Решение №07.12.2017 № Р/05/26 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 8-05-А/17 от 13 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Участникам дела № 8-05-А/17
(список прилагается)

 

07.12.2017 № Р/05/26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ  

ПО ДЕЛУ № 8-05-А/17

 

                                                                                                            г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 30.11.2017

Решение изготовлено в полном объеме: 07.12.2017

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Аверьянова А.А. –      Врио руководителя Ленинградского УФАС России, председателя Комиссии;

 

Абейдуллина Р.А.  –   начальника отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики Ленинградского УФАС России, члена Комиссии;

 

Евлампиева А.В. – старшего государственного инспектора отдела  инфраструктурных рынков и энергетики Ленинградского УФАС России, члена Комиссии;

 

Рябенко Г.О. –    главного специалиста - эксперта отдела  инфраструктурных рынков и энергетики Ленинградского УФАС России, члена Комиссии,

 

 

в присутствии представителя ООО «Теплоэнерго» – специалиста общеправовой группы юридического отдела – <...> (по доверенности
№ 41 от 04.04.2017),

         рассмотрев дело № 8-05-А/17, возбужденное Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 04.10.2017
№ 259, по признакам нарушения
Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго» (ИНН 7802853013,  ОГРН  1147847079313,
КПП 780101001, адрес регистрации:
199155, Санкт-Петербург, ул. Уральская, д. 4, далее - ООО «Теплоэнерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в ведении ограничения на поставку горячего водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, шоссе Лаврики, д. 74/1, д. 74/2 и  д. 74/3, произведенной на основании пункта 5.2.4 типового договора теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ, УК), что является ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, добросовестно оплачивающих потребленные коммунальные ресурсы,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба гр. Кубановой Ольги Евгеньевны, с информацией о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго»
ИНН 7802853013/КПП 780101001 (далее - ООО «Теплоэнерго», адрес регистрации: г. Санкт-Петербург, ул. Уральская, д. 4, 199155) пп. «б» ст. 122 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», далее – Правила предоставления коммунальных услуг), согласно которому действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В своем заявлении гр. <...> указывает на то, что
ООО «Теплоэнерго» ввело ограничение на поставку горячего водоснабжения  для жильцов, проживающих по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, шоссе Лаврики, д. 74/1, д. 74/2 и  д. 74/3, при этом не выяснив, имеются ли в данных многоквартирных домах потребители, которые надлежащим образом оплачивали потребленные коммунальные ресурсы и не имеют задолженности за услугу поставки горячего водоснабжения.

Согласно представленной ООО «Теплоэнерго» информации (исх. № 01/2105 от 31.08.2017) на запрос Ленинградского УФАС России, ограничение было введено с 10.07.2017.

Поставка горячего водоснабжения осуществлялась с 9:00 до 18:00, что лишало жильцов вышеуказанных домов, добросовестно оплачивающих все коммунальные услуги, горячего водоснабжения.

Между ООО «Теплоэнерго» и ООО «Управляющая Компания «Коммунальные сети» (далее - Исполнитель) заключен договор теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ, УК) № 0076-1-17/4 от 01.02.2017 года (далее - Договор). Данный Договор является типовым и доступен для ознакомления на официальном сайте ООО «Теплоэнерго» - http://te-spb.ru/abonent/DocsAbonent.

 Согласно условиям Договора, ООО «Теплоэнерго» обязуется на условиях, предусмотренных Договором, осуществлять поставку коммунальных ресурсов на границу разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сторон для многоквартирных домов, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, ул. шоссе Лаврики,
д. 74/1, д. 74/2 и д. 74/3.

Согласно п. 5.2.4 Договора ООО «Теплоэнерго» имеет право приостановить или ограничить подачу коммунальных ресурсов в случае наличия задолженности за поставленные коммунальные ресурсы в размере, превышающем стоимость коммунальных ресурсов за три расчетных периода (расчетных месяца), при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении такого соглашения.

В ходе исполнения договорных обязательств по договору, у Исполнителя перед ООО «Теплоэнерго» образовалась задолженность за отпущенную тепловую энергию.

ООО «Теплоэнерго» уведомило Исполнителя о наличии задолженности в размере 2 480 415, 55 рублей, в том числе НДС (18%) - 378 368, 47 руб., и указало, что в случае неисполнения обязательств по оплате, подача коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения будет ограничена с 10.07.2017.

Исполнитель не погасил образовавшуюся задолженность перед
ООО «Теплоэнерго», вследствие чего, ООО «Теплоэнерго» ввело ограничение на подачу горячего водоснабжения  для жильцов, проживающих по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, шоссе Лаврики,
д. 74/1, д. 74/2 и д. 74/3.

29.08.2017 ООО «Теплоэнерго» возобновило подачу коммунального ресурса по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, шоссе Лаврики, д. 74/1, д. 74/2 и д. 74/3 в полном объеме.

 

Гр. <...>, проживающей по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, шоссе Лаврики, д. 74/1, представлены копии платежных документов, подтверждающих, что в указанном доме проживает, по крайней мере, один потребитель, который не имел на момент прекращения горячего водоснабжения задолженности за потребленную тепловую энергию.

Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124
«О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями»), в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово-профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Согласно пп. «б» ст. 122 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011
№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», далее – Правила предоставления коммунальных услуг), действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

 

Наличие в типовой форме договора теплоснабжения (с исполнителями коммунальных услуг) ООО «Теплоэнерго» п. 5.2.4, который позволяет
ООО «Теплоэнерго» ограничивать поставку горячего водоснабжения в многоквартирных домах в независимости от наличия/отсутствия в помещения таких домов  потребителей, которые надлежащим образом оплачивают потребленные коммунальные ресурсы и не имеют задолженности за услугу поставки горячего водоснабжения, позволяет ООО «Теплоэнерго» ущемлять интересы неопределенного круга потребителей.

Изучив пояснения ООО «Теплоэнерго», Ленинградское УФАС России усматрело признаки нарушения со стороны ООО «Теплоэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Ленинградского УФАС России от 04.10.2017 № 259 было возбуждено дело № 8-05-А/17 в отношении ООО «Теплоэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в ведении ограничения на поставку горячего водоснабжения в многоквартирных домах, произведенного на основании пункта 5.2.4 типового договора теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ, УК).

Определением от 06.10.2017 № О/05/318 рассмотрение дела № 8-05-А/17 было назначено на 30.10.2017 в 13:00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, каб. 3-150.

30.10.2017 представители ООО «Теплоэнерго» явились на заседание Комиссии.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В ходе заседания Комиссии, ООО «Теплоэнерго» поддержало свою позицию, изложенную в письменных пояснениях (исх. № 089-ЮО/2017 от 13.10.2017), в которых указывало, что ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, применяется при наличии у хозяйствующего субъекта признаков доминирующего положения на товарном рынке.

По мнению ООО «Теплоэнерго», по состоянию на 13.10.2017,
ООО «Теплоэнерго» не признано субъектом хозяйственной деятельности, занимающей доминирующее положение.

Довод об отсутствии у ООО «Теплоэнерго» доминирующего положения Комиссией отвергается на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
«О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В этой связи ООО «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и водоснабжения.

ООО «Теплоэнерго» Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области на 2017 год установлены тарифы в сфере горячего водоснабжения (Приказ ЛенРТК № 503-п от 19.12.2016).

 

При рассмотрении дела № 8-05-А/17 Комиссия пришла к выводам, описанным в Заключении об обстоятельствах дела № З/05/11 от 31.10.2017.

 

Определением от 31.10.2017 № О/05/323 рассмотрение дела № 8-05-А/17 назначено на 30.11.2017 в 13:00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, пом. № 3-150.

Заключение об обстоятельствах дела № З/05/11 от 31.10.2017 направлено ООО «Теплоэнерго» для предоставления дополнительных пояснений, доказательств и приведения дополнительных доводов.

До заседании Комиссии по делу № 8-05-А/17 ООО «Теплоэнерго» было представлено письменное пояснение по доводам, изложенным в Заключении об обстоятельствах дела № З/05/11 от 31.10.2017.

 

ООО «Теплоэнерго» в пояснениях (вх. № 10823 от 22.11.2017) на Заключение об обстоятельствах дела № З/05/11 от 31.10.2017 выразило свое согласие с приведенными Комиссией доводами, изложенными в Заключении об обстоятельствах дела № З/05/11 от 31.10.2017. Дополнительно сообщило, о наличии у ООО «Теплоэнерго», принадлежащей на праве аренды, автоматизированной газовой котельной, площадью 467,3 кв.м, расположенной по адресу: Ленинградская область, Всеволожский района, пос. Мурино, ул. Шоссе в Лаврики, строение 78 (кадастровый номер <...> :07:0722001:6977), а также участков тепловой сети.

ООО «Теплоэнерго» сообщило, что посредством указанных объектов общество оказывало услуги теплоснабжения (ГВС) за период с 01.10.2016 по 25.09.2017. Данные услуги оказывались по следующим адресам: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Мурино, ул. Шоссе в Лаврики, д. 74к1, д. 74к2, д. 74кЗ, д. 83, д. 85, д. 87; САОЗТ «Ручьи» ДДУ, САОЗТ «Ручьи».

Иных объектов, в отношении которых ООО «Теплоэнерго» оказывались услуги теплоснабжения, в Муринском сельском поселении Ленинградской области не было.

Всего в Муринском сельском поселении Ленинградской области за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 оказано услуг теплоснабжения на общую сумму - 20086039,33 (двадцать миллионов восемьдесят шесть тысяч тридцать девять руб., 33 коп.) рублей; за период с 01.01.2017 по 24.09.2017 - 36 424 796, 30 (тридцать шесть миллионов четыреста двадцать четыре тысячи семьсот девяносто шесть руб., 30 коп.) рублей.

ООО «Теплоэнерго» просит учесть при рассмотрении дела об административном правонарушении добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также содействие Федеральному органу при выяснении всех обстоятельств по делу
№ 8-05-А/17, а также добросовестное поведение ООО «Теплоэнерго» при рассмотрении дела № 8-05-А/17.

 

Приказом от 29.11.2017 № 305 в соответствии с частью 2 статьи 40 Закона о защите конкуренции, в связи со служебной необходимостью, заменен председатель Комиссии, а также исключен один из членов Комиссии. Председателем Комиссии назначен Аверьянов А.А. Из состава Комиссии исключены: Коннов Г.Н., Бортникова К.А.

30.11.2017 представитель ООО «Теплоэнерго» явился на заседание Комиссии.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В ходе заседания Комиссии, представитель ООО «Теплоэнерго» поддержал позицию, изложенную в пояснениях (вх. № 10823 от 22.11.2017) на Заключение об обстоятельствах дела № З/05/11 от 31.10.2017.

 

Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь,
ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренном частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Теплоэнерго» нарушение ч. 1
    ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ООО «Теплоэнерго» обязательное для выполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

   

        А.А. Аверьянов

 

 

 

     Р.А. Абейдуллин     

 

 

 

       А.В. Евлампиев

 

 

       Г.О. Рябенко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны