Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 252-04-А/12 от 8 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 252-04-А/12

 г. Санкт-Петербург

Дата оглашения резолютивной части решения 25 июля 2012 г.

Дата изготовления решения в полном объеме 02 августа  2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) рассмотрев дело  № 252-04-А/12  по признакам нарушения Советом депутатов Бокситогорского  городского поселения Бокситогорского  муниципального района Ленинградской области  (187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, Социалистическая, д.9) части 2, части 3 статьи 15 Федерального закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Дело  № 252-04-А/12  было  возбуждено в  соответствии с Определением о выделении дела в отдельное производство Комиссии  Ленинградского  УФАС России  по рассмотрению дела № 495-04-4361-А/11, в  ходе рассмотрения которого  в  действиях Совета депутатов  Бокситогорского  городского поселения Бокситогорского  муниципального района Ленинградской области  (далее – Совет депутатов) были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.             

Материалами дела № 495-04-4361-А/11 установлено, что Решением Совета депутатов от 26.10.2011 № 163 утверждено «Положение об организации  похоронного дела на территории Бокситогорского городского поселения» (далее – Положение).

Указанный акт наделяет исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения полномочиями по наделению хозяйствующего субъекта  (МУП, МП) статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела без проведения публичного конкурса, что может привести  к недопущению конкуренции.

Наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами  запрещено  ч. 2 ст. 15 Федерального закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так же  Положение содержит нормы, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела функциями органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг.

Поскольку действующим законодательством не ограничено право специализированных служб по вопросам похоронного дела осуществлять возмездное оказание ритуальных услуг населению, они являются участниками  соответствующего товарного рынка и конкурируют с другими хозяйствующим субъектами, оказывающими данные услуги.

Совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов за исключением случаев, установленных федеральными законами, запрещено  ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

2. В ходе рассмотрения дела ответчик частично признал нормы Положения, рассматриваемые Комиссией Ленинградского УФАС России, ограничивающими конкуренцию, а именно: наделение исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления поселения полномочиями по наделению хозяйствующего субъекта  (МУП, МП) статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела без проведения публичного конкурса, что может привести  к недопущению конкуренции.

Передача рассматриваемых Комиссией функций органа местного самоуправления в сфере организации предоставления ритуальных услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела, по мнению ответчика, не противоречит действующему законодательству и реализована им в рамках своих полномочий.

 

3. Выслушав доводы стороны, оценив обстоятельства дела, Комиссия Ленинградского УФАС России  установила следующее:

Согласно ч. 25  ст. 1 Положения, специализированной службой по вопросам похоронного дела является муниципальное предприятие (учреждение), созданное органами местного самоуправления поселения, либо наделенное таким статусом в результате проведенного органами местного самоуправления конкурса  по определению специализированной организации из числа осуществляющих на территории поселения деятельность ритуальных организаций. Данный хозяйствующий субъект оказывает ритуальные, обрядовые, юридические, а так же иные виды услуг, связанные с погребением.

Согласно  ч. 1 ст. 5 Положения, статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела может быть наделено уже созданное муниципальное предприятие (учреждение). Решение о наделении муниципального предприятия (учреждения) статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела принимается администрацией поселения.

В соответствии с Положением об администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация), утвержденным Решением Совета депутатов 08.12.2010 № 104, Администрация является исполнительным  и  распорядительным органом  местного самоуправления на территории Бокситогорского городского поселения.

Статьей 25 Федерального закона  от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2001 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а так же ст. 113 ГК РФ  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом,  муниципальные унитарные предприятия и муниципальные предприятия являются хозяйствующими субъектами, реализующими право осуществления коммерческой деятельности, в т.ч. по оказанию ритуальных услуг населению, и  являются полноправными участниками товарного рынка,  конкурируя  с другими его участниками.

Ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Положения наделяют Администрацию полномочиями по наделению хозяйствующего субъекта  (МУП, МП) статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела без проведения публичного конкурса, предусмотренного Положением для коммерческих организаций (ч. 25  ст. 1, ч. 1 ст. 5)  что ставит муниципальные унитарные предприятия и муниципальные предприятия в неравные условия с иными хозяйствующими субъектами, претендующими на получение статуса специализированой службы по вопросам похоронного дела на территории г. Бокситогорска, предоставляя первым преимущество в получении данного статуса и дальнейшего ведения предпринимательской деятельности, что может привести к недопущению конкуренции.

Наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами, запрещено ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской Федерации" (далее – Закон об организации местного самоуправления) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения

Пунктами 1 и 4 ст. 18 Закона о погребении установлено, что  общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.  Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующим субъектам и наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления не предусмотрена.

Так же рассматриваемое  Положение наделяет специализированную службу по вопросам похоронного дела рядом функций органа местного самоуправления.  

Так, согласно ч. 3 ст. 2 Положения, администратором кладбища являются работники, назначенные руководителем специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующие и руководствующиеся Положением, а также нормами действующего законодательства РФ.

Данная норма наделяет специализированную службу контрольно-распорядительной функцией, которая реализуется органом местного самоуправления в рамках решения вопроса местного значения - организации ритуальных услуг (п. 22 ст. 14 Закон об организации местного самоуправления).

Специализированной службой по вопросам похоронного дела осуществляются:

-       ч. 12, ч. 13 ст. 2, ч. 5 ст. 5 Положения  -  формирование документов, относящихся к архивному фонду муниципального района: книга регистрации захоронений и книга регистрации установки надмогильных сооружений (надгробий), документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших (погибших).

Данные нормы противоречат  ч.  3  ст.  4  Федерального закона  от  22.10.2007 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле), где функции хранения, комплектования (формирования), учета и использования  архивных документов и архивных фондов муниципального района отнесены к полномочиям муниципального образования в области архивного дела;

-       п. 5 ч. 1 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Положения - оформление и выдача удостоверений о захоронении, бесплатные консультации граждан по всем вопросам, связанным с ритуальным обслуживанием населении поселения

Указанные функции также относятся к вопросам организации ритуальных услуг и реализуются органом местного самоуправления в рамках решения вопроса местного значения (п. 22 ст. 14 Закон об организации местного самоуправления).

Таким образом, в нарушение п. 1 и 4 ст. 18 Закона о погребении, специализированной службе по вопросам похоронного дела переданы вопросы, связанные  с ведением общественными кладбищами – ч. 3 ст. 2 Положения.

В нарушение  ч.  3  ст.  4  Закона  об архивном к функциям специализированой службы отнесены хранение, комплектование (формирование) учет и использование архивных документов и архивных фондов муниципального образования  - ч. 12, ч. 13 ст. 2,  ч. 5 ст. 5 Положения.

В нарушение п. 22 ст. 14 Закона об организации местного самоуправления специализированной службе по вопросам похоронного дела переданы вопросы,  связанные с организацией ритуальных услуг - п. 5 ч. 1 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Положения.

Таким образом, Совет депутатов неправомерно наделил специализированную службу по вопросам похоронного дела функциями и полномочиями органа местного самоуправления,  что противоречит ст. 18, ст. 25 Закона о погребении и ст. 14 Закона об организации местного самоуправления и приводит к нарушению ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 41, статьей 49, статьей 50  Федерального закона  от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №  252-04-А/12

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, Социалистическая, д.9)  нарушение  части 2 статьи 15, части 3 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Совету депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, Социалистическая, д.9)  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Направить уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьями 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

                                                                                                      

В соответствии со статьей 52 Закона «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 252-04-А/12

 

02  августа  2012 г.                                                                           г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 02.08.2012 по делу № 252-04-А/12 о нарушении Советом депутатом Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Социалистическая, д. 9) части 2, части 3 статьи 15  Федерального закона от   26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся  в принятии муниципального акта, ограничивающего конкуренцию – Решения Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 26.10.2011 № 163 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела на территории Бокситогорского городского поселения» (далее – Положение), в части наделения органа местного самоуправления (Администрации МО Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области) полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению конкуренции, а так же наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями органа местного самоуправления

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Совету депутатов  Бокситогорского  городского поселения Бокситогорского  муниципального района Ленинградской области   в срок до 15.09.2012  прекратить нарушение части 2 статьи 15 Федерального закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении органа местного самоуправления (Администрации МО Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области) полномочиями, осуществление которых может привести к недопущению конкуренции и части 3 статьи 15  Федерального закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями органа местного самоуправления, а именно: привести муниципальный акт (Положение) в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Примечание.                                     

В  соответствии  со  ст.  51.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,  принявшая решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, а также исправить допущенные в решении и (или) предписании описки, опечатки и арифметические ошибки.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны