Предупреждение №ТК/1095/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Технический Центр «Восток»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) ООО «Технический Центр «Восток» (ИНН <>, 188681, Ленинградская область, Всеволожский район, Промышленная зона коммунально-складская зона Коркинская, Проезд 1-й, д. 1) признаков  нарушения  антимонопольного  законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в недобросовестной конкуренции на рынке продажи грузового автотранспорта в связи с получением необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности в виде предоставления конечным потребителям специальной скидки на товар (далее – Специальная скидка), полученной путем введения ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» в заблуждение, Ленинградское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействий), путем совершения в срок до 03 апреля 2023 года следующих действий:

1) издать организационно-распорядительный документ, регламентирующий запрос у ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» предоставления Специальной скидки для конечного потребителя с последующим контролем соответствия условий предоставления Специальной скидки, согласованных с дистрибьютором, условиям заключенного впоследствии договора купли-продажи транспортных средств;

2) ознакомить с документом, указанным в п. 1 настоящего предупреждения, лиц, ответственных за осуществление запросов Специальной скидки;

3) представить в Ленинградское УФАС России документально подтвержденную информацию об исполнении п. 1, 2 настоящего предупреждения.

Признаки нарушения Закона о защите конкуренции выразились в следующем.

Установлено, что в качестве генерального импортера и официального дистрибьютора грузовой и специальной техники марки «Мерседес-Бенц» на территории Российской Федерации выступает ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» (ИНН <>, юридический адрес: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Производственный проезд, д. 47).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» в сети «Интернет» по адресу https://dealers.dkrus.ru, реализация грузовых автомобилей марки «Мерседес-Бенц» осуществляется на всей территории Российской Федерации посредством официальных дилеров, в том числе на территории Ленинградской области.

Среди официальных дилеров два хозяйствующих субъекта имеют юридический адрес (и фактический, согласно сведениям, представленным на официальных сайтах организаций в сети «Интернет») в Ленинградской области:

- ООО «Технический центр «Восток» (188681, Ленинградская область, Всеволожский район, Промышленная зона коммунально-складская зона Коркинская, Проезд 1-й, д. 1);

- ООО «Техцентры «СОТРАНС» («Красный бор») (187015, Ленинградская область, Тосненский район, Красноборское г.п., г.п. Красный Бор, ул. Промышленная, д. 3, пом. 156).

Установлено, что ООО «Технический центр «Восток» является официальным дилером грузовых автомобилей марки «Мерседес-Бенц». Хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на товарном рынке оптовой и розничной реализации грузовых автомобилей на территории Ленинградской области.

Между дистрибьютором ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» и дилером ООО «Технический центр «Восток» 15.03.2012 заключен дилерский договор.

Согласно информации, представленной ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», дилерский договор содержит условия, одинаковые для всех дилеров автомобилей, с которыми заключает договоры ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС».

Согласно приложению 4 к дилерскому договору базовая дилерская маржа составляет <> от рекомендованной розничной цены за каждый грузовой автомобиль, отгруженный в адрес дилера. В случае запроса дилером Специальной скидки для конечного потребителя, размер дилерской маржи определяется и согласуется дополнительно в письменном виде.

В случае если дистрибьютор предоставляет дилеру Специальную скидку на автомобили «Мерседес-Бенц», то Специальная скидка считается действительной только при исполнении следующих условий, указанных в одобрении Специальной скидки:

- Наименование компании;

- Модель автомобиля и перечень дополнительного оборудования;

- Максимальный срок действия;

- Минимальное количество проданных автомобилей;

- Максимальный размер дилерской маржи.

В случае несоответствия вышеуказанным условиям без предварительного письменного согласия дистрибьютора, предоставление Специальной скидки будет считаться недействительным. Дилер обеспечивает дистрибьютору право на проведение аудита запросов на Специальную скидку. Дилер предоставляет по запросу дистрибьютора счета, внутреннюю документацию, любую другую информацию, связанную со сделкой, с целью обеспечить дистрибьютору всю полноту контроля за предоставленной Специальной скидкой.

Так, дилер направляет дистрибьютору запрос на Специальную скидку в целях предоставления конечному потребителю Специальной скидки в рамках договора купли-продажи грузового транспорта.

Дилерским договором не предусмотрены какие-либо критерии, которым должен соответствовать товар, поставляемый дилеру для последующей реализации. В том числе договором не предусмотрено необходимое количество реализуемых транспортных средств, следовательно, предоставление Специальной скидки возможно и при купле-продаже одного автомобиля.

ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» представлен реестр заявок ООО «Технический центр «Восток» на предоставление Специальной скидки конечному потребителю за период 2015-2022 гг.

ООО «Технический центр «Восток» представлены договоры, заключенные с конечными потребителями с предоставлением Специальной скидки за период 2015-2022 гг.

ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» и ООО «Технический центр «Восток» представлены заявки ООО «Технический центр «Восток» на предоставление Специальной скидки конечному потребителю за период 2015-2022 гг.

Установлено, что, исходя из обычаев делового оборота между ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» и ООО «Технический центр «Восток», запрос на предоставление Специальной скидки не оформляется в форме документа в соответствии с требованиями к официальным документам: с получением реквизитов документа, подписи лица, направляющего запрос, и т.д. Такой запрос направляет сотрудник дилера с индивидуального адреса корпоративной электронной почты также на адрес сотрудника дистрибьютора.

Количество заявок в реестре заявок ООО «Технический центр «Восток» на предоставление Специальной скидки конечному потребителю за период 2015-2022 гг., представленном ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», не соответствует количеству договоров купли-продажи транспортных средств, заключенных ООО «Технический центр «Восток» с конечными потребителями с предоставлением Специальной скидки, представленных в адрес Ленинградского УФАС России.

 Договоры купли-продажи транспортных средств не включают положений о предоставлении покупателю Специальной скидки.

ООО «Технический центр «Восток» также представлены Ленинградскому УФАС России договоры купли-продажи транспортных средств, лизингополучателями по которым являются ООО «Белокопи» (договор купли-продажи от <> № <>), ООО «Крикон» (договор купли-продажи от <> № <>). Указанные договоры представлены ООО «Технический центр «Восток» в адрес Ленинградского УФАС России в качестве договоров, заключенных с предоставлением Специальной скидки.

Однако дилером не представлены заявки на получение Специальной скидки для указанных контрагентов. ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» сообщил об отсутствии каких-либо сведений о данных организациях, что может свидетельствовать о предоставлении дилером дистрибьютору недостоверных сведений о последующей реализации товара с предоставлением Специальной скидки.

Таким образом, изложенные обстоятельства в совокупности могут приводить к несоответствию условий запрашиваемой дилером у дистрибьютора Специальной скидки условиям фактической поставки товара.

В свою очередь, несоответствие условий приобретения товара дилером у дистрибьютора условиям последующей реализации товара конечному потребителю может создавать необоснованное ценовое преимущество для предпринимательской деятельности дилера по отношению к прочим официальным дилерам, формируя более привлекательный облик для потребителей услуг, поскольку Специальная скидка может быть предоставлена конечному потребителю путем введения дилером дистрибьютора в заблуждение.

Главой 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, а также недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности, связанную с созданием смешения, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров, как объектов гражданских прав (в том числе работ, услуг, включая финансовые услуги), в границах которой приобретатель может приобрести товар (работу, услугу) (пункт 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают, такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль, либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

При квалификации действий конкретного лица в качестве акта недобросовестной конкуренции на основании статьи 14.8 Закона о защите конкуренции оцениваются общие признаки недобросовестной конкуренции, определенные пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Технический центр «Восток» является торговля автотранспортными средствами (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 45.1).

Вместе с тем, на рынке услуг по торговле грузовыми автотранспортными средствами имеются иные хозяйствующие субъекты, оказывающие данные услуги на территории Ленинградской области, которые являются конкурентами ООО «Технический центр «Восток» и соперничают за привлечение потребителей с целью получения прибыли.

Наибольшую привлекательность продавца для потенциального покупателя формирует цена на товар.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

В действиях ООО «Технический центр «Восток» имеются признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона о защите конкуренции:

1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и, как следствие, получении необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных недобросовестной реализацией права дилера на запрос у дистрибьютора Специальной скидки на транспортные средства для их последующей реализации;

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. При этом обычаи делового оборота и требования добропорядочности, разумности и справедливости в предпринимательской деятельности дилеров грузовых автомобилей марки «Мерседес-Бенц» предполагают отказ от получения необоснованных преимуществ, действие в рамках дилерского договора без ущерба хозяйствующим субъектам-конкурентам, в том числе предоставление Специальной скидки конечному потребителю должно соответствовать условиям, на которых она была согласована с дистрибьютором, таких как количество транспортных средств, контрагент и т.д.;

3. Указанные действия ООО «Технический центр «Восток» способны причинить убытки ООО «Техцентры СОТРАНС», поскольку они могут повлечь снижение потребительского спроса от ООО «Техцентры СОТРАНС», обусловленное недобросовестным поведением конкурента, и лишить другого официального дилера, осуществляющего аналогичную предпринимательскую деятельности в тех же географических границах товарного рынка, той прибыли, на которую он мог бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

На основании вышеизложенного, в действиях ООО «Технический центр «Восток» усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в недобросовестной конкуренции на рынке продажи грузового транспорта в связи с получением необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности в виде предоставления покупателям Специальной скидки на товар, полученной путем введения дистрибьютора в заблуждение.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Предупреждение может быть обжаловано в судебном порядке в арбитражный суд.

О выполнении предупреждения следует сообщить в Ленинградское УФАС России по электронной почте: с последующим почтовым отправлением по адресу управления: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3., в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

Связанные организации

Связанные организации не указаны