Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ... от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Сторонам по списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА      № 047/01/17-1869/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 04 апреля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 047/01/17-1869/2022 по признакам нарушения Комитетом по транспорту Ленинградской области (далее – Комитет) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Правительством Ленинградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

в присутствии представителя Комитета Ленинградской области по транспорту:

в присутствии представителя Правительства Ленинградской области:

в присутствии представителя ИП Пащука О.В.:

в отсутствие представителей ООО «Имидж», ИП Сидоренко И.П., ИП Гукасяна В.Г., ИП Ключевского П.Г., ИП Федоровой Д.В., ООО «Форсаж» (уведомлены надлежащим образом),

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление ООО «Имидж», ООО «Форсаж», ИП Гукасяна В.Г., ИП Ключевского П.Г., ИП Пащука О.В., ИП Сидоренко И.П., ИП Федоровой Д.В. (вх. № 3400 от 24.03.2022) о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при организации и проведении отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области (далее – Отбор).

Установлено, что согласно пункту 1, 5 постановления Правительства Ленинградской области от 11.11.2021 № 711 «О дополнительной мере социальной поддержки в виде специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан» (далее – Постановление № 711) в Ленинградской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде специального транспортного обслуживания по предоставлению транспортных услуг в соответствии с постановлением. Осуществление проведения отбора транспортных компаний для предоставления специального транспортного обслуживания возложено на Комитет.

Во исполнение пункта 5 Постановления № 711 Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2022 № 47 утвержден Порядок проведения отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области (далее – Порядок).

При этом, согласно письму Комитета от 16.09.2022 № Исх-4265/2022, при разработке Порядка Комитет выступил в качестве разработчика на основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.11.2020 № 726. Разработка осуществлялась при участии Комитета по социальной защите населения Ленинградской области (соразработчик). Комитетом непосредственно определены требования к перевозчику – потенциальному получателю субсидии, вытекающие из требований законодательства о транспорте.

Комитетом на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу «https://transport.lenobl.ru/ru/programm/activity/obyavlenie-o-prieme-zayavok-na-provedenie-otbora-transportnoj-kompanii/» размещено объявление о приеме заявок на проведение отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области (обновлено 17.03.2022) (далее – объявление), которым Комитет информирует о начале приёма заявок на проведение Отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области.

Согласно пункту 3 объявления Комитет организует Отбор, по результатам которого победитель отбора допускается к заключению соглашения с ЛОГКУ «Центр социальной защиты» о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 объявления условия и порядок Отбора транспортной компании, исполняющей обязательства по предоставлению специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2022 № 47 «Об утверждении порядка проведения отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области».

Также пунктом 6 объявления установлены требования к участникам Отбора, пунктом 7 объявления определены требования к заявке на участие в Отборе.

Установлено, что Комитетом проведен Отбор в соответствии с вышеуказанными требованиями. Протоколом от 17.03.2022 № 1 заседания комиссии по проведению Отбора победителем Отбора признано общество с ограниченной ответственностью «Первое городское такси 068». Указанное лицо признано победителем Отбора распоряжением Комитета от 17.03.2022 № 45.

По результатам проведения Отбора между ООО «Первое городское такси 068» и ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» заключено Соглашение от 29.03.2022 года № 2 между Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения» и юридическим лицом (за исключением государственного учреждения), индивидуальным предпринимателем о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области на возмещение затрат в связи с оказанием услуг (далее – Соглашение от 29.03.2022).

В связи с наличием признаков нарушения в действиях Комитета по проведению Отбора в соответствии с условиями, изложенными в Порядке, объявлении о проведении Отбора, приказом от 27.06.2022 № 236 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело 047/01/17-1869/2022 по признакам нарушения Комитетом пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

В действиях Правительства Ленинградской области Ленинградским УФАС России усмотрены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении чрезмерных и необоснованных требований к участникам Отбора, препятствующим в участии в Отборе лиц, не соответствующих установленным требованиям.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства Правительству Ленинградской области выдано Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 27.06.2022 № ПД/06/08.

Срок исполнения Предупреждения от 27.06.2022 № ПД/06/08 – до 30.09.2022.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении.

В связи с невыполнением предупреждения в установленный срок, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Ленинградским УФАС России издан приказ № 129/22 от 13.10.2022 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждено дело № 047/01/15-3025/2022 по признакам нарушения Правительством Ленинградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением об объединении дел № 047/01/17-1869/2022 и № 047/01/15-3025/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в одно производство от 13.10.2022 № 1948/22 указанные дела объединены в одно производство с присвоением номера 047/01/17-1869/2022.

1. В соответствии с пунктом 3.7 Порядка отбора победителем отбора признается участник отбора, который соответствует требованиям, указанным в р. 2 Порядка отбора, при отсутствии оснований для отклонения заявки, предусмотренных п. 3.8 Порядка отбора.

В соответствии с п. 3.8. Порядка отбора основаниями для отклонения заявки являются:

-          несоответствие участника отбора требованиям, установленным разделом 2 Порядка;

-          несоответствие представленной заявки и документов требованиям, установленным пунктами 3.3, 3.4 Порядка.

Разделом 2 Порядка установлены требования к участникам отбора.

Пунктом 1.2 Порядка определено, что:

участник отбора - транспортная компания, подавшая в Комитет заявку на участие в отборе;

транспортная компания - юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и иных некоммерческих организаций), индивидуальный предприниматель, предоставляющее (предоставляющий) услуги в сфере транспортного обслуживания.

В силу пункта 1.3 Порядка проведение отбора направлено на выявление транспортной компании, в полном объеме отвечающей требованиям, установленным разделом 2 Порядка, гарантирующей выполнение обязательств по предоставлению специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории Ленинградской области как своими силами, так и посредством привлечения сторонних транспортных организаций.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка по результатам отбора победитель отбора допускается к заключению соглашения с ЛОГКУ «Центр социальной защиты» о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания (далее - соглашение о предоставлении субсидии) в соответствии с порядком предоставления указанной субсидии.

Согласно пункту 1.2 Порядка ЛОГКУ «Центр социальной защиты» - Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения», которое заключает соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания, предоставляет субсидию.

Порядок предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания (далее – Порядок предоставления субсидии) установлен Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2022 № 53 (далее – Постановление № 53).

В соответствии с преамбулой Постановления № 53 на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правительство Ленинградской области постановляет утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидии.

Установлено, что согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Из изложенного следует, что статьей 78 БК РФ не предусмотрены ограничения, согласно которому некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) не могут получать субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания.

При этом Порядком установлено ограничение участия некоммерческих организаций (не только государственных (муниципальных) учреждений) в Отборе.

Необходимо отметить, что предоставление субсидии в рассматриваемом случае является способом реализации полномочий органов исполнительной власти субъекта по организации оказания социальных услуг такси отдельным категориям граждан, а не поддержкой транспортных компаний. Отбор организован с целью определения участника рынка транспортных услуг, который будет осуществлять такие услуги отдельным категориям граждан. Следовательно, ограничение в допуске к участию в Отборе, исходящее из организационно-правовой формы организации, неправомерно. При этом расширение перечня потенциальных участников Отбора не может являться нарушением принципа самостоятельности бюджетов, поскольку в данном случае орган государственной власти субъекта не определяет новую категорию получателей субсидий. Для лица, определяющего порядок проведения Отбора, значение имеет лишь способность победителя Отбора в установленном порядке оказывать транспортные услуги. При проведении Отбора определяется только одно лицо - получатель субсидии, а не категория таких получателей.

То обстоятельство, что определение категорий и критериев отбора лиц, которые могут участвовать в Отборе, относится к компетенции органов государственной власти субъекта, не отменяет необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства.

2. Пунктом 2.2 Порядка установлены специальные требования к участникам отбора, в том числе (подпункт 1): наличие у участника отбора на любом законном основании не менее трех специально оборудованных транспортных средств категории М1 для перевозки инвалидов, соответствующих ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 года № 634), и не менее 300 специально не оборудованных транспортных средств, допущенных в установленном порядке к эксплуатации.

В силу пункта 3.3 Порядка участники отбора представляют в Комитет заявку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с представлением, в том числе, следующих документов: копии правоустанавливающих документов участника отбора на владение заявленными транспортными средствами, копии паспортов транспортных средств или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копии договоров лизинга или договоров аренды транспортных средств либо копии нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортными средствами, которые предполагается использовать для оказания услуг (в случае если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга, договора аренды или на основании нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Таким образом, в силу установленных указанными положениями Порядка, объявления требований, для участников Отбора не предусмотрено право на привлечение для оказания услуг по специальному транспортному обслуживанию в качестве лиц, оказывающих такие услуги с использованием принадлежащих им на законных основаниях транспортных средств, то есть, на основании заключенного с участником Отбора иного гражданско-правового договора, подтверждающего соответствие участника Отбора целям Отбора.

Довод Правительства о том, что Порядок должен гарантировать оказание услуг надлежащего качества, не свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания услуг в случае привлечения соисполнителя.

При этом после проведения Отбора между ООО «Первое городское такси 068» и ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» заключено дополнительное соглашение от 26.04.2022 о внесении изменений в Соглашение от 29.03.2022 (далее – дополнительное соглашение), пунктом 1 которого дополнен пункт 5.4 Соглашения от 29.03.2022. Соглашение от 29.03.2022 дополнено пунктом 5.4.3, согласно которому получатель субсидии вправе привлекать к предоставлению специального транспортного обслуживания иные юридические лица и индивидуальных предпринимателей с предварительным уведомлением ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» и направлением копии договора.

Следовательно, право на привлечение исполнителем услуг соисполнителя не было предусмотрено организатором Отбора на этапе проведения Отбора.

Победителем Отбора были заключены договоры об организации транспортного обслуживания с ИП Гавришем М.А., ООО «Транспортная служба XXI век», ИП Горчаковым В.В., ООО «Город», ИП Скоробогатовым А.Ю., ИП Павленко О.И., ООО «Спутник», ООО «ВСВ-Т». Согласно заключенным договорам указанные лица обязуются оказывать услуги пассажирам по специальному транспортному обслуживанию в рамках соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета Ленинградской области, заключенного с ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения».

ООО «Спутник», соисполнителем победителя Отбора  ООО «Первое городское такси 068», также в качестве заказчика заключены договоры об организации транспортного обслуживания аналогичного содержания с ООО «ВЕВЕРИЦА», ООО «К энд К», ООО «Группа компаний Кипенъ», ИП Четвериковым В.О., ИП Голубом Е.А., ИП Федоровой Д.В., ИП Папко А.А., ИП Сидоренко С.С., ИП Ермоловым М.С., ИП Косенковым А.В., ООО «Эверест», ИП Сидоренко И.П., ИП Сайфуллиным А.М., ИП Бугаковым А.В., ИП Левшаковой С.В., ИП Каримовой Ж.П., ИП Костроминым Р.В., Ерофеевым В.В., ИП Хачатряном В.А., ИП Пащуком О.В., Стребковым С.Ю., ИП Петровым А.Ю., ООО «ПРО100ТРАНС», ИП Зайцевым А.И., ИП Борисовым М.В.

При этом при участии в Отборе победителем Отбора представлена заявка на участие с приложением договоров аренды транспортных средств с экипажем во исполнение требований пункта 2.2 Порядка. Однако после заключения Соглашения от 29.03.2022 победителем заключены вышеуказанные договоры с соисполнителями, соисполнителем победителя Отбора – также с соисполнителями. Следовательно, поскольку ООО «Первое городское такси 068» были заключены дополнительные договоры о привлечении соисполнителей после заключения Соглашения от 29.03.2022, те оборудование и персонал, которыми обладал данный участник Отбора на момент участия в Отборе, фактически не соответствовали требованиям Порядка в установленной формулировке.

Таким образом, победителю Отбора были предоставлены преимущественные условия участия в Отборе.

3. Из вышеуказанного пункта 2.2 Порядка следует специальное требование к участникам Отбора, а именно наличие у участника отбора на любом законном основании не менее 300 специально не оборудованных транспортных средств, допущенных в установленном порядке к эксплуатации.

Комитет представил пояснения, согласно которым в период с 2019 по 2021 годы у Комитета отсутствовали полномочия по проведению отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области.

Расчет потребности в наличии в перевозчика не менее 300 транспортных средств осуществлен исходя из количества поступивших заявок и используемых единиц автотранспорта специального транспортного обслуживания за предыдущий календарный год по сведениям, предоставленным комитетом социальной защиты населения Ленинградской области.

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области в ответ на запрос Ленинградского УФАС России представил таблицу по количеству поездок граждан, совершенных в 2019-2021 гг.

Согласно указанной таблице, наибольшее количество совершенных за 1 месяц поездок на легковом (специально не оборудованном) транспорте совершено в апреле 2021 года и составляет 7412, что в среднем составляет около 247 поездок в день.

Наименьшее количество таких поездок совершено в январе 2019 года – 4195, что в среднем составляет 135 поездок в день.

Таким образом, за период 2019-2021 гг. в рамках оказания услуг по специальному транспортному обслуживанию за день совершено в среднем 135-247 поездок.

Дополнительно Комитет по социальной защите населения Ленинградской области представил сведения о количестве совершенных поездок за 2022 год. Наименьшее среднее количество поездок в день совершено в апреле – 196 поездок, наибольшее – в ноябре – 261.

При этом, исходя из сложившейся практики оказания услуг пассажирских перевозок легковым автотранспортом, один автомобиль совершает более 1 поездки за 1 день. Следовательно, возможное возникновение технических неисправностей автотранспорта также нивелируется указанным обстоятельством.

Таким образом, из изложенного следует, что Комитет, как организатор Отбора, а также комитет по социальной защите населения Ленинградской области не представили обоснования необходимости в ежедневном привлечении к оказанию рассматриваемых услуг автопарка численностью 300 специально не оборудованных транспортных средств.

При этом наличие транспортных средств в количестве 300 единиц на правах владения, лизинга, аренды, распоряжения характеризует хозяйствующие субъекты, являющиеся крупными транспортными организациями, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации – субъекты малого или среднего предпринимательства – не обладают такими ресурсами. При этом указанный выше фактический запрет на привлечение соисполнителя для оказания услуг на основании заключенного с соисполнителем иного гражданско-правового договора лишает участников отбора возможности увеличить количество транспортных средств, которые можно заявить для участия в Отборе. 

Из заявления о нарушении антимонопольного законодательства следует, что заявители также не обладают транспортными средствами в количестве 300 единиц на праве собственности, аренды или лизинга, не имели нотариальной доверенности на распоряжение транспортными средствами в установленном количестве, что препятствовало им в подаче заявки на участие в Отборе в 2022 году.

Таким образом, более крупным транспортным организациям предоставлены преимущественные условия участия в Отборе.

4. Также установлено, что согласно пункту 3.3 Порядка участники отбора представляют в Комитет заявку по форме согласно приложению 1 к Порядку с представлением, в том числе, следующих документов:

- инструкцию для персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг инвалидам, с отметкой об ознакомлении;

- документы, подтверждающие наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих участнику отбора транспортных средств, а также помещений, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

- копию договора со станцией технического осмотра на оказание услуг по проведению предрейсовых технических осмотров, а также копии документов об образовании, подтверждающих соответствие сотрудников станции, осуществляющих предрейсовые технические осмотры, профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Из указанных требований следует, что на момент подачи заявки на участие в Отборе участнику необходимо ознакомить всех привлекаемых к оказанию услуг водителей с инструкцией по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг инвалидам, заключить договоры со специализированными организациями о стоянке транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте, а также иметь копии документов об образовании, подтверждающих соответствие сотрудников станции, осуществляющих предрейсовые технические осмотры, профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Обоснование предъявления указанных требований к участникам Отбора в материалы дела не представлено. Каким образом указанные критерии позволяют выявить наилучшего исполнителя-получателя субсидии – не обосновано.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров, как объектов гражданских прав (в том числе работ, услуг, включая финансовые услуги), в границах которой приобретатель может приобрести товар (работу, услугу) (пункт 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия установила, что имеет достаточно доказательств для принятия заключения об обстоятельствах дела.

Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № АВ/1261/23 от 27.02.2023, направлено сторонам по делу 27.02.2023.

17.03.2023 от Правительства Ленинградской области поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела. Все доводы, изложенные в указанных возражениях, исследованы при рассмотрении дела и учтены при принятия решения.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях Правительства Ленинградской области нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в действиях Комитета по транспорту Ленинградской нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Правительства Ленинградской области нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении чрезмерных и необоснованных требований к участникам Отбора.
  2. Признать в действиях Комитета по транспорту Ленинградской области нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании участнику (участникам) торгов преимущественных условий участия в Отборе, в связи с проведением Отбора в соответствии с вышеуказанными требованиями.
  3. Выдать Правительства Ленинградской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны