Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по кон... от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчик:

 

ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области»

 

Малоохтинский пр., д. 64, лит. Б,

Санкт-Петербург, 188410

 

Заявитель:

 

ООО «ЮграТрансСтрой»

 

ул. Порт-Саида, д. 8А,

г. Волгоград, 400131

 

 

         РЕШЕНИЕ

         Комиссии Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок

по делу № 118-03-1069-РЗ/15

 

25 февраля 2015 года                                                                         Санкт-Петербург

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Журавлева Алексея Александровича – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Бровкина Владимира Ювенальевича – начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,

Максименко Кристины Игоревны – специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,      

        в присутствии представителей:
        ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области»                      (далее – Заказчик): <…>,
        ООО «ЮграТрансСтрой» (далее также – Заявитель): <…>, 
        рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.04.2011 № 30, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ                        «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,

 

               УСТАНОВИЛА:

 

В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя                     (вх. № 1069 от 17.02.2014) на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса для определения подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по созданию объекта капитального строительства «Индустриальный парк Пикалево. Первый этап строительства» (далее – конкурс).

Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация (в редакции № 2) размещены Заказчиком 18.02.2015 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта –  227 772 576, 72 рублей.

Источник финансирования – средства Заказчика, предоставленные из областного бюджета Ленинградской области в виде бюджетной инвестиции.

Из пояснений представителей Заявителя следует, что Заказчик утвердил конкурсную документацию с нарушениями Закона о контрактной системе:

поскольку предметом аукциона является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства использование Заказчиком метода сопоставимых рыночных цен для обоснования начальной (максимальной) цены контракта  нарушает требования статьи 22 Закона о контрактной системе;

предложенное Заказчиком описание объекта закупки носит необъективный характер, поскольку проектная документация, содержащая для потенциального подрядчика в силу положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок существенную информацию о строительных работах, в составе размещенной на официальном сайте конкурсной документации отсутствует; во взаимосвязи с неопределенным и двусмысленным содержанием инструкции по заполнению конкурсной заявки, которая требует от претендента представить предложение в отношении объекта закупки в форме комментариев к разделу «Техническое задание» (в составе последнего также упомянута и проектно-сметная документация), по мнению Заявителя, существует реальная возможность произвольного, не основанного на положениях Закона о контрактной системе, рассмотрения заявки участника торгов, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов последнего.  Такие действия Заказчика, по мнению Заявителя, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;

Представители Заказчика возражали против доводов                                  ООО «ЮграТрансСтрой» и просили признать жалобу необоснованной.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).

Согласно статье 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод (часть 1).

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию (пункт 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)») (далее – Рекомендации).

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (часть 2 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункт 3.1 Рекомендаций).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (пункт 3.19 Рекомендаций).

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Аналогичное положение содержится в пункте 6.1 Рекомендаций.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Принимая во внимание тот факт, что предмет конкурса определен как выполнение работ по созданию объекта капитального строительства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии у Заказчика оснований определять начальную максимальную цену контракта на основании информации о рыночных ценах на данный вид работ: такие сведения не позволяют установить окончательную стоимость затрат на выполнение строительных работ.

При таких обстоятельствах определение начальной (максимальной) цены контракта путем применения метода сопоставимых рыночных цен не соответствует требованиям части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункту 6.1 Рекомендаций.

В отношении иного довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (части 1 и 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Как указано выше, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

  Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Как указано в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008        № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

  В силу статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3).

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6).

Для проведения конкурса информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки заказчику надлежит учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).

К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам – проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 2 настоящей статьи).

Размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы (часть 3 настоящей статьи).

Таким образом, проектная документация, определяющая в соответствии с условиями заказчика основные требования к качеству,  результатам работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, является неотъемлемой частью конкурсной документации и должна размещаться на официальном сайте в полном объеме.

В рассматриваемом случае по условиям документации об аукционе               (в частности, пункту 1.2 проекта контракта) подрядчику надлежит исполнить обязательства по строительству индустриального парка согласно проектно-сметной документации. Раздел «Техническое задание» (в том числе, приложение № 1 к последнему) документации о закупке, определяющий требования Заказчика к выполняемым работам, по данному вопросу также отсылает к проектно-сметной документации.

Вместе с тем в составе конкурсной документации, размещенной Заказчиком на официальном сайте, проектно-сметная документация отсутствует, что недопустимо в силу части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).

В рассматриваемой ситуации по инструкции для заполнения заявки конкурсанта последняя должна содержать предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, включающее все положения раздела «Техническое задание» и предложения участника конкурса в виде комментариев к соответствующим положениям названного раздела. При отсутствии каких-либо положений раздела заявка на участие в конкурсе признается не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Комиссия считает необходимым отметить, что в совокупности с выявленным нарушением (часть 3 статьи 50 Закона о контрактной системе) наличие в конкурсной документации данной инструкции не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки, поскольку с большой долей вероятности может привести к формальному отклонению заявки участника по причине ее несоответствия требованиям документации о закупке, что, в конечном счете, не обеспечивает открытость и прозрачность информации о торгах и ведет к сужению круга их участников.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЮграТрансСтрой» обоснованной.
  2. Признать ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области» нарушившим часть 6 статьи 22, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. В связи с выдачей ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области» предписания по делу № 122-03-1077-РЗ/15, в рассматриваемом случае предписание не выдавать.
  4. В связи с выдачей ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области» предписания по делу № 122-03-1077-РЗ/15, в рассматриваемом случае предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  А.А. Журавлев

  

Члены Комиссии                                                                              В.Ю. Бровкин

                                              

                                                                                                    К.И. Максименко

Связанные организации

Связанные организации не указаны