Предупреждение №4806 предупреждение №02-16/2020 от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №02-16/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В результате проведенного Курским УФАС России мониторинга соблюдения Администрацией города Льгов Курской области требований антимонопольного законодательства при реализации полномочий в сфере управления и распоряжения лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также на основании сведений и документов, представленных в Курское УФАС России Курчатовским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Курской области,
установлено следующее.

 

13.07.2020г. Администрацией города Льгов Курской области вынесено постановление №612 «О предоставлении лесных участков в аренду без проведения аукциона».

 В соответствии с указанным Постановлением, Администрацией города Льгова было принято решение «передать в аренду лесные участки площадью 533,1 га, расположенные на территории города Льгова Курской области ИП К... в целях заготовки древесины, без проведения торгов, согласно статьям 73.1 и 84 Лесного Кодекса РФ».

 

14.07.2020г., на основании данного Постановления, Администрацией города Льгова и ИП К... был заключен договор б/н «аренды лесного участка для заготовки древесины».

Согласно п.1.1 договора, Арендодатель - Администрация города Льгова обязуется предоставить, а Арендатор -  ИП К... обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в муниципальной собственности.

В соответствии с п.1.2 договора «лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 533,1 га, местоположение: Курская обл., г.Льгов.

Льговские городские леса, на территории муниципального образования «город Льгов», относятся к защитным лесам и разделены на 1 категорию защитных лесов. Вид разрешенного использования: «заготовка древесины».

В п.1.4 договора указано: «Арендатору передается лесной участок с целью заготовки древесины». Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении 3 к настоящему договору» (Согласно приложению №3 объем заготовки древесины определен в количестве 0,54 тыс. куб. м в год).

Период действия договора – 49 лет (2020-2049). Арендная плата составляет 26 161, 69 рублей в год.

Государственная регистрация договора произведена 04.08.2020г. 

 

24.09.2020г. Администрацией города Льгова и ИП Косоголовым В.В. заключено дополнительное соглашение к договору б/н от 14.07.2020г.

Согласно дополнительного соглашения, сторонами увеличен объем заготовки древесины до 3,9 тыс. куб. м в год. Также размер арендной платы по договору увеличен до 374 112,61 рублей в год.

Государственная регистрация дополнительного соглашения произведена 06.10.2020г. 

 

Согласно пояснениям Администрации города Льгова, представленным по запросу Курского УФАС России, договор аренды земельного участка для заготовки древесины б/н от 14.07.2020г., был заключен без проведения аукциона на основании п.3 ч.3 ст.73.1 и ст.84 Лесного Кодекса РФ (далее – ЛК РФ).

Статья 84 ЛК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений.

Согласно указанной правовой нормы, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен главой 6 ЛК РФ.

Согласно ч.1 ст.71 гл.6 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с ч.1 ст.72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.25 ЛК РФ, использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с ч.2 ст.6 настоящего Кодекса.

 

Как установлено ч.1 ст.73.1 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных ч.3 ст.73.1 ЛК РФ, ч.1 ст.74 настоящего Кодекса.

Согласно ч.3 ст.73.1 ЛК РФ, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;

4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Исходя из содержания п.3 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются только в случае заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям:

- для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ);

- для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (статья 44 ЛК РФ);

- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК РФ);

- для переработки древесины и иных лесных ресурсов, то есть для предпринимательской деятельности, связанной с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 данного Кодекса (статья 46 ЛК РФ).

 

При этом, согласно ч.1 ст.46 ЛК РФ использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со ст.14 ЛК РФ.

Как установлено ч.1 ст.14 ЛК РФ, для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).

В соответствии с ч.2 ст.14 ЛК РФ, создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.

Как было указано ранее, лесной участок, являющийся предметом рассматриваемого договора, является защитным.

Учитывая, что ЛК РФ ограничена возможность переработки древесины  на данном лесном участке, как отнесенном к лесам защитной категории, предоставление лесного участка, в пользование по договору аренды или иному правовому основанию, для целей установленных ст.46 ЛК РФ - для переработки древесины и иных лесных ресурсов, запрещено в силу положений ч.1 ст.46, ст.14 ЛК РФ.

 

Как указано ранее, частью 1 ст.25 ЛК РФ установлен перечень видов использования лесов, среди которых: заготовка древесины (пункт 1); переработка древесины и иных лесных ресурсов (пункт 14). Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч.1 ст.25 ЛК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст.25 ЛК РФ).

Следовательно, заготовка древесины и ее переработка являются разными видами использования лесов.

Таким образом, в п.3 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ речь идет о лесных участках, предоставленных не для заготовки древесины (вид лесопользования, установленный статьей 29 ЛК РФ), а для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, в том числе для переработки древесины.

 

Как следует из представленных Администрацией сведений и документов, договором аренды б/н от 14.07.2020г. лесной участок предоставлен арендатору для заготовки древесины. Иных видов использования леса условиями договора не предусмотрено.

В соответствии с материалами дела, рассматриваемый лесной участок не используется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для целей ст.ст.43—46 ЛК РФ.

При таких обстоятельствах, ссылка Администрации города Льгов Курской области на п.3 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ в качестве обоснования возможности заключения рассматриваемого договора аренды без торгов, является несостоятельной.

Из изложенного следует, что согласно ч.1 ст.73.1, п.3 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ, заключение договора аренды лесного участка для цели «заготовка древесины», в случае, если такой участок не передан юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, возможно исключительно по результатам торгов.

Как установлено из представленных материалов, рассматриваемый лесной участок не используется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для целей ст.ст.43—45 ЛК РФ, а для целей ст.46 ЛК РФ и не может быть использован в силу запрета, установленного ст.14 ЛК РФ.

 При таких обстоятельствах, заключив договор аренды б/н от 14.07.2020г. без проведения торгов, Администрация города Льгова Курской области нарушила требования ч.1 ст.73.1 ЛК РФ.

 

По пункту 1 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011г. N8799/11 по делу NА66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Действия Администрации города Льгова Курской области по предоставлению в аренду ИП К... на срок 49 лет лесного участка без проведения торгов, привели к ограничению конкуренции в сфере доступа к муниципальному имуществу, природным ресурсам, путем создания преимущественных условий деятельности для ИП на таком товарном рынке по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, имеющими намерения арендовать такое имущество, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст.15 ФЗ «О защите конкуренции…», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи, Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Администрацию города Льгов Курской области о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения  антимонопольного законодательства, путем принятия мер по возврату в муниципальную казну лесного участка, переданного в пользование ИП К... по договору аренды №б/н от 14.07.2020г., в срок до 30 декабря 2020г.

О выполнении предупреждения Администрации города Льгов Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

    Курское УФАС России сообщает, что в соответствии с ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лицо, которому выдано предупреждение, вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока его исполнения в случае наличия достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено.

   В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующее привлечение лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны