Решение №14.04.2015 № Р/04/276 РЕШЕНИЕ от 15 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. от 14.04.2015 № Р/04/276

 

 

 

Открытое акционерное общество  «Кингисеппский Водоканал»

ул. Малая, д. 5, г. Кингисепп,

Ленинградская область, 188480

тел.: (81375) 233-59

факс: (81375) 250-05

e-mail: vodokanal-king@mail.ru

(заявитель)

 

Администрация  муниципального образования «Большелуцкое сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области

пос. Кингисеппский, Кингисеппский район, Ленинградская обл., 188451

тел.: (81375) 69-466, 69-485

факс: (81375) 69-494

e-mail: bolshelut.king.mv@lenreg.ru

info@bolshelutsk.ru

(ответчик)

 

Общество с ограниченной ответственностью «Торакс»

пр-т. Карла Маркса, д. 48а, пом.19,

г. Кингисепп,

Ленинградская область, 188480

тел: (81375) 46083

факс: (81375) 46083

e-mail: traks@bk.ru

(заинтересованное лицо)

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» апреля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:

Журавлева Алексея Александровича – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Борисовой Алёны Александровны – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Агаян Георгия Араратовича – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Теватросян Ирины Спартаковны – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 10 по признакам нарушения Администрацией  муниципального образования «Большелуцкое сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области (пос. Кингисеппский, Кингисеппский район, Ленинградская область, 188451)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 10 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее по тексту – Ленинградское УФАС) по результатам рассмотрения обращения Открытого акционерного общества «Кингисеппский водоканал» (далее по тексту – ОАО «КВК») на действия Администрации муниципального образования «Большелуцкое сельское поселение» Кингисеппского муниципального района (далее по тексту – Администрация).

Из содержания обращения ОАО «КВК» следует, что Администрацией 17.11.2014 на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение № 171114/0904286/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды на передачу объектов и оборудования водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности МО «Большелуцкое сельское поселение», с целью организации выполнения работ по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения населению, проживающему на территории  МО «Большелуцкое сельское поселение» (далее по тексту – Конкурс, торги). 

10.12.2014 Обществом с ограниченной ответственностью  «Кингисеппский водоканал» (далее по тексту – ООО «КВК») был перечислен задаток для участия в вышеуказанном конкурсе.

ОАО «КВК», также выразила явное намерение принять участие в торгах.

Одновременно с размещением извещения о проведении торгов Администрацией в адрес Ленинградского УФАС было направлено заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции Обществу с ограниченной ответственностью «Торакс» (далее по тексту – ООО «Торакс») на объекты и оборудование водоснабжения и водоотведения, которые являлись объектом Конкурса. При этом в заявлении отсутствовала информация об объявлении Конкурса.

05.12.2014 Ленинградским УФАС на основании представленных документов было вынесено решение №113/П о даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничений в отношении предоставления муниципальной преференции.

11.12.2014  Администрацией было размещено извещение об отказе от проведения Конкурса.

17.12.2014 между Администрацией и ООО «Торакс» был заключен договор аренды в отношении объектов и оборудования водоснабжения и водоотведения № 340-12/14.

Заявитель полагает, что глава Администрации своими действиями умышленно препятствует ОАО «КВК» в законном желании и на равных со всеми организациями основаниях принимать участие в оказании услуг населению МО «Большелуцкое сельское поселение» в части поставки ресурсов (вода) напрямую без посредников и просит предоставить копию решения о сокращении муниципальной преференции, ранее представленной по заявлению Администрации.

Таким образом, предоставление Администрацией преференции на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества при наличии иных хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в конкурсе,  содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.

Представитель Администрации пояснил, что в связи с окончанием срока договора аренды с ООО «Севзапкоммунсервис», заключенного по результатам проведения открытого конкурса, Администрацией 17.11.2014 было размещено извещение о проведении конкурса на право заключения нового договора аренды. Однако, уже после размещения извещения на электронной площадке было выявлено нарушение действующего законодательства, допущенное при разработке конкурсной документации, а именно, в ней отсутствовал такой критерий конкурса как дисконтированная выручка. В связи с чем, и, принимая во внимание, отсутствие возможности внесения изменений в конкурсную документацию, а также учитывая социальную значимость вопроса снабжения населения водой, Администрацией 26.11.2014 было принято решение о направлении запроса в Ленинградское УФАС на получение преференции для ООО «Торакс». Указанная компания была выбрана, поскольку  зарекомендовала себя только с положительной стороны. При этом, ОАО «КВК», наоборот, зарекомендовала себя с отрицательной стороны, как по отношению к проживающим на территории поселения гражданам, так и по отношению к органам местного самоуправления. Кроме того, представитель Администрации также отметил, что решение о предоставлении преференции было принято в связи с тем, что в штате Администрации отсутствует  специалист, который может рассчитать дисконтируемую выручку, значения которой должны указываться в документации.

Преференция ООО «Торакс» была предоставлена 05.12.2014, а конкурс отменен 11.12.2014, то есть за 6 дней до окончания срока подачи заявок.

Также, ОАО «КВК» только перечислило денежные средства по обеспечению заявки, но не подала саму заявку.

При этом, Администрация не располагает сведениями о еще двух претендентах на которые указывает ОАО «КВК».

Представитель ОАО «КВК» полностью поддержал доводы, изложенные в обращении.

Представитель ООО «Торакс» пояснил, что информация, направленная ОАО «КВК» для сокращения срока преференции не может служить основанием, поскольку отсутствуют факты предоставления преференции в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, а также представленная ООО «Торакс» преференция используется в соответствии с заявленными целями.

Возможность получить решение об отказе в предоставлении преференции, вынудила Администрацию отменить проведение торгов только после получения преференции.

По состоянию на декабрь 2014 ООО «Торакс» были заключены аналогичные договора в МО «Фалилеевское сельское поселение», МО «Куземкинское сельское поселение», то есть имелось достаточно опыта в сфере предоставления бесперебойного и качественного оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

По состоянию на 06.04.2015 задолженность ООО «Торакс» перед ОАО «КВК» отсутствует.

 

Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.

Согласно требованиям части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных  Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

На основании части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением имущества, распоряжение, которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлена обязанность заключения концессионного соглашения посредством проведения конкурса, за исключением случаев прямо определенных законом.

В связи с окончанием срока договора аренды на передачу объектов и оборудования водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности МО «Большелуцкое сельское поселение», с целью организации выполнения работ по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения населению, проживающему на территории  МО «Большелуцкое сельское поселение», 17.11.2014 года Администрацией на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение № 171114/0904286/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды.

Несмотря на это, 26.11.2014 Администрацией в адрес Ленинградского УФАС было направлено заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Торакс» в целях социальной защиты и охраны здоровья граждан путем передачи в аренду объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом торгов.  При этом в указанном заявлении отсутствовала информация о проводимых Администрацией торгах.

05.12.2014 Решением Ленинградского УФАС № 113/П, на основании представленных Администрацией документов, было дано согласие на предоставление муниципальной преференции с введением ограничений в отношении предоставления преференции.

10.12.2014 ООО «КВК»  в адрес Администрации было направлено информационное письмо о разъяснении положений конкурсной документации.

10.12.2014 ООО «КВК» перечислен задаток на участие в открытом конкурсе.

11.12.2014 Администрацией было издано распоряжение от 11.12.2014 № 85  об отмене открытого конкурса.

Постановлением Администрации от 17.12.2014 № 298 «О предоставлении муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Торакс» (далее по тексту – Постановление) было постановлено заключить договор аренды на срок 11 месяцев с 01.01.2015.

При этом, решение о предоставлении преференции, вместо проведения процедуры торгов, как следует из объяснения представителя Администрации, было принято в связи с тем, что в штате Администрации отсутствует  специалист, способный рассчитать размер дисконтируемой выручки, значения которой должны указываться в конкурсной документации. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено в качестве законного основания для не проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды – наличия либо отсутствия в штате органа местного самоуправления определенных специалистов.

Также, в нарушение условий, установленных вышеуказанным Постановлением, договор аренды был  заключен с 17.12.2014 со сроком действия с 17 декабря 2014 по 16 ноября 2015,  позднее дополнительным соглашением от 26.12.2014 № 1 были изменены условия договора аренды, в части исправления срока действия договора с 01 января 2015 по 30 ноября 2015.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему рынку либо права ведения деятельности на нем (указанная позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14686/10).

При этом, на момент принятия решения об отказе в проведении конкурса Администрации было известно как минимум о двух претендентах на заключение договора аренды: ООО «КВК» и ООО «Торакс».

В силу положений части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем предоставления государственного или муниципального имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом право органов власти на предоставление преференции ограничено требованиями Закона о защите конкуренции о недопустимости устранения или недопущения конкуренции в результате предоставления преференции.

Таким образом, принятие Администрацией решения о предоставлении преференции при  наличии иных хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в конкурсе привело к ограничению конкуренции по доступу к объектам коммунальной инфраструктуры и, как следствие, на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации муниципального образования «Большелуцкое сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание Администрации «Большелуцкого сельского поселения» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о принятии мер по возврату муниципального имущества и осуществлению мероприятий, направленных на проведение конкурсных процедур.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      А.А. Журавлев

 

Члены Комиссии                                                                  А.А. Борисова

 

Г.А. Агаян

 

И.С. Теватросян

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны