Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Северное море» от 13 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Заказчик:
ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II»
ул. Пихтовая, дом 1, г. Высоцк, Выборгский район, Ленинградская область, 188909
mtorpk2@lukoil.com
Организатор торгов:
ООО «ЛУКОЙЛ-Транс»
Большая Ордынка, д. 1, Москва, 115535
Lukoil-trans@lukoil.com
Заявитель:
ООО «Северное море»
ул. Кузнецовская, д. 11, лит. А пом. 10Н, Санкт-Петербург, 196128
ns@northswa.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Северное море»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 30.04.2020.
Решение изготовлено в полном объеме: 08.05.2020.
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа № 179 от 29.04.2020 по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Северное море» (далее – Заявитель, ООО «Северное море») (вх. № 4657 от 22.04.2020) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
..
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Северное море» (196128, Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская, д. 11, лит. А. пом. 10Н) на действия на действия Заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» (далее – Заказчик, ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II») (188909, Ленинградская область, Выборгский район, г. Высоцк, ул. Пихтовая, д. 1),
в присутствии представителей Заказчика – ..;
в присутствии представителя Заявителя – …,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Северное море» на действия Заказчика – ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» при проведении запроса котировок на право заключения договора поставки бонов постоянной плавучести с плоской поплавковой камерой среди субъектов малого и среднего предпринимательства в виде открытого электронного аукциона (извещение № 32009015433, SBR003-200119453600002.1) (далее – Извещение № 32009015433).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки» жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с Извещением № 32009015433, опубликованном 20.03.2020 в 18:14 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), дата окончания приема заявок на участие в закупке: 20.04.2020 в 00:00 (время московское).
Жалоба Заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 22.04.2020.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
- не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
- не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заявителя, «..установленное на электронной площадке https://utp.sberbank-ast.ru время окончания приема заявок Заказчиком не соответствует времени, установленном в извещении, что привило к нарушению положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также к ограничению подачи заявки ООО «Северное море», так как 20.04.2020 около 08:00 утра Заявитель хотел подать заявку на участие в данной закупке, однако возможность подачи заявки на электронной платформе отсутствовала по причине, что срок подачи заявок истек».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239
«О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности отдельных категорий сотрудников, Ленинградское УФАС России переходит на дистанционный режим рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков, комиссий в рамках Закона о закупках, с использованием сервиса видео-конференц-связи.
Уведомлением (исх. № 05/691 от 27.04.2020) рассмотрение жалобы ООО «Северное море» назначено на 30.04.2020 в 16:00.
Заказчику в срок до 29.04.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением (исх. № 05/691 от 27.04.2020) срок.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса видео-конференц-связи. Резолютивная часть оглашена 30.04.2020.
Изучив материалы жалобы, а также заслушав правовые позиции представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам.
ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОИЛ-П» осуществляет свою деятельность по своевременному обеспечению производства товарами, работами, услугами в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов, в том числе Закона о закупках и Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352).
Во исполнение требований статей 1-3, 3.2, 3.4 Закона о закупках, а также требований Постановления № 1352 20.03.2020 в 18:14 по московскому времени на Универсальной торговой платформе ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – УТП) опубликовано извещение о закупке № SBR003-200119453600002.1 (номер процедуры в единой информационной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, применяемой также в целях Законом о закупках (далее – ЕИС), проводимой способом «Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства» (далее – Закупка) со следующими сроками: начало подачи заявок на участие в Закупке 23.03.2020 00:00, окончание подачи заявок на участие 20.04.2020, 00:00, подведение итогов 15.05.2020. То есть Извещение № 32009015433 о Закупке опубликовано на УТП в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации применительно к Закупке.
Согласно письменным пояснениям Заказчика по факту получения уведомления Ленинградского УФАС России ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОИЛ-П», обнаружен факт технической ошибки, допущенной в документации о Закупке, прилагаемой к составленному с помощью функционала ЕИС Извещению № 32009015433 о Закупке, опубликованному на УТП (далее – документация о Закупке) - в документации о Закупке указаны дата и время окончания приема заявок 20.04.2020 до 10:30 вместо указанных в составленному с помощью функционала ЕИС Извещению № 32009015433 о Закупке, опубликованному на УТП 20.04.2020 до 00:00.
В соответствии с требованиями пунктом 9 раздела 1 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 (далее – Положение), сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее – электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее – графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.
Руководствуясь статьями 1-3, 3.2, 3.4 Ф Закона о закупках, пунктом 9 раздела 1 Положения, а также учитывая, что:
- содержащиеся в Извещении № 32009015433 о Закупке сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы, опубликованные на Универсальной торговой платформе ЗАО «Сбербанк-АСТ», в силу особенностей размещения на УТП доведены до сведения потенциальных участников Закупки, в том числе ООО «Северное море» в первостепенном порядке по сравнению со сведениями, содержащимися в приложениях к указанному Извещению № 32009015433 о Закупке;
- составленные с помощью функционала ЕИС сведения о Закупке, опубликованные на УТП, в соответствии с Положением имеют приоритет над сведениями, содержащимися в приложениях к такому Извещению № 32009015433 о Закупке, что, в свою очередь, порождает обязанность участников Закупки, в том числе ООО «Северное море» руководствоваться составленными с помощью функционала ЕИС сведениями, содержащимися в опубликованном на УТП Извещении № 32009015433 о Закупке;
- срок приема заявок на участие в Закупке составил 29 календарных дней с даты публикации на УТП составленного с помощью функционала ЕИС Извещения № 32009015433 о Закупке, в рамках которого надлежащим образом поданы и приняты к рассмотрению заявки иных участников Закупки - ООО «ТЕХЭЛЕКТРОМОНТАЖ», заявка № 2502 (дата и время регистрации заявки 15.04.2020, 12:18:27); ООО «НЕФТЕТРАНСТЕХНИКА», заявка № 3823 (дата и время регистрации заявки 19.04.2020, 23:21:22), что подтверждается журналом передачи организатору Закупки заявок на участие в Закупке.
Представитель ООО «Северное море» на заседании Комиссии, сообщил, что был ознакомлен с Документацией и Извещением № 32009015433о закупке в начале апреля 2020 года, следовательно, Заявитель владел информацией о сроках подачи заявки через УТП.
ООО «Северное море», являясь профессиональным участником рынка, принимало на себя риски, связанные с подачей заявки за пределами установленного времени на УТП.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
ООО «Северное море», участвуя в закупке, проводимой ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОИЛ-П» в соответствии с требованиями Закона о закупках, обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы части 2 статьи 3.2 настоящего Закона.
Информации о направлении ООО «Северное море» запроса на разъяснение Документации в Ленинградское УФАС России не представлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Северное море» однозначно воспринимало требования Документации, установленные Заказчиком, и не было ограничено в своих правах на подачу заявки в соответствии с информацией опубликованной на УТП.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при опубликовании информации на УТП правомерны, а довод Заявителя относительно ограничения подачи заявки в установленный срок не находит своего подтверждения.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Северное море» на действия Заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» при проведении запроса котировок на право заключения договора поставки бонов постоянной плавучести с плоской поплавковой камерой среди субъектов малого и среднего предпринимательства в виде открытого электронного аукциона (извещение № 32009015433, SBR003-200119453600002.1) необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
…