Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 108-05-А/12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Генеральному директору
ОАО «ЖилКомЭнерго»
 
<…>
 
Школьный пер., д. 12а, д. Колтуши, Всеволожский район,
Ленинградская область, 188680
(Ответчик)
 
 
 
РЕШЕНИЕ
по делу № 108-05-А/12
 
г. Санкт-Петербург
 
Дата оглашения резолютивной части решения –  12.04.2012
Дата изготовления решения в полном объеме –  26.04.2012
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
 
 
Коннова Г.Н. – заместителя руководителя-начальника отдела  естественных монополий, председателя Комиссии;    
Акбашева Д.И. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;
Исаченко А.Н. – старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;
в присутствии представителя ответчика: Открытое акционерное общество «ЖилКомЭнерго» <…> (на основании решения единственного учредителя от 16.11.2009 № 1),
рассмотрев материалы дела № 108-05-А/12, возбуждённого по признакам нарушения ОАО «ЖилКомЭнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
I. В соответствии со сводным планом контрольной деятельности территориальных антимонопольных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы на 2012 год, утвержденный Приказом ФАС России от 29.12.2011 № 910-1, на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) от 18.01.2012 № 13 инспекцией Ленинградского УФАС России в отношении Открытого акционерного общества «ЖилКомЭнерго» (далее - ОАО «ЖилКомЭнерго») проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства. По результатам проверки инспекцией Ленинградского УФАС России составлен Акт от 29.02.2012 № 1, из которого следует, что при осуществлении ОАО «ЖилКомЭнерго» деятельности по выработке, транспортировке и продаже тепловой энергии, транспортировке сточных вод, водоотведению, и очистке сточных вод на территории МО Колтушского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области: производит установление и взимание с потребителей платы за подготовку и выдачу технических условий на установку приборов учета, осуществление их приемки в эксплуатацию, а также за опломбирование узла учета, что не предусмотрено действующим законодательством и может ущемить интересы потребителей.
II. В ходе проведения проверки был проведен анализ следующих документов:
1. Учредительных документов ОАО «ЖилКомЭнерго».
2. Бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. 
3. Оборотно-сальдовой ведомости с разбивкой по видам деятельности, контрагентам и договорам.
4. Документов и материалов (копий заявлений потребителей, выданных потребителям технических условий, актов выполненных работ) по работам, связанным с опломбированием приборов учета.
5. Документов (копии договоров, переписку с контрагентами) поясняющих взаимоотношения с организациями, осуществляющими прием и очистку сточных вод.
6. Копий договоров с потребителями на предоставление жилищных и коммунальных услуг с приложением калькуляции расчета тарифов.
7. Мотивированной позиции ОАО «ЖилКомЭнерго» по вопросу правомерности взимания с потребителей платы за опломбирование узлов учета.
8. Реестра заключенных с физическими лицами договоров, регулирующих установку, и (или) техническое обслуживание, и (или) опломбирование приборов учета потребления коммунальных ресурсов.
9. Реестра установленных приборов учета потребления коммунальных ресурсов.
Как следует из представленных документов (вх. № 495 от 10.02.2012) ОАО «ЖилКомЭнерго» (далее – Общество) выдает технические условия (требования) на установку счетчиков ХВС и ГВС и проводит опломбирование таких приборов учета.
В соответствии с «Калькуляцией себестоимости выдачи технического требования на установку приборов учета» (утверждена Генеральным директором Общества 01.10.2010 г.) отпускная цена этих услуг для населения составляет 574,02 рубля на 1- 2 прибора учета, 974,35 рублей на установку 3 приборов учета и 1211,34 рубля на установку 4 приборов учета. В статьи затрат входят, в том числе, затраты на заработную плату в размере 228,8 рублей, 388,96 рублей и 484,31 рублей соответственно.
В соответствии с «Калькуляцией опломбирования» (утверждены Генеральным директором Общества 01.10.2010 г.) отпускная цена этих услуг для населения составляет 170 рублей при установки 1 пломбы и 309,86 при установке 2 и более пломб. В статьи затрат входят, в том числе, затраты на заработную плату в размере соответственно 81,8 рублей и 149,2 рублей.
Всего, в соответствии с Реестром заключенных с физическими лицами договоров по опломбированию приборов учета, было заключено 658 договоров с потребителями.
Общество осуществляет деятельность по выработке, транспортировке и продаже тепловой энергии, по транспортировки сточных вод, по водоотведению и очистке сточных вод на территории МО Колтушское сельское поселение Всеволожского района и является ресурсоснабжающей организацией.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оказание коммунальной услуги водоснабжения гражданам регулируется постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила № 307), из положений которого следует,  что граждане производят расчеты за потребленные коммунальные ресурсы по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия по установленным органами местного самоуправления нормативам потребления.
Согласно вступившему в силу с 27.11.2009 года Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанный Федеральный закон устанавливает обязанность по использованию потребителями коммунальных ресурсов проборов учета, и при этом обязывает ресурсоснабжающие организации производить установку приборов учета.
Деятельность по установке приборов учета потребляемых ресурсов, в частности приборов учета холодного водоснабжения, включена в Общероссийский классификатор услуг населения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, ред. от 23.12.2010) ОК 002-93 (ОКУН) - 042215 - установка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, в связи чем, данная деятельность может образовывать самостоятельный рынок услуг.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений относится к перечню видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к лицензируемым видам деятельности не относится. Указанной деятельностью могут заниматься не только ресурсоснабжающие организации, для которых выполнение таких работ обязательно в соответствии с Законодательством об энергосбережении, но также и иные лица.
Таким образом, рынок оказания услуг по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода воды потенциально является конкурентным.
При рассмотрении вопроса взаимосвязи деятельности по водоснабжению, услуг по установке приборов учета с работами по опломбированию узлов учета было установлено следующее.
В соответствии со сборником тарифно-квалификационных требований характеристик профессий рабочих водопроводно-канализационного хозяйства, выпущенного совместно Госкомитетом РФ по строительству и ЖКХ, Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ, и Федеральным центром ценовой и тарифной политики в ЖКХ, Москва 2002 г. в штате организации водопроводно-коммунального комплекса, должна быть предусмотрена должность контролера водопроводного хозяйства, в обязанности которого входит контроль и снятие показаний водомерных счетчиков всех систем и калибров, регулирование напорных задвижек, пломбирование обводных задвижек на водомерных узлах и другие действия.
Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 66 утверждены «Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства», согласно которым предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию коммунальных систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (организации ВКХ) должны определять нормативную численность руководителей, специалистов, служащих и рабочих; установить оптимальную структуру организаций ВКХ; произвести рациональную расстановку кадров; использовать для расчета нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и канализации. Согласно разделу 2.2.4. «Контроль и учет расхода воды», в обязанности сотрудника - контролера водопроводного хозяйства входит выполнение перечня работ: по контролю за правильностью снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды; пломбирование задвижек на обводных линиях; производство расчетов за использованную воду в соответствии с действующими тарифами и оформление расчетов в соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации; выявление самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения.
Приказом Госстроя РФ от 16.08.2000 № 184 утверждены «Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды», который регламентирует нормы времени на установку, обслуживание и ремонт приборов измерения водопотребления - крыльчатых и турбинных счетчиков холодной и горячей воды, и предназначен для определения трудоемкости и стоимости работ по установке, обслуживанию и ремонту счетчиков воды. В документе перечислен состав работ, выполняемых при установке, обслуживании и ремонте приборов учета. Работы по опломбированию узлов учета не входят в состав работ по установке (монтажу) и эксплуатации (обслуживанию и ремонту) приборов учета.
Таким образом, работы по опломбированию узлов учета входят в состав работ, выполняемых работниками ресурсоснабжающих организаций при осуществлении деятельности по водоснабжению и, для этих организаций, не является самостоятельной услугой.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе запрещается (пункт 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), а также (пункт 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Установление дополнительной платы для потребителей за выдачу и подготовку технических условий на установку приборов учета, а также за приемку приборов учета холодного и горячего водоснабжения в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование, не предусмотрено нормативными правовыми актами и может являться для них экономическим барьером в доступе к получению услуги водоснабжения.
В связи с изложенным, Приказом Ленинградского УФАС России от 27.03.2012 № 67 в отношении ОАО «ЖилКомЭнерго» было возбуждено дело по признакам нарушения положений, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении и взимании с потребителей платы за подготовку и выдачу технических условий на установку приборов учета, осуществлении их приемки в эксплуатацию, а также за опломбирование узла учета, что не предусмотрено действующим законодательством и может ущемить интересы потребителей.
III. В ходе рассмотрения материалов дела, информации и документов, поступивших в Ленинградское УФАС России от Ответчика, Комиссией установлено следующее.
На заседании Комиссии представитель Ответчика подтвердил, что Общество выдает технические условия и производит опломбирование приборов учета на платной основе.
А также сообщил, что выдача технических условий производится в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 261.
В материалах дела представлена калькуляция, утвержденная главой Колтушского сельского поселения. Предельный размер платы за опломбирование утвержден, калькуляция согласована с администрацией. За ввод в эксплуатацию приборов учета средства не взимаются, а взимается за опломбирование. Представитель общества согласился, что законных оснований на взимание платы за опломбирование узлов учета нет, однако мотивировал тем, что для этого привлекается дополнительный штат, появляются затраты на материалы, транспортные расходы этих специалистов. Поэтому была составлена калькуляция затрат. Согласился, что взимание платы за опломбировку при приемке приборов учета в эксплуатацию может быть неправомерным. Готовы устранить нарушение. После проверки дано устное указание плату за опломбировку не взимать. Будет приказ, будет введено в действие.
1. Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего установку, замену и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с указанным приказом Минтопэнерго № 149 договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Для организаций, не являющихся ресурсоснабжающими и не отвечающих критериям, указанным в части 9 статьи 13 Закона об энрегосбережении, заключение такого договора не является обязательным.
Стоимость услуг по установке приборов учета не регулируется государством, а определяется соглашением сторон.
Деятельность ресурсоснабжающих организаций по водоснабжению регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее - Правила № 167), в части учета ресурсов предусмотрено следующее.
Пунктом 1 Правил № 167 установлено, что «узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод (узел учета)» - совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.
Согласно п. 33 Правил № 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами водоснабжения. Для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Пунктами 34, 35, 39, 40, 49 Правил № 167 установлено, что:
оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента (пункт 34),
ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент (пункт 35),
задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а места их нахождения снабжены указателями, помещенными в доступных и хорошо видимых местах (пункт 39),
абонент назначает лиц, ответственных за содержание узла учета,  сохранность его оборудования, целость пломб на средствах измерений и задвижке на обводной линии (пункт 40),
представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства при снятии показаний средств измерений проверяет наличие и целость пломб на средствах измерений и задвижке, установленной на обводной линии узла учета (пункт 49).
Требований об установке пломб за счет граждан-потребителей Правилами № 167, в части регламентирующей установку приборов учета не предусмотрено.
В соответствии с п. 41. Правил водоснабжения приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно разъяснениям Минрегиона РФ (письмо от 14.05.2005 № 2220-АБ/70) «О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» п. 41 Правил предусматривает приемку в эксплуатацию не средства измерения, а узла учета, как совокупность приборов и устройств, обеспечивающих достоверный учет. В состав узла учета, как его неотъемлемая часть, входят устройства, обеспечивающие защиту средств измерений от несанкционированного вмешательства в их работу, в том числе пломбирование задвижек на обводных линиях узлов учета в целях обеспечения защиты от несанкционированного использования абонентом обводной линии узла учета без средств измерения.
В Правилах № 307, которыми регулируется поставка коммунальных услуг для населения, установлено (подпункт "г" пункта 52), что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей указанным пунктом также не предусмотрено.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что действия по опломбированию узла учета выполняются представителями русурсоснабжающей организации при приемке прибора учета в эксплуатацию и непосредственно не связаны и не входят в состав работ по его установке.
2. На территории Ленинградской области процесс приемки в эксплуатацию приборов учета потребляемых коммунальных услуг и их техническое обслуживание регламентирован Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2003 № 261 (в редакции от 11.08.2010), которым утверждено Положение об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по их оказанию (далее - Положение). 
Из указанного Положения (пункт 3.1.) следует, что после установки прибора учета потребления коммунальных услуг потребитель подает заявление в управляющую или ресурсоснабжающую организацию о приемке прибора учета в эксплуатацию (в соответствии с прилагаемой формой заявления, которая приведена в приложении 2 к Положению).
Приемка в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг осуществляется представителем управляющей организации или энергосервисной компании в присутствии представителя энергоснабжающей компании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления потребителем (пункт 3.2.).
При приемке в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг проверяются (пункт 3.3.):
отсутствие утечки ресурсов на участке трубопровода с установленным прибором учета и дополнительным оборудованием;
соответствие типа прибора учета и исполнения схемы его установки техническим условиям;
паспорт прибора учета;
соответствие заводского номера прибора учета указанному в паспорте;
соответствие направления потока ресурса указателю на корпусе прибора учета;
сертификат Госстандарта России (отметка о наличии сертификата Госстандарта России в паспорте);
свидетельство о первичной метрологической поверке (соответствующая отметка в паспорте прибора);
показания прибора на момент приемки в эксплуатацию.
Результаты приемки отражаются в акте приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг, один экземпляр которого вручается ресурсоснабжающей или управляющей организации, второй - энергосервисной компании, третий - потребителю (формы акта приведены в приложениях 3 и 4 к Положению) (пункт 3.4.).
В целях исключения случаев несанкционированного потребления ресурсов, демонтажа или вскрытия прибора учета потребления коммунальных услуг энергосервисная компания и поставщик с подписанием акта приемки в эксплуатацию прибора учета производят опломбирование запорной арматуры на имеющихся обводных линиях (пункт 3.5.).
Следует отметить, что указанным Постановлением Правительства Ленинградской области органам местного самоуправления Ленинградской области рекомендовано:
- содействовать формированию конкурентной среды на рынке услуг по установке и техническому обслуживанию индивидуальных и коллективных (домовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа (далее - приборы учета потребления коммунальных услуг) (пункт 2.1).
- установить на территории муниципального образования предельные размеры оплаты населением работ по выдаче технических условий на установку приборов учета потребления коммунальных услуг и монтажу приборов учета в жилых помещениях многоквартирных (индивидуальных) жилых домов (пункт 2.2).
Указанный акт Правительства Ленинградской области носит рекомендательный характер, при этом у Ленинградского УФАС России отсутствует информация об установлении на территории МО Колтушское городское поселение предельных размеров оплаты населением работ по выдаче технических условий на установку приборов учета потребления коммунальных услуг и монтажу приборов учета в жилых помещениях многоквартирных (индивидуальных) жилых домов.
Из представленных Обществом документов следует, что работы по подготовке и выдаче технических условий на установку приборов учета проводятся самим Обществом, а Акты выполненных работ со стороны Общества визируется его работниками.
Таким образом, работы по подготовке и выдаче технических условий на установку приборов учета производятся работниками Общества с целью предотвращения несанкционированного потребления ресурсов, в чем заинтересовано само Общество.
Требования к гражданам-потребителям об оплате работ по опломбированию приборов (узлов)  учета расхода воды законодательно не установлены.
Экономические основания для взимания с граждан-потребителей платы за осуществление опломбирования приборов (узлов)  учета расхода воды у Общества так же отсутствуют.
Затраты, возникающие у ресурсоснабжающих организаций при обязательной приемке приборов учета потребляемых ресурсов в эксплуатацию (в т.ч. на работы по опломбированию), в случае если ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку коммунального ресурса таким потребителям и эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым подключены потребители, могут быть отнесены на соответствующую коммунальную услуги и входить в состав затрат, учитываемых при установлении регулирующим органом тарифов на данную услугу.
В случае если ресурсоснабжающая организация осуществляет деятельность по установке и эксплуатации приборов учета потребителям, которые не являются ее абонентами и сети которых не подключены к сетям, эксплуатируемым этой ресурсоснабжающей организацией, обязанность по приемке прибора учета в эксплуатацию, а равно как и затраты на опломбирование узла учета у таких организаций не возникают.
В то же время граждане с целью получения услуги водоснабжения, в соответствии с действующим законодательством, должны оплачивать только коммунальную услугу по водоснабжению (по установленным регулирующим органом тарифам), а также стоимость работ по установке и обслуживанию приборов учета потребляемых ресурсов, цена на которые устанавливается соглашением сторон.
Сама по себе пломба на узле учета не имеет потребительской ценности. При ее установке потребитель коммунального ресурса не получает какой-либо выгоды или пользы. Правоотношения возникающие при опломбировании являются гражданско-правовыми, и регулируются, в первую очередь, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
А также, согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, взимание платы Обществом за работы по опломбированию прибора учета не обоснованно.
IV. Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения Ответчика по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно вступившему в силу с 27.11.2009 года Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
2. Указанный Федеральный закон устанавливает, что потребители коммунальных ресурсов (водоснабжения) обязаны (до 1 июля 2012 года) осуществить установку приборов учета, а также обязывает (с 01.07.2010 года) ресурсоснабжающие организации осуществлять деятельность по установке приборов учета.
3. Ресурсоснабжающие организации, указанные в части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязанные осуществлять деятельность по установке приборов учета расхода поставляемых ими ресурсов, в случае обращения потребителей (либо их представителей) с заявкой на установку прибора учета не вправе отказать таким потребителям и должны, в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 выдать технические условия и заключить публичный договор на установку прибора учета. Стоимость услуг по такому договору устанавливается соглашением сторон.
4. Потребители вправе обратиться за услугой по установке приборов учета к иному лицу.
5. Приемка в эксплуатацию установленных у потребителей приборов учета (в т.ч. действия по составлению акта приемки, регистрации показаний и действия по опломбированию узла учета) является обязанностью ресурсоснабжающей организации, не образует самостоятельного  товарного рынка, поскольку осуществляются непосредственно ресурсоснабжающей организацией, поставляющей ресурс, либо в её присутствии, не входит в состав работ по установке либо обслуживанию приборов учета, а является частью деятельности по водоснабжению.
6. Действующим законодательством установлена обязанность потребителей оплачивать услуги по поставке коммунальных ресурсов. Тарифы на услуги водоснабжения для граждан регулируются государством. Стоимость услуг по установке, ремонту и техническому обслуживанию приборов учета не подлежит государственному регулированию.
7. Дополнительная оплата потребителями, возникающих у ресурсоснабжающих организаций при приемке в эксплуатацию приборов учета затрат на выполнение ими работ по регистрации и опломбированию узлов учета не предусмотрена действующим законодательством.
 
На основании изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 108-05-А/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать в действиях ОАО «ЖилКомЭнерго», выразившихся в установлении и взимании с потребителей платы за подготовку и выдачу технических условий на установку приборов учета, при отсутствии надлежаще принятого органом местного самоуправления акта, а также взимании платы  при осуществлении приемки в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в том числе платы за их опломбирование, что не предусмотрено действующим законодательством и может ущемить интересы заявителей, нарушение положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Выдать ОАО «ЖилКомЭнерго» обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
3. Передать материалы дела № 108-05-А/12 уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «ЖилКомЭнерго» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
Председатель Комиссии Г.Н. Коннов
 
 
Члены Комиссии: А.Н. Исаченко
 
 
Д.И. Акбашев
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
 
 
Генеральному директору
ОАО «ЖилКомЭнерго»
 
<...>
 
Школьный пер., д. 12а, д. Колтуши, Всеволожский район,
Ленинградская область, 188680
(Ответчик)
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ 
по делу № 108-05-А/12
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела № 108-05-А/12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 
 
Коннова Г.Н. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;    
Акбашева Д.И. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;
Исаченко А.Н. - старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;
 
 
 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Решения от 26.04.2012 года по делу № 108-05-А/12 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписывает ОАО «ЖилКомЭнерго» в 10-дневный срок со дня получения настоящего Предписания совершить следующие действия:
 
1. Прекратить взимание с потребителей платы за действия, осуществляемые работниками ОАО «ЖилКомЭнерго» при допуске приборов учета в эксплуатацию, в том числе за действия по выдаче технических условий на установку приборов учета, а также опломбирование узлов учета при вводе приборов учета в эксплуатацию.
2. Проинформировать потребителей о том, что выдача технических условий на установку приборов учета и опломбирование узлов учета при вводе приборов учета в эксплуатацию ОАО «ЖилКомЭнерго» осуществляется без взимания платы.
3. Уведомить Ленинградское УФАС России о выполнении пунктов 1, 2 настоящего Предписания в трехдневный срок со дня его выполнения. 
 
Ленинградское УФАС России осуществляет контроль за исполнение ОАО «Выборгский Водоканал» требований настоящего Предписания.
Невыполнение законного предписания антимонопольного органа влечет наложение штрафа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
 
Председатель Комиссии: Г.Н. Коннов
 
Члены Комиссии: А.Н. Исаченко  Д.И. Акбашев 

Связанные организации

Связанные организации не указаны