Решение №08.04.2015 P/02/237 РЕШЕНИЕ по делу № 84-02-Р/15 от 16 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Ответчик:

Генеральному директору

ООО «АШАН»

 

ул. Верхняя Красносельская, д. 3А,

Москва, 107140

 

 

 

 

 

 

08.04.2015   P/02/237

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 84-02-Р/15

 

«08»  апреля  2015 г.                                                                         г. Санкт-Петербург

                    

Резолютивная часть решения оглашена: 30.03.2015

Решение изготовлено в полном объеме: 08.04.2015                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н. – заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председателя Комиссии;

 

Мурашко Н.П. – старшего государственого инспектора отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии;

 

Шапошникова А.Ю. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии,

 

рассмотрев дело № 84-02-Р/15 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

 

В прокуратуру Ленинградской области из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило задание от 15.01.2015 о проведении в период с 20.01.2015 по 22.01.2015 проверочных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке, в магазинах крупнейших компаний розничной сетевой торговли, расположенных на территории Ленинградской области, а также по вопросу контроля качества, безопасности, карантинного, фитосанитарного состояния сельскохозяйственной продукции, в том числе животного происхождения, сырья и продовольствия, ввозимых с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, в том числе поступивших из третьих стран по реэкспорту.

В ходе проверки торговой сети «Ашан» (ООО «АШАН», ИНН: 7703270067, торговый объект «Ашан – Мега-Парнас»), проводимой прокуратурой Всеволожского района  20.01.2015 совместно с Ленинградским УФАС России, установлено следующее.

На товарных лотках, находящихся рядом, размещены два вида моркови: немытая среднего размера и мытая крупного размера. Над товарными лотками размещена одна информационная табличка, содержащая текст: «Морковь мытая», «Клавиша № 158». На информационной табличке также указана цена, составляющая 39 рублей 90 копеек за 1 килограмм.

На электронных весах на территории торговой сети установлена система автоматической распечатки чеков со штрихкодом, печать которых производится путем нажатия клавиши с номером, соответствующим номеру товара. При контрольном взвешивании партии моркови сотрудником Ленинградского УФАС России было произведено нажатие на клавишу № 158 (в соответствии с информации с таблички), в последствии чего был распечатан чек, содержащий следующий текст: «Морковь КГ», «Руб/кг: 79.90».

На основании изложенного Ленинградским УФАС России сделан вывод о том, что в действиях ООО «АШАН», как рекламодателя и рекламораспространителя, содержатся признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившиеся в размещении недостоверной информации о стоимости товара.

Определением Ленинградского УФАС России № О/02/49 от 04.02.2015 в отношении ООО «АШАН» возбуждено дело № 84-02-Р/15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Дело назначено к рассмотрению на 17.02.2015 в 13:00. Представители ООО «АШАН» явились на заседание Комиссии.

Определением Ленинградского УФАС России № О/02/87 от 19.02.2015 рассмотрение дела № 84-02-Р/15 отложено. Дело назначено к рассмотрению на 11.03.2015 в 15:00. Представители ООО «АШАН» явились на заседание Комиссии.

Определением Ленинградского УФАС России № О/02/143 от 13.03.2015 рассмотрение дела № 84-02-Р/15 отложено. Дело назначено к рассмотрению на 30.03.2015 в 14:30. Представители ООО «АШАН» явились на заседание Комиссии.

В ходе заседаний Комиссии 17.02.2015, 11.03.2015, 30.03.2015 установлено следующее.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Частью 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей определено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.

Пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» определено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Пунктом 2 статьи 2 Закона о рекламе определено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В ходе рассмотрения материалов дела (фотографий информационных табличек, а также информационной таблички, продемонстрированной Комиссии представителями ООО «АШАН») установлено, что на информационную табличку в левом верхнем углу закрепляется ценник.

Таким образом, нормы, установленные Законом о рекламе, не распространяются на ценник, поскольку его размещение является обязательным для продавца.

Вместе с тем, информационная табличка не является ценником, поскольку не содержит подписи материально ответственного лица или печати организации. Таким образом, информационная табличка может соответствовать определению термина «реклама», установленному пунктом 1 части 3 Закона о рекламе: реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Представителями ООО «АШАН» заявлено, что сведения о цене, размещенные на информационной табличке над товарным лотком с морковью, действительно были недостоверными на дату проведения проверки (20.01.2015), что объясняется технической ошибкой сотрудника, занимающегося размещением (изменением) данной информации.

Представители ООО «АШАН» также отметили, что информационная табличка не соответствует термину «реклама», поскольку ее основной целью является не привлечение внимания (продвижение) к товару, а информирование для удобства покупателей. Данный факт подтверждается также и тем, что на территории торгового зала информационные таблички размещаются над каждым реализуемым товаром.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод, что информационная табличка не является рекламой, поскольку ее основной целью не является привлечение внимания (продвижение) к товару. Следовательно, информация, размещенная на данной табличке не может быть квалифицирована пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Однако в действиях ООО «АШАН» содержатся признаки нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Производство по делу  № 84-02-Р/15 прекратить.
  2. Передать материалы дела № 84-02-Р/15 в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.

 

Решение может быть обжаловано в суде или в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Председатель Комиссии                                                Г.Н. Коннов

 

Члены Комиссии:                                                           Н.П. Мурашко

 

                                                                                        А.Ю. Шапошников 

Связанные организации

Связанные организации не указаны