок участников требованиям п.8.3 Порядка, не позволяет потенциальным участникам торгов, а также конкурсной комиссии организатора торгов, заблаговременно получить однозначную и достоверную информацию о такой процедуре.

Данная неопределенность порядка проведения торгов создает предпосылки для манипулирования, создания искусственных трудностей или необоснованных преимуществ тем или иным участникам торгов, а, следовательно и условия для ограничения конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым передать материалы рассматриваемого дела в соответствующе структурное подразделение Курского УФАС России для принятия решения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ.

2. В соответствии с пп.13 п.6.6 раздела 6 (порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе) Порядка, а также п.2.6 раздела 2 конкурсной документации, в составе заявки на участие в открытом конкурсе участник подает сведения о транспортных средствах, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества за год, предшествующий дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте администрации Курской области (с приложением копий паспортов транспортных средств и свидетельств о регистрации транспортных средств).

Как подтверждается материалами дела, в заявке ИП "С" такие сведения и документы представлены.

Довод заявителя о введении победителем в заблуждение конкурсной комиссии организатора торгов в связи с неуказанием в числе «транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица…», транспортных средств указанных в составе заявки, отклоняется Комиссией как необоснованный, поскольку требованиями Порядка не предусмотрена необходимость указания всех транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса».

3. Довод жалобы ИП "А" об ограничении его возможности участия в процедуре повторного рассмотрения заявок, в связи с тем, что организатором торгов не была указана информация о времени и месте повторного рассмотрения заявок, Комиссия признает необоснованным, так как нормами ФЗ №220-ФЗ возможность такого участия не предусмотрена, из положений Порядка возможность такого участия также однозначно не следует.

При этом, Комиссия отмечает наличие разночтений в положениях пунктов 3.9 и 10,11 Порядка в части установления публичности проведения процедур открытого конкурса.

Неопределенность положений Порядка в данной части не позволяет потенциальным участникам торгов однозначно и достоверно определить возможность своего участия в этапах рассмотрения и оценки-сопоставления заявок участников.

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым передать материалы рассматриваемого дела в соответствующе структурное подразделение Курского УФАС России для принятия решения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ.

4. В отношении дополнительного довода жалобы №4 Комиссией установлено следующее:

В соответствии с ч.11 ст.24 ФЗ №220-ФЗ, порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.

Организатором торгов порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в рассматриваемом открытом конкурсе, установлен п.15 Порядка и разделом 3 конкурсной документации.

Несмотря на то, что целью данной процедуры является проверка наличия у победителя права собственности или иного законного основания владения транспортными средствами, указанными в его заявке, Порядок и конкурсная документации организатора торгов, не содержат конкретных положений, определяющих процедуру такой проверки (наименования документов, которые должны быть представлены, порядок их представления, фиксации приемочной комиссией представленных документов…).

Также, как установлено Комиссией, в акте осмотра транспортных средств, составленном комиссией организатора торгов, информация о подтверждении права владения победителем торгов транспортными средствами, отсутствует.

Вместе с тем, в материалы дела организатором торгов представлены документы, подтверждающие право владения ИП Сельверстовым Э.В. транспортными средствами, указанными в его заявке. С учетом данных обстоятельств, довод жалобы о том, что организатором торгов не были проверены документы ИП "С", подтверждающие права на представленные к осмотру транспортные средства, не нашел своего подтверждения.

Однако, такая неопределенность процедуры проверки подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, также создает предпосылки для манипулирования процессом и результатами такой проверки, возникновения конфликтных ситуаций, а следовательно, условия для ограничения конкуренции.

5. Как установлено организатором торгов в пп.13 п.6 Порядка, документы, подтверждающие оснащение транспортного средства оборудованием для перевозок пассажиров из числа инвалидов в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 51090-2017, должны содержаться в заявке на участие в открытом конкурсе.

Таким образом, довод заявителя о том, что конкурсная комиссия должна была истребовать такие документы у победителя, не находит своего подтверждения.

Однако, какие именно документы должны быть представлены участниками конкурса для подтверждения такого соответствия, в Порядке не указано.

Как пояснил организатор торгов, в заявке ИП "С", для подтверждения соответствия, были представлены и учтены конкурсной комиссией копии следующих документов: «Одобрение типа транспортного средства» №ТС RU E-RU.MT35.00250.P1, паспорта транспортных средств с указанием в наименовании «автобус с возможностью перевозки инвалидов», а также письмо официального дилера производителя таких автомобилей.

Комиссией установлено, что документ органа по сертификации таможенного союза «Одобрение типа транспортного средства» №ТС RU E-RU.MT35.00250.P1, содержит информацию о том, что модель транспортного средства, предлагаемого ИП "С", по своему назначению является автобусом класса А с возможностью перевозки лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Также, данные сведения содержатся в паспортах транспортных средств. 

Вместе с тем, отсутствие в Порядке конкретного перечня необходимых документов, служит поводом для спорных ситуаций,  также создает условия для принятия конкурсной комиссией необоснованных решений , а следовательно, может привести к ограничению конкуренции на торгах.

 

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что организатор торгов и конкурсная комиссия организатора торгов при проведении конкурса руководствовались требованиями ФЗ №220-ФЗ и Порядка. Нарушений требований указанных актов Комиссией Курского УФАС не установлено.

Вместе с тем положения Порядка, как нормативного акта, регламентирующего требования к участникам, к содержанию конкурсных заявок, процедурам проведения торгов, носят общий характер, не содержат указаний на конкретные документы, не определяют однозначно, без возможности толкования, процедуры торгов, и порядок действия конкурсной комиссии, что создает предпосылки и условия для ограничения конкуренции.

В соответствии с нормами ст.18.1, ст.23 ФЗ «О защите конкуренции», у Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, правовые основания для выдачи организатору торгов предписания об изменении нормативного акта – Порядка, отсутствуют. Также, с учетом того, что по результатам торгов победителям выданы свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписаний, предусмотренных ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, Комиссией принято решение передать материалы дела в соответствующе структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения по признакам нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Руководствуясь ст.18.1, ст.23, ст.41, ст.48, ст.49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя "А" необоснованной.

2. Передать материалы дела в соответствующе структурное подразделение Курского УФАС России для принятия решения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны