Решение №08.10.2015 №Р/04/1207 РЕШЕНИЕ от 15 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. от 08.10.2015 №Р/04/1207

 

Комитет по строительству Ленинградской области

 ул. Некрасова, дом 14,

Санкт-Петербург, 191104

тел. (812) 579-85-38

факс (812) 579-85-37

e-mail: stroykomitet.lo@lenreg.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве»

ул. Смольного, дом 3,

Санкт-Петербург, 191060

тел./факс (812) 579-60-84, 576-63-84

e-mail: zinins@yandex.ru

 

Некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга»

ул. Строителей, дом 6, кор. 4,

Москва, 119311,

тел. (495)  930 66 45

e-mail: pazh@yandex.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив»

ул. Островитянова, д.10/1,

г. Москва, 117513

тел. (495) 438-00-28 

(ответчики)

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «24»сентября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «08» октября  2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:

Журавлева Алексея Александровича – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Борисовой Алёны Александровны – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Агаяна Георгия Араратовича – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Теватросян Ирины Спартаковны – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ивлевой Александры Олеговны – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии

рассмотрев дело № 36 по признакам нарушения Комитетом по строительству Ленинградской области (ул. Некрасова, дом 14, Санкт-Петербург, 191104), Обществом с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве» (ул. Смольного, дом 3,Санкт-Петербург, 191060), некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (ул. Строителей, дом 6, кор. 4, Москва, 119311), Обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (ул. Островитянова, д.10/1, г. Москва, 117513) пункта 4  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.04.2015  в Ленинградский УФАС России поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России с поручением рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Комитета по строительству Ленинградской области, Общества с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив».

23.06.2015 г. Приказом Ленинградского УФАС России № 218 было возбуждено дело № 36 по признакам нарушения Комитетом по строительству Ленинградской области, Обществом с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве», некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 36 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 24.06.2015 № О/04/392) у Комитета по строительству Ленинградской области были запрошены следующие документы и информация:

пояснения относительно порядка утверждения сметных нормативов за период с 01.01.2008 по настоящее время;

- пояснения о том, является ли информация (сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации), размещенная на сайте Комитета по строительству Ленинградской области, достаточной для самостоятельного использования в составе компьютерных программ по созданию строительно-сметной документации. Информацию необходимо представить со ссылками на страницы сайтов.

У Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив»:

- информация о принадлежащих (ранее принадлежавших, отчужденных) исключительных правах на компьютерные программы по созданию строительной сметной документации, а также электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, с подтверждающими документами (Свидетельства Роспатента и пр.). В случае отчуждения указанных исключительных прав необходимо представить информацию о причинах их отчуждения;

- сведения о заключенных в период с 2008 года по настоящее время договорах, связанных с разработкой и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы пересчета сметной стоимости, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Информацию предоставить в виде реестра.

У Общества с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве»:

- информация о принадлежащих (ранее принадлежавших, отчужденных) исключительных правах на компьютерные программы по созданию строительной сметной документации, а также электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, с подтверждающими документами (Свидетельства Роспатента и пр.). В случае отчуждения указанных исключительных прав необходимо представить информацию о причинах их отчуждения;

- сведения о заключенных в период с 2008 года по настоящее время договорах, связанных с разработкой и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы пересчета сметной стоимости, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Информацию предоставить в виде реестра.

- пояснения об экономической, технологической, производственной и иной необходимости заключения договоров с Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив»;

- пояснения о том, является ли информация (сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации), размещенная на сайте Комитета по строительству Ленинградской области, достаточной для самостоятельного использования в составе компьютерных программ по созданию строительно-сметной документации. Информацию необходимо представить со ссылками на страницы сайтов.

   Устав со всеми изменениями;  приказ (решение) о назначении генерального директора;  перечень лиц, входящих в одну группу лиц по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 16.12.2009 № 841; -  налоговая декларация по налогу на прибыль за 2014 год (с отметкой налогового органа о принятии), с расшифровкой по видам деятельности; - налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2015 года (с отметкой налогового органа о принятии), с расшифровкой по видам деятельности);  бухгалтерский баланс за 2014 год;  расшифровка строки 010 Формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» «Бухгалтерского баланса» за 2014 год.

Решением ФАС России от 31.08.2015 № 1-16-179/00-22-14 Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральное автономное учреждение «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов», ООО «Госстройсмета», некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения между федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарных рынках разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, а также участии в данном соглашении.

Документы и информация, приобщены к материалам дела № 36.

Комиссия рассмотрела документы и информацию по делу №  36, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

В соответствии с подпунктом 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 11 проектной документации «смета на строительство объектов капитального строительства» разрабатывается в полном объёме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 30 Положения сметная документация составляется в двух уровнях цен: в базисном уровне цен и в ценах, сложившихся ко времени её составления. Под базисным уровнем цен понимаются цены по состоянию на 01.01.2000 г. Такие цены зафиксированы в сметных нормативах.

Приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 15.03.2012 № 4 «О переходе на территориальную сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве в редакции 2009 года на территории Ленинградской области» рекомендовано инвесторам, заказчикам-застройщикам, проектным и подрядным строительным организациям с 1 января 2012 года составлять сметную документацию по вновь начинаемым строительством объектам на территории Ленинградской области и производить расчеты за выполненные объемы работ на основе сметной документации, составленной с применением ТСНБ-2001 в редакции 2009 года для Ленинградской области, внесенной в федеральный реестр сметных нормативов 11 июля 2011 года под регистрационным номером 89. Для объектов, строящихся на территории Ленинградской области и финансируемых с привлечением средств федерального бюджета и областного бюджета Ленинградской области, вышеизложенные рекомендации носят обязательный характер. Пересчет сметной документации в текущий уровень цен производить базисно-индексным методом с применением к ТСНБ-2001 в редакции 2009 года для Ленинградской области территориальных индексов изменения сметной стоимости строительства объектов, разрабатываемых Ленинградским областным региональным центром ценообразования в строительстве. Стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен определять на основании сборников территориальных сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ТССЦ-2001 Ленинградская область); сборников территориальных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ТСЭМ-2001 Ленинградская область), применяемых в строительстве на территории Ленинградской области, в редакции 2009 года в текущем уровне цен, разрабатываемых Ленинградским областным региональным центром ценообразования в строительстве.

Таким образом, территориальные сметные нормативы Ленинградской области являются официальной информацией и служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Ленинградской области. Доступ к ним не может быть ограничен.

В соответствии с пунктами 4.4, 4.5 Положения о Комитете по строительству Ленинградской области (утверждено Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.02.2011 № 36) Комитет по строительству Ленинградской области (далее - Комитет)  осуществляет функции по  утверждению сметных норм и расценок, а также методических рекомендаций, разработанных самостоятельно или совместно с другими органами исполнительной власти; осуществляет организационное руководство по внедрению сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве на территории Ленинградской области.

 Согласно письму Комитета (исх. от 14.01.2015 №кстр-01-5167/14-0-1), письму Вице-губернатора Ленинградской области (исх. от 12.11.2009 №19-768/09), пояснениям представителя Комитета (Протокол заседания Комиссии от 24.09.2015) специализированной организацией, уполномоченной вести работы по приведению территориальных сметных нормативов Ленинградской области в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами определено ООО «Центр информации и индексации в строительстве» (далее – ЦИИС).

30.03.2010 между ЦИИС и Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО НАСИ) был заключен договор № 50/2010 о переводе базы данных действующей Территориальной сметно-нормативной базы ТЕР-2001 в части территориальных сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, территориальных сметных цен на оборудование;  территориальных сметных цен на перевозки грузов для строительства (обобщенный классификатор норматива — ТССЦ) в формат программного продукта НО НАСИ, внесение изменений, дополнений, создание новой редакции.

Для выполнения условий договора НО НАСИ передает ЦИИС эталонную базу данных (федеральная эталонная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве с изменениями и дополнениями в электронном виде (ГЭСН-2001, ФЕР-2001,ФССЦ-2001) и программный продукт (программа для ЭВМ «Центр-Регион», предназначенная для создания новой редакции территориальной сметно-нормативной базы, соответствующей эталонной базе, а также для актуализации территориальной базы). По завершении работы ЦИИС передает НО НАСИ экземпляр  территориальной сметно-нормативной базы  ТЕР- 2001переведенной в формат программного продукта.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора № 50/2010 обладателем исключительного права на эталонную базу и программный продукт является НО НАСИ.

 Согласно  пункту 3.3. Договора № 50/2010 обладателями смежных прав на электронный вариант территориальной сметно-нормативной базы ТЕР-2001 в части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования  ее материалов являются НО НАСИ и ЦИИС.

29.07.2011 между НО НАСИ, ЦИИС и ООО «Госнорматив» был заключен лицензионный договор № ТГН-26/2011 о предоставлении простой (неисключительной) лицензии на право использования ТСНБ ТЕР -2001 (утвержденная в установленном порядке эталонная база данных территориальных сметных нормативов Ленинградской области, созданная и актуализированная на основе эталонной базы, согласно Договору № 50/2010 от 30.03.2010, а также дополнения и изменения к ней), дополнений, индексов и ТССЦ (базовые и текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов для строительства, периодически, выпускаемые для ТСНБ ТЕР-2001).

12.11.2012 межу ЦИИС и ООО «Госнорматив» был заключен Договор № ДПГ-03/2012  на создание итоговой базы данных «ТССЦпг 81-01-2001 Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства. Ленинградская область» и формирование печатного макета. В результате, в соответствии с пунктом 3.1 вышеуказанного Договора, исключительное право на итоговую базу данных принадлежит совместно ЦИИС и ООО «Госнорматив».

31.07.2013 между НО НАСИ,  ЦИИС и ООО «Госнорматив» заключен лицензионный Договор  № ТГ-26/2013  на использование баз данных.

Таким образом, совместными обладателями исключительного права на ТСНБ ТЕР-2001 (территориальные сметные нормативы), Индексы к ТСНБ ТЕР-2001 (индексы пересчета сметной стоимости), ТССЦ к ТСНБ ТЕР-2001 (базовые и текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов в строительстве) являются НО НАСИ и ЦИИС. Неисключительного права – ООО «Госнорматив». При этом, ТСНБ ТЕР-2001 является производным произведением, неотъемлемой и основной частью которого является эталонная база, исключительным правовом на которую обладает НО НАСИ.

Согласно письму Комитета (исх. от 14.01.2015 № кстр-01-5167/14-0-1) база данных территориальных сметных нормативов Ленинградской области для ЭВМ, созданная в рамках договора № 50/2010 от 30.03.2010 и договоров оферт является собственностью НО НАСИ и ЦИИС, внесена в федеральный реестр сметных нормативов регистрационными номерами 89 от 11.07.2011 и 210 от 14.03.2014.

При этом, по сложившейся практике, на сегодняшний день процесс составления сметной документации является автоматизированным, для чего активно используются компьютерные программы по созданию строительной сметной документации (далее также – сметные программы, программные комплексы, автоматизированные программные комплексы для расчета сметной документации). Сметная программа представляет собой многофункциональный «калькулятор», а сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены используются в качестве наполнения программы. Поскольку сметные нормативы представляют собой объёмные по содержанию документы и, как правило, изначально формируются в форме таблиц, в составе сметных программ эта информация используется в форме электронных баз данных.

Таким образом, сметные нормативы, индексы пересчета сметной стоимости и средние сметные цены являются основным ресурсом для входа на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и на рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, поскольку они необходимы для составления сметной документации, а сметная программа является дополнительным компонентом для доступа на товарный рынок разработки и реализации строительной проектно - сметной документации.

При этом, государственные органы утверждают не базу данных, а текст государственных сметных нормативов, который является извлечением из базы данных. Утвержденный текст государственных сметных нормативов не является интеллектуальной собственностью. В тоже время исходная база данных, содержащая текст государственных сметных нормативов, сохраняет охраноспособность.

Вместе с тем, в целях закрепления за ЦИИС, НО НАСИ, ООО «Госнорматив» исключительных прав на исходные базы данных  Комитет создавал условия для ограничения доступа к территориальным сметным нормативам путем  неопубликования территориальных сметных нормативов (Письмо ФАС России  (исх. от 20.04.2015 № КА/19304/15), опубликования сметных нормативов в формате PDF с блокировкой поиска по документу и копирования (Акт осмотра сайта http://building.lenobl.ru/), что нарушает Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470, неосуществлении функций по разработке сметных нормативов; передача функций по разработке сметных нормативов хозяйствующему субъекту вне конкурсных процедур.

Закрепление исключительных прав за НО НАСИ, ЦИИС, ООО «Госнорматив» на базы данных дает указанным хозяйствующим субъектам

неоправданные конкурентные преимущества, выраженные в наличии наиболее полного количества баз данных, содержащих сметные нормативы, а

также получения их в приоритетном порядке (ещё до включения сметных нормативов в Федеральный реестр сметных нормативов), предоставления их в унифицированном формате.

Далее участники антиконкуретного Соглашения (НО НАСИ, ЦИИС, ООО «Госнорматив») своими действиями фактически принуждали разработчиков сметных программ использовать вместо территориальных сметных нормативов базы данных, содержащие территориальные сметные нормативы, исключительные права на которые принадлежат НО НАСИ. ЦИИС, ООО «Госнорматив».

Разработчики проектно-сметной документации также были ограничены в доступе к территориальным сметным нормативам.

С учетом вышеизложенного, территориальные сметные нормативы, индексы и средние сметные цены Ленинградской области, в соответствии с которыми должна составляться сметная документация на объекты строительства, являются интеллектуальной собственностью НО НАСИ и ЦИИС, что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

С учётом изложенного, на основании документов и информации, имеющихся в материалах дела № 36, Комиссия Ленинградского УФАС России установила, что в период  с 12.11.2009 Комитет и ЦИИС заключили антиконкурентное соглашение к которому 30.03.2010 присоединилось НО НАСИ, а 29.07.2011 ООО «Госстройсмета» запрещенное статьей 16 Закона о защите конкуренции, и участвовали в нём.

Цель Соглашения: незаконное предоставление конкурентного преимущества негосударственным организациям, путем: установления контроля над доступом к территориальным сметным нормативам, их распространением и использованием; использования административного ресурса в интересах вышеуказанных негосударственных организаций.

Заключение и реализация Соглашения могли привести и привели к ограничению конкуренции (устранению хозяйствующих субъектов с товарного рынка, ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов) на товарном рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и товарном рынке разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличному от содержащегося в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения участников соглашения с учётом принципов разумности и обоснованности. Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании

совокупности доказательств. На заседаниях Комиссии Ленинградского УФАС России представители ответчиков отрицали факт заключения и участия в антиконкурентном Соглашении.  Комиссия Ленинградского УФАС России, заслушав позицию ответчиков, полагает, что доводы об отсутствии факта заключения антиконкурентного Соглашения опровергаются совокупностью полученных доказательств.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Комитет по строительству Ленинградской области, Общество с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве», некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» нарушившими  статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

2.Выдать Комитет по строительству Ленинградской области, Общество с ограниченной ответственностью «Центр информации и индексации в строительстве», некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» предписание.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      А.А. Журавлев

 

Члены Комиссии                                                                  А.А. Борисова

                                                                                                

                                                                                                    Г.А. Агаян

 

И.С. Теватросян

 

 А.О. Ивлева

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны