Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 189-05-480-А/12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
Директору
МУП «Тепловые сети» г. Гатчина 
 
<…>
 
ул. Володарского, д. 6,
г. Гатчина, Гатчинский район,
Ленинградская область, 188304
(Ответчик)
 
 
 
РЕШЕНИЕ
по делу № 189-05-480-А/12
 
г. Санкт-Петербург
 
Дата оглашения резолютивной части решения -   03.07.2012
Дата изготовления решения в полном объеме -    17.07.2012
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 
 
Коннова Г.Н. - заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий, председателя Комиссии;   
Исаченко А.Н. - старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;   
Акбашева Д.И.
 
Белинского Ф.Г.
- главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,
в присутствии представителей: 
ответчика - <…>,
рассмотрев материалы дела № 189-05-480-А/12, возбужденного по признакам нарушения МУП «Тепловые сети» г. Гатчина части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
 
УСТАНОВИЛА:
 
I. Основанием для возбуждения дела № 189-05-480-А/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (далее также - общество) послужили поступившие из Гатчинской городской прокуратуры материалы (вх. от 09.02.2012 № 480) для рассмотрения и проведения проверки действий МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, выразившихся во взимании с потребителей платы за прием в эксплуатацию узлов учета.
По информации Гатчинской городской прокуратуры, МУП «Тепловые сети» г. Гатчина при приемке в эксплуатацию узлов учета с потребителей взимается плата за вызов представителя организации (наладку прибора учета, составление акта ввода в эксплуатацию).
Ленинградским УФАС России были направлены соответствующие запросы.
Как следует из представленных документов (вх. от 05.04.2012 № 1369), МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (далее – Общество) осуществляет допуск в эксплуатацию установленных у потребителей узлов учета ГВС с опломбированием таких узлов учета.
В соответствии с «Калькуляцией на приемку и наладку приборов учета тепловой энергии у потребителей» (утверждена Директором МУП «Тепловые сети» г. Гатчина 09.04.2008) отпускная цена этой услуги составляет 1608,95 рублей.
В статьи затрат входят, в том числе, затраты на заработную плату в размере 555,97 рублей, а также Единый социальный налог (26%) – 145,66 рублей.
Всего, в соответствии с Реестром потребителей, у которых произведена приемка приборов учета за 2010-2012 гг., было заключено 56 договоров с потребителями на принятие в эксплуатацию узлов учета ГВС.
Основными видами деятельности общества является: выработка, транспортировка и продажа тепловой энергии и горячей воды в пределах границ г. Гатчина, где общество является ресурсоснабжающей организацией.
МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Володарского, д. 6, ИНН 4705014698) является доминирующим хозяйствующим субъектом, поскольку приказом Санкт-Петербургского УФАС от 28.09.2006 N 02-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности «производство тепловой энергии», «передача тепловой энергии» с долей более 65 процентов в административных границах объектов недвижимости потребителей на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно вступившему в силу с 27.11.2009 года Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанный Федеральный закон устанавливает обязанность по использованию потребителями коммунальных ресурсов приборов учета, и при этом обязывает ресурсоснабжающие организации производить установку приборов учета.
Деятельность по установке приборов учета потребляемых ресурсов, в частности приборов учета горячего водоснабжения, включена в Общероссийский классификатор услуг населения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, ред. от 23.12.2010) ОК 002-93 (ОКУН) - 042215 - установка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, в связи чем, данная деятельность может образовывать самостоятельный рынок услуг.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений относится к перечню видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к лицензируемым видам деятельности не относится. Указанной деятельностью могут заниматься не только ресурсоснабжающие организации, для которых выполнение таких работ обязательно в соответствии с Законодательством об энергосбережении, но также и иные лица.
Таким образом, рынок оказания услуг по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода воды является потенциально конкурентным.
Рассмотрев вопрос взаимосвязи деятельности по теплоснабжению (ГВС), услуг по установке приборов учета с работами по приему в эксплуатацию узлов учета было установлено, что работы по опломбированию узлов учета входят в состав работ, выполняемых работниками ресурсоснабжающих организаций при осуществлении деятельности по водоснабжению и, для этих организаций, не является самостоятельной услугой.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе запрещается (пункт 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), а также (пункт 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Установление дополнительной платы для потребителей за приемку приборов учета горячего водоснабжения в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование, не предусмотрено нормативными правовыми актами и может являться для них экономическим барьером в доступе к получению услуги водоснабжения.
В связи с изложенным, Приказом Ленинградского УФАС России от 16.05.2012 № 104 в отношении МУП «Тепловые сети» г. Гатчина было возбуждено дело по признакам нарушения положений, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении и взимании с потребителей платы за осуществление приемки в эксплуатацию узлов учета горячего водоснабжения, а также за опломбирование узла учета, что не предусмотрено действующим законодательством и может ущемить интересы потребителей.
II. В ходе рассмотрения материалов дела, информации и документов, поступивших в Ленинградское УФАС России от Ответчика, Комиссией установлено следующее.
1. На заседаниях комиссии (протоколы от 13.06.2012 и от 03.07.2012) представители МУП «Тепловые сети» г. Гатчина сообщили в Ленинградское УФАС России следующее:
1.1. Общество взимает плату за вызов представителя МУП «Тепловые сети» г. Гатчина и составление акта ввода в эксплуатацию приборов учета в соответствии с калькуляцией и «правилами учета тепловой энергии» и ч. 2 ст. 8 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Приборы учета сложные, в состав входит компьютер, в связи с чем существует перечень действий при приемке, в рамках которой проверяется соответствие проекту установки. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» стоимость иных услуг устанавливается по соглашению сторон. МУП «Тепловые сети» г. Гатчина – ресурсоснабжающая организация и передает тепло до стен многоквартирных домов. Общество заключило договоры с потребителями, проживающими в частном секторе, однако там устанавливались приборы учета горячего водоснабжения за счет МУП «Тепловые сети» г. Гатчина и приемка в эксплуатацию осуществлялась бесплатно. Установкой могут заниматься саморегулирующиеся организации, МУП «Тепловые сети» г. Гатчина входит в их число. По мнению представителей МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, настройка (наладка) входит в услуги по эксплуатации, а так как это нерегулируемые виды деятельности, следовательно, затраты возникающие при этих услуга в тариф на теплоснабжение не заложены. Приемка в эксплуатацию, настройка, наладка приборов учета тепловой энергии отдельный вид деятельности, поскольку передают ресурс до границы дома, а дальнейшее распределение среди потребителей не относится к полномочиям ресурсоснабжающей. Никакая другая организация не может осуществлять приемку в эксплуатацию приборов учета, кроме МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, так как ресурсоснабжающая заинтересована в правильном учете энергоресурса. Перед приемкой приборов учета в эксплуатацию их настраивают сотрудники ресурсоснабжающей организации.
1.2. В абзаце 7 п. 1.2. приложения № 1 к письму МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (исх. от 14.06.2012 № 420) «Положение о порядке приемки в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии у потребителей» указано, что при допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию должен быть осуществлен ввод (либо) проверка введенных параметров в базу данных вычислителя.
1.3. На заседании Комиссии от 03.07.2012 представители МУП «Тепловые сети» г. Гатчина отмечали, что по вопросу включения в тариф на теплоснабжение затрат, возникающих при приемке в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в 2008-2011 гг. (предварительные заседания Комитета ЛенРТК проходят в устной форме) – было заявлено, что затраты приниматься не будут, поэтому в 2008 году разработали калькуляцию, и за эту услугу самостоятельно взимали плату. Поэтому после 2008 года затраты, возникающих при приемке в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии после 2008 г. не подавались на включение в тариф. В Комиссию представили данные сколько подали для включения в тариф и сколько исключили. На приемку приборов учета было заявлено затрат на сумму 50 т.р., а не приняли 80 т.р. Из статьи расходов «Прочие расходы» исключили 80 т.р. не разбивая по видам деятельности. 
Положение и порядок приемки приборов учета разработали и утвердили после запроса Ленинградского УФАС России.
Наладка прибора – выходит специалист МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, так как прибор электронный, в него вводится база данных, проверяется база данных, при необходимости вносятся изменения.
При принятии прибора учета проверяется:
- соответствие заводского номера,
- документы, полученные после поверки,
- проверяются занесенные данные, насколько они соответствуют, так как по ним будут осуществляться расчеты,
- проверяется ещё раз прибор учета по собственной инициативе.
Наладка прибора учета – нерегулируемый вид деятельности.
2. Рассмотрев указанную аргументацию, Комиссия Ленинградского УФАС России отмечает следующее.
2.1. Согласно п. 7.1. раздела 7. Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936 для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Также согласно п. 7.2. при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;
- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;
- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;
- наличие пломб.
Однако в абзаце 7 п. 1.2 «Положение о порядке приемки в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии у потребителей» (приложения № 1 к письму МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (исх. от 14.06.2012 № 420)) указано, что при допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию должен быть осуществлен ввод (либо) проверка введенных параметров в базу данных вычислителя. 
Таким образом, МУП «Тепловые сети» г. Гатчина берет на себя дополнительные функции по наладке (настройке) прибора учета, которая осуществляется за плату, что не предусмотрено законодательством, так как данные действия должна осуществить энергосервисная организация, которая выполняет действия по установке прибора учета тепловой энергии, вследствие чего МУП «Тепловые сети» г. Гатчина осуществляет приемку приборов учета в эксплуатацию на платной основе.
2.2 Передача коммунального ресурса по инженерным сетям (в т.ч. теплоснабжение) осуществляется в условиях естественной монополии. На рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории г. Гатчина МУП «Тепловые сети» г. Гатчина является единственным поставщиком соответствующего ресурса. По отношению к присоединенным к сетям предприятия потребителям МУП «Тепловые сети» г. Гатчина занимает доминирующее положение.
Общество осуществляет деятельность по выработке, транспортировке и продаже тепловой энергии и горячей воды в пределах границ г. Гатчина и является ресурсоснабжающей организацией.
МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Володарского, д. 6, ИНН 4705014698) является доминирующим хозяйствующим субъектом, поскольку приказом Санкт-Петербургского УФАС от 28.09.2006 N 02-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности «производство тепловой энергии», «передача тепловой энергии» с долей более 65 процентов в административных границах объектов недвижимости потребителей на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
2.3. Согласно вступившему в силу с 27.11.2009 Закону об энергосбережении, все производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ст. 13).
Закон об энергосбережении устанавливает также, что потребители коммунальных ресурсов должны до 1 июля 2012 года осуществить установку приборов учета, а ресурсоснабжающие организации с 01.07.2010 года обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета (ст. 13).
Ресурсоснабжающие организации, указанные в части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязанные осуществлять деятельность по установке приборов учета расхода поставляемых ими ресурсов, в случае обращения потребителей (либо их представителей) с заявкой на установку прибора учета не вправе отказать таким потребителям и должны, в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 выдать технические условия и заключить публичный договор на установку прибора учета. Стоимость услуг по такому договору устанавливается соглашением сторон. При этом за услугой по установке приборов учета потребители могут обратиться к иному лицу.
Допуск в эксплуатацию установленных приборов учета осуществляется непосредственно ресурсоснабжающей организацией либо с участием её представителей.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. 
Деятельность по теплоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры на основании положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как ресурсоснабжающая организация, МУП «Тепловые сети» г. Гатчина обязано выполнять работы по установке, замене индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, а также организациям, расположенным на территории г. Гатчина.
Письмом ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584 (приложение 3) сообщается об отзыве письма Министерства регионального развития РФ от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14. Уведомление об отзыве письма было направлено письмом Минрегиона РФ от 27.10.2011 № 29432-АП/14. Таким образом, следует считать, что исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов.
На территории Ленинградской области процесс приемки в эксплуатацию приборов учета потребляемых коммунальных услуг и их техническое обслуживание подробно регламентирован Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2003 № 261, которым утверждено Положение об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по их показаниям (далее - Положение). Данное положение носит рекомендательный характер, однако полностью отражает процесс приемки в эксплуатацию приборов учета.
Пункты 3.1 – 3.5 указанного Положения определяют, что после установки прибора учета потребления коммунальных услуг потребитель подает заявление в управляющую или ресурсоснабжающую организацию о приемке прибора учета в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг осуществляется представителем управляющей организации или энергосервисной компании в присутствии представителя энергоснабжающей компании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления потребителем.
Результаты приемки отражаются в акте приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг, один экземпляр которого вручается ресурсоснабжающей или управляющей организации, второй - энергосервисной компании, третий – потребителю.
Так как в данном случае приемку в эксплуатацию проводит сама ресурсоснабжающая организация, экземпляры актов приемки в эксплуатацию приборов учета находятся у МУП «Тепловые сети» г. Гатчина. 
2.4. МУП «Тепловые сети» г. Гатчина делает вывод о возмездном характере приема приборов учета в эксплуатацию (плата за вызов представителя организации (наладка прибора учета, составления акта ввода в эксплуатацию). Однако Комиссия Ленинградского УФАС России  считает, что данные действия должны осуществляться на безвозмездной основе, указывает на обязанность ресурсоснабжабщей организации по приемке в эксплуатацию установленных (смонтированных), а также налаженных и настроенных приборов учета у потребителей, в свою очередь, затраты на наладку (настройку) приборов учета могут быть включены в затраты по услуге установки приборов учета, а также приемка приборов учета в эксплуатации не возможна (и неосуществима) без выхода на место приемки специалиста ресурсоснабжающей организации и без составления акта ввода в эксплуатацию.
Исходя из нормативных правовых актов, регулирующих порядок пользования системами коммунального теплоснабжения, выстраивается порядок действий, которым потребителю следует руководствоваться при установке у себя прибора учета потребляемых коммунальных ресурсов.
1. Получить технические условия у управляющей компании многоквартирного дома либо у ресурсоснабжающей организации, в случае проживания в индивидуальном жилом доме (для того, чтобы выяснить, какие именно приборы подойдут для дома или квартиры с учетом размеров и качества труб).
2. Приобрести новый прибор учета (счетчик). На данном приборе учета уже стоит пломба завода-изготовителя, которая подтверждает ненарушенность внутреннего устройства счетчика.
3. Установить прибор учета – то есть заключить договор с лицом (индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, физическим лицом), которое занимается установкой приборов учета (данный вид деятельности не является лицензируемым, договор носит возмездный характер).
4. Ввести установленный прибор учета в эксплуатацию, подав заявление в ресурсоснабжающую организацию. Приемкой прибора учета в эксплуатацию могут заниматься только ресурсоснабжающие организации. В их интересах предотвратить несанкционированное потребление ресурсов. Исключение составляют управляющие компании, которые общим собранием и по соглашению (поручению) уполномочены производить приемку в эксплуатацию. Приемка прибора учета в эксплуатацию включает в себя несколько действий, выполняемых сотрудником ресурсоснабжающей организации, в том числе составление акта ввода в эксплуатацию, запись показаний или регистрацию.
Таким образом, действия по приемке прибора учета в эксплуатацию не входят в состав работ по установке прибора учета.
2.5. МУП «Тепловые сети» г. Гатчина не вправе обязывать потребителей тепловой энергии оплачивать вызов представителя организации, составление акта ввода в эксплуатацию, а также наладку (настройку) прибора учета именно у МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, так как наладку (настройку) прибора учета может осуществлять организация, устанавливающая прибор учета.
Мнение потребителя при выборе хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по наладке (настройке) приборов учета, должно быть учтено. МУП «Тепловые сети» г. Гатчина не вправе требовать с заявителя оплату работ, связанных с принятием на обслуживание покупателей тепловой энергии, в том числе за вызов представителя организации для приемки первоначально монтируемых (установленных) приборов учета, составление акта ввода в эксплуатацию, поскольку соответствующая работа должна быть осуществлена МУП «Тепловые сети» г. Гатчина и должна быть учтена в тарифах, установленных на тепловую энергию.
За счет потребителя осуществляется, в том числе установка прибора учета, в которую уже входят работы по наладке (настройке) приборов учета.
Монтаж приборов учета тепловой энергии выполняется на основании проектной документации подрядными организациями, имеющими право на выполнение данного вида работ.
При приемке в постоянную эксплуатацию прибора учета тепловой энергии проверяется соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах, соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров, качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации, наличие пломб. Эксплуатация прибора учета тепловой энергии сводится к выполнению работ в соответствии с эксплуатационной документацией (в частности, соблюдение межповерочных интервалов теплосчетчиков, обеспечение соблюдения межповерочных интервалов теплосчетчиков: периодический контроль и снятие показаний с теплосчетчиков для расчетов за теплоэнергию).
Затраты на установку счетчика, наладку (настройку) приборов учета не включены в тариф на тепловую энергию, указанная деятельность является платной, не подлежащей государственному регулированию услугой.
Согласно пункту 3 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (далее – Основы ценообразования), в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
На основании пункта 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности), стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В состав тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей входит стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей, при расчете которой учитываются экономически обоснованные расходы организации, включая расходы, связанные с принятием на обслуживание покупателей тепловой энергии, поэтому взимание МУП «Тепловые сети» г. Гатчина с покупателей платы за вызов представителя организации для приемки установленных приборов учета, составление акта ввода в эксплуатацию при принятии покупателей тепловой энергии на обслуживание расценивается антимонопольным органом неправомерным.
Комиссия пришла к выводу о том, что в состав тарифа для конечных потребителей должна входить стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей, при расчете которой должны быть учтены экономически обоснованные расходы МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, в том числе за вызов представителя организации для приемки установленных приборов учета, составление акта ввода в эксплуатацию, сведения о которых данная организация должна была представить в адрес органа, утвердившего соответствующие тарифы (ЛенРТК). При утверждении ЛенРТК соответствующего тарифа на тепловую энергию, у ее потребителя нет обязанности оплачивать вызов представителя организации для приемки установленных приборов учета после его первоначальной установки, составление акта ввода в эксплуатацию отдельно, сверх данного тарифа. Как предусмотрено пунктом 10 Основ ценообразования, если организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования. Соответственно, МУП «Тепловые сети» г. Гатчина имеет право обратиться в адрес ЛенРТК с заявлением об учете в структуре тарифов на последующий расчетный период понесенных данных расходов за вызов представителя организации для приемки установленных приборов учета, составление акта ввода в эксплуатацию приборов учета, принадлежащих покупателям теплоэнергии приборов ее учета после их первоначальной установки.
Действия МУП «Тепловые сети» г. Гатчина по присваиванию права на МУП «Тепловые сети» г. Гатчина при приемке приборов учета осуществлять своими силами наладку (настройку) приборов учета привели к тому, что МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, установив цены, которые одновременно включают в себя расходы по наладке (настройке) приборов учета тепловой энергии, а также прибыль, что подтверждается представленными в материалы настоящего дела калькуляциями, лишает потребителей данных услуг возможности выбора (привлечения) иных организаций для осуществления наладки (настройки) приборов учета. Очевидно, что потребителям экономически невыгодно оплачивать два раза одну и ту же услугу, в частности наладку (настройку) приборов учета тепловой энергии. Это свидетельствует о навязывании потребителям тепловой услуги МУП «Тепловые сети» г. Гатчина по наладке (настройке) приборов учета тепловой энергии, за которой потребители не обращались.
Учитываются также положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в которых указано, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 5 ст. 19).
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:
1) установку приборов учета;
2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (п. 6 ст. 19).
При этом наладка (настройка) приборов учета не является исключительным правом поставщика тепловой энергии. Наладка (настройка) приборов учета является самостоятельным видом деятельности, не подлежит лицензированию и сертификации и может оказываться любыми хозяйствующими субъектами. В законодательстве отсутствует указание на право наладки (настройки) приборов учета исключительно только той организацией, которая осуществляет приемку приборов учета теплоэнергии.
Приемку приборов учета тепловой энергии должен осуществить поставщик тепловой энергии. МУП «Тепловые сети» г. Гатчина не имеет право возлагать на заявителей не предусмотренную действующим законодательством обязанность по обращению в адрес МУП «Тепловые сети» г. Гатчина для осуществления именно данной организацией наладки (настройки) приборов учета. При наличии согласия покупателей тепловой энергии, договорами энергоснабжения может быть предусмотрено право энергоснабжающей организации на наладку (настройку) приборов учета тепловой энергии. Однако это не означает, что иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на указанном товарном рынке, оказывают данные услуги ненадлежащего качества, и что у потребителей тепловой энергии (юридических и физических лиц) отсутствует право на обращение к данным хозяйствующим субъектам. 
Взимание с потребителей тепловой энергии платы за вызов представителя организации для приемки установленных приборов учета после его первоначальной установки, составление акта ввода в эксплуатацию отдельно, сверх тарифа, установленного на тепловую энергию, незаконно.
Действия МУП «Тепловые сети» г. Гатчина по включению наладки (настройки) приборов учета в работы по приемке приборов учета в эксплуатацию противоречит нормам закона, поскольку создает препятствия доступу на рынок услуг по наладке (настройке) приборов учета иным хозяйствующим субъектам, оказывающим такие услуги, либо имеющим намерение оказывать такие услуги. Указанные действия МУП «Тепловые сети» г. Гатчина ущемляют права покупателей тепловой энергии, так как они должны платить за наладку (настройку) приборов учета по регулируемой цене (в тарифе на тепловую энергию), а не по договорным ценам.
МУП «Тепловые сети» г. Гатчина не вправе требовать оплату работ, связанных с принятием на обслуживание покупателей тепловой энергии, в том числе вызов представителя организации для приемки установленных приборов учета тепловой энергии, составление акта ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, поскольку такая плата должна быть включена в тариф на куплю-продажу тепловой энергии, осуществляемую МУП «Тепловые сети» г. Гатчина; МУП «Тепловые сети» г. Гатчина не вправе обязывать потребителей тепловой энергии при приемке установленных приборов учета тепловой энергии оплачивать работы по наладке (настройке) приборов учета именно у МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, поскольку это ограничивает право потребителя тепловой энергии на выбор любого хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по наладке (настройке) приборов учета, и, как следствие, не оплачивать повторно указанную услугу; возложение на МУП «Тепловые сети» г. Гатчина обязанности осуществить наладке (настройке) приборов учета перед приемкой приборов учета влечет за собой навязывание потребителю, обратившемуся за приемкой, услуги МУП «Тепловые сети» г. Гатчина по наладке (настройке) приборов учета и создание препятствий доступу иным организациям на данный товарный рынок. 
2.6. Приемка в эксплуатацию установленных у потребителей приборов учета (в т.ч. действия по составлению акта приемки и действия по вызову представителя) является обязанностью ресурсоснабжающей организации. Работы по приемке узлов учета входят в состав работ, выполняемых работниками ресурсоснабжающих организаций при осуществлении деятельности по теплоснабжению, осуществляются непосредственно ресурсоснабжающей организацией, поставляющей ресурс либо в её присутствии, а также не входят в состав работ по установке либо обслуживанию приборов учета, а являются частью деятельности по теплоснабжению. Таким образом, указанные работы не являются самостоятельной услугой. Кроме того, такие работы не включены в классификатор услуг населению. Следовательно, данная деятельность не образует самостоятельного товарного рынка, анализ которого можно провести.
Комиссией установлено, что нарушение было совершено на рынке оказания услуг по теплоснабжению. Согласно п. 1.4 Приказа ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Передача ресурсов потребителям по инженерным сетям производится в условиях естественной монополии. Таким образом, Ленинградское УФАС России установило, что МУП «Тепловые сети» г. Гатчина осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения по отношению к присоединенным к сетям предприятия потребителям.
Таким образом, взимание платы Обществом за вызов представителя организации (наладка прибора учета, составления акта ввода в эксплуатацию) не обоснованно.
III. Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения Ответчика по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Взимание с потребителей тепловой энергии платы за вызов представителя организации для приемки приборов учета тепловой энергии после их установки, составление акта ввода в эксплуатацию отдельно, сверх тарифа на куплю-продажу тепловой энергии, неправомерно.
2. Включение стоимости работ по наладке (настройке) приборов учета в работы, связанные с приемкой приборов учета в эксплуатацию, неправомерно, поскольку ограничивает право потребителя тепловой энергии воспользоваться услугой любого другого хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по наладке (настройке) приборов учета тепловой энергии, обязывает оплачивать повторно данные работы.
3. МУП «Тепловые сети» г. Гатчина не имеет право возлагать на заявителей не предусмотренную действующим законодательством обязанность по обращению в адрес МУП «Тепловые сети» г. Гатчина для осуществления именно данной организацией наладки (настройки) приборов учета тепловой энергии.
4. Потребители вправе обратиться за услугой по установке приборов учета к иному лицу.
5. Приемка в эксплуатацию установленных у потребителей приборов учета (в т.ч. действия по составлению акта приемки, регистрации показаний и действия по опломбированию узла учета) является обязанностью ресурсоснабжающей организации, не образует самостоятельного товарного рынка, поскольку осуществляются непосредственно ресурсоснабжающей организацией, поставляющей ресурс, либо в её присутствии, не входит в состав работ по установке либо обслуживанию приборов учета, а является частью деятельности по теплоснабжению.
6. Действующим законодательством установлена обязанность потребителей оплачивать услуги по поставке коммунальных ресурсов. Тарифы на услуги теплоснабжения для граждан регулируются государством. Стоимость услуг по установке, ремонту и техническому обслуживанию приборов учета не подлежит государственному регулированию.
7. Затраты, возникающие при наладке, настройке прибора учета должны входить в состав работ по установке либо обслуживанию приборов учета.
8. Дополнительная оплата потребителями возникающих у ресурсоснабжающих организаций при приемке в эксплуатацию приборов учета затрат на выполнение ими работ по регистрации и опломбированию узлов учета не предусмотрена действующим законодательством.
 
На основании изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 189-05-480-А/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать в действиях МУП «Тепловые сети» г. Гатчина, выразившихся во взимании с потребителей платы за вызов представителя организации для приемки приборов учета тепловой энергии после их установки, составление акта ввода в эксплуатацию отдельно, сверх тарифа, установленного на тепловую энергию, а также за включение стоимости работ по наладке (настройке) приборов учета тепловой энергии в стоимость приемки узлов учета тепловой энергии, которая осуществляется бесплатно, что не предусмотрено действующим законодательством и может ущемить интересы заявителей, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Выдать МУП «Тепловые сети» г. Гатчина обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
3. Передать материалы дела № 189-05-480-А/12 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МУП «Тепловые сети» г. Гатчина дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
Председатель Комиссии       Г.Н. Коннов
 
 
Члены Комиссии:       Д.И. Акбашев                  А.Н. Исаченко                   Ф.Г. Белинский
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
 
 
 
Директору
МУП «Тепловые сети» г. Гатчина 
 
<…>
 
ул. Володарского, д. 6,
г. Гатчина, Гатчинский район,
Ленинградская область, 188304
(Ответчик)
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ 
по делу № 189-05-480-А/12
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела № 189-05-480-А/12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 
 
Коннова Г.Н. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;    
Акбашева Д.И. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;
Исаченко А.Н. – старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;
Белинского Ф.Г.  - государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,
 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Решения от 17.07.2012 года по делу № 189-05-480-А/12 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписывает МУП «Тепловые сети» г. Гатчина в 10-дневный срок со дня получения настоящего Предписания совершить следующие действия:
 
1. Прекратить взимание платы с потребителей за действия, осуществляемые работниками МУП «Тепловые сети» г. Гатчина при допуске приборов учета в эксплуатацию, в том числе за вызов представителя организации, а также наладку прибора учета, составление акта при вводе приборов учета в эксплуатацию.
2. Проинформировать потребителей о том, что явка представителя МУП «Тепловые сети» г. Гатчина (наладка прибора учета, составления акта ввода в эксплуатацию) для ввода приборов учета в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.
3. Исключить из стоимости работ по допуску приборов учета в эксплуатацию затраты, возникающие в связи с наладкой, настройкой прибора учета, вызовом представителя организации.
4. Уведомить Ленинградское УФАС России о выполнении пунктов 1, 2, 3 настоящего Предписания в трехдневный срок со дня его выполнения. 
 
Ленинградское УФАС России осуществляет контроль за исполнение МУП «Тепловые сети» г. Гатчина требований настоящего Предписания.
Невыполнение законного предписания антимонопольного органа влечет наложение штрафа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны