Предупреждение №№ 03-06/2020 Предупреждение № 03-06/2020 от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-06/2020

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ  

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Курское УФАС России) рассмотрело заявление Военного комиссариата Курской области (вх. № 6574 от 16.12.2019 г.), заявление Военного комиссариата Курской области, поступившее из Прокуратуры Курской области (вх. № 6870 от 26.12.2019), заявление Военного комиссариата Курской области, поступившее из Комитета региональной безопасности Курской области (вх. № 6509 от 12.12.2019) о незаконных, по мнению заявителя, действиях ИП "..." (ИНН "...", ОГРН "..."), действующего под наименованием «Военно-врачебная комиссия» (ВВК), при размещении на сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru/» следующей информации: «Помощь призывникам по всей России. Получи военный билет. Официально и на законных основаниях. За 1 призыв».

 

 Курским УФАС России установлено наличие в действиях ИП "..." (ИНН "...", ОГРН "...") признаков нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение и некорректного сравнения. 

 

22.01.2020 г. специалистами Курского УФАС России проведен осмотр и копирование сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru/».

 

При переходе по ссылке «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru/» открывается главная страница сайта с заголовком «ВВК ВОЕННО-ВРАЧЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ». Справа на слайде размещены разделы сайта: заказать звонок, группа VK, прайс-лист.

 

Справа от заголовка на главной странице размещена информация: «Крупнейший проект в России по срочной помощи призывникам с 2008 года».

 

Ниже на главной странице сайта размещена информация: «Мы работаем уже 10 лет и помогли 5160 юношам получить военный билет без службы в армии. 5160 призывников получили военный билет с нашей помощью. 89% юношей имеют основания, несовместимые со службой в армии, и, вероятнее всего, такие найдутся и у вас». Также на главной странице указан номер телефона, адрес, график работы, e-mail.

 

В разделе «прайс-лист» размещен текст: «ИНН: "...", ОГРН: "...". Гарантия 100 %, что клиент не уйдёт служить». Справа на странице указаны номер телефона, адрес офиса.

 

Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ФЗ «Об информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлено ограничение доступа.

 

Согласно п.1 ч.4 ст.6 ФЗ «Об информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

 

Согласно п.6 ст.3 ФЗ «Об информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.

 

Согласно ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации» информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

 

Сведения об услугах, оказываемых ИП "...", размещенные на сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru» в сети Интернет, в соответствии со ст. 2, 5 ФЗ «Об информации» являются общедоступной, свободно распространяемой информацией. 

 

Указанная информация вводит в заблуждение потребителей (потенциальных потребителей) и содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

 

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

-    потребитель - юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар.

 

В силу ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

 

В соответствии с информацией, представленной ИП "..." в Курское УФАС России (вх. № 587 от 10.02.2020 г.), предприниматель является пользователем сайта «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru» в сети Интернет.

 

Согласно пояснениям ИП "...", информации, размещенной на сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru», выписке из ЕГРИП ИП "..." оказывает юридические услуги (деятельность в области права, ОКВЭД 69.10).

 

ИП "..." заключен договор о партнерстве и абонентском обслуживании с ООО «Военно-врачебная коллегия-Центр» "...", договор о партнерстве и абонентском обслуживании с ИП "...", правообладателем товарного знака «Военно-врачебная коллегия» ИП "..."предоставлено ИП "..."согласие на использование товарного знака.

 

Из пояснений ИП "..." следует, что реестр договоров с клиентами предпринимателем не ведется, точных данных о количестве граждан, которым оказана помощь в получении военного билета, не имеется, информация о том, что помощь в получении военного билета оказана 5160 призывникам, что 89% юношей имеют основания, несовместимые со службой в армии, взята с сайта Яковлева А.Я. «https://voenniy-bilet.ru».

 

На сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru» указано, что ИП "..." оказывает юридическую помощь призывникам «более 10 лет, работает с 2008 года», однако, согласно выписки из ЕГРИП датой регистрации индивидуального предпринимателя является 18.02.2016 г.

 

Таким образом, информация, распространяемая на сайте, является недостоверной.

 

Гарантией 100 %, что «клиент не уйдет служить», по мнению ИП "...", является право гражданина на обжалование решения призывной комиссии в административном и/или судебном порядке, установленном ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

 

В то же время, право гражданина на обжалование решения призывной комиссии в административном и/или судебном порядке не гарантирует гражданину освобождение от военной службы, а только дает возможность обжалования решения призывной комиссии.

 

Таким образом, распространение ИП "..." информации о предоставлении гарантии 100 %, что клиент не уйдёт служить, о том, что 5160 призывников получили военный билет с помощью ИП "...", 89% юношей имеют основания, несовместимые со службой в армии создает у потенциальных потребителей впечатление, что предпринимателем оказана юридическая помощь 5160 призывникам с 2008 г., что 89 % юношей имеют основания несовместимые со службой, что гражданину гарантировано освобождение от военной службы при обращении к ИП "...", вводит потребителей (потенциальных потребителей) в заблуждение.

 

В силу ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

 

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

 

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

 

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

 

Распространяемая информация:

«Крупнейший проект в России по срочной помощи призывникам с 2008 года»

 

создаёт впечатление о превосходстве ИП "..." и его услуг, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение; в данном сравнении отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик, результаты сравнения не могут быть объективно проверены, сравнение с конкурентами, их услугами основано на несопоставимых фактах.  

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

 

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 

ИП "..."  осуществляет предпринимательскую деятельность в области права (юридические услуги). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» ИП "..." является хозяйствующим субъектом.

 

На территории г. Курска и Курской области деятельность в области права осуществляют более 20 хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами ИП "..." и состязающихся между собой и с ИП "..." за привлечение потребителей с целью получения прибыли.

 

Введение в заблуждение, некорректное сравнение имеют своей целью привлечение внимания к своим услугам путем распространения недостоверной информации об оказываемых услугах и привлечение большего числа клиентов, создает у потребителей впечатление, что они получат услуги на условиях, представленных на сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru», тогда как добросовестные конкуренты таких клиентов привлечь не могут. Некорректное сравнение формирует у потребителя (потенциального потребителя) ложное убеждение о том, что ему будут предоставлены услуги крупнейшей в России организацией, направлено на получение преимуществ при осуществлении деятельности по предоставлению услуг в области права перед конкурентами, которые при распространении информации о своей деятельности действуют добросовестно.

 

Такие действия направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

 

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам.

 

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

 

Таким образом, такое введение ИП "..." потребителей в заблуждение и некорректное сравнение с конкурентами может причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Кроме того, вышеуказанные действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

 

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что распространение ИП "..." в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru» информации, адресованной неопределенному кругу лиц: «Крупнейший проект в России по срочной помощи призывникам с 2008 года. Мы работаем уже 10 лет и помогли 5160 юношам получить военный билет без службы в армии. 5160 призывников получили военный билет с нашей помощью. 89% юношей имеют основания, несовместимые со службой в армии, и, вероятнее всего, такие найдутся и у вас. Гарантия 100 %, что клиент не уйдёт служить», вводит потребителей (потенциальных потребителей) в заблуждение относительно условий приобретения услуги, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ИП "...", противоречит ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации», требованиям справедливости, добропорядочности и разумности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам (компаниям, оказывающим юридические услуги, услуги в области права) в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях ИП "..." все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения, предусмотренные п.9 ст.4, ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2, ст.14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

                                       

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

ИП "..." (ИНН "...", ОГРН "...") о необходимости прекращения нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, недобросовестной конкуренции в форме некорректного сравнения) путем прекращения распространения на сайте «https://www.voenniy-bilet-kursk.ru» в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, а также любым иным способом информации: «Крупнейший проект в России по срочной помощи призывникам с 2008 года. Мы работаем уже 10 лет и помогли 5160 юношам получить военный билет без службы в армии. 5160 призывников получили военный билет с нашей помощью. 89% юношей имеют основания, несовместимые со службой в армии, и, вероятнее всего, такие найдутся и у вас. Гарантия 100 %, что клиент не уйдёт служить».

 

            Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения ИП "..." настоящего предупреждения.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

 

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

 

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны