Решение б/н Решение от 4 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
-
-
-
-
-
-
-
- Е Ш Е Н И Е
-
-
-
-
-
-
-
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу № 046/10/18.1-777/2020
Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2020 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 04 декабря 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель Комиссии:
рассмотрев дело по признакам нарушения ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», порядка проведения торгов, установленного ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, посредством видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/5966350978 , в отсутствии гр. (уведомлен о рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи и времени рассмотрения дела), в присутствии представителя Комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель |
гр. |
Организатор торгов |
Комитет по управлению имуществом Курской области |
Способ торгов |
Открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка |
Размещение информации о закупке в сети «Интернет» |
www.torgi.gov.ru |
Наименование предмета торгов |
№ 161020/0720372/01 лот № 1, на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:29:103031:165, площадью 1 300 кв.м. |
Дата подачи заявок |
12.11.2020 г. |
Рассмотрение заявок |
13.11.2020 г. |
Дата аукциона |
17.11.2020 г. |
Протоколы |
Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.11.2020 г. |
Начальный ежегодный размер арендной платы |
200 000 (двести тысяч) руб. 00 коп. |
Доводы жалобы |
1. В соответствии с Извещением о проведении аукциона на земельном участке установлен временный навес из металлоконструкций, при осмотре участка установлено, что на участке находится объект капитального строительства. Согласно п. 8 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ аукцион на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства. |
Доводы организатора торгов |
1. С доводами гр. , изложенными в жалобе, Комитет по управлению имуществом Курской области не согласен; 2. Факт нахождения зданий, строений, сооружений, указанных в п. 8 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, должен иметь правовое обоснование; 3. Согласно Выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103031:165 сведения о правах, ограничениях, обременениях, а также расположенных в пределах земельного участка объектах недвижимости отсутствуют; 4. В процессе осуществления мероприятий по подготовке к проведению аукциона Комитетом был проведен осмотр земельного участка, в результате которого установлено, что на земельном участке расположено некапитальное строение – временный навес из металлоконструкций.
В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны. |
Уведомление о рассмотрении дела |
Отправлено 25.11.2020 г. |
В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.
1. В соответствии с п. 8 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
В своей жалобе гр. указывает, что на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103031:165 находится объект капитального строительства – «полноценный склад на фундаменте с четырьмя стенами», представил видеозапись съемки участка, предположительно являющегося предметом торгов.
Организатор торгов – Комитет по управлению имуществом Курской области в Извещении о проведении торгов указал, что на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103031:165 установлен временный навес из металлоконструкций.
30.11.2020 г. Комитет по управлению имуществом Курской области представил в Курское УФАС России письменные пояснения по существу жалобы гр. с приложением документов, в том числе Выписки из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении участка с кадастровым номером 46:29:103031:165 и Акта осмотра земельного участка с кадастровым номером 46:29:103031:165, составленный должностным лицом Комитета по управлению имуществом Курской области 01.08.2019 г.
Согласно Выписке из ЕГРН в отношении участка с кадастровым номером 46:29:103031:165 сведения о правах, ограничениях и обременениях, а также о расположенных в пределах земельного участка объектах недвижимости, отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
По мнению Комитета по управлению имуществом Курской области, для применения норм, установленных п. 8 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, факт нахождения зданий, строений, сооружений на земельном участке должен иметь правовое обоснование.
Комиссией Курского УФАС России установлено, что в соответствии с Выпиской из ЕГРН в отношении участка с кадастровым номером 46:29:103031:165 сведения о правах, ограничениях и обременениях, а также о расположенных в пределах земельного участка объектах недвижимости, отсутствуют.
При составлении Акта осмотра земельного участка от 01.08.2019 г. должностным лицом Комитета по управлению имуществом Курской области установлено, что участок с кадастровым номером 46:29:103031:165 частично используется под парковку автотранспорта, на части земельного участка находится некапитальное строение, используемое для складирования продукции.
При анализе жалобы гр. , видеозаписи, приложенной к жалобе, документов и пояснений, представленных Комитетом по управлению имуществом Курской области, в том числе Выписки из ЕГРН, Акта осмотра земельного участка, Комиссией Курского УФАС России установлено следующее.
Согласно ст. 130, 131 ГК РФ здания, строения, сооружения представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из изложенного, здания, строения, сооружения, указанные в п. 8 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, должны быть не просто расположены на земельном участке, а должны иметь какое-либо правовое обоснование, позволяющее говорить о необходимости соблюдения прав лица, которому они принадлежат при выставлении такого земельного участка на аукцион; земельный участок не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здания, сооружения, являющиеся объектами недвижимого имущества.
При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и(или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
При рассмотрении дела Комиссией Курского УФАС России установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103031:165 находится навес с ограждением из металлоконструкций без наличия признаков фундамента, при этом право на указанный объект в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, кадастровый учет не произведен, а доказательств, подтверждающих, что данный объект можно отнести к объектам недвижимого имущества, имеющих неразрывную связь с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (статья 130 ГК РФ) в материалах дела не представлено.
Таким образом, основания для вывода о том, что расположенный на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103031:165 объект является объектом недвижимости, принадлежащим гражданам или юридическим лицам, что препятствует предоставлению земельного участка по результатам аукциона (п. 8 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ) отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 22.03.2019 г. № Ф09-747/19 по делу № А60-25610/2018, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2017 г. № Ф09-1528/17 по делу № А76-20478/2016.
При таких обстоятельствах, довод гр. о проведении аукциона в нарушение п. 8 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ является необоснованным.
Дополнительно, Комиссией Курского УФАС России принято во внимание следующее.
При рассмотрении дела № 046/10/18.1-778/2020 по жалобе гражданина на действия Комитета при проведении рассматриваемого аукциона по извещению № 161020/0720372/01 Курским УФАС России установлено, что организатором торгов – Комитетом по управлению имуществом Курской области в Извещении о проведении торгов указано, что заявки на участие в аукционе принимаются по месту проведения аукциона 12.11.2020 г. с 10 часов 00 минут (по московскому времени) до 17 часов 00 минут (по московскому времени), перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут (по московскому времени).
По результатам рассмотрения дела№ 046/10/18.1-778/2020 Комиссией Курского УФАС России было установлено, что организатор торгов – Комитет по управлению имуществом Курской области при установлении срока подачи заявок равным одному дню злоупотребил правом, ограничил права участников аукциона, предусмотренные ч. 2 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, что может привести к ограничению конкуренции вследствие необоснованного сужения количества потенциальных участников торгов, Комитет по управлению имуществом Курской области признан нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела установлено, что заявку на участие в аукционе гр. не подавал.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.11.2020 г. по Лоту № 1 поступило 12 заявок на участие.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23, ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, 41, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу гр. необоснованной.
- Признать организатора торгов - Комитет по управлению имуществом Курской области нарушившим ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».
- Предписание не выдавать в связи с отсутствием признаков нарушения прав заявителя.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.