Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ЛенСоцСтрой» от 13 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Заказчик:
ГУП «Леноблводоканал»
ул. Куйбышева, д. 13, г. Выборг, Ленинградская обл., 188800
info@vodokanal-lo.ru
Заявитель:
ООО «ЛенСоцСтрой»
Литейный пр-кт, д. 26, лит. А, пом. 203, оф. 306, Санкт-Петербург, 191028
108@rfbdc.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ЛенСоцСтрой»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 08.07.2020.
Решение изготовлено в полном объеме: 13.07.2020.
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа № 261 от 07.07.2020 по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ЛенСоцСтрой» (далее – Заявитель, ООО «ЛенСоцСтрой») (вх. № 8088 от 30.06.2020) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЛенСоцСтрой» (191028, Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 26, Лит. А, пом. 203, оф. 306) на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» (далее – Заказчик, ГУП «Леноблводоканал») (188800, Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13),
в присутствии представителя Заказчика – …
в присутствии представителя Заявителя – …,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «ЛенСоцСтрой» (вх. № 8088 от 30.06.2020), перенаправленная ФАС России, на действия ГУП «Леноблводоканал» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту участка безнапорной канализации от ул. Песочной (К 231) до ГНС п. Рощино Выборгского района Ленинградской области (извещение № 32009207635).
В соответствии с положениями, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Ленинградским УФАС России установлено, что Заявитель является участником закупочной процедуры
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов запроса предложений № 32009207635-02 размещен 22.06.2020 в 17:55 (МСК) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 30.06.2020.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
- не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
- не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Закон о закупках, неправомерно отклонив заявку ООО «ЛенСоцСтрой» на основании подпункта 23 Информационной карты 4) несоответствие участника закупки и (или) его заявки требованиям документации о закупке.
Заявитель считает, что «Банковская гарантия № 753931 от 11.06.2020, выданная ПАО «Саровбизнесбанк», а также заявка Заявителя соответствует требованиям документации».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239
«О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности отдельных категорий сотрудников, Ленинградское УФАС России переходит на дистанционный режим рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков, комиссий в рамках Закона о закупках, с использованием сервиса видео-конференц-связи (далее – ВКС).
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Уведомлением (исх. № 05/924 от 03.07.2020) рассмотрение жалобы назначено на 08.07.2020 в 12:00 ч. по ВКС.
Заказчику в срок до 07.07.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.
Договор с победителем открытого запроса предложений ООО «КИТ» заключен 03.07.2020, до получения уведомления антимонопольного органа.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.
ГУП «Леноблводоканал» считает доводы жалобы необоснованными.
Заявитель поддерживает доводы, изложенные в жалобе.
Резолютивная часть оглашена 08.07.2020.
Изучив доводы жалобы Заявителя, заслушав правовую позицию представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении № 1 к Техническому заданию было установлено требование к значениям показателей (характеристик) товара, необходимого для выполнения работ позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям (далее – Техническое задание). Для описания участником закупки поставляемый товар, который является предметом закупки (Приложение № 1 Документации при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту участка безнапорной канализации от ул. Песочной (К 231) до ГНС п. Рощино Выборгского района Ленинградской области (извещение № 32009207635) (далее – Документация).
Согласно пункту 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с пунктом 5.5.10.7 Положения о закупках товаров, работ, услуг, для нужд ГУП «Леноблводоканал» Заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать банковскую гарантию обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, в случае, если в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) содержится указание на требование обеспечения такой заявки в форме банковской гарантии.
В пункте 29 раздела 3 Документации Информационной карты установлено требование к банковской гарантии (далее – Информационная карта).
Инструкция по заполнению таблицы с требованиями к товару (далее – Инструкция) содержится в Приложении № 1 к Техническому заданию.
При заседании единой комиссии ГУП «Леноблводоканал» по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом запросе предложений у участника закупки были выявлены нарушения требований Документации и Инструкции по заполнению таблицы, а именно: в подпункте 4 пункта 29 Информационной карты установлено условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
В пункте 11 Банковской гарантии № 753931 от 11.06.2020 Заявителя (Банковская гарантия № 753931) указано: «Исполнение обязательств Гаранта по Гарантии является фактическое списание денежных сумм с корреспондентского счета Гаранта на счет, указанный в Требовании по гарантии», что является нарушением требований Документации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 29 Информационной карты предоставляется, установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с подпунктами «а», «г», пункта 2 Перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий») Бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, направляет гаранту следующие документы: а) расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии; г) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
В пункте 6 Банковской гарантии № 753931 Заявителя указано:
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего Требование (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);
- учредительные документы Бенефициара (устав (положение), свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе);
- решение Бенефициара о признании Принципала уклонившимся от заключения договора по результатам Закупки.
Таким образом, Банковская гарантия № 753931 Заявителя не соответствует требованиям, установленным в Информационной карте.
В Техническом задании в п/п 1 требованиям Труба КОРСИС ПРО (применяется в п.п. 1 в Спецификации оборудования, изделий и материалов 19-090-01-ТКР.С) в части указания в заявке значения показателя Толщина стенки внутреннего слоя под полой секцией – должна быть ˃ 4,0 мм.
В соответствии с инструкцией в случае, при указании слов, словосочетаний: «не менее…», «≥», «более чем…», «не ниже…» заказчиком устанавливаются требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара. Остальные требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, не указанных выше, являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.
Соответственно данный показатель товара должен оставаться неизменяемым, за исключением словосочетание «должна быть» и в соответствии с инструкцией должен выглядеть: «Толщина стенки внутреннего слоя под полой секцией – ˃ 4,0 мм».
Однако участник закупки руководствовался иным положением инструкции, что является нарушением требований Документации.
В составе заявки ООО «ЛенСоцСтрой», указано: Толщина стенки внутреннего слоя под полой секцией – 5 мм.
В Техническом задании в п/п 1 требованиям Труба КОРСИС ПРО (применяется в п.п. 1 в Спецификации оборудования, изделий и материалов 19-090-01-ТКР.С) в части указания в заявке значения показателя Разрушающаяся нагрузка при растяжении сварного шва трубы – должна быть от 1020 Н.
В соответствии с инструкцией в случае, при указании слов, словосочетаний: «не менее…», «≥», «более чем…», «не ниже…» заказчиком устанавливаются требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара. Остальные требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, не указанных выше, являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.
Соответственно данный показатель товара должен оставаться неизменяемым, за исключением словосочетание «должна быть» и в соответствии с инструкцией должен выглядеть: Разрушающаяся нагрузка при растяжении сварного шва трубы – от 1020 Н.
Однако участник закупки руководствовался иным положением инструкции, что является нарушением требований Документации.
В составе заявки ООО «ЛенСоцСтрой», указано: Разрушающаяся нагрузка при растяжении сварного шва трубы – 1020 Н.
Таким образом, заявка ООО «ЛенСоцСтрой» заполнена с нарушением требований, установленных Документацией и Инструкцией, что в соответствии с п. 23 пп. 4) Информационной карты несоответствие участника закупки и (или) его заявки требованиям документации о закупке, влечет к отстранению участника от процедуры закупки.
ООО «ЛенСоцСтрой», являясь профессиональным участником рынка, принимало на себя риски, связанные с отклонением заявки в случае подачи некорректно заполненной заявки.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
ООО «ЛенСоцСтрой», участвуя в закупке, проводимой ГУП «Леноблводоканал» в соответствии с требованиями Закона о закупках, обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы части 2 статьи 3.2 настоящего Закона.
Информации о направлении запроса на разъяснение Документации Ленинградскому УФАС России не представлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «ЛенСоцСтрой» однозначно воспринимало требования Документации, установленные Заказчиком, и не было ограничено в своих правах на подачу заявки в соответствии с требованиями установленными к банковской гарантии, а также заполнение заявки в соответствии с Инструкцией.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия ГУП «Леноблводоканал» правомерно отклонила заявку, без нарушений действующего законодательства, а доводы Заявителя относительно неправомерности отклонения своей заявки не находят своих подтверждений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛенСоцСтрой» на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту участка безнапорной канализации от ул. Песочной (К 231) до ГНС п. Рощино Выборгского района Ленинградской области (извещение № 32009207635) необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
..