Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе АО «ТД ТРАКТ» от 6 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом без уведомления

 

Р/04/55 от 06.08.2020                                                                                                                               Заказчик:

АО «НИИ ОЭП»

 

ул. Ленинградская, д. 29, лит. Т,

г. Сосновый Бор,

Ленинградская область, 188540

 

contact@niioep.ru

 

 

Заявитель:

АО «ТД ТРАКТ»

 

ул. Салова, д. 53, корп. 1,

Санкт-Петербург, 192102

 

peterburg@trakt.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе АО «ТД ТРАКТ»

 

Резолютивная часть решения оглашена:  04.08.2020                                                             Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме:   06.08.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа № 305 от 31.07.2020 в составе:

 

<...>

 

 

- в присутствии представителей АО «НИИ ОЭП»: <...> (доверенность от 01.01.2020№ СШ-14/д), <...> (доверенность от 31.07.2020№ СШ-49/д),

- в отсутствии представителей АО «ТД ТРАКТ» (уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы),

рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», жалобу АО «ТД ТРАКТ» (ИНН 7723627621, г. Москва, 14-й км МКАД, домовладение 10) (далее - Заявитель) на действия АО «Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения» (ИНН 4725481940, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 29, лит. Т) (далее – АО «НИИ ОЭП», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, извещение № 200185300007 (далее – Запрос котировок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Заявителя, по его мнению, Заказчик допустил нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также положения Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при организации и проведении Запроса котировок.

Заявитель считает, что отказ в допуске к участию в Запросе котировок, оформленный Заказчиком в протоколе № 2033 от 15.07.2020 по Запросу котировок с формулировкой «…в связи с непредоставлением документов, указанных в документации, а именно отсутствие в составе заявки при подаче документов на участие заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в спецификации» является неправомерным, не соответствует ни закону, ни положению о закупке Заказчика, нарушает Закон о закупках, а именно ч. 6.1 ст. 3, пп. б) п. 5 ч. 14 ст. 3.2, а также нарушает запрет, установленный ст. 17 Закона о защите конкуренции. 

Заявитель в своей жалобе указывает, что:

  1. в требованиях к заявкам отсутствует обязательное требование - предоставление заключений Минпромторга в отношении товаров;
  2. на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2017 № 764н, данные закупаемые товары не обязательно должны иметь заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Более того, перечень выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, опубликованный на официальном сайте министерства (https://gisp.gov.ru/) не содержит ни одной записи о выдаче данных заключений для данного товара.

Аналогичные выводы были сделаны, например, в Решении                           № 330-12259-18/7 УФАС по Самарской области.

На основании изложенного, Заявитель просит:

  1. Признать жалобу обоснованной.
  2.  Признать в действиях АО «Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения», нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции, ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3.  Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования торгов.
  4.  Обязать АО «Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения» процедуру провести повторно.

 

Заказчиком представлены возражения на доводы жалобы Заявителя
(исх. ЮА-1210/юр от 29.07.2020), в которых Заказчик указывает, что АО «ТД ТРАКТ» не допущено к участию в запросе котировок в связи с непредставлением документов, указанных в документации, а именно отсутствие в составе заявки при подаче документов на участие заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в спецификации.

Заключение Минпромторга на спецодежду - это гарантия качества. Заключение «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (заключение) выдается Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 719. Заключение распространяется на все промышленные товары, включая спецодежду, которая относится к СИЗ.

Получение заключения дает возможность страхователям-работодателям направлять до 20% страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на улучшение охраны труда, и непосредственно на приобретение перспективных СИЗ. В соответствии с приказом Минтруда от 31.10.2017 № 764н страхователи обязаны предоставить копию заключения Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 Правил финансового обеспечения, к заявлению, указанному в пункте 4 Правил финансового обеспечения, прилагается копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты.

В Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме содержится Перечень документов, предоставляемых участниками запроса котировок на участие в запросе котировок, а именно «. . .До подписания договора предоставить: . . .копии заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в спецификации (Приложение №1)...».

Пунктом 3.3 Проекта Договора и Спецификации на поставляемый Товар предусмотрено предоставление копий заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданных Министерством промышленности и торговли РФ в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты для СИЗ.

В журнале заявок 200185300007 было отражено требование к заявке участника «Необходимо предоставить копии деклараций (сертификатов) соответствия ТР ТС 019/2011, заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в Спецификации (Приложение №1).

Просматривая Заявку участника АО «ТД ТРАКТ», помимо не предоставленных заключений Минпромторга, наименование и описательная часть Товара не соответствует заявленным в документации № 2033 о проведении запроса котировок в электронной форме.

Таким образом, по мнению Заказчика, требование о предоставлении Заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в Спецификации (Приложение №1) правомерно и законно.

 

Рассмотрев представленные материалы, доводы жалобы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

 

Закупочная деятельность в Российской Федерации регулируется специализированными федеральными законами: Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) или Законом о закупках.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за нарушение каждого из указанных федеральных законов, предусматривая различные составы административных правонарушений и ответственность за их совершение.

Нормы Закона о контрактной системе и Закона о закупках носят специальный характер по отношению к Закону о защите конкуренции, поскольку последний устанавливает общие антимонопольные запреты в отношении действий (бездействия) органов власти, хозяйствующих субъектов и иных участников рынка, при этом Закон о контрактной системе и Закон о закупках закрепляют специфику отношений в сфере осуществления закупочной деятельности, конкретные особенности порядка, в том числе способов и процедур осуществления закупок.

Соответственно, и нормы КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушения Закона о контрактной системе и Закона о закупках, обладают специальным характером по отношению к нормам КоАП РФ, предусматривающим административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, в случаях поступления информации о нарушении одновременно запретов, установленных Законом о защите конкуренции и одним из законов, регулирующих закупочную деятельность, антимонопольный орган в приоритетном порядке руководствуется и применяет специальные нормы Закона о контрактной системе или соответственно Закона о закупках, а также соответствующие положения КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение Закона о контрактной системе или соответственно Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя рассматривается Комиссией исключительно в рамках соблюдения Заказчиком норм Закона о закупках.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение антимонопольным органом жалобы должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

I

В соответствии с п. 1 ч. 3.1 Закона о закупках, Запрос котировок является конкурентной закупкой.

Пунктом б) ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках определено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Установлено, что Заказчиком в рамках Запроса котировок был сформирован протокол № 2033 по результатам закупочной процедуры АСТ ГОС (200185300007) от 15.07.2020 в котором заявка Заявителя не была допущена по следующим основаниям: «Не допустить к участию в запросе котировок участника АО «ТД ТРАКТ» (№ 54832), в  связи с непредоставлением документов, указанных в документации, а именно отсутствие в составе заявки при подаче документов на участие заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в спецификации.

Согласно Положению о закупке АО «НИИ ОЭП» № 11, (утвержденному решением совета директоров АО «НИИ ОЭП», протокол № 65 от 04.12.2018г.), п. 6.6. Отказ в допуске к участию в процедуре закупки, п.п. 6.6.1 При рассмотрении заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений участник закупки не допускается комиссией к участию в процедуре закупки в случаях:

  1.        несоответствия заявки участника закупки требованиям, установленным в документации, в том числе:

- непредоставления документов и сведений, указанных в документации, в том числе необходимых для обеспечения экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов».

Таким образом, Заказчиком четко и ясно сформулирована причина отклонения заявки Заявителя – отсутствие в составе поданной заявки заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в спецификации.

Заявитель указывает в своей жалобе, что в требованиях в документации по Запросу котировок отсутствует требование о наличии в составе заявки заключений Минпромторга при их подаче.

 

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Заказчиком утверждена документация № 2033 от 02.07.2020 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку спецодежды.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме установлены следующие требования к перечню документов, предоставляемых участниками запроса котировок на участие в запросе котировок:

«Заявка на участие в закупке должна содержать:

Для юридического лица:

1) Заявка на участие в закупке с приложениями в соответствии с формой Приложение № 2 к настоящему Извещению;

2) копии учредительных документов (в действующей редакции), с приложением имеющихся изменений;

3) копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

4) копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

5) полученная не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения в единой информационной системе Извещения о проведении закупки копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

6) копия решения об одобрении сделки, планируемой к  заключению в результате запроса котировок, если такое одобрение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации или учредительными документами участника запроса котировок (об одобрении крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и др.);

7) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее также – руководитель). В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также копию доверенности на осуществление действий от имени участника закупки, в том числе на подписание заявок на участие в закупке, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также копию документа, подтверждающего полномочия такого лица;

8) копию уведомления налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения (для участников, применяющих её).

Для индивидуального предпринимателя:

1) заявка на участие в закупке с приложениями в соответствии с формой Приложение №2 к настоящему Извещению. В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также копию доверенности на осуществление действий от имени участника закупки, в том числе на подписание заявок на участие в закупке, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также копию документа, подтверждающего полномочия такого лица;

2) фамилия, имя, отчество, паспортные данные (копия 2 и 3 страницы паспорта), сведения о месте жительства, номер контактного телефона, ИНН;

3) полученная не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения в единой информационной системе Извещения о проведении закупки копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

4) копию уведомления налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения (для участников, применяющих её).

Для физического лица:

1) заявка на участие в закупке с приложениями в соответствии с формой Приложение №2 к настоящему Извещению. В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также копию доверенности на осуществление действий от имени участника закупки, в том числе на подписание заявок на участие в закупке, подписанную участником закупки или уполномоченным этим участником лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным участником закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также копию документа, подтверждающего полномочия такого лица;

2) фамилия, имя, отчество, паспортные данные (копия 2 и 3 страницы паспорта), сведения о месте жительства, номер контактного телефона, ИНН, копия страхового свидетельство обязательного пенсионного страхования;

3) иные документы или копии документов, иные сведения, перечень которых определен Извещением о закупке;

4) копию уведомления налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения (для участников, применяющих её).»

Далее Заказчиком установлено, что: «До подписания договора предоставить:

Копии деклараций (сертификатов) соответствия ТР ТС 019/2011, заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в Спецификации (Приложение №1).

Сертификаты (копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 878 (с изм. от 13.11.2012г.
№ 221 внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии); копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданного Министерством промышленности и торговли РФ в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты для СИЗ, изготовленных на территории РФ; копия декларации/сертификат о происхождении Товара для СИЗ, изготовленных на территории других государств- членов Евразийского экономического союза, т.д.».

Таким образом, Комиссией подтвержден довод Заявителя об отсутствии в документации Заказчика требования о наличии в составе заявки каких-либо заключений  Минпромторга.

 

Более того, в документации по Запросу котировок содержится проект договора на поставку спецодежды в котором указано:

-  пункт 3.3 «Оплата за поставленный Товар производится Покупателем в размере 100% от общей суммы Договора в течение 10 (десяти) банковских дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, согласно выставленного им счета по факту получения Товара на склад Покупателя, с соблюдением порядка приемки Товара на складе Покупателя согласно разделу 5 настоящего Договора, а также предоставления Покупателю полного комплекта документов: счета, счета-фактуры, сертификатов (копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №878 (ред. от 03.03.2020 -  изменения внесены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии); копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданного Министерством промышленности и торговли РФ в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты для СИЗ, изготовленных на территории РФ; копия декларации/сертификат о происхождении Товара для СИЗ, изготовленных на территории других государств- членов Евразийского экономического союза, т.д.»;

- пункт 6.1 «При поставке Товара Поставщик предоставляет Покупателю следующую документацию:

1) документы о сертификации/декларации Товара (оригиналы, либо надлежащим образом заверенные копии (если сертификация предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации);

2) копии заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ;

3) копии сертификатов/деклараций соответствия СИЗ по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011);

4) копии деклараций/сертификатов о происхождении Товара;

5) счет;

6) счет – фактуру, оформленную в соответствии со ст. 168-169 НК РФ и Товарно-транспортную накладную в 2-х экземплярах (либо аналогичный документ), (один экземпляр для Покупателя и один для Поставщика), товарную накладную, формы ТОРГ-12 или УПД (универсальный передаточный документ) 2-х экземплярах».

 

Проанализировав положения документации Заказчика по Запросу котировок, Комиссия установила, что требование о представлении заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданных Минпромторгом, предъявляется не к участнику Запроса котировок, а к победителю, на этапе заключения с ним договора.

При этом у такого победителя, на момент его признания таковым, может не быть данных заключений Минпромторга, так как в силу ч. 15 ст. 3.2. Закона о закупках, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней.

Таким образом, победитель не лишен возможности получить такие заключения в течение десяти дней после его признания таковым, и до заключения договора представить их Заказчику.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в частности принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, о том, что причина недопуска Заявителя к участию в Запросе котировок Заказчиком (отсутствие в составе заявки при подаче документов на участие заключений Минпромторга в отношении товаров, указанных в спецификации), противоречит документации Заказчика о Запросе котировок и является неправомерной, нарушающей п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Иных оснований отклонения Заказчиком Заявителя в протоколе № 2033 по результатам закупочной процедуры АСТ ГОС (200185300007) от 15.07.2020 не отражено.

 

В ч. 20 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Котировочная заявка Заявителя содержит ценовое предложение в размере 231 624 руб. против ценового предложения единственного допущенного участника – 327 222 руб., таким образом, в случае допуска Заявителя к участию в Запросе котировок, его заявке был бы присвоен №1.

 

Согласно п. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

Заказчиком 16 июля 2020 года был опубликован итоговый протокол        № 2033 от 15.07.2020.

Заявитель 22 июля 2020 года обжаловал действия Заказчика в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции посредством направления соответствующей жалобы в антимонопольный орган – в Санкт-Петербургское УФАС России (вх. № 27521/20 от 22.07.2020), передано в Ленинградское УФАС России 23 июля 2020 года (вх. № 9350 от 24.07.2020).

27 июля 2020 года в 12:19 час. Ленинградским УФАС России было направлено Заказчику и Заявителю уведомление о принятии жалобы АО «ТД ТРАКТ» к рассмотрению и о том, что Заказчик не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением указанного требования, является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что к ним данное уведомление поступило 27 июля 2020 года, но до исполнителя дошло только 29 июля 2020 года. В связи с чем Заказчиком уже был заключен договор № 630НТ от 16.07.2020 по результатам проведения Запроса котировок, подписанный сторонами 27 июля 2020 года.

Заказчиком также представлено уведомление от 29.07.2020                        № ЮА-1207/БЗ о приостановке договора между АО «НИИ ОЭП» и
ООО «Техноавиа-Санкт-Петербург» до рассмотрения жалобы по существу и принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

При таких обстоятельствах Комиссия оценивает данный договор критически, и делает вывод об отсутствии причин, препятствующих выдаче предписания по восстановлению нарушенных прав.

 

II

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам установлены Законом о закупках, согласно части 1 статьи 3 которого, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Возможное сужение круга участников закупки не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о закупках, если при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Соответственно, указание заказчиком в аукционной документации особых требований, в частности наличия копий заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты - для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации, копий деклараций о происхождении товара или сертификата о происхождении товара - для СИЗ, изготовленных на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, наличие которых позволяют заказчику направлять до 20% страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на улучшение охраны труда, и непосредственно на приобретение перспективных СИЗ, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

 

Комиссия обращает внимание на то, что исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, поскольку иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

 

Статья 4 Закона о закупках регламентирует вопросы информационного обеспечения закупки, пунктом 1 части 10 данной статьи предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Исходя из положений статей 309, 721, 783 ГК РФ, качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

 

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Данная позиция находит отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу                             № А40-3315/2016.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ТД ТРАКТ» на действия АО «НИИ ОЭП» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды (извещение № 200185300007) обоснованной.

2. Признать действия АО «НИИ ОЭП» нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать АО «НИИ ОЭП» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

         

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                               <...>

 

 

                   

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны