Решение №11.12.2015 № Р/05/1373 РЕШЕНИЕ по делу № 1484-05-7741-А/15 от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ПАО «Ленэнерго»

 

А.А. Сизову

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

Гражданам заявителям и заинтересованным лицам

по списку (прилагается)

 

 

                                                             

11.12.2015 № Р/05/1373

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1484-05-7741-А/15

                                                                

                      г. Санкт-Петербург

 

 

Дата оглашения резолютивной части решения         – 08.12.2015

Дата изготовления решения в полном объеме           – 11.12.2015

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

  Коннова Г.Н.              – заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

Белинского  Ф.Г.

– начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

Французовой А.В.

 

 

– главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии,

 

в присутствии заявителей и заинтересованных лиц в количестве 5 человек, представителя Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» Шержинской М.А. (по доверенности),

рассмотрев материалы дела № 1484-05-7741-А/15, возбуждённого приказом № 353 от 17.11.2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России)  по признакам нарушения ПАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, ИНН 7803002209) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1484-05-7741-А/15 в отношении сетевой организации ПАО «Ленэнерго» явились многочисленные заявления граждан, поступавшие в Ленинградское УФАС России, указанных в прилагаемой к настоящему решению таблице.

Согласно заявлениям, ПАО «Ленэнерго» длительное время не исполняет обязательства по заключенным с гражданами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрической сети.

Даты заключения договоров, даты истечения сроков договоров также указаны в прилагаемой к настоящему решению таблице.

Согласно сведениям из прилагаемой таблицы просрочка ПАО «Ленэнерго» исполнения обязательств по договорам составляет от нескольких месяцев до нескольких лет (максимальное нарушение – 4 года (п. 20, 21, 22 таблицы)).

 

Согласно п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности).

 

В соответствии с п. 15 Правил (в редакциях, действовавших на даты заключения договоров с гражданами), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту – со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

 

Таким образом, ПАО «Ленэнерго», являясь сетевой организацией, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил обязано выполнить все вышеперечисленные мероприятия по технологическому присоединению (в части обязательств сетевой организации) в срок, не превышающий 6 месяцев с момента заключения договора на технологическое присоединение (если иной срок не установлен в договоре).

ПАО «Ленэнерго» в подтверждение отсутствия бездействия со своей стороны ссылалось на договоры подряда, заключенные с подрядными организациями для выполнения работ, необходимых для технологического присоединения к электрической сети объектов заявителей. Также ПАО «Ленэнерго» на заседаниях Комиссии представляло сведения о выполненных мероприятиях в отношении объектов заявителей.

Вместе с тем, факт неосуществления мероприятий по технологическому присоединению в отношении заявителей свидетельствует о том, что указанные подрядные договоры не исполняются должным образом.

В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Ущемление интересов лиц, участвующих в рассмотрении дела  № 1484-05-7741-А/15 – заявителей и привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, установлено Комиссией при рассмотрении дела, подтверждается заявлениями, поступившими в Ленинградское УФАС России, материалами дела.

ПАО «Ленэнерго» является крупнейшей сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, а также сопутствующие указанному виду деятельности услуги, в том числе технологическое присоединение электроустановок заявителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии. ПАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, ИНН 7803002209) является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 19.12.97 №127/8) по разделу I – услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

На рынке оказания услуг по обеспечению предприятий и населения электро- и теплоэнергией ПАО «Ленэнерго» включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % приказом Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.06.1996 № 02-РР (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/find).

У заявителей нет иной возможности получить доступ к услугам электроснабжения, кроме как обратившись в сетевую организацию за технологическим присоединением. Таким образом, в результате бездействия, систематического нарушения принятых на себя договорных обязательств и норм законодательства, ПАО «Ленэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением.

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неосуществление сетевой организацией ПАО «Ленэнерго» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям электроустановок лиц, указанных в приложении к настоящему решению, что не соответствует положениям Правил технологического присоединения…, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 № 861, нарушает условия заключенных договоров и ущемляет  интересы заявителей и заинтересованных лиц.

2. Выдать ПАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 1484-05-7741-А/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ПАО «Ленэнерго» и его должностных лиц дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

              Приложение: Таблица – на       л.

 

Председатель Комиссии                                                 Коннов Г.Н.

 

 

     Члены Комиссии:                                                            Белинский Ф.Г.

 

                                                                                              Французова А.В.

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны