Решение №03.04. 2014 № Р/05/136 РЕШЕНИЕ по делу № 1179-05-6057-А/13... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      Генеральному директору

ОАО «Северо-Западная пригородная

пассажирская компания»

     

А.О. Оленцевичу

 

ул. Инструментальная, д. 3, лит.П,

Санкт-Петербург, 197022

(ответчик)

 

Председателю Комитета

по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

 

О.Э. Сибирякову

 

ул. Смольного, д. 3,

Санкт-Петербург, 191311

(заинтересованное лицо)

 

 (заинтересованное лицо)

03.04. 2014 № Р/05/136

                   РЕШЕНИЕ

     по делу № 1179-05-6057-А/13                                                                                                           г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения -  20.03.2014 г.

Дата изготовления решения в полном объеме -    03.04.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

                                      - заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий, председателя Комиссии;

                                                                                      - старшего государственного инспектора отдела

                                                                                        естественных монополий, члена Комиссии;

                                      - государственного инспектора  отдела естественных монополий, члена Комиссии,

 

в присутствии представителей:

ответчика – (ведущий юрисконсульт ОАО «СЗППК») (по доверенности);

заявителя – (начальник отела курирования социально значимых товаров и тарифов газоснабжения ЛенРТК), (главный специалист отела курирования социально значимых товаров и тарифов газоснабжения ЛенРТК),

рассмотрев материалы дела № 1179-05-6057-А/13, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным общество «Северо-западная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «СЗППК») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. Основанием для возбуждения дела № 1179-05-6057-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «СЗППК» послужило поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) обращение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) с информацией о действиях ОАО «СЗППК», выразившихся в повышении стоимости проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ленинградской области при приобретении билетов в поездах и билетных кассах после совершения поездки.

По информации ЛенРТК, согласно распоряжению ОАО «СЗППК» от 19.08.2013 № 397/р, при приобретении проездных документов непосредственно в поезде или кассе после совершения поездки на станциях, оборудованных турникетными линейками, расчет стоимости проездных документов производится по предельным ценовым ставкам, установленным Приказом ЛенРТК № 4-п от 20.11.2011. Таким образом, в поездах и кассах после совершения поездки плата за проезд по территории Ленинградской области варьируется в зависимости от расстояния поездки от 2,34 руб./пасс-км до 2,36 руб./пасс-км в рамках установленного тарифа.

Как указывает ЛенРТК, пассажир для проезда от Финляндского вокзала до платформы 37 км при приобретении билета в кассе заплатит 119 руб., а при покупке билета в поезде от платформы 37 км до Финляндского вокзала стоимость проезда составит 134 руб.

По мнению ЛенРТК, ОАО «СЗППК» нарушает своим действиями права граждан, ставя их в неравные условия при оплате проезда, при том, что на территории Ленинградской области большая часть остановочных пунктов не оборудована билетными кассами.

Также в Ленинградское УФАС России поступили заявления граждан с жалобой на действия ОАО «СЗППК», выразившиеся в повышении стоимости проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ленинградской области при приобретении билетов в поездах и билетных кассах после совершения поездки.

ОАО «СЗППК» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по территории Ленинградской области и является единственным перевозчиком на территории Ленинградской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», перевозки железнодорожным транспортом относятся к сфере деятельность субъектов естественных монополий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В действиях ОАО «СЗППК», выразившихся в повышении стоимости проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ленинградской области при приобретении билетов в поездах и билетных кассах после совершения поездки, установленной распоряжением  ОАО «СЗППК» от 19.08.2013 № 397/р, содержатся признаки нарушения положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, приказом Ленинградского УФАС России от 18.12.2013 № 363 в отношении ОАО «СЗППК» возбуждено  дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

II. На заседаниях Комиссии, а также в письменных объяснениях, представленных в материалах дела, представители сторон сообщили следующее.

Приказом ЛенРТК от 21.11.2013 № 172-п внесены изменения в Правила применения тарифов для расчета платы граждан за проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории ленинградской области, утвержденные Приказом ЛенРТК от 01.02.2011 № 9-п, согласно которым компания-перевозчик в рамках предельного тарифа устанавливает тариф, одинаковый для всех потребителей в соответствии с требованиями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (за исключением тарифов, применяемых для расчета стоимости абонементных билетов). Компания-перевозчик не вправе самостоятельно дифференцировать тариф в зависимости от условий организации перевозочного процесса (от места, времени приобретения, способов оформления проездных документов и др.).

Представители ОАО «СЗППК» сообщили следующее.

 Согласно распоряжению генерального директора ОАО «СЗППК» № 397/р от 19.08.2013 с 01.10.2013 при приобретении проездного документа непосредственно в поезде или кассе после совершения поездки на станциях, оборудованных турникетными линейками расчет стоимости проездных документов производился по предельным ценовым ставкам, установленным Приказом ЛенРТК от 20.11.2011 № 4-п (33,04 рубля – стоимость проезда за первые 14 км, вне зависимости от дальности поездки; 2,36 рубля за каждый последующих километр после 14-го).

Распоряжением ОАО «СЗППК» от 07.12.2013 № 537/р установлена единая стоимость поездки независимо от места приобретения билета (при приобретении билетов в поездах и билетных кассах после совершения поездки и при приобретении в билетных кассах до совершения поездки).

ОАО «СЗППК» пояснило, что превышение стоимости проезда в пригородных поездах относительно установленного приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.01.2011 № 4-н действующего предельного тарифа перевозчиком не производилось.

Распоряжением генерального директора ОАО «СЗППК» № 397/р от 19.08.2013 частично отменена ранее введенная перевозчиком скидка к стоимости проезда, рассчитанной на основании указанного тарифа, установленного регулирующим органом. Действия ОАО «С3ППК» не противоречат требованиям статьи 426 «Публичный договор» ГК РФ, поскольку для всех потребителей, приобретающих билет в кассе либо в поезде, условия проезда и порядок ценообразования билета одинаковы. Независимо от места оформления билета пассажир не платит более того, что должен заплатить в соответствии с тарифом, установленным Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.01.2011 № 4-н. Сохранение перевозчиком скидки к стоимости проезда при оформлении проездных документов в билетных кассах до совершения проезда преследует цель стимулировать пассажира приобретать билет заблаговременно до начала поездки.

ОАО «СЗППК» отмечает, что у пассажиров имеется возможность использовать весь спектр услуг, предоставляемых ОАО «СЗППК» в билетных кассах. Такие услуги, как предварительная продажа проездных документов (билетов) за 7 суток, не считая дня продажи  в направлении «туда» и «туда и обратно», возможность приобретения абонементных билетов для проезда в поездах пригородного сообщения позволяют пользоваться пригородным железнодорожным транспортом по стоимости, действующей до 01.10.2013.

Октябрьский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту на запрос Ленинградского УФАС России сообщал следующее.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», тарифы на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении устанавливаются перевозчиками на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» вопросы согласования тарифов и порядка их формирования находятся в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 (далее- Правила) «для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы».

Билет на проезд в пригородном электропоезде пассажир может приобрести в кассах пригородного пассажирского сообщения на железнодорожных вокзалах и платформах, или у разъездного кассира по собственному выбору.

В соответствии с п. 9 «Правил» билетные кассы должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продается 50 и более проездных документов (билетов) в сутки. На станциях и остановочных пунктах, где продается менее 50 проездных документов (билетов) в сутки, порядок их продажи устанавливается железной дорогой с учетом местных условий.

Для тех пассажиров, которые для проезда в пригородном железнодорожном транспорте пользуются остановочными пунктами, не оборудованными билетными кассами, установлены специализированные билетные кассы, располагающиеся непосредственно на платформах перед выходом через турникетные комплексы и продающие билеты «на выход».

Стоимость билета в специализированной перронной кассе рассчитывается исходя из расстояния от ближайшего остановочного пункта, не оборудованного билетной кассой до конечной станции проделанного маршрута, отдельно для каждого направления.

IV. Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с распоряжением ОАО «СЗППК» от 19.08.2013 № 397/р, стоимость проезда в пригородных поездах не превышала тариф, установленный приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.01.2011 № 4-н.

В соответствии с распоряжением ОАО «СЗППК» от 07.12.2013 № 537/р, стоимость проезда при приобретении билетов в поездах и билетных кассах после совершения поездки и при приобретении в билетных кассах до совершения поездки стала единой.

Таким образом, различие в стоимости проезда в зависимости о места приобретения проездных документов (билетов) было устранено ОАО «СЗППК» до во

Ленинградским УФАС России установлено отсутствие нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, так как стоимость проездных билетов была определена ОАО «СЗППК» в пределах утвержденного ЛенРТК тарифа.

В связи с тем, что в незначительный период действия распоряжения ОАО «СЗППК» № 397/р от 19.08.2013 (с 01.10.2013 по 08.12.2013) у пассажиров имелась возможность использовать  такие услуги, предоставляемые ОАО «СЗППК» в билетных кассах, как предварительная продажа проездных документов (билетов) за 7 суток, не считая дня продажи  в направлении «туда» и «туда и обратно», приобретение абонементных билетов, Ленинградское УФАС России считает возможным признать отсутствие нарушения прав и законных интересов граждан-потребителей услуги.

На основании изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, частями 1 - 3 ст. 41, п. 2. ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А :

 Рассмотрение дела № 1179-05-6057-А/13 прекратить в связи с отсутствием нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях Открытого акционерного общества «Северо-западная пригородная пассажирская компания».

 

Председатель Комиссии                                                     

Члены Комиссии:                                                                

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны