Решение б/н Решение по жалобе вх. № 9057-ЭП/23 от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

ГУП «ТЭК СПб»

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 190031

<<___>>

 

Заявитель:

ООО <<___>>

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 198097

<<___>>

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО <<___>>

 

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 09.08.2023

Решение изготовлено в полном объеме: 14.08.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 15.06.2023 № 264/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

Председатель Комиссии:

<<___>> – врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России;

Члены Комиссии:

<<___>> – начальник отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;

<<___>> – заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы Общества с ограниченной ответственностью <<___>> (далее – ООО <<___>>), перенаправленной ФАС России (вх. №9057-ЭП/23 от 01.08.2023), на действия Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик, ГУП «ТЭК СПб»),

в присутствии представителей ГУП «ТЭК СПб» <<___>> (по доверенности от 20.01.2023 № 25), <<___>> (по доверенности от 20.01.2023 № 25),

в присутствии представителей ООО <<___>> <<___>> (по доверенности от 09.01.2023 № 10/23), <<___>> (по доверенности от 01.08.2023 № 34/23), <<___>> (по доверенности от 04.08.2023 № 41/23),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО <<___>>, перенаправленная ФАС России (вх. №9057-ЭП/23 от 01.08.2023), на действия ГУП «ТЭК СПб» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) на объектах в зоне теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб», подлежащих оснащению узлами учета тепловой энергии в соответствии с ФЗ-261 от 23.11.2009, с начальной (максимальной) ценой договора 25 315 169, 84 рублей (извещение № 32312581339) (далее – Конкурс).

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.

В жалобе ООО <<___>> изложены следующие доводы:

«1. Пп. 6, 7 п. 14 ТЗ содержат требования к техническим характеристикам преобразователя расхода и тепловычислителям…

По мнению подателя жалобы, указание дополнительных характеристик, отличных от ГОСТ, является избыточным требованием и приводит к ограничению конкуренции.

2. Одновременно, пп. 14 п. 7 установлен критерий массы тепловычислителя, который не должен превышать 0,75 кг.

Указание такой массы оборудования также является избыточным, поскольку габариты являются существенным параметром изделия только в случае установки оборудования в специально отведенное и предназначенное для этого место…

Помимо прочего, вес подобных приборов всех производителей составляет до 1 кг, разница в 250 грамм не может являться существенной для подобного рода оборудования и не должна ограничивать конкуренцию.

Следовательно, установление дополнительных параметров приборов, не оказывающих влияния на их работоспособность и технические свойства, подразумевает необоснованное преимущество одних производителей перед другими, что недопустимо.

ранее на объектах Заказчика уже было установлено оборудование торговой марки «Взлёт», которое полностью отвечало требованиям ГОСТ и Заказчика, в связи с чем установление ГУП «ТЭК СПб» дополнительных требований к предмету закупки представляется необоснованным и подразумевает под собой автоматическое исключение из состава участников закупки производителей, оборудование которых не соответствует таким избыточным требованиям.

Заказчик, установив избыточные, отличные от ГОСТ требования к оборудованию, абсолютно безосновательно исключил продукцию производителя фирмы «Взлёт», не предоставив документы, подтверждающие техническую, функциональную, эксплуатационную или иную невозможность ее использования на объектах Заказчика, что привело к ограничению числа участников закупок и ущемлению прав ООО «ИТЦ Взлет», как уполномоченной организации по реализации оборудования торговой марки «Взлёт».

Кроме того, установление дополнительных параметров, не влияющих на точность и работоспособность оборудования, создает необоснованное преимущество определенным лицам, участникам закупочной процедуры, что недопустимо».

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО <<___>> в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № ИМ/6765/23 от 01.08.2023) рассмотрение жалобы назначено на 09.08.2023 в 15:15 ч. по ВКС.

Заказчику в срок до 07.08.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Резолютивная часть оглашена 09.08.2023.

Извещение № 32312581339 о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru 13.07.2023, окончание подачи заявок 31.07.2023 в 12:00 (МСК), дата подведения итогов 14.08.2023.

При проведении Запроса предложений ГУП «ТЭК СПб» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ТЭК СПб», а также документацией для проведения Конкурса (далее – Документация).

Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Документацией предметом Конкурса является «выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) на объектах в зоне теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб», подлежащих оснащению узлами учета тепловой энергии в соответствии с ФЗ-261 от 23.11.2009».

Начальная (максимальная) цена договора: 25 315 169, 84 рублей.

Согласно пункту 5 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации, требования к предмету Конкурса, в том числе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к результатам работы, а также иные требования, связанные с определением соответствия предлагаемого к поставке товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика приведены в Приложении № 1 к Документации (Приложение № 1 представлено отдельным файлом: Лот 1 Приложение 1 к Документации.zip.).

В указанном приложении содержится проект договора, по условиям которого строительно-монтажные работы выполняются в соответствии с Техническим заданием.

В соответствии с Разделом IV Технического задания результатом выполнения работ является «выполнение по проектно-изыскательной работе и установке узлов учета тепловой энергии потребителей с вводом их в коммерческую эксплуатацию и передачей на баланс собственников помещений в соответствии со ст. 13 ФЗ № 261».

Приложением № 1 к Техническому заданию следует Задание на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по установке узлов учёта тепловой энергии (УУТЭ), на объектах в зоне теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб», подлежащих оснащению узлами учета тепловой энергии в соответствии с ФЗ-261 от 23.11.2009 (далее – Задание).

Пунктом 14 Задания установлены требования к приборам узла учета тепловой энергии, в том числе технические характеристики к подлежащим применению преобразователю расхода и тепловычислителю.

Проанализировав положения Документации, Комиссия установила, что, вопреки доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики приборов узла учета тепловой энергии, подлежащих применению при выполнении предусмотренных Документацией работ, требованиям ГОСТ Р 52931-2008 не противоречат.

При этом, устанавливая требования к приборам узла учета тепловой энергии, Заказчик не устанавливал ни товарный знак, ни производителя соответствующих приборов, что не позволяет сделать однозначный вывод об установлении характеристик, предоставляющих преимущества конкретному производителю.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявляя довод об установлении избыточных, отличных от ГОСТ требований к оборудованию, что по мнению Заявителя создает необоснованное преимущество определенным лицам, подтверждающие соответствующие доводы документы к жалобе приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства не представлено.

Комиссия отмечает, что целями Закона о закупках является, в том числе, удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия отмечает, что само по себе включение в документацию характеристик устанавливаемого при производстве работ оборудования, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не имеющих возможность поставить товар с соответствующими характеристиками, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика исполнителя.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к порядку выполнения работ, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

В этой связи Комиссия отмечает, что спорные требования Документации предъявлены на основании потребности Заказчика, который, в свою очередь, проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал.

При этом отсутствие у Заявителя необходимых к установке приборов узла учета тепловой энергии не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

В то же время, учитывая, что в рамках закупки требуется выполнить проектно-изыскательские, строительно-монтажные и пусконаладочные работы по установке узлов учета тепловой энергии (УУТЭ), а не изготовить приборы узла учета тепловой энергии, Комиссия не усматривает невозможность исполнения обязательств, поскольку Заявитель жалобы на заседании Комиссии не представил доказательств ограничения конкуренции и избыточности установленных требований.

Отсутствие ограничения конкуренции подтверждается представленными Заказчиком заявками, поступившими на участие в Конкурсе. Так, на участие в Конкурсе, кроме заявки Заявителя, поступило еще две заявки, которые содержат согласие со всеми установленными Заказчиком требованиями.

Заявителем на рассмотрение жалобы объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью <<___>> на действия Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) на объектах в зоне теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб», подлежащих оснащению узлами учета тепловой энергии в соответствии с ФЗ-261 от 23.11.2009, с начальной (максимальной) ценой договора 25 315 169, 84 рублей (извещение № 32312581339) необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии: <<___>>

 

 

Члены Комиссии: <<___>>

 

 

<<___>>

Связанные организации

Связанные организации не указаны