Предупреждение б/н Предупреждение № 03-17/2020 (ООО "Экопол") от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-17/2020

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРУШЕНИЯ

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС России) был проведен анализ закупочной деятельности ООО «Экопол» (ИНН 4632060153, ОГРН 1054639175601) и установлено следующее.

 

9.10.2017 г. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области (далее – Комитет ЖКХ) был проведен конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области. С выбранными организациями заключены соглашения, касающиеся деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области сроком на 10 лет.

 

Так, в Юго-западной зоне деятельности Курской области статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами было наделено ООО «Экопол».

 

Согласно ч. 3 ст. 29.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах...») в отношении региональных операторов устанавливается тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

В соответствии с ч. 7 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Постановление Правительства РФ № 484) размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

 

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 20.12.2018 г. № 318 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопол» на 2019-2021 г.» был установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием метода индексации.

 

В соответствии с ч. 14 Постановления Правительства РФ № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные в том числе с учетом следующих данных: цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

 

Согласно ч. 15 Постановления Правительства РФ № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что расходы ООО «Экопол» непосредственно влияют на установленный Комитетом по тарифам и ценам Курской области тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Следовательно, сокращение издержек (расходов) ООО «Экопол» является одним из факторов сдерживания роста тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, плательщиками которого являются непосредственно граждане г. Курска и Курской области.

 

Ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках...») устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг  государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

 

Таким образом, при закупке товаров, работ, услуг ООО «Экопол» руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках...» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений настоящего закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ «О закупках...» Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

 

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «О закупках...» конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 ФЗ «О закупках...», с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 ФЗ «О закупках...».

 

В соответствии с ч. 3.1. ст. 3 ФЗ «О закупках...» конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

 

Согласно ч. 3.2. ст. 3 ФЗ «О закупках...» неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 ФЗ «О закупках...». Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

 

Курским УФАС России был проведен анализ закупочной деятельности ООО «Экопол», а также Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Экопол» (далее – Положение о закупках ООО «Экопол»).

 

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ «О закупках...» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках...» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами - информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Из проведенного анализа закупочной деятельности ООО «Экопол» и Положения о закупках ООО «Экопол» установлено следующее.

 

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 2 ФЗ «О закупках...» Положение о закупке утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества.

 

Положение о закупках ООО «Экопол» в редакции от 05.02.2020 г. утверждено решением единственного участника ООО «Экопол» Алехина Ю.В. от 05.02.2020 г. № 23. Единственный участник ООО «Экопол» Алехин Ю.В. является также единственным органом – директором ООО «Экопол».

 

В соответствии с ч. 1.1.1. Положения о закупках ООО «Экопол» Положение является нормативным документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупочных процедур, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

Согласно ч. 1.2.1. Положения о закупках ООО «Экопол» закупки могут быть конкурентными и неконкурентными.

 

В соответствии с ч. 1.1.3. Положения о закупках ООО «Экопол» Заказчик при закупке товаров, работ, услуг руководствуется принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Согласно ч. 1.2.3. Положения о закупках ООО «Экопол» конкурентные закупки осуществляются следующими способами: конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс); аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос предложений (открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); запрос котировок (открытый запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).

 

Таким образом, в части установления перечня способов конкурентной закупки Положение о закупках ООО «Экопол» не противоречит нормам ФЗ «О закупках...».

 

Вместе с тем, Положение о закупках ООО «Экопол» предусматривает широчайший перечень случаев проведения неконкурентных закупок.

 

В соответствии с ч. 1.2.4. Положения о закупках ООО «Экопол» неконкурентная закупка осуществляется путем проведения закупки у единственного поставщика, при данном способе закупки предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю).   

 

Согласно ч. 1.2.6. Положения о закупках ООО «Экопол» закупка у единственного поставщика осуществляется в случаях, установленных настоящим Положением, когда проведение иных процедур закупок невозможно или нецелесообразно.

 

Так, в соответствии с ч. 7.1. Положения о закупках ООО «Экопол» закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, если:

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 100 тыс. руб., включая НДС;

2) требуется закупить товары (работы, услуги), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и равноценная замена которых невозможна, или необходимо заключить договоры с субъектами естественных монополий;

3) нужно провести дополнительную закупку товаров или закупку товаров, необходимых для обслуживания, ремонта и (или) обеспечения бесперебойной работы ранее приобретенных товаров, а также товаров, работ и услуг, которые связаны с их обслуживанием и сопровождением;

4) требуется закупить товары (работы, услуги) с целью обеспечить участие Заказчика в выставке, конференции, семинаре, стажировке;

5) возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и применить другие способы закупки невозможно из-за отсутствия времени, необходимого для их проведения, в следующих случаях:

- возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы);

- уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно);

- расторгнут неисполненный договор и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения;

6) процедура закупки признана несостоявшейся, поскольку не подано (не допущено к участию) ни одной заявки либо подана (допущена к участию) единственная заявка; заключается договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если договор, заключенный ранее с единственным участником закупки, признанной несостоявшейся, расторгнут;

7) возникла потребность в услугах по предоставлению банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по договору с третьим лицом;

8) Заказчик является исполнителем по договору и в процессе его исполнения возникла потребность в товарах (работах, услугах), но проводить конкурентную процедуру нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого договора;

9) закупаются коммунальные услуги;

10) осуществляется подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;

11) закупаются услуги по техническому и санитарному содержанию помещений Заказчика;

12) закупаются услуги стационарной и мобильной связи;

13) закупаются товары, работы, услуги, которые могут быть поставлены (оказаны, выполнены) исключительно органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (за исключением случаев, при которых данная Продукция может поставляться коммерческими организациями).

14) закупаются услуги по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

15) заключается договор (соглашение) с оператором электронной площадки;

16) закупаются услуги по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства;

17) осуществляется закупка на проведение авторами проекта технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ;

18) осуществляется закупка на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении интеллектуальной собственности для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, если единственному поставщику принадлежит исключительное право на интеллектуальную собственность или право ее использования, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставлять сублицензии;

19) поставка товаров, работ, услуг осуществляется театрами, учреждениями, осуществляющими концертную деятельность, концертными коллективами, а также физическими лицами (общественные и политические деятели, ученые, авторы книг, статей, публикаций и иных объектов интеллектуальной деятельности, поэты, певцы, деятели кино, артисты, спортсмены, музыканты, преподаватели и т.п.) или их партнерами, агентами и иными единственными представителями, уполномоченными (или обладающими правами) организовывать поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ данными физическими и юридическими лицами или при их участии;

20) приобретаются товары, работы, услуги у участника закупки, занявшего второе место (и при аналогичных обстоятельствах - каждое последующее) по итогам проведения закупки по причине расторжения/прекращения/не заключения договора с Победителем, и сохранения необходимости проведения закупки;

21) приобретаются товары на торгах (или при иных публичных способах продажи), проводимых другими лицами (продавцами, организаторами торгов и т.п.), которыми определяется процедура продажи;

22)         проводится закупка услуг, связанная с участием работников Заказчика в проведении форумов, конференций, а также фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании соответствующих приглашений на посещение указанных мероприятий (в том числе обеспечение проезда к месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием);

23)         в иных случаях, когда личность поставщика, подрядчика, исполнителя (его работника) имеет важное значение в силу имеющегося у него эксклюзивного опыта, в том числе во взаимодействии с Заказчиком, по вопросам, в решении которых (по подготовке которых) он участвовал (в том числе, адвокатская деятельность, деятельность патентных поверенных, представительство в судебных и правоохранительных органах по начатым/текущим гражданским, уголовным, административным делам и др.);

24)         при закупке товаров по существенно сниженным ценам, значительно меньшим, чем обычные рыночные цены (в том числе распродажи, приобретение у поставщика, ликвидирующего свою хозяйственную деятельность, реализация имущества конкурсными управляющими при банкротстве, скидки, распродажи, маркетинговые акции и т.п.), когда такая возможность существует в течение короткого промежутка времени, в связи с чем, применение иных процедур закупки нецелесообразно ввиду их длительности;

25)         приобретаются услуги, связанные с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, и выделенных помещений;

26)         закупаются запасные части и расходные материалы (в том числе автошины) для транспортных средств Заказчика, а также имеющегося у него оборудования; выполняются работы по установке указанных запасных частей и расходных материалов, если поставка и установка может быть произведена одним хозяйствующим субъектом;

27)         закупаются услуги почтовых организаций, в том числе, по приёму от населения платежей за услуги Заказчика; проводится закупка на оказание услуг по организации расчётов за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;

28)         заключается (пролонгируется) договор аренды (субаренды) недвижимого имущества; возникла потребность в аренде (субаренде) машин, оборудования и иного движимого имущества, права на которые принадлежат заранее известным собственникам; закупаются услуги по предоставлению парковочных мест доя стоянки транспорта заказчика;

29)         заключается договор купли-продажи недвижимого имущества, транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, права на которое принадлежат заранее известным собственникам;

30)         заключается договор на услуги по мониторингу за состоянием и загрязнением окружающей среды, возникающее из деятельности Заказчика, в том числе проводятся лабораторно-аналитические исследования;

31)         заключаются договоры на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов и иных отходов, не входящих в состав ТКО; заключаются агентские договоры на продажу вторичных материальных ресурсов;

32)         проводится закупка, когда по причине стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости с ранее приобретенной продукцией и/или сохранения гарантийных обязательств при эксплуатации продукции, такую закупку целесообразно провести только у того же поставщика (подрядчика, исполнителя);

33)         проводится закупка на поставку горюче-смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, в том числе, если ранее заключенный по результатам закупки договор расторгнут;

34)         проводится закупка на поставку средств индивидуальной защиты;

35)         закупаются услуги банков, кредитных организаций и лизинговых компаний;

36)         осуществляется закупка мебели и бытовой техники;

37)         проводится закупка на услуги доступа к сети Интернет;

38)         проводится закупка на сопровождение программных продуктов, используемых Заказчиком;

39)         осуществляется закупка периодических изданий (в т.ч. по подписке на газеты, журналы), сувенирной продукции; закупаются полиграфические услуги и услуги по выпуску журналов, буклетов, годовых отчетов;

40)         приобретаются юридические услуги, в том числе услуги нотариусов и адвокатов;

41)         приобретаются услуги по размещению материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет; приобретаются услуги по созданию видеороликов, видеофильмов, теле- радиопрограмм;

42)         приобретаются услуги по созданию и поддержанию сайта Заказчика или информационных сайтов в интересах Заказчика; приобретаются услуги по осуществлению письменных и устных переводов в интересах Заказчика;

43)         осуществляется закупка по обслуживанию и сопровождению программно-аппаратного комплекса мониторинга и управления транспортом Заказчика;

44)         закупается оборудование, используемое на полигоне твердых бытовых отходов;

45)         осуществляется закупка на оказание услуг по мойке и дезинфекции транспортных средств, в том числе спецтехники, контейнеров, иного оборудования Заказчика.

 

Положение о закупках ООО «Экопол» не содержит определения таких понятий, как срочная потребность, закупка продукции по существенно сниженным ценам, эксклюзивный опыт поставщика, подрядчика, исполнителя, условий их определения, однако допускается закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика без учета стоимости в случае наличия эксклюзивного опыта у поставщика, подрядчика, исполнителя, срочной потребности или закупке продукции по существенно сниженным ценам.

 

Таким образом, Положение о закупках ООО «Экопол» предоставляет заказчику возможность осуществлять такие закупки по своему усмотрению, без проведения конкурентных процедур.

 

Кроме того, Положение о закупках ООО «Экопол» содержит широчайший перечень конкретных прямых закупок у единственного поставщика на рынках, которые являются конкурентными, таких, как заключение договора купли-продажи недвижимого имущества, транспортных средств, самоходных машин и других видов техники; закупка запасных частей и расходных материалов (в том числе автошин) для транспортных средств Заказчика; выполнение работ по установке запасных частей и расходных материалов; закупка на поставку горюче-смазочных материалов, охлаждающих жидкостей; закупка на поставку средств индивидуальной защиты;  закупка мебели и бытовой техники; закупка полиграфических услуг и услуг по выпуску журналов, буклетов, годовых отчетов; закупка оборудования; закупка на оказание услуг по мойке и дезинфекции транспортных средств.

 

Такие товары и услуги предлагаются большим количеством хозяйствующих субъектов, которые могли бы посостязаться между собой за право заключения договора при проведении конкурентных процедур.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что Положение о закупках ООО «Экопол» предусматривает необоснованно расширенный перечень случаев проведения неконкурентных закупок, в том числе и на конкурентных рынках, что, по мнению Курского УФАС России, противоречит принципам закупочной деятельности, установленным ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках...» (равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств), принципам закупочной деятельности, установленным Положением о закупках ООО «Экопол» (равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика).

 

Данный вывод Курского УФАС России подтверждается следующим.

 

При анализе закупочной деятельности ООО «Экопол» установлено, что в период с 31.10.2017 г. по 11.06.2020 г. ООО «Экопол» было проведено 212 закупок, из которых 110 конкурентных закупок, а 102 закупки у единственного поставщика.

 

При этом 8 конкурентных закупок проведены во исполнение Предписания ФАС России от 21.08.2019 г. по делу № 10/01/10-3/2019 на общую сумму 110 345 310 руб. 00 коп.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что доля неконкурентных закупок ООО «Экопол» составляет более 48 % от общего числа закупок общества.

 

ООО «Экопол» в период за 2017-2020 гг. было проведено 102 закупки у единственного поставщика таких, как:

 

- 29.11.2019 г.  закупка № 31908596269 (Поставка горюче-смазочных материалов (автомобильного бензина и дизельного топлива) для нужд ООО «Экопол») на сумму 126 783 400 руб. 00 коп.

- 03.03.2020 г. закупка № 32008949162 (Оказание услуг по мойке и дезинфекции транспортных средств ООО «Экопол») на сумму 5 148 247 руб. 50 коп.

- 23.04.2019 г. закупка № 31907807702 (Поставка горюче-смазочных материалов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на сумму 62 000 000 руб. 00 коп.

- 25.12.2018 г. закупка № 31807354854 (Поставка масел, смазок и жидкостей для транспортных средств) на сумму 25 892 325 руб. 00 коп.

- 14.12.2018 г. закупка № 31807302088 (Аренда транспортных средств без экипажа (самосвалов) на сумму 31 200 000 руб. 00 коп.

- 26.11.2018 г. закупка № 31807203180 (Субаренда транспортных средств с экипажем) на сумму 45 408 000 руб. 00 коп.

- 09.01.2018 г. закупка № 31805993666 (Поставка программно-вычислительного комплекса для организации работы с клиентами) на сумму 42 100 000 руб. 00 коп.

 

При этом в 2017 г. ООО «Экопол» были проведены закупки у единственного поставщика на сумму более 168 млн. рублей, в 2018 г. на сумму более 340 млн. рублей, в 2019 г. на сумму более 204 млн. рублей, в 2020 г. на сумму более 51 млн. рублей.

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что в период с 31.10.2017 г. по 11.06.2020 г. ООО «Экопол» было проведено 102 закупки у единственного поставщика на общую сумму более 763 млн. рублей.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О закупках...» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках...» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами - информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.03.2016 г. № Д28и-494 хозяйственное общество вправе заключать договоры по результатам закупки у единственного поставщика в случае установления порядка закупки указанным способом в положении о закупке, утвержденном в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках...», при этом, с целью обеспечения соблюдения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки следует проводить конкурентные закупки.

 

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.10.2015 г. № Д28и-3118 осуществление закупок конкурентными способами способствует реализации принципов, указанных в ФЗ «О закупках...», тогда как злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно ч. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г., закрепление в положении о закупке условий, позволяющих осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

 

При этом суды отметили, что указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

 

Системное толкование Положения о закупках ООО «Экопол» и норм ФЗ «О закупках..» свидетельствует о том, что Положение предусматривает проведение закупок у единственного поставщика фактически по усмотрению ООО «Экопол», содержит широкий перечень условий проведения закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках без объективных причин, что противоречит таким целям и принципам закупочной деятельности, как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

 

В результате доля закупок ООО «Экопол» у единственного поставщика составляет более 48 % от всех закупок Общества.

 

Более того, издержки (расходы) ООО «Экопол» непосредственно влияют на тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, сокращение издержек (расходов) является одним из факторов сдерживания роста тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, плательщиками которого являются непосредственно граждане г. Курска и Курской области.

 

В соответствии со ст. 24.7 ФЗ «Об отходах...», ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отхода и находятся места их накопления.

 

Учитывая круг потребителей услуг ООО «Экопол», население и юридические лица Юго-западной зоны Курской области в соответствии со ст. 24.7 ФЗ «Об отходах...», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, а также в соответствии с п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО «Экопол» является региональным оператором в Юго-западной зоне Курской области.

 

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Таким образом, положение ООО «Экопол» как регионального оператора на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области в юго-западной зоне является доминирующим.

 

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия, которые приводят к созданию дискриминационных условий.

 

В соответствии с п. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами

 

Установление Положением о закупках ООО «Экопол» перечня условий для проведения закупки у единственного поставщика фактически наделяет Заказчика возможностью проведения неконкурентных закупочных процедур произвольно, по своему усмотрению, что противоречит целям и принципам закупочной деятельности, установленным ст. 3 ФЗ «О закупках...», может создать препятствия к доступу на рынок хозяйствующим субъектам, может создать дискриминационные условия для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не имеющих возможности участвовать в закупках Общества.

 

ООО «Экопол» как Заказчик при закупке у единственного поставщика выбирает поставщика (подрядчика, исполнителя) на свое усмотрение, исходя из своего субъективного мнения, а не исходя из наиболее выгодных предложений участников, в том числе о цене контракта.

 

Действия (бездействие) ООО «Экопол» как регионального оператора по обращению с ТКО, занимающего доминирующее положение на данном рынке, по осуществлению закупок у единственного поставщика на основании Положения о закупках, которое устанавливает необоснованно широкий, неопределенный, открытый перечень случаев закупки у единственного поставщика, и не проведению конкурентных закупок товаров (работ, услуг) на конкурентных рынках, ограничивают круг хозяйствующих субъектов, у которых осуществляются закупки ООО «Экопол», могут привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, которые могли бы предложить свои товары (работы, услуги) в условиях конкурентных закупок, что может привести к созданию дискриминационных условий поставки товаров, работ, услуг для нужд ООО «Экопол», и следовательно, к ограничению конкуренции.

 

Кроме того, такие действия ООО «Экопол» как регионального оператора по обращению с ТКО могут привести к увеличению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и, следовательно, к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг Общества.

 

Поскольку ООО «Экопол» в силу своего статуса регионального оператора по обращению с ТКО занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах своей зоны деятельности, такие действия (бездействие)являются злоупотреблением доминирующим положением, которое запрещено п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Таким образом, антимонопольным органом в действиях ООО «Экопол» установлены признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, , антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

                                             ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Регионального оператора по обращению с ТКО - ООО «Экопол» (ИНН 4632060153, ОГРН 1054639175601) о необходимости принятия мер по устранению нарушения, приведения Положения о закупках в соответствие с нормами ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в Положение о закупках ООО «Экопол»:

 

- установления в Положении о закупках объективного закрытого перечня условий для проведения закупки у единственного поставщика;

 

- исключения из Положения о закупках условий проведения закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках.

 

            Срок исполнения настоящего предупреждения – 45 дней со дня получения ООО «Экопол» настоящего предупреждения.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

 

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

 

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны