Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1242-05-А/14 от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23.12.2014 № Р/05/835

 

Генеральному директору

ООО «Ленинградские областные коммунальные системы»

 

ул. Кирочная, д. 64 А,

Санкт-Петербург, 191015

 

ф. 8(812) 414-92-51

e-mail: info@loksys.ru

(ответчик)

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1242-05-А/14

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения -  22.12.2014

Дата изготовления решения в полном объеме -    23.12.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя, председателя Комиссии;

Акбашева Д.И.

 

Исаченко А.Н.

 

- главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителей: ответчика - Валиковой Л.С. (доверенность от 11.12.2014 № 125),

рассмотрев материалы дела № 1242-05-А/14, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ленинградские областные коммунальные системы» (далее - ОАО «ЛОКС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

  1. В соответствии со сводным планом контрольной деятельности территориальных антимонопольных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы на 2014 год, утвержденный Приказом ФАС России от 31.12.2013 № 891/13, на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) от 01.07.2014 № 192 инспекцией Ленинградского УФАС России в отношении Открытого акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (далее - ОАО «ЛОКС») проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства. По результатам проверки инспекцией Ленинградского УФАС России составлен Акт от 12.11.2014 № 9, из которого следует, что при осуществлении ОАО «ЛОКС» деятельности по обеспечению населения, предприятий и организаций питьевой водой из системы «Невский водопровод» в соответствии с требованиями Правил эксплуатации и пользования системами коммунального водоснабжения, а также другими нормативными документами, ОАО «ЛОКС» предоставляет услуги по водоснабжению, водоотведению, а также эксплуатации и обслуживанию канализационных сетей: заключает с потребителями договоры холодного водоснабжения и водоотведения не в соответствии с формой единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» с указанием оплаты Абонентом за превышение нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) и качеству сточных вод в пятикратном размере тарифа.

По результатам рассмотрения полученных документов и информации было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «ЛОКС» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о чем был издан приказ Ленинградского УФАС России от 09.12.2014 № 366.

 

  1. В ходе рассмотрения дела Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее:

ОАО «ЛОКС» ИНН 4705029366 является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного 27.12.2011 года решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ЛОКС».

Местонахождение: 188354, Ленинградская область, Гатчинский район, Зайцево (Веревское СП), деревня Верево, СНТ «Зайцево».

Почтовый адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 64 А.

В соответствии с п. 3.4. Устава общества, основным видом деятельности являются обеспечение населения, предприятий и организаций питьевой водой из системы «Невский водопровод» в соответствии с требованиями Правил эксплуатации и пользования системами коммунального водоснабжения, а также другими нормативными документами, предоставление услуг по водоснабжению, водоотведению, а также эксплуатация и обслуживание канализационных сетей.

Виды хозяйственной деятельности, указанные в Уставе ОАО «ЛОКС» соответствуют фактически осуществляемым видам деятельности.

Деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры на основании положений ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «ЛОКС» оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению по сетям инженерно-технического обеспечения, осуществляет деятельность в сфере естественной монополии.

Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «ЛОКС» является ресурсоснабжающей организацией. Деятельность ОАО «ЛОКС» по поставке коммунальных ресурсов является социально-значимой и подлежит государственному техническому, тарифному и антимонопольному регулированию.

ОАО «ЛОКС» заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения с: Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Тосненская концертная организация «Камея» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 2), с Администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (муниципальный контракт от 19.03.2014 № 16), с Администрацией Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 24), с Администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (муниципальный контракт от 19.03.2014 № 36), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 2 п. Ульяновка (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 39), с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ленинградской области «Тосненская клиническая межрайонная больница» (договор от 01.01.2014 № 40), с Государственным казенным учреждением Ленинградской области «Тосненский центр занятости заявления» (договор от 27.12.2013 № 42), с Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Ленинградской области «Тосненский политехнический техникум» (договор от 18.02.2014 № 44), с Государственным казенным учреждением здравоохранения «Центр крови Ленинградской области» (договор от 31.12.2013 № 77), с Государственным бюджетным учреждением Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» (договор от 01.01.2014 № 79), с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (договор от 26.12.2013 № 149), с Муниципальным автономным учреждением «Тосненский районный культурно-спортивный центр» (муниципальный контракт от 01.01.2014 № 168), Администрацией Рябовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 196), с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (договор от 31.12.2013 № 245), с Муниципальным казенным учреждением культуры «Тосненская межпоселковая централизованная библиотечная система» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 247), с Муниципальным казенным учреждением культуры «Ушакинский центр досуга и народного творчества» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 249), с Муниципальным казенным учреждением культуры «Пельгорский дом культуры» (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 269), с Муниципальным казенным образовательным учреждением № 7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Тосно» (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 292), с Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования «Дом юных техников» (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 295), с Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 298), с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Тосненская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза С.П. Тимофеева» (муниципальный контракт от 13.01.2014 № 300), с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Тосно» (муниципальный контракт от 01.01.2014 № 301), с Муниципальным казенным учреждением «Социально-культурный комплекс «Космонавт» (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 302), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 15 д. Тарасово (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 303), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 31 п. Ушаки (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 308), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 36 «Детский сад комбинированного вида г. Тосно» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 309), с Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Ушакинская основная общеобразовательная школа № 2» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 311), с Комитетом образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 312), с Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Тосненская районная детско-юношеская спортивная школа № 1» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 314), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 39 г. Тосно (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 316), с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Гимназия № 2 г. Тосно» (муниципальный контракт от 01.01.2014 № 318), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 41 «Детский сад п. Рябово» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 319), с Администрацией Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (муниципальный контракт от 31.03.2014 № 340), с Прокуратурой Ленинградской области (договор от 01.01.2014 № 356), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 18 г. Никольское (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 427), с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Гимназия № 1 г. Никольское» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 428), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 34 «Детский сад комбинированного вида г. Никольское» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 442), с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольское» (муниципальный контракт от 01.01.2014 № 447), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 21 «Детский сад п. Гладкое» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 442), с Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением № 38 «Детский сад комбинированного вида г. Никольское» (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 454), с Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Красноборская средняя общеобразовательная школа» (муниципальный контракт от 01.01.2014 № 456), с Комитетом по социальной защите населения администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 479), с Муниципальным казенным учреждением «Социально-досуговый центр «Надежда» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 481), с Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Тельмановская детская школа искусств» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 495), с Местной администрацией муниципального образования Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (муниципальный контракт от 30.12.2013 № 496), с Администрацией Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 500), с Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Тосненская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо» (муниципальный контракт от 31.12.2013 № 554) (далее – Договор водоснабжения и водоотведения).

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 6 Договоров водоснабжения и водоотведения расчеты сторон по договору за нарушение лимитов водопотребления, нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) и качеству сточных вод (при сверхнормативном сбросе загрязняющих веществ с фактическими показателями общих свойств сточных вод, превышающими нормативные показатели; при установленном факте залпового сброса вод, с превышением нормативных показателей; при сбросе веществ, запрещенных к приему в системы коммунальной канализации; несогласованном сбросе загрязняющих веществ) производятся организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выставления абоненту отдельных счетов.

В случае превышения лимитов водопотребления и/или водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе предъявить к оплате и взыскать, а абонент обязан оплатить сверхлимитные объемы потребленной воды и/или сброшенных стоков по повышенным (в пятикратном размере против утвержденных) тарифов.

Однако в п. 33 Договоров водоснабжения и водоотведения содержится положение, согласно которому при превышении абонентом установленных нормативов водоотведения абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», предусмотренный п. 35 формы единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

В Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» отсутствует положение о размере тарифа в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, таким образом, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения не определено какой размера тарифа применим за превышение абонентом установленных нормативов водоотведения.

Указанные положения Договоров водоснабжения и водоотведения, в части установления размера тарифа в пятикратном размере за превышение абонентом нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) и качеству сточных вод, могут ущемлять интересы потребителей по Договорам водоснабжения и водоотведения и содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства (ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Такие же признаки нарушения содержатся в Договорах водоснабжения и водоотведения, заключенных в период, который не подпадает под период определенный данной выездной проверкой, однако представленных проверяемым лицом членам Инспекции, а именно договоры ОАО «ЛОКС»: с Жилищно-строительным кооперативом «Труд» (договор от 01.05.2014 № 3), с Товариществом собственников недвижимого имущества в жилищной сфере «Северный» (договор от 01.05.2014 № 38), с Товариществом собственников жилья «Строитель» (договор от 01.05.2014 № 109), с Товариществом собственников жилья «Островского1а» (договор от 01.05.2014 № 117), с Товариществом собственников жилья «Парковый» (договор от 01.05.2014 № 102), с Жилищным кооперативом «Путеец» (договор от 01.05.2014 № 160), с Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Корона» (договор от 01.05.2014 № 165), с Товариществом собственников жилья «Дольщик» (договор от 01.05.2014 № 261), с Товариществом собственников жилья «Тельмана 26» (договор от 01.04.2014 № 533).

III.    В рамках рассмотрения дела ОАО «ЛОКС» представило Комиссии следующие объяснения.

На заседании Комиссии 15.12.2014 представитель ОАО «ЛОКС» сообщил, что ОАО «ЛОКС» правомерно включило в заключенные договоры о водоснабжении и водоотведении положения об обязанности абонентов по оплате за нарушение лимитов водопотребления, нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) и качеству сточных вод в пятикратном размере тарифа, в связи с тем, что данное положение носит компенсационный характер, а также данное положение не противоречит п. 120. Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения).

Однако Комиссия отмечает, что данный пункт 120. Правил холодного водоснабжения и водоотведения распространяется на случаи превышения абонентами нормативов по качеству сточных вод, то есть с содержанием загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, и веществ, запрещенных к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами (п. 113. Правил холодного водоснабжения и водоотведения), а также на случаи с залповым сбросом (сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных нормативов и требований), данный пункт 120. Правил холодного водоснабжения и водоотведения не распространяется на случаи, связанных с нарушением лимитов водопотребления, нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) сточных вод.

Дополнительно Комиссия отмечает, что в условиях договоров содержится конкретный пятикратный размер тарифа, однако в п. 120. Правил холодного водоснабжения и водоотведения содержится формула, согласно которой размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является произведением тарифа на водоотведение, объема сточных вод, и коэффициента компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения - 10, при последующих нарушениях в течение года – 25.

Таким образом, положения договоров, касающиеся обязанности абонентов вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по качеству сточных вод в пятикратном размере тарифа, не соответствуют пункту 120. Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, а также форме единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать в действиях ОАО «Ленинградские областные коммунальные системы», выразившихся в заключении с потребителями договоров холодного водоснабжения и водоотведения не в соответствии с формой единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» с указанием оплаты Абонентом за нарушение лимитов водопотребления, нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения) сточных вод в пятикратном размере тарифа, что ущемляет интересы потребителей, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Ленинградские областные коммунальные системы» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  3. Передать материалы дела № 1242-05-А/14 уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленинградские областные коммунальные системы» дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                           Г.Н. Коннов

 

Члены Комиссии:                                                                     Д.И. Акбашев

 

                                                                                                   А.Н. Исаченко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны