Определение №О/05/564 Определение о назначении дела № 047/01/10-04/2021 о нарушени... от 12 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/10-04/2021 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«12» октября 2021 года                                                                    Санкт-Петербург

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/10-04/2021 …,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Ленинградское УФАС России поступило коллективное заявление жителей
г. Тосно Ленинградской области по факту завышения стоимости договора ТО ВДГО/ВКГО для населения Ленинградской области Акционерным обществом «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее – АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», что влечет за собой признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции).

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее - Правила пользования газом).

Согласно пункту 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (далее - комплекс работ).

В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, абонент по договорам о поставке газа должен обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о
ТО ВДГО и ВКГО.

В соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг) в которые входят, в том числе техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) и аварийно-диспетчерское обеспечение.

В соответствии с понятиями, данными в статье 2 Правил пользования газом, «техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» - это работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

В соответствии с пунктом 40 Правил пользования газом цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно расчету стоимости технического обслуживания ТО ВДГО/ВКГО на 2020 год (далее – Расчет), в состав работ по ТО внутридомового газопровода в домовладении входят:

  1. Проверка соответствия прокладки газопровода проектной документации;
  2. Проверка наличия свободного доступа к открыто проложенным газопроводам;
  3. Проверка плавности и легкости вращения кранов, установленных на газопроводе, надежности фиксирования его в положении «закрыто»;
  4. Разборка, смазка и сборка кранов, не обеспечивающих герметичности и плавности хода;
  5. Проверка герметичности разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором;
  6. Оформление результатов работ.

Норма времени на данный вид работ согласно Расчету составляет
0,65 чел.*час.

Согласно Методическим рекомендациям норма времени на данный вид работ составляет 0,21 чел.*час.

В Расчете усматривается необоснованное увеличение времени на осуществление данного вида работ.

Таким образом, трудозатраты в 3 раза превышают значение нормы времени, содержащейся в Методических рекомендациях. В соответствии с пунктом 19 Методических рекомендаций нормы времени не рекомендуется определять выше норм времени, указанных в Методических рекомендациях.

Также, для полного исследования показателей времени антимонопольным органом осуществлен дополнительный запрос актов выполненных работ ТО ВДГО в Тосненском районе за период 01.01.2020 – 31.12.2020 для исследования актов, заполненных одним и тем же исполнителем в хронологическом порядке, чтобы впоследствии рассчитать промежуток времени, прошедший от времени, указанного в заполнении акта ТО ВДГО/ВКГО в одной квартире до времени, указанного при заполнении акта ТО ВДГО в следующей квартире.

В ходе исследования представленных актов усматриваются признаки несоответствия показателей времени выполнения ТО ВДГО/ВКГО Хронометражу производства работ по техническому обслуживанию внутридомового/внутриквартирного газового оборудования.

Согласно расчету стоимости технического обслуживания ВДГО/ВКГО проверка плиты 4-х горелочной установлена норма времени 0,98 чел*час. В ходе исследования отдельных актов, заполненных одним и тем же исполнителем в хронологическом порядке усматривается, что выполнение работ по проверке плиты 4-х горелочной занимает 10 минут.

На основании изложенного, усматривается, что время, учтенное АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в калькуляции затрат не может быть достоверно подтверждено.

Согласно представленному в антимонопольный орган расчету накладных расходов, учитываемых в составе стоимости услуги в состав накладных расходов включены:

- оплата труда специалистов и служащих;

- отчисления в фонды и обязательное страхование от несчастных случаев специалистов и служащих;

- транспортные расходы (ГСМ, амортизация, техническое обслуживание, запчасти, транспортный налог, ОСАГО);

- материалы и инструменты, он-лайн кассы;

- спецодежда и СИЗ;

- почтовые услуги (квитанции, уведомления);

- первичное обучение, ежегодная аттестация;

- услуги по обслуживанию оборудования;

- коммунальные услуги, содержание зданий;

- медосмотры;

- прочие расходы.

В соответствии с пунктом 14 Методических рекомендаций расходы, относимые на деятельность по оказанию услуги рекомендуется определять как сумму следующих элементов:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда основных работников;

- отчисления на страховые взносы от заработной платы основных работников;

- амортизационные отчисления;

- прочие затраты.

Прочие расходы, в соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций, следует определять как сумму отдельных элементов общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а именно заработной платы общепроизводственного персонала и общехозяйственного персонала и отчислений на социальные нужды от данной заработной платы, амортизации по основным средствам общехозяйственного назначения (здания), сумма налогов, оплаты коммунальных услуг.

Согласно пояснениям, представленным в антимонопольный орган,
АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» прочие расходы являются условно-постоянными и включают в себя:

- услуги связи;

- амортизация зданий;

- расходы на списание программного обеспечения и лицензии;

- информационно-вычислительные услуги;

- канцелярские расходы;

- расходы на рекламу;

- услуги на пожарную безопасность;

- ремонт вычислительной техники;

- командировочные расходы;

- прочие налоги.

В действиях АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» усматриваются признаки установления цены, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, доля которого превышает пятьдесят процентов.

Продуктовые границы рынка: оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Географические границы рынка: Ленинградская область.

Временной интервал исследования: 01.01.2020 – 31.12.2020.

Согласно проведенному анализу рынка, доля АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» составляет 97,1%.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг населению по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и обязано соблюдать требования Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума № 2) по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

По материалам данного заявления усматриваются признаки нарушения
пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги ТО ВДГО, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей указанной услуги на рынке.

На основании изложенного издан приказ Ленинградского УФАС России                 от 27.09.2021 № 438 о возбуждении дела № 047/01/10-04/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частями 13, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 047/01/10-04/2021 к рассмотрению на 25.10.2021 года
    на 12:00 в формате видео-конференц-связи.
  2. Привлечь к участию в качестве:
  • заявителя: …..;
  • ответчика: Акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область»;

Ссылка для доступа к ВКС: https://fas3.tconf.rt.ru/c/1330662880.

Ответчику надлежит направить доверенность представителя до заседания Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела
№ 047/04/10-04/2021 на адрес электронной почты: …

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны