Определение №ИМ/4329/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/10-1034/2024 О НАРУШЕ... от 3 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО <<___>>

<<___>>, г. Приморск, Выборгский район, Ленинградская область, 188910

<<___>>

 

Ответчик:

Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт»

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 198035

<<___>>

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/10-1034/2024 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«03» мая 2024 года                                                                             Санкт-Петербург

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/10-1034/2024 <<___>>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью <<___>> (далее – ООО <<___>>, Общество, Заявитель) (вх. № 697/24 от 22.01.2024) с жалобой на действия (бездействие) Северо-Западного бассейнового филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Росмортпорт» (далее – СЗБФ ФГУП «Росморпорт»), выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности на территории автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, постоянных пропусков работникам и транспортным средствам Заявителя на территорию автомобильно-железнодорожного паромного комплекса.

В ходе рассмотрения заявления Ленинградским УФАС России установлено, что В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) поступило заявление ООО <<___>> (далее – Общество, Заявитель) (вх. № 697/24 от 22.01.2024) с жалобой на действия (бездействие) Северо-Западного бассейнового филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Росмортпорт» (далее – СЗБФ ФГУП «Росморпорт»), выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности на территории автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, постоянных пропусков работникам и транспортным средствам Заявителя на территорию автомобильно-железнодорожного паромного комплекса.

По результатам рассмотрения заявления ООО <<___>> и поступивших от СЗБФ ФГУП «Росморпорт» информации и документов установлено следующее.

СЗБФ ФГУП «Росморпорт» является организацией, которая выдает пропуска для прохода на территорию объекта транспортной инфраструктуры «Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в морском порту Усть-Луга» (далее – АЖПК).

ООО <<___>> оказывает услуги по лоцманской проводке судов в морских портах по заявкам (договорам) судовладельцев (или их агентов), в том числе в морском порту Усть-Луга.

25.10.2023 ООО <<___>> письмом исх. №01-02/181 обратилось в СЗБФ ФГУП «Росморпорт» о согласовании допуска сотрудников Общества, выполняющих работы по предоставлению услуг по лоцманской проводке судов на 2024 год в пределах якорной стоянки №11 и №11А в морском порту Усть-Луга.

23.11.2023 СЗБФ ФГУП «Росморпорт» письмом исх. №Ф1030-14/6731-ИС в соответствии с частью 29 статьи 217 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона о таможенном регулировании) запросил у ООО <<___>> сведения о виде и характере деятельности, которую предполагается осуществлять в пределах зоны таможенного контроля, перечень лиц, которые будут осуществлять такую деятельность, сведения о планируемом сроке осуществления такой деятельности.

23.11.2023 ООО <<___>> письмом исх. №01-02/325 обратилось в СЗБФ ФГУП «Росморпорт» с заявлением о согласовании производственной и иной хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением услуг по лоцманской проводке судов согласно заявкам судовладельцев, морских агентов в пределах АЖПК сектор ПС, ТС в морском порту Усть-Луга на 2024 год.

27.11.2023 СЗБФ ФГУП «Росморпорт» письмом исх. №Ф1030-14/6815-ИС согласовал Обществу производственно-хозяйственную деятельность на 2024 год в пределах якорной стоянки №11А в морском порту Усть-Луга.

Также Заявителем в СЗБФ ФГУП «Росморпорт» поданы заявки от 14.09.2023 № УЛ 01-02/134, от 16.10.2023 № УЛ-01-02/168, № УЛ-01-02/150 на согласование выдачи постоянных пропусков на транспортные средства Общества и работникам ООО «Альбатрос» для прохода на территорию АЖПК.

07.12.2023 СЗБФ ФГУП «Росморпорт» письмом № Ф1030-14/7131-ИС, ссылаясь на отсутствие согласования уполномоченного подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации заявки Общества от 14.09.2023 № УЛ 01-02/134, отказала в выдаче постоянного пропуска на имя лоцмана ООО <<___>>.

Письмом от 28.12.2023 № Ф1030-14/7684-ИС СЗБФ ФГУП «Росморпорт» для согласования допуска работников Заявителя на территорию АЖПК запросило у ООО <<___>> информацию о действующих договорах на осуществление деятельности в зоне транспортной безопасности АЖПК, заключенных с ФГУП «Росморпорт».

СЗБУ ФГУП «Росморпорт» поступление заявок Общества от 16.10.2023 № УЛ-01-02/168, № УЛ-01-02/150 не отрицало. Вместе с тем, сведений о направлении ответа на указанные заявки представленные на рассмотрение антимонопольного органа документы не содержат.

В своих письменных пояснениях от 21.02.2024 № Ф1030-09/217-ИС (вх. № 1999-ЭП/24 от 22.02.2024) СЗБФ ФГУП «Росморпорт» указал, что границы зоны транспортной безопасности АЖПК совпадают с границами пункта пропуска, открытого в пределах АЖПК, в связи с чем допуск лиц в пункт пропуска осуществляется в соответствии с Правилами режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 31.03.2022 №107 (далее – Правила № 107).

Согласно пункту 38 Правил № 107 письменные обращения на выдачу постоянных пропусков рассматриваются администрацией объекта транспортной инфраструктуры и администрацией пункта пропуска, осуществляющими выдачу пропусков в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в срок не более 10 рабочих дней со дня их поступления, включая время на согласование с подразделением пограничного контроля.

АЖПК является основным связующим звеном в обеспечении паромной линии Усть-Луга – Балтийск (Калининградская область).

Согласно статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Субъектом транспортной инфраструктуры в отношении АЖПК является ФГУП «Росморпорт».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о транспортной безопасности проведено категорирование АЖПК и в соответствии с уведомлением ФАМРТ от 01.02.2023 исх. №УТБ-314 присвоена наивысшая первая категория.

Соответственно на АЖПК, как на объект транспортной инфраструктуры первой категории, распространяется действие Закона о транспортной безопасности и соответствующих подзаконных нормативных актов.

Пропускной режим на АЖПК обеспечивается в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, являющимися приложением к Требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1638 (далее – Правила № 1638).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1638 постоянные пропуска выдаются работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии) (подпункт «в»); на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (подпункт «г»).

Согласно пункту 8 Правил № 1638 письменное обращение о допуске на объект транспортной инфраструктуры физического лица, следующего на транспортное средство, включает полное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, инициирующих выдачу пропуска, фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемую должность, серию, номер, дату и место выдачи удостоверяющего личность документа физического лица, а также сведения о целях пребывания физического лица в секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и сроке (периоде), на который требуется оформить ему пропуск.

Письменное обращение о допуске на объект транспортной инфраструктуры служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, иных автотранспортных средств включает полное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, инициирующих выдачу пропуска, сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе вид, марка, модель, цвет, государственный регистрационный знак (номер), сведения о должности лица, под управлением которого будут находиться эти автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск (пункт 9 Правил № 1638).

Пункт 17 Правил № 1638 устанавливает, что выдача постоянных пропусков осуществляется по согласованию с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел.

В своих пояснениях от19.03.2024 № Ф1030-09/325-ИС (вх. № 3184-ЭП/24 от 19.03.2024) СЗБФ ФГУП «Росморпорт» указал, что согласование выдачи постоянных пропусков на АЖПК с органами внутренних дел Российской Федерации заявители получают самостоятельно в СПб ЛО МВД России на водном транспорте в соответствии с Порядком, установленным УТ МВД России по СЗФО СПб ЛО МВД на водном транспорте.

Порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков на Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в морском порту Усть-Луга Усть-Лужского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» (далее – Порядок согласования) утвержден СЗБФ ФГУП «Росморпорт» 09.06.2023 и согласован 06.06.2023 с Санкт-Петербургским ЛО МВД России на водном транспорте и 09.06.2023 с Управлением ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В соответствии с указанным Порядком согласования СЗБФ ФГУП «Росморпорт» должно самостоятельно получать от уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел согласование выдачи постоянных пропусков заявителям.

Таким образом, доводы СЗБФ ФГУП «Росморпорт» о необходимости заявителей самостоятельно получать согласование выдачи постоянных пропусков с уполномоченными органами внутренних дел Российской Федерации противоречат Порядку согласования.

Общество предоставляет услуги по лоцманской проводке судов в акватории морского порта Усть-Луга.

Соответственно, ООО <<___>> как лицо, осуществляющее деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС в рамках действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, имеет право на получение постоянных пропусков.

В своих пояснениях от19.03.2024 № Ф1030-09/325-ИС (вх. № 3184-ЭП/24 от 19.03.2024) СЗБФ ФГУП «Росморпорт» указал, что в январе-феврале направил в УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сведения для согласования постоянных пропусков по заявкам, полученным в ноябре-декабре 2023 года и в январе 2024 года.

Тогда как заявки ООО <<___>> № УЛ 01-02/134 и № УЛ-01-02/168, № УЛ-01-02/150 направлены в СЗБУ ФГУП «Росморпорт» 14.09.2023 и 16.10.2023 соответственно. Указанные заявки оформлены в соответствии с Правилам № 1638.

По состоянию на дату направления обращения в Ленинградское УФАС России (22.01.2024) СЗБФ ФГУП «Росморпорт» пропуска Заявителю не выдало.

Кроме того, из заявления следует и СЗБФ ФГУП «Росморпорт» не отрицалось, что в 2022-2023 годах по заявкам ООО <<___>> СЗБУ ФГУП «Росморпорт» выдавало постоянные пропуска лоцманам Общества.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно Положению о СЗБФ ФГУП «Росморпорт» (пункт 1.3, подпункт 12 пункта 2.2) СЗБФ ФГУП «Росморпорт» оказывает все виды услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов Большой порт Санкт- Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке, в частности обеспечивает пропускной режим.

У Заявителя нет иной возможности, кроме как обратиться в СЗБУ ФГУП «Росморпорт» за получением постоянного пропуска на территорию АЖПК.

Таким образом, в действиях СЗБУ ФГУП «Росморпорт», выразившихся в уклонении от оформления постоянных пропусков по заявкам

ООО <<___>> на территорию Автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском порту Усть-Луга, что в конечном итоге может привести к необоснованному росту тарифа на услуги по передаче электроэнергии и ущемлению интересов потребителей, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ от 22.04.2024 № 147/24 о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения СЗБФ ФГУП «Росморпорт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частями 13 – 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 047/01/10-1034/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 30.05.2024 в 15:00 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, каб. 3-147.
  2. Привлечь к участию в деле:

- в качестве заявителя: Общество с ограниченной ответственностью <<___>>;

- в качестве ответчика: Северо-Западный бассейновый филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт».

3. В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Обществу с ограниченной ответственностью <<___>> представить в срок до 23.05.2023 следующие документы (информацию):

- сведения о выданных СЗБУ ФГУП «Росморпорт» Обществу постоянных пропусков в 2022-2023 годах с приложением подтверждающих документов;

- другие документы в обоснование своей позиции по данному делу.

4. В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Северо-Западному бассейновому филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» представить в срок до 23.05.2023 следующие документы (информацию):

- копии обращений ООО <<___>> от 14.09.2023 № УЛ 01-02/134, от 25.10.2023 № 01-02/181, от 16.10.2023 № № УЛ-01-02/168 и № УЛ-01-02/150, от 25.10.2023 № 01-02/129 и № 01-02/185, от 23.11.2023 № 01-02/325 с отметками о поступлении в СЗБУ ФГУП «Росморпорт», а также со всеми приложениями к указанным обращениям;

- копии заявок (со всеми приложениями) ООО <<___>> о выдаче постоянных пропусков на период 2022-2023 годов, а также ответы на такие заявки;

- письменные объяснения со ссылкой на нормы действующего законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

- другие документы в обоснование своей позиции по данному делу.

 

Для скорейшего получения информации, необходимо обеспечить отправку вышеуказанных документов (информации) посредством электронной связи (to47@fas.gov.ru), при этом отправка почтой – обязательна.

При направлении документов лицам, участвующим в рассмотрении дела, необходимо учитывать, что к указанной в настоящем определении дате запрашиваемые документы должны поступить в адрес Ленинградского УФАС России в полном объеме.

Непредставление или несвоевременное представление документов (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Участие в рассмотрении дела лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежащей оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательно. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрение дела будет осуществляться посредством видеоконференцсвязи с использованием программной системы унифицированных коммуникаций TrueConf.

Для целей принятия дистанционного участия в рассмотрении дела сторонам необходимо перейти по гиперссылке <<___>>.

Для участия в заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи сторонам необходимо заблаговременно направить на адрес электронной почты Ленинградского УФАС России to47@fas.gov.ru, to47-<<___>>@fas.gov.ru сведения о представителях (ФИО полностью и должность), намеренных принять участие в рассмотрении дела, и документы, подтверждающие полномочия таких лиц.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <<___>>

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны