Решение №02.11.2015 № Р/05/1366 РЕШЕНИЕ по делу № 811-05-3170-А/15 от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

02.11.2015 № Р/05/1366

Генеральному директору

ПАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

«<…>»

(доверенное лицо «<…>»)

а/я 79,

г. Санкт-Петербург, 195297

(заявитель)

 

Заинтересованным лицам:

 

«<…>»

Санкт-Петербург, 194358

 

«<…>»

Ленинградская область, 188992

 

«<…>»

Санкт-Петербург, 197374

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 811-05-3170-А/15

 

                                                                                              г. Санкт-Петербург

Дата оглашения резолютивной части решения        -    20.10.2015

Дата изготовления решения в полном объеме          -     02.11.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

- заместителя руководителя Ленинградского

           УФАС России, председателя Комиссии;

 

- специалиста-эксперта отдела естественных монополий,члена Комиссии;

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителей:

 

ответчика - главного юрисконсульта отдела судебных споров и исполнения судебных решений Департамента правового обеспечения Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (по доверенности), в отсутствии заявителя и заинтересованных лиц (уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев материалы дела № 811-05-3170-А/15, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ПАО «Ленэнерго», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. Основанием для возбуждения дела № 811-05-3170-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении                           ПАО «Ленэнерго» послужило поступившее в Ленинградское УФАС России (вх. № 3170 от 05.05.2015) заявление гр. «<…>», представляющего по доверенности от 26.04.2012 г. серия <...> АА № 2215851 интересы                      «<…>», направленное в ФАС России (вх. № 31391/15 от 02.04.2015), переданное по территориальной принадлежности в Ленинградское УФАС России (вх. № 3170 от 05.05.2015), с жалобой на нарушение                                  ПАО «Ленэнерго» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) при исполнении договора № ОД-ПрЭС-11-8484/15693-Э/11 от 23.08.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения) энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанный в пункте 5 Договора присоединения составляет 6 месяцев со дня заключения договора (23.02.2012) и соответствует сроку, указанному в пункте 16 Правил присоединения.

В порядке, согласованном в пункте 11 Договора присоединения,                                 гр. «<…>» выполнил обязательства по договору, в части оплаты стоимости технологического присоединения к электрическим сетям                          (80286 руб.).

Согласно пункту 11.1 Технических условий (приложение 1 к Договору присоединения), ПАО «Ленэнерго» обязало заявителя смонтировать энергопримающее устройство на границе земельного участка, не далее 25 метров от точки присоединения (что является требованием, не предусмотренными Правилами присоединения).

В то же время, в пункте 7 Технических условий (ТУ) указана точка присоединения на проектируемой ВЛ-0,4 от проектируемой трансформаторной подстанции (ТП) на ближайшей проектируемой                    ПАО «Ленэнерго» опоре расположением которой гр. Зайцев А.Д. не владеет и, соответственно, не может выполнить условия пункта 11.1 ТУ, а также уведомить сетевую организацию о выполнении ТУ (пункт 8 Договора присоединения).

В срок, указанный в Договоре присоединения, 6 месяцев со дня заключения договора (23.02.2012) и срок, установленный в пункте 16 Правил присоединения ПАО «Ленэнерго» не осуществило технологическое присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. Зайцева А.Д. к электрическим сетям.

Бездействие ПАО «Ленэнерго», выраженное в неприсоединении энергопринимающих устройств гр. «<…>» к электрическим сетям в сроки, указанные в пункте 16 Правил присоединения и согласованные в Договоре присоединения, не позволяет потребителю получить услугу энергоснабжения, ущемляет его интересы, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

ПАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ПАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ              «О естественных монополиях» предусмотрено, что указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии.

В связи с изложенным, приказом № 229 от 07.07.2015г. Ленинградского УФАС России в отношении ПАО «Ленэнерго» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В Ленинградском УФАС России находятся на рассмотрении заявления: гр. «<…>» (договор № ОД-ВЭС-12221-11/12717-Э-11 от 17.10.2011), гр. «<…>» (договор № ОД-ГтЭС-815-14/35108-Э-13 от 14.03.2014), гр. «<…>» (договор № ОД-ГтЭС-13654-13/15317-Э-13 от 12.11.2013).

Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами рассматриваемого дела № 811-05-3170-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 граждан «<…>», привлечены к рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц (определения о привлечении №№ О/05/550 от 07.09.2015, О/05/554 от 08.09.2015, О/05/587 от 28.09.2015).

ПАО «Ленэнерго» предоставило Комиссии информацию (вх. № 5021 от 06.07.2015) о том, что по результатам закупочных процедур подрядчиком для выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств                 гр. «<…>» было выбрано ЗАО «ЭФЭСк» с которым 19.10.2012 г. сетевой организацией был заключен договор подряда № 12-10854 со сроком выполнения работ до 30.12.2012 г. (за 2 месяца 12 дней).

В связи с неисполнением договорных обязательств подрядчиком 27.03.2013 в адрес ЗАО «ЭФЭСк» было направлено уведомление о расторжении договора.

В дальнейшем были проведены закупочные процедуры по выбору подрядной организации для выполнения комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. По результатам проведенных закупочных процедур подрядчиком было выбрано Общество с ограниченной ответственностью «ВысокиеЭнергоСтроительныеТехнологии» (далее -              ООО «ВЭСТ»), с которым 25.11.2013г. был заключен договор подряда № 13-14274 со сроком выполнения работ до 30.11.2014 (за 12 месяцев 5 дней).

На момент принятия Комиссией решения (20.10.2015)                           ПАО «Ленэнерго» не предоставило информацию о присоединении энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям в соответствии с условиями договора № ОД-ПрЭС-11-8484/15693-Э/11 от 23.08.2011. В связи с этим, нарушение срока присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям составляет 3 года 7 месяцев 27 дней.

В обоснование своего бездействия - неисполнения условий договора   № ОД-ПрЭС-11-8484/15693-Э/11 от 23.08.2011, ПАО «Ленэнерго» ссылается на финансовые трудности (вх. № 5021 от 06.07.2015), которые возникли у ответчика с начала 2015 года, что повлекло невозможность финансирования подрядных работ.

 

По информации ПАО «Ленэнерго» (вх. № 5020 от 06.07.2015), работы по выполнению мероприятий для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>», расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Светогорское ГП, г. п. Лесогорский к электрическим сетям, были включены Адресную инвестиционную программу ответчика на 2012-2013 годы.

Для выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения, в рамках исполнения договора № ОД-ВЭС-12221-11/12717-Э-11 от 17.10.2011, ПАО «Ленэнерго» провело конкурсные процедуры по выбору подрядной организации с целью выполнения комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. По итогам проведения конкурсных процедур 06.08.2013г. с подрядной организацией                             ООО «Стройэнергокомплект» был заключен договор подряда № 13-7996 на выполнение комплекса работ для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям со сроком выполнения до 31.01.2015 (за 1 год 4 месяца 25 дней, номер извещения 31300434587).

На момент принятия Комиссией решения (20.10.2015)                               ПАО «Ленэнерго» не предоставило информацию о присоединении энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям в соответствии с условиями договора№ ОД-ВЭС-12221-11/12717-Э-11 от 17.10.2011. В связи с этим, нарушение срока присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям составляет 3 года 11 месяцев и 3 дня.

В обоснование своего бездействия - неисполнения условий договора ОД-ВЭС-12221-11/12717-Э-11 от 17.10.2011, ПАО «Ленэнерго» ссылается на финансовые трудности (вх. № 5020 от 06.07.2015), которые возникли у ответчика с начала 2015 года.

На запрос от 03.07.2015 № 05/2797 относительно исполнения условий договоров №№ ОД-ГтЭС-13654-13/15317-Э-13 от 12.11.2013 и ОД-ГтЭС-815-14/35108-Э-13 от 14.03.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенных с гр. «<…>» и гр. «<…>», ПАО «Ленэнерго» сообщило (вх. № 6289 от 20.08.2015, вх. № 6811 от 03.09.2015), что несоблюдение сроков технологического присоединения, установленных в договорах об осуществлении технологического присоединения, произошло: «Из-за коллизии норм права и несоответствие их реалиям в области строительства объектов электросетевого хозяйства».

Для выполнения обязательств по договору № ОД-ГтЭС-13654-13/15317-Э-13 от 12.11.2013 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, Волосовский район к электрическим сетям 19.12.2014 между ПАО «Ленэнерго» и ООО «ВЭСТ» заключен договор подряда № 14-15829 (номер извещения-31401745224) на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ со сроком исполнения обязательств 31.12.2015.

Срок выполнения мероприятий для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» согласован на дату 12.11.2014 и истек. На момент принятия Комиссией решения (20.10.2015) ПАО «Ленэнерго» не предоставило информацию о присоединении энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям в соответствии с условиями договора № ОД-ГтЭС-13654-13/15317-Э-13 от 12.11.2013. В связи с этим, нарушение срока присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям составило 11 месяцев 8 дней.

 

Для выполнения обязательств по договору № ОД-ГтЭС-815-14/35108-Э-13 от 14.03.2014 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, «<…>» к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» не провело конкурсные процедуры по выбору подрядной организации для выполнения комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Срок выполнения мероприятий для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» истек 14.03.2015 года. На момент принятия Комиссией решения (20.10.2015) ПАО «Ленэнерго» не предоставило информацию о присоединении энергопринимающих устройств объекта гр. Пичуговой Л.Ф. к электрическим сетям в соответствии с условиями договора № ОД-ГтЭС-815-14/35108-Э-13 от 14.03.2014. В связи с этим, нарушение срока присоединения энергопринимающих устройств объекта гр. «<…>» к электрическим сетям составило 7 месяцев         6 дней.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения ПАО «Ленэнерго» по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1.  Ссылка ПАО «Ленэнерго» на финансовые трудности в 2015 году, которые послужили причиной неисполнения условий договоров № ОД-ПрЭС-11-8484/15693-Э/11 от 23.08.2011, № ОД-ВЭС-12221-11/12717-Э-11 от 17.10.2011, № ОД-ГтЭС-13654-13/15317-Э-13 от 12.11.2013, № ОД-ГтЭС-815-14/35108-Э-13 от 14.03.2014 в сроки предусмотренные Правилами присоединения несостоятельны, так как сетевая организация по условиям вышеперечисленных договоров должна была выполнить обязательства в 2012, 2013, 2014 годах.
  2.  ПАО «Ленэнерго» не обращалось в судебные инстанции за признанием несоответствующим законодательству Российской Федерации положений пункта 16 Правил присоединения, для устранения коллизии норм права и приведения норм права в соответствии с реалиями в области строительства объектов электросетевого хозяйства.

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим имеют граждане, организации и иные лица, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

  1.  ПАО «Ленэнерго» заключило договоры подряда на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ за пределами сроков выполнения условий договоров и на сроки, превышающие сроки проведения мероприятий для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, согласованные в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, что свидетельствует о бездействии ответчика.

Согласно пункту 16 Правил присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности) и 1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

 

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения (в редакциях, действовавших на даты заключения договоров с гражданами), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 (15) дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил присоединения, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил присоединения, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Таким образом, ПАО «Ленэнерго», являясь сетевой организацией, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил присоединения обязано выполнить все вышеперечисленные мероприятия по технологическому присоединению (в части обязательств сетевой организации) в срок, не превышающий согласованный в Договоре присоединения с момента заключения договора на технологическое присоединение.

Факт неосуществления ПАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в сроки, установленные в Правилах присоединения и сроки, согласованные в Договорах присоединения подтверждается наличием заявлений граждан в антимонопольный орган.

В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Ущемление интересов лиц, участвующих в рассмотрении дела № 811-05-3170-А/15 - граждан заявителей и граждан, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (в общем количестве - 4 человека),

установлено Комиссией при рассмотрении дела, подтверждается заявлениями граждан, поступившими в Ленинградское УФАС России и материалами дела.

У заявителей нет иной возможности получить доступ к услугам электроснабжения, кроме как обратившись в сетевую организацию за технологическим присоединением. Таким образом, в результате бездействия, систематического нарушения принятых на себя договорных обязательств и норм законодательства, ПАО «Ленэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неосуществление сетевой организацией ПАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов граждан: «<…>» к электрическим сетям, что не соответствует положениям пункта 16 Правил присоединения, нарушает условия заключенных с гражданами договоров и ущемляет их интересы.

2. Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 811-05-3170-А/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ПАО «Ленэнерго» и (или) его должностных лиц дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                   

 

 

Члены Комиссии:                                                           

 

                                                                                        

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны