Решение №20.08.2020 № Р/04/56 РЕШЕНИЕ по делу № 047/05/28-11/2020 от 20 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказным письмом с уведомлением

 

 

20.08.2020 № Р/04/56                                 ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги»

 

ул.  Каляева, д. 3, г. Сокол,

Сокольский район, Вологодская область,  162130 

 

info@пенсионная-касса.рф

pensionnaya.kassa.rf@gmail

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 047/05/28-11/2020

 

 

Резолютивная часть решения оглашена: 17.08.2020                           Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме:  20.08.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

 

<...>

 

рассмотрев дело № 047/05/28-11/2020 по признакам нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителей ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», <...>(доверенность б/н 12.08.2020) и <...> (доверенность б/н 12.08.2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило обращение Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. № 8822 от 15.07.2020) о распространении в газете «Выборг» № 36 от 29.05.2020 рекламы
ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», которая содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

 

Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации в ходе мониторинга информации о деятельности субъектов финансового рынка, размещаемой в региональных средствах массовой информации, осуществляемого Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации в целях выполнения функций, возложенных на Банк России Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлена реклама участника финансового рынка ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», размещенная в газете «Выборг» № 36 от 29.05.2020.

Рекламное объявление содержит сведения о предоставлении займов без страховок на сумму 5000 рублей без уплаты процентов на протяжении 2-х недель. При этом, условия, необходимые для получения займа с указанными параметрами (в частности, информация о сроке предоставления займа, о процентной ставке, начисляемой с 15-го дня пользования займом), размещены на сайте ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» (www.пенсионная-касса.рф), к которому отсылает нижняя часть рекламного объявления, оформленная мелким шрифтом.

Размещение в рекламном объявлении информации только о сумме займа и продолжительности беспроцентного периода его предоставления, при отсутствии остальных условий договора, влияющих на полную стоимость займа (срок кредитования, величина процентной ставки), обладает признаками ненадлежащей рекламы, может привести к искажению сути рекламируемой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. Указанные обстоятельства, по мнению Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, могут свидетельствовать о наличии в действиях ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» признаков нарушения требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Комиссией установлено, что объявление рекламного характера было размещено в газете «Выборг» № 36 от 29.05.2020 и содержало следующий текст: «Касса взаимопомощи социальная акция всем 5000 Р 2 недели без процентов! Вместе в трудную минуту Займы без страховок! г. Выборг, ул. Димитрова, д. 4, (оф. 6) 1 этаж, ДЦ «Сетка», 8-911-744-60-50».

Микротекст: Срок проведения стимулирующего мероприятия (Акции) «Вместе в трудную минуту» - с 25.05.2020г. по 25.06.2020г. включительно. Организатор Акции ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», ОГРН 1143537000090, рег.№ в реестре МФО 651403119005313. Подробная информация об организаторе стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», о правилах его проведения, количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах Организатора Акции. Займы предоставляются ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», рег.№ в реестре МФО 651403119005313 (далее – Спорная реклама).

В рамках рассмотрения обращения Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. № 8822 от 15.07.2020) с целью установления рекламодателя Спорной рекламы Ленинградским УФАС России осуществлен запрос информации (исх. № 04/525 от 20.07.2020) в редакцию газеты «Выборг» (ООО «Газета Выборг – редакция»).

ООО «Газета Выборг – редакция» в ответ на запрос Ленинградского УФАС России представило следующую информацию:

  • договор на оказание услуг для ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» от 26.06.2019 и макет-заявку Спорной рекламы (Приложение № 4);
  • акт выполненных работ № 000269 от  29.05.2020;
  • платежное поручение № 16292 от 27.05.2020.

Также ООО «Газета Выборг – редакция» сообщило, что Спорная реклама была размещена один раз - в газете «Выборг» от 29.05.2020 № 36 (18085).

 

Определением от 27.07.2020 № О/04/66 в отношении ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» возбуждено дело № 047/05/28-11/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

До рассмотрения дела № 047/05/28-11/2020 ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» представлены возражения (исх. № 077/2ОК от 11.08.2020) в которых
ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» указывает следующее.

Рассмотрев доводы, изложенные в Определении о возбуждении дела
№ 047/05/28-11/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 27.07.2020 (далее - Определение), ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» считает указанные доводы не обоснованными и не соответствующими требованиям действующего законодательства РФ по следующим причинам:

1.   В газете «Выборг» № 36 от 29.05.2020 ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» было размещено объявление рекламного характера следующего содержания: «Касса взаимопомощи, социальная акция, всем 5000р, 2 недели без процентов! Вместе в трудную минуту! Займы без страховок! г. Выборг, ул. Димитрова, д. 4, (оф. 6) 1 этаж, ДТТ «Сетка» 8-911-744-60-50.

Срок проведения стимулирующего мероприятия (Акции) «Вместе в трудную минуту» - с 25.05.2020г. по 25.06.2020 г. Включительно. Организатор Акции
ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», ОГРН 1143537000090, рег. № в реестре МФО 651403119005313. Подробная информация об организаторе стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», о правилах его проведения, количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах Организатора Акции. Займы предоставляются ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», рег.№ в реестре МФО 651403119005313».

          Данное рекламное объявление, как следует из его текста, было размещено с целью рекламы стимулирующего мероприятия (Акции), а не рекламы кредитного продукта.

          Учитывая изложенное ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» полагает, что на данное объявление рекламного характера не распространяются нормы части 3 статьи 28 Закона о рекламе, а должны применяться нормы статьи 9 указанного закона.

          В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе: «В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

  1.       сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

          Согласно пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года
«О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» судам надлежит учитывать, что нормы статьи 9 указанного закона «обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию). Кроме того, нормы упомянутой статьи Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей».

          Учитывая изложенное, по мнению ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», в строгом соответствии с требованиями статьи 9 Закона о рекламе и позицией ВАС РФ, в рекламе стимулирующего мероприятия, опубликованной в газете «Выборг» № 36 от 29.05.2020, в полной мере содержится вся необходимая информация.

2. Пунктом 1.4. (сноска) Правил проведения стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», утвержденных Приказом директора ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» № Р-16/20 от 15.05.2020 года и размещенных на сайте www.пенсионная-касса.рф (далее - Правила), предусмотрено, что «Для целей настоящей акции под Призом понимается предоставление участнику акции возможности заключить договор потребительского займа с Организатором акции (получить заем) на условиях «Стандартный» и «Пенсионный», с особенностями, предусмотренными пунктом 5.3. настоящих Правил».

В свою очередь пункт 5.3. Правил предусматривает, что займы могут быть заключены на сумму 5 000 рублей на срок 35 дней с начислением процентов за пользование займом: с 01 по 14 день проценты не начисляются, с 15 дня пользования займом и далее по ставке 1 % в день (366 % годовых), для пенсионеров по старости и выслуге лет по ставке 0.7 % в день (256,2 % годовых).

Согласно пункту 5.4. Правил участник акции, согласившийся заключить договор на условиях, указанных в пункте 5.3, становится победителем акции.

Таким образом, в совокупности с информацией, содержащейся в пункте 2.1. (сведения об организации акции), пункте 4.1. (сроки проведения акции) и пункте 5 (порядок проведения акции) Правил, Правила содержат всю необходимую информацию, предъявляемую нормами действующего законодательства к правилам проведения стимулирующих мероприятий.

Учитывая изложенное, ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» полагает, что содержащееся в Определении утверждение о том, что: «в рекламе, размещенной в газете «Выборг» № 36 от 29 мая 2020 года ... отсутствует значительная часть информации, которая определяет полную стоимость кредита и дополнительные расходы заемщика в соответствии с величиной процентной ставки, чем вводит потребителя в заблуждение» не соответствует действительности, реальным обстоятельствам дела и требованиям статьи 9 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-Ф3.

Руководствуясь вышеизложенным ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» просит Управление ФАС по Ленинградской области:

  1. Признать рекламу стимулирующего мероприятия, размешенную в газете «Выборг» № 36 от 29 мая 2020 года следующего содержания: «Касса взаимопомощи, социальная акция, всем 5000р, 2 недели без процентов! Вместе в трудную минуту! Займы без страховок! г. Выборг, ул. Димитрова, д. 4, (оф. 6) 1 этаж, ДЦ «Сетка» 8-911-744-60-50. Срок проведения стимулирующего мероприятия (Акции) «Вместе в трудную минуту» - с 25.05.2020г. по 25.06.2020 г. Включительно. Организатор Акции ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», ОГРН 1143537000090, рег. № в реестре МФО 651403119005313. Подробная информация об организаторе стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», о правилах его проведения, количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах Организатора Акции. Займы предоставляются ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», рег. № в реестре МФО 651403119005313» надлежащей рекламой.
  2. Прекратить производство по делу № 047/05/28-11/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

В ходе рассмотрения дела № 047/05/28-11/2020 представители ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» поддержали вышеизложенные возражения, добавив, что данная Спорная реклама является социально направленной и ее цель – поддержание населения в трудное время, связанное с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

 

Между тем в пункте 1.1 Правил указано, что стимулирующее мероприятие «Вместе в трудную минуту» (далее «акция») направлено на привлечение внимания потребителей к услугам, оказываемым Организатором, повышение узнаваемости бренда, формирование в обществе положительного мнения о деятельности микрофинансовых организаций.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

На сайте www.пенсионная-касса.рф размещены Правила, где в  п. 5.3 Правил каждому участнику акции предоставляется возможность заключить договор потребительского займа с Организатором акции на условиях «Стандартный» и «Пенсионный» на сумму 5000 рублей на срок 35 дней с начислением процентов за пользование займом: с 01 по 14 день проценты не начисляются, с 15 дня пользования займом и далее по ставке 1% в день (366% годовых), для пенсионеров по старости и выслуге лет по ставке 0,7% в день(256,2% годовых).

Таким образом, в Спорной рекламе, размещенной в  газете «Выборг» № 36 от 29.05.2020 года ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» отсутствует значительная часть информации, которая определяет полную стоимость кредита и дополнительные расходы заемщика в соответствии с величиной процентной ставки, чем вводит потребителя в заблуждение.

 

Довод ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» о том, что Спорная реклама является стимулирующем мероприятием и в связи с этим должна соответствовать нормам статьи 9 Закона о рекламе, а не нормам части 3 статьи 28 Закона о рекламе, Комиссией отклоняется по следующим основаниям.

В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования может быть товар (работа, услуга), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Исходя из цели проведения стимулирующего мероприятия - побуждения потребителей к совершению пробной или повторной покупки рекламируемого товара в период, ограниченный по времени, для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретения определенного товара.

Данная позиция закреплена в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона
«О рекламе», так судом указано, что основным условием стимулирующих мероприятий является приобретение участником мероприятия определенного товара в результате выигрыша, победы, то есть наступления такого события, относительно которого участнику мероприятия неизвестно наступит оно или нет.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Письме ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе», статьей 9 Закона о рекламе определено, что в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, в данной статье Закон о рекламе в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).

При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Закона о рекламе, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования данной статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Данной правой позиции также придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 31.03.2014 № ВАС-3419/14 по делу
№ А73-2352/2013, в котором судом указано, что в рассматриваемом случае приобретение определенного товара (заключение кредитного договора по определенным тарифным планам) не связано с проведением конкурса; победителем признается каждый 110-й заемщик, что прогнозируемо. По мнению суда, реклама банка не отвечает признаками стимулирующего мероприятия, поскольку проведена не на конкурсной основе. Рекламируя снижение процентов по кредитам без размещения информации об условиях получения такого подарка, рекламодатель вводил потребителя в заблуждение.

 

Комиссией установлено, что пунктом 1.3 Правил установлено, что настоящие Правила определяют подарок, условия, место и сроки проведение акции, порядок определение победителей*, количество призов** по результатам проведения акции, сроки, место и порядок их получения победителями.

* Победителем становиться каждый участник акции, не отказавшийся от приза.

** Для целей настоящей акции под Призом понимается предоставление участнику акции возможности заключить договор потребительского займа с Организатором акции (получить заем) на условиях «Стандартный» и «Пенсионный» с особенностями, предусмотренными пунктом 5.3. настоящих Правил. Количество призов не ограничено и определяется числом участников акции, не отказавшихся от получения приза.

При этом пунктом 5.3 Правил установлено, что каждому участнику акции предоставляется возможность заключить договор потребительского займа с Организатором акции на условиях «Стандартный» и «Пенсионный» на сумму 5 000 рублей на срок 35 дней с начислением процентов за пользование займом: с 01 по 14 день проценты не начисляются, с 15 дня пользования займом и далее по ставке 1 % в день (366 % годовых), для пенсионеров по старости и выслуге лет по ставке 0.7 % в день (256,2 % годовых).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная
ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги» Спорная реклама не содержит признаков стимулирующего мероприятия, поскольку стимулирующие мероприятие под собой подразумевает приобретение определенного товара и только в этом случае приобретатель становиться участником акции и у него появляется возможность выиграть некий приз, при этом такой участник акции не может спрогнозировать свою победу.

 

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Частью 7 данной статьи Закона о рекламе предусмотрен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу приведенной нормы в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующей продукции (товаре, услуге).

При этом из части 3 статьи 28 Закона о рекламе следует, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление о рекламодателе, объекте рекламирования.

Размещение в Спорной рекламе информации только о сумме займа и продолжительности беспроцентного периода его предоставления, при отсутствии остальных условий договора, влияющих на полную стоимость займа (срок кредитования, величина процентной ставки), обладает признаками ненадлежащей рекламы, может привести к искажению сути рекламируемой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

 

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Касса взаимопомощи социальная акция всем 5000 Р 2 недели без процентов! Вместе в трудную минуту Займы без страховок! г. Выборг, ул. Димитрова, д. 4, (оф. 6) 1 этаж, ДЦ «Сетка», 8-911-744-60-50. Срок проведения стимулирующего мероприятия (Акции) «Вместе в трудную минуту» - с 25.05.2020г. по 25.06.2020 г. включительно. Организатор Акции ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», ОГРН 1143537000090, рег.№ в реестре МФО 651403119005313. Подробная информация об организаторе стимулирующего мероприятия «Вместе в трудную минуту», о правилах его проведения, количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на сайте www.пенсионная-касса.рф и в офисах Организатора Акции. Займы предоставляются ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», рег. № в реестре МФО 651403119005313»  ненадлежащей.

 

  1. Признать в действия ООО МКК «Пенсионная КВ Деньги», как рекламодателя, нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

  1. Предписание не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

 

 

 

Председатель Комиссии:   

            

 

             Е.Н. Русанова

 

Члены Комиссии:

 

          А.В. Евлампиев

 

 

            К.А. Береснева

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе».

Связанные организации

Связанные организации не указаны