Решение №Р/06-04 Решение по делу № 047/01/11-05/2019 от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу
№ 047/01/11-05/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена: 25.02.2021                                   Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 12.03.2021               

 

рассмотрев дело № 047/01/11-05/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Рока Рус» ИНН 4716020686 (адрес: 187000, Россия, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, ул. Промышленная, д. 7) (далее –
ООО «Рока Рус») части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

в присутствии представителя ООО «Рока Рус (полномочия подтверждены);

в присутствии Индивидуального предпринимателя Гринько Ивана Петровича;

в отсутствии представителя ООО «Лаваль» (уведомлен надлежащим образом);

в отсутствии представителя ООО «Аквана» (уведомлен надлежащим образом);

 

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,       

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ленинградское УФАС России поступило заявление ИП Гринько И.П.
(вх. от 09.10.2018 № 8892), перенаправленное Федеральной антимонопольной службой России, содержащее информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Рока Рус»,

В своем обращении ИП Гринько И.П. указывает, что ООО «Рока Рус» оказывает давление на интернет-магазины и в ультимативной форме предлагает руководству данных магазинов повысить и зафиксировать цены на уровне розничных рекомендованных цен (далее – РРЦ) на продукцию, выпускаемую компанией
ООО «Рока Рус», в том числе приобретенную ранее. В случае отказа от повышения цен до уровня РРЦ ООО «Рока Рус» вносит в «стоп-лист» компании, которым запрещается отгрузка товара. Реализация продукции, выпускаемой ООО «Рока Рус», осуществляется через обширную сеть дистрибьюторов. В адрес интернет-магазинов, которые отказываются повышать цены до уровня РРЦ и хотят приобрести продукцию компании ООО «Рока Рус», со стороны дистрибьюторов направляются информационные письма о невозможности осуществить отгрузку.

Из обстоятельств, изложенных в обращении ИП Гринько И.П., следует, что поведение организаций, реализующих продукцию ООО «Рока Рус», (координируемых лиц) на розничном рынке (интернет-магазинов) обусловлено волей ООО «Рока Рус» (координатора: действует на ином рынке и не входит в группу лиц ни с одним из указанных хозяйствующих субъектов).

В рамках заявления ИП Гринько И.П. представил 3 информационных письма
ООО «Рока Рус» с подписью коммерческого директора ООО «Рока Рус» –
А.В. Свищёва, которые содержат следующие сведения:

  • 1 письмо: «В связи с падением обменного курса национальной валюты и существующей высокой степенью неопределенности возможных изменений курсов валют в будущем, компания «Рока Рус» вынуждена информировать Вас об увеличении цены на 5% на всю импортную керамическую продукцию Roca, включая ПЭК Gap и ПЭК Meridian, за исключением мебельных раковин Roca, начиная с 01 октября 2018 года»;
  • 2 письмо: «В связи с падением обменного курса национальной валюты и существующей высокой степенью неопределенности возможных изменений курсов валют в будущем, компания «Рока Рус» вынуждена информировать Вас об увеличении цена на 10% на стальные ванны Roca, начиная с 01 октября 2018 года»;
  • 3 письмо: «В связи с падением обменного курса национальной валюты и существующей высокой степенью неопределенности возможных изменений курсов валют в будущем, компания «Рока Рус» вынуждена информировать Вас об увеличении цены на 10% на всю продукцию Laufen, отгружаемую с российской логистической платформы, начиная с 08 октября 2018 года, все заказы на продукцию Laufen, размещенные до 12 сентября 2018 года и оплаченные до 08 октября 2018 года, будут отгружены по текущим ценам».

Также Заявителем представлены следующие документы, содержащие скриншоты сообщений:

  • переписка ИП Гринько И.П. и представителя ООО «Лаваль» (дистрибьютора продукции ООО «Рока Рус») – Алексея Кругликова по вопросу нарушения ценовой политики со стороны ИП Гринько И.П. и внесения сайта Заявителя по продукции Roca в «стоп-лист»;
  • сообщения от представителя ООО «Аквана» – Кротова Михаила с информацией о том, что с 24.07.2018 будет прекращена отгрузка товара организациям, попавшим в «стоп-лист» с ссылкой на обновленные прайс-листы с ценами для онлайн-канала с 17.07.2018;
  • сообщение от Товтко Екатерины: «В приложении список интернет-магазинов, которые попали в стоп-лист. Необходимо приостановить отгрузки клиентам указанных интернет-магазинов. Как только цены будут откорректированы, необходимо сообщить об этом мне, и запрет на отгрузку будет снят» со ссылкой на обновленные прайс-листы с ценами для онлайн-канала с 17.07.2018.

С целью проверки фактов, изложенных в заявлении ИП Гринько И.П., Ленинградским УФАС России направлен запрос в адрес ООО «Рока Рус»
(исх. от 09.11.2018 № 05/1564) для получения сведений о причинах установления ценовой политики, при которой происходит увеличение цен на продукцию, предоставляемую ООО «Рока Рус», а также сведения о включении компаний в стоп-лист ООО «Рока Рус».

Исходя из информации, имеющейся в распоряжении антимонопольного органа, следует, что поведение организаций, реализующих продукцию ООО «Рока Рус», (координируемых лиц) на розничном рынке может быть обусловлено волей
ООО «Рока Рус» (координатора).

         По результатам анализа имеющейся в распоряжении Ленинградского УФАС России информации антимонопольным органом установлено наличие признаков координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продукции ООО «Рока Рус», которая может привести к последствиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

На основании вышеизложенного Ленинградское УФАС России приказом от 18.02.2019 № 34 возбудило дело № 047/01/11-05/2019 по признакам нарушения
ООО «Рока Рус» части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов (дистрибьюторов), не входящих в одну группу лиц с ООО «Рока Рус», которая могла привести к последствиям, указанным в
части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением (исх. № О/05/40 от 04.03.2019) рассмотрение дела
№ 047/01/11-05/2019 назначено на 26.03.2019.

На заседании Комиссии ИП Гринько И.П. поддержал доводы, изложенные в заявлении. Представители ООО «Рока Рус», уведомленные надлежащим образом, на заседании Комиссии не явились.

В целях полноценного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов, а также для получения дополнительных сведений, руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия определила рассмотрение дела № 047/01/11-05/2019 отложить.

Определением об отложении рассмотрения дела № 047/01/11-05/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № О/05/68 от 29.03.2019) Комиссия Ленинградского УФАС России запросила у ООО «Рока Рус» и ИП Гринько И.П. документы и сведения, способствующие всестороннему и объективному рассмотрению дела.

Изучив документы и сведения, представленные ООО «Рока Рус» по мотивированному требованию антимонопольного органа, Комиссия Ленинградского УФАС России для обеспечения наиболее полного и всестороннего рассмотрения дела пришла к выводу о необходимости направления в адрес
ООО «Лаваль», ООО «Эсплендор», ООО «Аквана» запросов о предоставлении переписки с представителями ООО «Рока Рус», содержащей требования об изменении цен на продукцию в соответствии с рекомендованными розничными ценами (РРЦ).

Ввиду непредставления ООО «Аквана» по мотивированному требованию антимонопольного органа информации, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области возбуждено дело
№ 047/04/19.8-1495/2019 по признакам нарушения части 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

В связи с тем, что для принятия решения по делу № 047/01/11-05/2019 Комиссии Ленинградского УФАС России необходимо получение процессуального решения по делу № 047/04/19.8-1495/2019, рассмотрение дела № 047/01/11-05/2019 приостановлено.

29.01.2020 в связи с необходимостью получения сведений, способствующих всестороннему и объективному принятию решения по делу № 047/01/11-05/2019 должностными лицами Ленинградского УФАС России на основании статей 24, 25 Закона о защите конкуренции произведен осмотр электронных почт
nate-m@yandex.ru и grinkoip@yandex.ru, составлен акт осмотра электронной почты. Скриншоты переписки, полученные в ходе осмотра должностными лицами антимонопольного органа электронных почт, приобщены к материалам дела.

07.12.2020 Определением Ленинградского УФАС России рассмотрение дела
047/01/11-05/2019 возобновлено. К участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков привлечено ООО «Аквана», ООО «Лаваль».

Представители ООО «Рока Рус», ООО «Аквана», ООО «Лаваль» наличие нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции отрицали.

Комиссия Ленинградского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы, представленные участниками дела № 047/01/11-05/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, установила нижеследующее.

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частями 1-3 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Исходя из изложенного, частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное наступление одного из негативных последствий, поименованных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, являющихся результатом координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

ООО «Рока Рус» реализует продукцию под товарным знаком «Roca», «Laufen» без использования торговых объектов (торговля онлайн) посредством
Интернет-магазина.

В рамках осуществления деятельности ООО «Рока Рус» осуществляет оптовые поставки собственной продукции. Основанием для заключения договора оптовой поставки между ООО «Рока Рус» и сторонней организацией является заинтересованность данной организации в реализации продукции ООО «Рока Рус». В свою очередь договоры могут заключаться как в ходе выставок, так и в ходе обычной коммерческой деятельности товарных представителей. Цена поставляемого товара определяется по текущим прейскурантам ООО «Рока Рус» для соответствующей территории, действительным на дату отгрузки. Вместе с тем ООО «Рока Рус» использует единую для всех контрагентов – оптовых покупателей продукции бонусную систему, которая является неотъемлемым приложением к договору поставки, заключенному со всеми контрагентами.

Согласно документам, представленным ООО «Рока Рус», обществом заключено 36 договоров оптовой поставки.

В рамках рассмотрения дела установлено, что договоры поставки, заключаемые ООО «Рока Рус» и контрагентами, не содержат требования (условия), указывающие на обязанность контрагента устанавливать цены на продаваемый ими товар с учетом требований или рекомендаций Общества.

Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что сотрудниками оптовых покупателей ООО «Рока Рус» (в частности ООО «Аквана», ООО «Лаваль») осуществлялась рассылка писем в адрес ИП Гринько И.П. о необходимости изменения цен на реализуемую продукцию, а также о нахождении магазина
ИП Гринько И.П. в «стоп-листах» на отгрузку продукции ООО «Рока Рус».

Вместе с тем согласно информации, представленной оптовыми поставщиками ООО «Рока Рус», основанием для прекращения отгрузки товаров ООО «Рока Рус» в адрес ИП Гринько И.П. послужило недостижение согласия по условиями поставки продукции, отсутствие запрошенных товаров на складе в требуемые сроки, а также просрочка оплаты товаров, раннее поставленных в адрес ИП Гринько И.П.

Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями ООО «Лаваль» в период с 01.01.2018 по дату направления информации (вх. № 06/68 от 09.02.2021) не осуществляло приостановку товаров каких-либо производителей, включая товары ООО «Рока Рус».

Также, ООО «Лаваль» представлен реестр договоров оптовой поставки, заключенный с контрагентами с 01.01.2018 по 09.02.2020, согласно которому, договорные отношения между обществом и ИП Гринько И.П. отсутствуют.

Поставка товаров контрагентов осуществляется ООО «Лаваль» по условиям договоров или на основании поступивших заявок, согласно позиции общества – претензий о прекращении поставки заказанного и оплаченного товара по договорам поставки с 01.01.2018 не поступало.

Согласно пояснениям сотрудника ООО «Лаваль», между Кругликовым А.В. и ИП Гринько И.П. в 2018 году велись переговоры как с потенциальным клиентом, при этом точные обстоятельства ведения переписки сотрудник общества представить затрудняется.

В соответствии с письменными пояснениями от 29.01.2021 ООО «Аквана» общество в своей коммерческой деятельности не использует такие термины как «Стоп-листы» и РРЦ. Также ООО «Аквана» сообщило об отсутствии договоров, заключенных с ИП Гринько И.П. в рассматриваемый период.

С учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота необходимо установить, что между хозяйствующими субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона, а также определить состав участников соглашения.

ООО «Рока рус» представлен реестр договоров оптовой поставки, согласно которому в период с 01.01.2018 по 15.02.2021 данную деятельность осуществляли более двадцати организаций.

Также ООО «Рока Рус» сообщило, что статус «магазин-партнер бренда» является маркетинговой акцией, в которой может принять участие любой магазин. Для получения статуса, магазину необходимо разместить баннеры ROCA на сайте, а также внести на сайт новый контент из действующего каталога.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке. Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.

Согласно действующему законодательству в качестве нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции следует рассматривать такое согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, результатом которого является заключение между этими хозяйствующими субъектами соглашения или осуществление ими согласованных действий, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В частности, пунктами 1, 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлены негативные последствия, к которым приводит координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов:

  • установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

О достижении соглашения могут свидетельствовать одновременные и совпадающие по содержанию действия, которые стороны предпринимают (осуществляют) в развитие и исполнение условий договоренности.

Согласно обзору практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России, утвержденному протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, для целей применения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить согласование действий хозяйствующих субъектов, которые могут выражаться не столько в установлении правил поведения, сколько в доведении их до координируемых субъектов и обеспечении контроля за соблюдением указанных правил.

Из имеющихся материалов, представленных в настоящее антимонопольное дело, доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны ООО «Рока Рус», ООО «Аквана», ООО «Лаваль» имело место координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продукции ООО «Рока Рус», Комиссией не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рока Рус» ИНН 4716020686 в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны