Решение б/н решение 18.1 от 10 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОрганизатор закупки:
Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»
г. Сосновый бор, Промзона,
Ленинградская обл., 188540
uz-kgn@ln.rosenergoatom.ru
Заявитель:
ООО «Экосистема»
Ивана Черных ул., д. 29, лит. А, оф. 405,
г. Санкт-Петербург, 198095
estm812@gmail.com
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Экосистема»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 05.07.2023
Решение изготовлено в полном объеме: 10.07.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 26.06.2023
№ 202/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
Председатель Комиссии:
врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;
специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экосистема» (далее – ООО «Экосистема», Заявитель) на действия Филиала акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» (далее – Организатор закупки, Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская АС»)
в присутствии представителей Заявителя . (доверенность
№ Д14/01/23-01 от 14.01.2023), ( доверенность № Д14/01/23-03);
в присутствии представителя Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» (доверенность № 33 от 15.12.2020), Кулевой Л.И. (доверенность № 23 от 09.01.2020),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Экосистема» на действия Филиала АО «Концерн Роэнергоатом» «Ленинградская АС» при проведении закрытого одноэтапного запроса предложений в неэлектронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на «Удаление с площадки Ленинградской АЭС промышленных отходов, содержащих техногенные радионуклиды» (далее – Запрос предложений).
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.
В жалобе ООО «Экосистема» изложены следующие доводы:
«Согласно с запросом предложений обязательными требованиями к участникам закупки является наличие у участника действующей лицензии участника, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности (код отхода по ФККО 7 66 200 00 00 0), дающую право на выполнение заявленных в ТЗ работ по обработке, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению на полигоне ОНАО.
Лицензия ООО «ЭКОСИСТЕМА» № Л020-00113-77/00156372 от 23.04.2019 отвечает заявленным требованиям в полном объеме, так как для выполнения условий Технического задания у Исполнителя должна быть лицензия, выданная Федеральной службой по контролю в сфере природопользования на транспортирование ФККО 76620000000, так как прочие виды деятельности не позволяют осуществить вывоз ОНАО с территории Заказчика.
… Затягивание/срыв конкурсных процедур с начала 2022 года, с целью дать возможность ООО «ЭКОРУД» внести необходимые изменения в лицензию и учредительные документы, а именно: поменять состав учредителей, добавить в лицензию к виду деятельности «транспортирование» дополнительно виды обращения с отходами, а именно: сбор и обработка, необходимого класса опасности…
В интересах ООО «ЭКОРУД» необоснованное использование термина «обработка» в п. 2.1.2.2, п. 2.1.2.3 Технического Задания (далее – ТЗ)…
… все работы связанные с первичными процессами жизненного цикла ОНАО, а именно: образование, сбор, накопление, обработку (сортировка, разборка, очистка) осуществляет Заказчик, так как передает отсортированный по радионуклидному и морфологическому составу отход (п. 2.2.1, п. 2.2.2, п. 2.2.3 ТЗ)…
… Лицензии Заявителя, выданной Федеральной службой по контролю в сфере природопользования на транспортирование ФККО 76620000000, достаточно для осуществления вывоза ОНАО, с территории заказчика. Тем более, что согласно ТЗ работы по сбору и обработки в части сортировки и очистки ОНАО должен произвести сам Заказчик.
… Отсутствие в лицензии Заявителя, выданной Федеральной службой по контролю в сфере природопользования на транспортирование ФККО 76620000000 прочих видов обращения с отходом, не препятствует передаче права собственности на ОНАО от Заказчика к Заявителю.
… ООО «ЭКОРУД» и его Соисполнитель ООО «ВТОРРЕСУРСЫ» не соответствуют условию закупки.
… В свою очередь, лицензия участника закупки ООО «ЭКОРУД» выдана Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, а не Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и распространяет свое действие исключительно на территорию Московской области, где ООО «ЭКОРУД» вправе выполнять работы/услуги, предусмотренные этой лицензией
… Соисполнитель ООО «ЭКОРУД» - ООО «ВТОРРЕСУРСЫ» ИНН 3528135548, ОГРН 1083528002260 – вообще не имеется какой бы то ни было лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (код отхода по ФККО 7 66 200 00 00 0).
Считаем, что организатором торгов неправомерно была отклонена заявка ООО «ЭКОСИСТЕМА», что привело к нарушению прав участника запроса предложений».
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Экосистема» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).
Уведомлением (исх. № ИМ/5045/23 от 20.06.2023) рассмотрение жалобы назначено на 26.06.2023 в 12:00 ч. по ВКС.
Заказчику в срок до 23.06.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.
В связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела уведомлением (исх. № ИМ/5414/23 от 28.06.2023) срок рассмотрения жалобы продлен, рассмотрение жалобы назначено на 05.07.2023 в 15:30 ч. по ВКС.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.
Резолютивная часть оглашена 05.07.2023.
Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области заключено Соглашение о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1646-р (далее – Соглашение).
Из пункта 2.3.7 указанного Соглашения следует, что Правительство Московской области принимает осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования полномочия, в том числе по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с законодательством, в том числе, осуществлению лицензионного контроля в порядке, установленном пунктом 2.8 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 12.26 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области осуществляет часть полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, переданных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Правительству Московской области по Соглашению в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с законодательством, в том числе осуществление лицензионного контроля в порядке, установленном пунктом 2.8 Соглашения.
Таким образом, представленная ООО «Экоруд» лицензия выдана уполномоченным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую представлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности выводов Заявителя относительно несоответствия представленной ООО «Экоруд» лицензии требованиям Документации.
Относительно довода Заявителя о необоснованном отклонении его заявки Комиссия приходит к следующим выводам.
Исходя из требований Документации и Технического задания, Заказчик в соответствии с действующим законодательством установил требование о наличии у исполнителя работ по контракту лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (с включенным кодом по ФККО 7 66 200 00 00 0) со следующими видами деятельности: транспортирование отходов, обработка отхода, обезвреживание отхода или размещение отхода с кодом по ФККО 766 200 00 00 0.
Заявитель жалобы предоставил лицензию от 23.04.2019 № 077 58 и выписку из реестра лицензий № Л020-00113-77/00156372, из которых следует, что в лицензию включены работы только по транспортированию отходов I-IV классов опасности, в том числе отходов с повышенным содержанием техногенных радионуклидов при дезактивации радиоактивных отходов (код по ФККО 7 66 200 00 00 0).
Проанализировав представленную Заявителем лицензию, Комиссия установила, что в лицензии Заявителя отсутствуют виды деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе с кодом по ФККО 766 200 00 00 0.
При названных обстоятельствах довод Заявителя о неправомерном отклонении его заявки является необоснованным.
Принимая во внимание положения части 11 статьи 3 Закона о закупках, пункта 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного 16.05.2018, письмо ФАС России от 25.06.2019
№ МЕ/53183/19, Комиссия отмечает, что подача жалобы на положения Документации возможна только до истечения срока подачи заявок на участие в торгах.
Кроме того, подача Заявителем заявки для участия в Запросе предложений свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в Документации.
С учетом изложенного, а также пояснений представителя Заявителя, который в ходе рассмотрения жалобы сообщил, что положения Технического задания не оспаривает, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя относительно включения в Техническое задание работ по обработке отходов.
Иные доводы Заявителя о затягивании Заказчиком конкурсных процедур с целью дать возможность конкретному хозяйствующему субъекту внести необходимые изменения в лицензию и учредительные документы также не нашли своего подтверждения.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью ООО «Экосистема» на действия Филиала АО «Концерн Роэнергоатом» «Ленинградская АС» при проведении закрытого одноэтапного запроса предложений в неэлектронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на «Удаление с площадки Ленинградской АЭС промышленных отходов, содержащих техногенные радионуклиды» необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.