Решение №04.03.2015 № Р/05/110 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Промхимснаб» от 10 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчик:

ОАО «Выборгский Водоканал»

ул. Куйбышева, д.13,

г. Выборг,

Ленинградская область, 188800

 

Заявитель:

ООО «Промхимснаб»

наб. Мартынова, д.4,

Санкт-Петербург, 197110

 

 

 

№ Р/05/110 от 04.03.2015

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Промхимснаб»

 

«02» марта 2015 года                                                            г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

– заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

     

-начальника отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии;

-государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

 

в  присутствии представителей:

заказчика – (по доверенности), (по доверенности), Зиновьевой И.А. (по доверенности), (по доверенности);

заявителя- (по доверенности),

 рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Промхимснаб» (вх. № 1105 от 19.02.2015) на действия ОАО «Выборгский водоканал» при проведении закупки в форме открытого запроса предложений на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 или его аналога на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на февраль, март 2015 года (извещение № 31501997781),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Промхимснаб» (вх. № 1105 от 19.02.2015) на действия ОАО «Выборгский водоканал» при проведении закупки в форме открытого запроса предложений на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 или его аналога на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на февраль, март 2015 года (извещение № 31501997781).

Заявитель указывает следующее.

В Техническом задании к Извещению о проведении открытого запроса предложений от 05 февраля 2015 года установлены жесткие ограничения, направленные на ограничение конкуренции и отклонение предложений от всех потенциальных поставщиков кроме предложения от действующего поставщика ЗАО «Кемира Хим».

1) «рабочая температура реагента при каждой поставке должна быть не ниже +20 С».

Данное требование является необоснованным, поскольку технологические свойства реагента (коагулирующая способность) не ухудшаются при температурах от О С до +20 С, кроме того, с момента слива реагента до момента подачи его в технологический цикл проходит значительное время, за которое температура реагента успевает снизиться до температуры окружающей среды (помещения, в котором размещены емкости для хранения реагента). Также технологический процесс осветления воды с применением коагулянта Полиоксихлорида алюминия (Полиалюминий хлорида) предполагает предварительное приготовление рабочего раствора с использованием исходной (очищаемой) воды, и при принятых В технологическом процесс е дозировках реагента (10-90г на л. по товарному продукту), температура рабочего раствора изменится несущественно, при температуре самого реагента равной или даже превышающей 200С, что никак не повлияет на технологические свойства реагента.

2) «Место и способ поставки продукции:

- автоцистерной с термосом с функцией подогрева, объемом не менее 27 тонн до Водопроводных очистных сооружений г. Выборга, ул. Водная д.2, транспортом поставщика»

Данное требование не является обоснованным в части требуемой грузоподъемности автоцистерн, поскольку запрашиваемое количество продукции, (70 тонн в феврале, 70 тонн в марте) не является кратным 27 тоннам, кроме того, Заказчик не предъявляет требования к количеству продукта в каждой отдельной партии поставки, а предъявляет требования к вместимости цистерн, что свидетельствует о намерении ограничить конкуренцию. Также нет необходимости к обеспечению транспортировки автоцистерной с термосом с функцией подогрева, т.к. реагент при остывании не теряет своих кондиционных свойств, а плотность и вязкость реагента до -200С позволяют безо всяких затруднений осуществлять слив (перекачку) реагента, без потери коагулирующей способности и прочих кондиционных свойств. Кроме того, эксплуатационные расходы на автоцистерны с функцией подогрева существенно превышают эксплуатационные расходы на автоцистерны без подогрева, а т.к. необходимости подогрева нет, обеспечение соответствия данному требованию приведет к необоснованному удорожанию продукта.

3) «Наличие подтверждающих документов о проведенных (производственных) испытаниях по сезонам года в течении 1 года на объекте ВОС г. Выборга на исходной воде (оз. Краснохолмское) с получением положительных результатов, подтверждающих соответствие питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».

Данное требование не является обоснованным, поскольку, для поставки в феврале-марте (в соответствии с условиями конкурентной процедуры), нет необходимости проводить производственные испытания по сезонам года в течение 1 года. Кроме того, учитывая тот факт, что полиалюминий хлорид РАХ XL100 и полиоксихлорид алюминия «Аква-аурат18» являются полными аналогами, нет необходимости проводить испытания 4 раза в год по сезонам, достаточно, по распространенной практике, провести один цикл производственных испытаний, и при получении результата, аналогичного с применяемым коагулянтом, есть все основания считать, что в остальные сезоны года реагент будет работать так же, как и применяемый реагент.

Также обращаем Ваше внимание, что ООО «Промхимснаб» в декабре 2014 года провело лабораторные испытания на вое г.Выборга, с получением положительного результата и с рекомендацией о про ведении промышленных испытаний, однако от ОАО «Выборгский водоканал» на наши неоднократные обращения о допуске к промышленным испытаниям следовал отрицательный ответ и предложение согласовать испытания на более поздний срок (без конкретного определения даты испытаний). Кроме того, есть основания считать, что требование о проведении испытаний по сезонам года в течение 1 года, было принято Заказчиком с намерением ограничения конкуренции, поскольку данному требованию не соответствует ни один потенциальный Поставщик кроме действующего- ЗАО «Кемира Хим». Этот факт подтверждается тем, что ОАО «Выборгский водоканал разместил на своем оф. сайте по адресу www.vodokanal.vbg.IU «Положение о порядке проведения лабораторных исследований и промышленных испытаний новых реагентов для дальнейшего их применения в очистке воды питьевого назначения на ВОС г. Выборга» в день размещения Извещения о проведении открытого запроса предложений на сайте zаkuрki.gov.ru 05.02.2014г., что подтверждается отсутствием данного документа в кэше поисковой системы Google в предшествующие дни. Также в атрибутах (свойствах) прикрепленного файла указана дата создания 05.02.2014г.

4) Иметь собственный или арендованный специализированный автотранспорт для перевозки реагента, обеспечивающий сохранность его в условиях высоких (до +3О С) и низких температур (до -30 С) в количестве не менее 5-ти единиц.

Наличие склада в пределах 200 км до станции Покупателя (адрес г. Выборг) на случай необходимости экстренной поставки».

Для исполнения контракта на поставку реагента в соответствии с документацией Открытого запроса предложений, нет необходимости иметь собственный или арендованный транспорт в указанном количестве. Исполнение контракта наемным (привлеченным) автотранспортом никак не повлияет на качество и своевременность исполнения обязательств по поставке продукции. Своевременная и полная доставка продукции соответствующей принятым техническим параметрам - это зона ответственности Поставщика. Данное требование направлено на ограничение конкурентных возможностей потенциальных участников.

Касательно территориальной удаленности склада, Заказчик не предоставил обоснования необходимости нахождения склада в пределах именно 200 км: в течение какого времени и в каком количестве должна быть осуществлена экстренная поставка, какое количество реагента должно быть зарезервировано у Поставщика для обеспечения экстренной поставки. Отсутствует расчет нормативных величин страхового запаса сырья, исходя из потребностей производства, расчета временных затрат на погрузку, транспортировку, выгрузку. Данное требование необоснованно и направлено на ограничение участия в конкурентной процедуре участников из других регионов кроме Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на официальном сайте www.lenobl.fas.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

На уведомление Ленинградского УФАС России (исх. № 05/644 от 24.02.2015) ОАО «Выборгский Водоканал» сообщило следующее.

По существу доводов ООО «Промхимснаб» ОАО «Выборгский Водоканал» поясняет следующее:

При температуре коагулянта + 20 градусов, он является полностью растворимым. Таким образом, даже если при хранении он успевает снизиться до температуры окружающей среды, это не существенное снижение, т.к. летом температура окружающей среды 15-25 градусов, а зимой он храниться в отапливаемом помещении в емкостях из толстостенного ПВХ. Поэтому температура при поступлении играет важную роль. Чем теплее коагулянт, тем он лучше растворяется в воде. Так же следует отметить, что с понижением температуры изменяется вязкость и это естественно сказывается на его дозировании на насосах-дозаторах. Это говорит о рациональном использовании реагента: чем лучше растворение - тем меньше потребление.

Из вышесказанного следует, что для доставки коагулянта необходимым требованием является автоцистерна с функцией подогрева.

На ВОС г. Выборга имеется две емкости для хранения объемом 27 тонн каждая. Расчет заказа реагента ведется таким образом, чтобы к очередной поставке одна из них была опорожнена. Вторая емкость всегда должна быть полная, на случай форс-мажора, изменение исходной воды, срыва очередной поставки. Таким образом, требование о грузоподъемности автоцистерн обусловлено возможностями ОАО «Выборгский Водоканал» для хранения закупаемого коагулянта.

Что касается требования о наличии испытаний по сезонам года, это одно из важнейших условий. Поскольку ОАО «Выборгский Водоканал» работает с поверхностным источником, который подвержен изменениям зависящих от многих факторов, в том числе погодных условий.

Согласно предписания УФАС по Ленинградской области от 15.12.2014 года, при про ведении закупки, при необходимости проведения соответствующих исследований предлагаемой поставщиками продукции, указывать в документации о закупки требование о предоставлении отчета (заключения, результатов) о проведении исследования о возможности применения для очистки природных вод соответствующего предлагаемого коагулянта на ВОС г. Выборга с использованием исходной воды в соответствующий временной период на ВОС г. Выборг.

Приказом № 71/1 от 11.04.2014 утверждено «Положение о порядке проведения лабораторных исследований и производственных испытаний новых реагентов для дальнейшего их применения в чистке воды питьевого назначения на ВОС г. Выборга».

Проведенные в    декабре 2014 года лабораторные исследования реагента поставляемого ООО «Промхимснаб», показали, что результаты по остаточному алюминию при применении коагулянта «Аква-Аурат 18» хуже, чем показатели при применении коагулянта «РАХ XL100». ООО «Промхимснаб» было предложено согласовать сроки проведения промышленных испытаний на вторую половину 2015 года. Едино разовое про ведение лабораторного исследования не дает оснований для принятия решения о возможности и безопасности использования коагулянта, о возможности достижения необходимых показателей качества воды в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01 при использовании коагулянта и его экономической эффективности.

Наличие     собственного       или арендованного специализированного автотранспорта является одной из гарантий обеспечения своевременных поставок, избежания возможных форс-мажорных обстоятельств.

Наличие склада в указанной в Извещении удаленности необходимо на случай экстренной поставки, обусловлено тем, что у ОАО «Выборгский Водоканал» ограничен объем хранения.

В соответствии с п. 3.5.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а так же место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с п. с п. 3.5.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» извещение о закупке, документация о закупке помимо сведений, указанных в настоящем Положении, может содержать иные условия проведения закупки.

На основании вышеизложенного, полагаем необоснованным заявление ООО «Промхимснаб» о том, что в техническом задании к Извещению № 1 о проведении открытого запроса предложений от 05.02.2015 года установлены жесткие ограничения, направленные на ограничение конкуренции отклонение предложений от всех потенциальных поставщиков кроме предложения от действующего поставщика ЗАО «Кемира Хим».

Порядок организации и проведения закупки не нарушен. Решение о выборе способа процедуры закупки принято обоснованно, в установленном порядке.

При проведении закупки были соблюдены принципы:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации инеобоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данной закупки, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

04.12.2012  заказчиком утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» (далее – Положение о закупках). Положение о закупках опубликовано на  официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) 24.12.2013.

05.02.2015 заказчиком опубликовано Извещение о проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO  9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на февраль, март 2015 года (извещение № 31501997781).

12.02.2015  заказчиком опубликован протокол № 31501997781-02 «протокол оценки и выбора победителя».

12.02.2015 по итогам закупки между заказчиком и ЗАО «Кемира ХИМ» (победителем закупки) был заключен договор поставки № 2/3-2015 от 12.02.2015.

Изучив доводы заявителя и заказчика, а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной в части установления необоснованного требования в документации о закупке о том, что поставка продукции осуществляется автоцистерной с термосом с функцией подогрева, объемом не менее 27 тонн до Водопроводных очистных сооружений г. Выборга, ул. Водная д.2, транспортом поставщика, по следующим основаниям.

Комиссия Ленинградского УФАС России принимает и считает обоснованными объяснения ОАО «Выборгский Водоканал» относительно требования в документации о том, что рабочая температура реагента при каждой поставке должна быть не ниже +20 С.

Комиссия Ленинградского УФАС России принимает  объяснения ОАО «Выборгский Водоканал» относительно требования в документации о том, что участник должен иметь собственный или арендованный специализированный автотранспорт для перевозки реагента, обеспечивающий сохранность его в условиях высоких (до +30 С) и низких температур (до -30 С) в количестве не менее 5-ти единиц.

Комиссия Ленинградского УФАС России принимает объяснения ОАО «Выборгский Водоканал» относительно требования в документации о наличии склада в пределах 200 км до станции Покупателя (адрес г. Выборг) на случай необходимости экстренной поставки в связи с тем, что у ОАО «Выборгский Водоканал» ограничен объем хранения.

Комиссия Ленинградского УФАС России принимает и считает обоснованными объяснения ОАО «Выборгский Водоканал» относительно требования в документации о закупке о наличии подтверждающих документов о проведенных (производственных) испытаниях по сезонам года в течении 1 года на объекте ВОС г. Выборга на исходной воде (оз. Краснохолмское) с получением положительных результатов, подтверждающих соответствие питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».

Предписанием Ленинградского УФАС России от 16.12.2014 № П/05/5005-382, выданного на основании решения Ленинградского УФАС России  по жалобе ООО «Комплекс Водоснабжения», было предписано при проведении закупки, при необходимости проведения соответствующих исследований предлагаемой поставщиками продукции, указывать в документации о закупки требование о предоставлении отчета (заключения, результатов) о проведении исследования о возможности применения для очистки природных вод соответствующего предлагаемого коагулянта на ВОС г. Выборга с использованием исходной воды в соответствующий временной период на ВОС г. Выборг.

Приказом № 71/1 от 11.04.2014 утверждено «Положение о порядке проведения лабораторных исследований и производственных испытаний новых реагентов для дальнейшего их применения в чистке воды питьевого назначения на ВОС г. Выборга».

В соответствии с п. 6 Положения, при получении положительных результатов лабораторных исследований принимается решение о проведении промышленных испытаний.

Согласно п. 7 Положения, промышленные испытания проводятся по сезонам года не менее одного месяца в каждом сезоне. Результаты признаются положительными при стабильном получении питьевой воды нормативного качества на протяжении всего периода проводимых промышленных испытаний.

Таким образом, требование  в документации о закупке о наличии подтверждающих документов о проведенных (производственных) испытаниях соответствует принятому Положению ОАО «Выборгский Водоканал».

В Комиссию Ленинградского УФАС России ООО «Промхимснаб» представлен протокол лабораторных испытаний на ВОС ОАО «Выборгский Водоканал».

Однако у ООО «Промхимснаб» отсутствуют подтверждающие документы о проведенных (производственных) испытаниях по сезонам года в течении 1 года на объекте ВОС г. Выборга на исходной воде (оз. Краснохолмское) с получением положительных результатов.

Таким образом, заявка ООО «Промхимснаб» не соответствует требованиям, установленным в ч. 2 «обязательные требования» Информационной карты запроса предложений.

Комиссия Ленинградского УФАС России установила, что требование в документации о закупке о том, что продукция доставляется автоцистерной с термосом с функцией подогрева, объемом не менее 27 тонн до Водопроводных очистных сооружений г. Выборга, ул. Водная д.2, транспортом поставщика, является необоснованным.

Доводы представителя заказчика, приведенные на заседании Комиссии, о том, что ОАО «Выборгский Водоканал» имеет 2 емкости для хранения данного реагента объемом 27 тонн каждая, не является основанием для того, чтобы устанавливать требование о том, чтобы доставка продукции производилась автоцистернами объемом не менее 27 тонн. Доставку продукции возможно производить в автоцистернах объемом и менее 27 тонн для того, чтобы заполнить емкости для хранения объемом 27 тонн. Таким образом, ОАО «Выборгский Водоканал» ограничивает допуск к участию в закупке путем установления необоснованных требований.

Комиссия Ленинградского УФАС России также установила, что в протоколе вскрытия конвертов от 12.02.2015 № 1 по настоящей закупке не указано  конкретное требование документации (в части 2 Информационной карты), в связи с  невыполнением которого заявки участников были отклонены.

Согласно  п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках товаров, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Выборгский Водоканал» по установлению необоснованного требования в документации о закупке о том, что поставка продукции осуществляется автоцистерной с термосом с функцией подогрева, объемом не менее 27 тонн до Водопроводных очистных сооружений г. Выборга, ул. Водная д.2, транспортом поставщика, могут привести к ограничению конкуренции и нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости закупки.

Также действия ОАО «Выборгский Водоканал» по составлению протокола  без указания на конкретное требование документации (в части 2 Информационной карты), в связи с невыполнением которого заявки участников были отклонены, могут привести к нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости закупки.

Руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Промхимснаб» обоснованной в части установления необоснованного требования в документации о закупке о том, что поставка продукции осуществляется автоцистерной с термосом с функцией подогрева, объемом не менее 27 тонн до Водопроводных очистных сооружений г. Выборга, ул. Водная д.2, транспортом поставщика.
  2. Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в установлении необоснованного требования в документации о закупке, нарушение положений п. 2, 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в неуказании в протоколе вскрытия конвертов на конкретное требование документации, в связи с  невыполнением которого заявки участников были отклонены, нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. В связи с заключением договора с ЗАО «Кемира ХИМ» предписание не выдавать.
  5. Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Выборгский Водоканал» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии:                                                       

 

 

                                                                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны