Решение №AE/5513/23 РЕШЕНИЕ по жалобе № 047/10/18.1-1750/2023 от 30 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 047/10/18.1-1750/2023

Резолютивная часть решения оглашена: 28.06.2023 Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 30.06.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, на основании Приказа от 28.06.2023 № 204/23, в составе:

– врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

– ведущий специалист-эксперт контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

– заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии

в присутствии представителя ЛОГАУ «Лужский КЦСОН»,

в отсутствии представителей ООО «Современные строительные решения» (уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом).

рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», жалобу ООО «ССР» на действия ЛОГАУ «Лужский КЦСОН»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Современные строительные решения (далее – ООО «ССР», Заявитель) на действия Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Лужский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ЛОГАУ «Лужский КЦСОН», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по осуществлению строительного контроля работ по капитальному ремонту здания ЛОГАУ «Лужский КЦСОН» в части помещений по адресу: Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, ул. Красной Артиллерии, д. 5А, извещение (вх. № 6822-эп/23 от 21.06.2023, далее - Конкурс).

Заявитель считает, что Заказчик допустил нарушения положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в части отклонения второй части заявки ООО «ССР».

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно поданной в адрес антимонопольного органа жалобе, Заявитель просит: защитить права и законные интересы ООО «ССР», провести внеплановую проверку в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона РФ № 44-ФЗ о контрактной системе Закупки № 32312426228 конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, отменить Протокол № 32312426228-02 от 08.06.2023, Итоговый Протокол.

Уведомлением от 23.06.2023 № ЕР/5191/23 жалоба ООО «ССР» принята к рассмотрению Ленинградским УФАС России, рассмотрение назначено на 28.06.2023 в 12-00 час.

В целях реализации мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-19) рассмотрение жалобы проведено в дистанционном режиме без очного участия сторон.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 08.06.2023 г. заявка ООО «ССР» (№ 4) была отклонена по следующему основанию: «В соответствии с пунктом 3 Перечня оснований отказа участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки пункта 23 Информационной карты Документации, участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки. В нарушение положений Документации, а именно, пп. 1 пункта 23 Информационной карты Документации, участником закупки не представлен учредительный документ».

Как уже было указано выше, Заявитель не согласен с отклонением второй части заявки № 4, в связи с тем, что им была предложена более низкая стоимость выполнения работ, чем у победителя спорного конкурса, в следствии чего, видит причину отклонения формальной, а решение Заказчика, отклонившего заявку – незаконным и необоснованным

Заказчик в своих письменных возражениях, представленных в адрес Ленинградского УФАС России (вх. № 7157-ЭП/23 от 28.06.2023), в отношении данного довода пояснил, что при принятии решения от отклонении второй части заявки № 4, руководствовался требованиями, установленными в конкурсной документации, а именно:

Пунктом 1 части 21.2 Информационной карты «Требования к содержанию и составу второй части заявки» установлена обязанность по представлению в составе второй части заявки, в том числе учредительного документа, если участником закупки является юридическое лицо.

В вышеупомянутом пункте дословно сказано, что вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать: наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах местонахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки, участниками которой могут быть только СМСП, является юридическое лицо.

Частью 23 Информационной карты Документации установлено, что закупочная комиссия обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен хотя бы один из следующих фактов:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 23 информационной карты;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Отклонение заявок на участие в конкурсе в электронной форме по иным основаниям не допускается.

Комиссия Ленинградского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, ознакомившись с позицией Заказчика, приходит к выводу о том, что вторая часть заявки № 4 ООО «ССР» была отклонена правомерно

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках

В пункте 1 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в Документации о конкурентной закупке Заказчик вправе установить обязанность представления следующей информации и документов: наименование, фирменное наименование, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что учредительным документом для Общества является устав.

В свою очередь, у ООО «ССР» в составе второй части заявки не было представлено учредительного документа, то есть, вторая часть заявки № 4 не содержала установленные Заказчиком в документации необходимые сведения об участнике закупки, подавшем заявку.

Важно отметить, что само отсутствие в составе второй части заявки учредительного документа Заявителем в жалобе не оспаривается.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика действительно имелись основания отклонить вторую часть заявки № 4 в связи с нарушением подпункта 1 пункта 21.2 Информационной карты Документации, так как участником закупки ООО «ССР» в составе второй части заявки не был представлен обязательный для юридических лиц учредительный документ.

Также, Комиссия Ленинградского УФАС России обращает внимание Заявителя на то, что действие норм, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ не распространяется на регулирование отношения складывающихся в процессе осуществления закупочной деятельности по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Целями Закона о закупках в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В пункте 1 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Частью 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

При этом в соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, на основании указанных в документации о закупке критериев оценки должен победить участник, который предложил лучшие условия исполнения договора. Из этого следует, что критерии оценки должны выявлять именно лучшее предложение среди поданных заявок.

В целях оценки критериев по Конкурсу, которые установил Заказчик для выявления лучшего предложения, Комиссией просмотрена документация по Конкурсу.

Частью 21.1 Информационной карты Документации по Конкурсу установлены требования к содержанию и составу первой части заявки, в которой первая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать:

1. Предложение участника конкурентной закупки с участием СМСП в отношении предмета закупки, а именно: согласие участника в произвольной форме на оказание услуги, являющейся предметом закупки, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса.

2. Предложение участника Конкурса в отношении неценовых критериев оценки заявок, подготовленное в соответствии требованиями Раздела 4 документации и по форме приложения № 1 к Разделу 4 документации.

Частью 28 Информационной карты Документации по Конкурсу установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Такие критерии Заказчиком установлены в соответствии с порядком, установленным в Разделе 4 документации.

Частью 29 Информационной карты Документации по Конкурсу установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Такой порядок Заказчиком установлен в соответствии с порядком, установленным в Разделе 4 документации.

Разделом 4 документации по Конкурсу установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе (далее – Порядок). Данным разделом документации по Конкурсу установлены 2 критерия оценки: 1. Цена договора; 2. Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг. Оба критерия имеют значение критерия = 50%, что в сумме дает 100%.

В рамках Порядка по нестоимостному критерию «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг» Заказчиком установлено, что: «В рамках критерия «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг», выраженного в описании порядка выполнения работ (оказания услуг), являющемся объектом закупки, устанавливается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса, требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, а именно наличие описания по каждой стадии[1] выполнения работ. Наличие характеристики объекта закупки, а именно, предложения участника закупки представляет собой предложение участника закупки, выраженное в описании порядка выполнения работ (оказания услуг) по каждой стадии выполняемых работ (оказываемых услуг), которые в свою очередь состоят из свойств2 качества работ, исключением является свойство «организация выполнения работ (оказания услуг). Предложение участника закупки, выраженное в описании порядка выполнения работ (оказания услуг), предоставляется в соответствии с приложением №1 к разделу 4 документации «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки». Под свойством «Организация выполнения работ (оказания услуг)» понимается предоставление перечня документов, входящих в комплект отчетной документации, предоставляемый по итогам выполнения работ, указание формата файлов, в котором будут предоставлены документы, входящие в комплект отчетной документации, предоставление информации о привлечении/не привлечении к выполнению работ (оказания услуг) сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им, такое свойство указывается один раз для всего описания порядка выполнения работы (оказания услуг), являющемся объектом закупки. При описании участником закупки перечня документов, входящих в комплект отчетной документации, предоставляемый по итогам выполнения работ (оказания услуг) необходимо учитывать в том числе документы, содержащие сведения о результатах.

деятельности подрядчика за определенный период времени, а именно за период исполнения контракта. Под свойством «Нормативная правовая база» понимается основные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в области вида работ, соответствующего объекта закупки, в том числе высший нормативный правовой акт Российской Федерации, а также нормативная правовая база, в соответствии с которой участник закупки будет выполнять работы.

Основным нормативным правовым актом является, акт имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а также акты, установленные в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, которые относятся к выполнению работ (оказанию услуг).

Под свойством «Привлекаемые специалисты при выполнении работ» понимаются специалисты, привлекаемые участником закупки в ходе исполнения контракта. В рамках свойства «Привлекаемые специалисты при выполнении работ», участнику закупки необходимо указать следующую информацию: должность, функции специалиста, привлекаемого в ходе исполнения контракта, наличие/отсутствие уведомления о включении в национальный реестр специалистов в области строительства (при наличии у привлекаемого специалиста уведомления о включении в национальный реестр специалистов в области строительства), перечень обязанностей по охране труда, которые будут исполняться в рамках выполнения работ (оказания услуг)соблюдения норм охраны труда. Под свойством «Контроль качества выполненных работ» понимается комплекс мер, нацеленных на соблюдение тех норм и стандартов, которые являются необходимыми для соответствия результата выполненных работ, в том числе соответствие требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе. В рамках свойства «Контроль качества выполненных работ» участник закупки указывает должность, а также документ, в рамках которого лицо будет уполномочено и назначено на выполнение соответствующего вида контроля, лица (группу лиц) для выполнения соответствующего вида контроля, которое будет осуществлять комплекс мер, нацеленных на соблюдение тех норм и стандартов, которые являются необходимыми для соответствия результата выполняемых работ (оказываемых услуг) требованиям, а также перечень контрольных мероприятий, проводимых уполномоченным на выполнение соответствующего вида контроля лицо (группу лиц), которое будет осуществлять комплекс мер, нацеленных на соблюдение тех норм и стандартов, которые являются необходимыми для соответствия результата выполненных работ (оказанных услуг). Под свойством «Используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства» понимается оборудование и/или инвентарь и/или средства

используемое в рамках выполнения работ (оказываемых услуг). Соответствие описания выполняемых работ (оказываемых услуг), с указанием количественных и качественных характеристик, требованиям, изложенным в документации, определяется согласно представленному участником конкурса описанию оказываемой услуги, являющейся предметом закупки, с указанием ее количественных и качественных характеристик в отношении описания характеристик по стадиям оказания услуг. Непредставление участником закупки «Описания порядка выполнения работ (оказания услуг)» с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении оцениваемых всех стадий по всем свойствам выполнения работ трактуется как «Отсутствие описания порядка выполнения работ (оказания услуг)». Описание порядка выполнения работ (оказания услуг), признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание в отношении всех стадий, а также в отношении всех оцениваемых свойств по каждой стадии, и такое описание в отношении оцениваемых стадий и свойств соответствует требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе. Предоставление участником закупки «Описания порядка выполнения работ (оказания услуг)» с частичным описанием в отношении оцениваемых свойств по всем стадиям выполняемых работ (оказываемых услуг) трактуется как «Не представлено описание порядка выполнения работ (оказания услуг)». Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении каждого оцениваемого свойства, должно содержать наименование соответствующего свойства. Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении каждой оцениваемой стадии, должно содержать наименование соответствующей стадии. Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) описанное с нарушением требований, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, а также действующего законодательства Российской Федерации признается не представленным. В случае, если участником конкурса в описании порядка выполнения работ (оказания услуг) указывается, что выполнение работ (оказание услуг) будет производиться в соответствии со всеми требованиями и/или нормативными документами, указанными в извещении о проведении конкурса и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание выполняемых работ в отношении оцениваемых стадий и свойств и/или участником конкурса в описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении оцениваемых стадий и свойств, будет указано, что описание выполняемых работ (оказываемых услуг) будет соответствовать требованиям, указанными в извещении о проведении конкурса, без представленного Участником описания порядка выполнения работ (оказания услуг) (или аналогичные указания без представленного описания порядка выполнения работ (оказания услуг), соответствующего требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса».

Из указанного Порядка следует, что в рамках нестоимостного критерия «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг» участнику закупки присваивается 100 баллов, заявка которого содержит описание порядка выполнения работ (оказания услуг), являющемся объектом закупки, в полном объеме, а если описание порядка выполнения работ (оказания услуг), являющемся объектом закупки, не представлено - 0 баллов.

Также Порядком установлено: «В рамках критерия «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг», выраженного в описании порядка выполнения работ (оказания услуг), являющемся объектом закупки, устанавливается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса, требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, а именно наличие описания по каждой стадии выполнения работ. Наличие характеристики объекта закупки, а именно, предложения участника закупки представляет собой предложение участника закупки, выраженное в описании порядка выполнения работ (оказания услуг) по каждой стадии выполняемых работ (оказываемых услуг), которые в свою очередь состоят из свойств качества работ, исключением является свойство «организация выполнения работ (оказания услуг)».

Комиссией установлено, что Заказчик в Порядке объединил между собой ряд свойств (например, нормативная правовая база, используемая при выполнении работ (оказании услуг), контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг), привлекаемые специалисты при выполнении работ (оказании услуг), используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства при выполнении работ (оказании услуг), организация выполнения работ (оказания услуг).

При этом Заказчик требует в указанном Порядке от участников закупки описания по каждой стадии выполняемых работ (оказываемых услуг). Под стадиями выполняемых работ (оказываемых услуг) подразумеваются работы, указанные в пунктах 3.1-3.25 технического задания по Конкурсу. А именно по следующим 25 работам:

3.1. Проверка правильности проведения подрядной организацией работ входного контроля строительных материалов и готовых конструкций и изделий, проведение выборочных независимых испытаний;

3.2. Проверка наличия у подрядной организации документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;

3.3. Контроль соблюдения подрядной организации правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; при выявлении нарушений этих правил может быть запрещено применение неправильно складированных и хранящихся материалов;

3.4. Контроль выполнения подрядной организацией предписаний органов местного самоуправления;

3.5. Извещение Заказчика обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства;

3.6. Контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ по условиям договора;

3.7. Оценка (совместно с подрядной организацией) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением подрядной организацией требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов;

3.8. Освидетельствование работ, связанных с монтажом технического оборудования в соответствии с проектной документацией, подписание совместно с Заказчиком документов, подтверждающих освидетельствование;

3.9. Заключительная оценка (совместно с подрядной организацией) соответствия законченного ОКС требованиям технических регламентов, законодательства, проектной и нормативной документации;

3.10. Контроль соответствия объемов выполняемых ремонтных работ объемам, заложенным в проектной документации;

3.11. Контроль качества работ, в том числе: контроль соответствия выполняемых работ утвержденной проектной документацией и нормативным документам, контроль за соблюдением технологических регламентов, в том числе технологических карт, проверка достоверности проведения подрядной организацией операционного контроля качества, в том числе инструментальный контроль с проведением испытаний;

3.12. Контроль оформления актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, промежуточной и окончательной приемки отдельных этапов работ, приемки результатов выполнения иных обязательств Подрядной организации, подписание таких актов, иных приемо-сдаточных документов от имени Заказчика;

3.13. Проверка полноты и правильности проведения подрядной организацией лабораторных испытаний;

3.14. Контроль за полнотой и правильностью оформления исполнительной, производственно-технической документации, приемка исполнительной документации и сохранность её одного экземпляра до окончания гарантийных обязательств подрядной организацией (по окончании гарантийных обязательств Подрядчика данный экземпляр передается Заказчику);

3.15. Ведение общего журнала работ, контроль наличия на объекте и правильности ведения специальных журналов работ, журнала входного контроля, журнала авторского надзора;

3.16. Согласование графика выполнения работ, сформированного Подрядной организацией, и контроль его соблюдения, в случае его изменения;

3.17. Участие во всех технических и организационных совещаниях в рамках договора между Заказчиком и подрядной организацией;

3.18. Участие (в качестве официальных уполномоченных представителей Заказчика) во всех проверках (плановых и внеплановых), проводимых на Объекте представителями государственных органов и представителями вышестоящей организации Заказчика (при необходимости).

3.19. Предоставление Заказчику оперативной информации о любых факторах, которые могут повлиять на сроки выполнения объемов работ по ремонту объекта;

3.20. Составление отчетов о своей деятельности на объекте и произведенных работах, фиксация замечаний в общем журнале работ, контроль их устранения, учёт, а также проверка своевременности и правильности документального подтверждения выполнения Подрядной организацией, предписаний, в том числе органов местного самоуправления и органов государственного надзора, иных лиц;

3.21. Контроль за работами по ликвидации дефектов в течение гарантийного срока;

3.22. Предоставление Заказчику информации, справок, отчетности, сведений о состоянии объекта, выполненных и производимых на нем работах и их организации;

3.23. Представление Заказчика, по надлежаще оформленному его поручению, в государственных органах по вопросам строительного контроля;

3.24. Участие в работе рабочих и приёмочных комиссий;

3.25. Проверка разработанных Подрядной организацией чертежей, сопоставительных ведомостей, рассмотрение обоснований изменений проектных решений, в т.ч. стоимостных показателей, графиков выполнения работ, предоставлять технические консультации Заказчику, подготавливать и предоставлять рекомендации Заказчику по предлагаемым изменениям.

По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки подробно описать в структурированном формате по каждому из 25-ти вида работ, о том, как он будет исполнять договор (какими сотрудниками, оборудованием, средствами, какими нормативными правовыми актами будет руководствоваться, как и кем будет контролировать качество выполненных работ и т.п.), для получения не нулевой оценки в баллах.

Комиссия отмечет, что шкала оценки, и сам критерий «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг» предусмотренные Порядком по Конкурсу не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения договора, что является нарушением со стороны Заказчика требования части 16 статьи 3.2 Закона о закупках, поскольку указанная шкала и критерий:

1. является непропорциональной, отсутствует зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов. Например: - если один из участников закупки представит описание по всем характеристикам (свойствам) и по всем стадиям за исключением одной, то заявке такого участника закупки будет начислено 0 баллов в соответствии со шкалой оценки;

- если другой участник закупки не представит по характеристикам (свойствам) и стадиям никакой информации, то заявке такого участника также будет начислено 0 баллов.

Участник Конкурса по данному критерию может получить либо 100 баллов, либо 0 баллов, никаких промежуточных бальных оценок по данному критерию Порядком не предусмотрено.

2. оценивает только наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника Конкурса, требованиям, изложенным в документации о Конкурсе. Таким образом, оценке подвергается не сами качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг, а полнота описания, т.е. о том какими сотрудниками (комиссия не оценивает их должность, квалификацию, количество, опыт, функционал и т.п.), оборудованием (комиссия не оценивает уровень, вид оборудования, его назначение, количество и т.п.) будут выполняться работы, как и кто будет контролировать качество выполненных работ (комиссия также не оценивает их должность, квалификацию, количество, опыт, функционал и т.п.).

Например: - если один из участников закупки представит описание по свойству «Используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства» в виде указания под каждой из 25-ти видов работ, что он будет использовать кувалду, то согласно Порядку ему будет начислено 100 баллов, при условии, что он также представил остальные требуемые описания свойств по каждому из требуемых видов работ.

- если другой участник закупки представит описание по свойству «Используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства» в виде указания под каждой из 25-ти видов работ, что он будет использовать именно специализированное оборудование и/или инвентарь и/или средства для оказания конкретной работы, т.е. описание оборудования и/или инвентаря и/или средств будет наиболее полно отражать специфику вида работ, то согласно Порядку ему также будет начислено 100 баллов, при условии, что он также представил остальные требуемые описания свойств по каждому из требуемых вида работ.

Таким образом, несмотря на тот факт, что один из участников закупки очевидно представил больше сведений о качественных характеристиках объекта закупки, описал большее количество выполненных работ, больше указал оборудования, отражающего специфику работ, и большее количество задач описал, заявке будет присвоено столько же баллов, как и другому участнику закупки.

Кроме того, Комиссия считает, что само по себе описание того, как будет выполняться договор (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает подобным свойством, вместе с тем его заявке будет присвоено 100 баллов. Такой подход по оценке, по мнению Комиссии, не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения договора.

Анализ порядка рассмотрения и оценки заявок по Конкурсу позволяет сделать вывод, что в нем под качественными и (или) функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) товара, качеством работ, услуг понимается наличие или отсутствие описания порядка выполнения работ (оказания услуг), являющемся объектом закупки, а также соответствие описания участника конкурса, требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, а именно наличие описания по каждой стадии выполнения работ, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо «конкурентным преимуществом», поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.

Порядком по Конкурсу также установлено, что непредставление участником закупки «Описания порядка выполнения работ (оказания услуг)» с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении оцениваемых всех стадий по всем свойствам выполнения работ трактуется как «Отсутствие описания порядка выполнения работ (оказания услуг)». Описание порядка выполнения работ (оказания услуг), признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание в отношении всех стадий, а также в отношении всех оцениваемых свойств по каждой стадии, и такое описание в отношении оцениваемых стадий и свойств соответствует требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе. Предоставление участником закупки «Описания порядка выполнения работ (оказания услуг)» с частичным описанием в отношении оцениваемых свойств по всем стадиям выполняемых работ (оказываемых услуг) трактуется как «Не представлено описание порядка выполнения работ (оказания услуг)». Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении каждого оцениваемого свойства, должно содержать наименование соответствующего свойства. Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении каждой оцениваемой стадии, должно содержать наименование соответствующей стадии. Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) описанное с нарушением требований, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, а также действующего законодательства Российской Федерации признается не представленным. В случае, если участником конкурса в описании порядка выполнения работ (оказания услуг) указывается, что выполнение работ (оказание услуг) будет производиться в соответствии со всеми требованиями и/или нормативными документами, указанными в извещении о проведении конкурса и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание выполняемых работ в отношении оцениваемых стадий и свойств и/или участником конкурса в описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении оцениваемых стадий и свойств, будет указано, что описание выполняемых работ (оказываемых услуг) будет соответствовать требованиям, указанными в извещении о проведении конкурса, без представленного Участником описания порядка выполнения работ (оказания услуг) (или аналогичные указания без представленного описания порядка выполнения работ (оказания услуг), соответствующего требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса.

По мнению Комиссии, упоминание потенциальным участником что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в документации, и/или извещении, и/или в соответствии с нормативными документами с нормативными документами, указанными в Техническом задании, не может рассматриваться как непредставление описания со стороны участников.

Техническим заданием (ТЗ) - называется документ, в котором описаны требования, предъявляемые заказчиком к товарам, работам или услугам. В ТЗ должно содержаться подробное описание и характеристики товара/работ/услуг и сроки поставки/выполнения/оказания. Из ТЗ должно быть однозначно понятно, в каких работах нуждается заказчик, а требования в нем указываются понятно и доступно.

Разделом 5 Документации по Конкурсу в пункте 6 ТЗ Заказчиком установлены требования к условиям оказания услуг, а именно:

6.1. Услуги оказываются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для данного вида услуг, в том числе:

- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190- ФЗ; - ГОСТ Р 57363-2016 «Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)»;

 - Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

6.2. Строительный контроль необходимо осуществлять путем систематического наблюдения и проверки соответствия выполняемых на Объекте работ по ремонту требованиям проектной документации, требованиям действующего законодательства Российской Федерации, требованиям к капитальному ремонту объектов капитального строительства.

6.3. Работы по строительному контролю должны вестись постоянно, на протяжении всего капитального ремонта Объекта, по каждому виду и комплексу работ на Объекте, с оформлением и подписанием соответствующих документов, в том числе подтверждающих факт проведения сплошного визуально-измерительного контроля и выборочного инструментального контроля в том числе физическими методами, в соответствии с СП 48.13330.2019 (СНиП 12-01-2004) «Организация строительства». Выборочный инструментальный контроль проводится в объеме не менее 5% от предусмотренного проектом.

При этом Порядком по Конкурсу в свойстве «Нормативная правовая база» установлено требование об обязательном указании по каждому из 25-ти видов работ, что данные работы потенциальным участником будут выполняться, в том числе в соответствии с высшим нормативным правовым актом Российской Федерации и Законом о закупках, неуказание которых влечет оценку по нестоимостному критерию «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг» в 0 баллов.

Фактически Заказчик, с одной стороны, в п. 6 ТЗ устанавливает, на основании чего и в соответствии с чем услуги будут оказываться, с другой в Порядке требует указание иных дополнительных нормативно правовых актов, на основании которых потенциальный участник будет исполнять договор.

Исходя из чего, Комиссия считает, что подобный Порядок не нацелен на обеспечение принципа своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в работах по Конкурсу с необходимыми показателями качества и надежности, а также не направлен на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в спорной закупке, также как и не направлен на выявление наилучшего предложения.

С использованными формулировками Порядка по Конкурсу, Комиссии не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика. Как и Заказчику понять, какие требования им были установлены.

Так с целью выяснения, каким образом комиссией Заказника производилась оценка заявок по критерию «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг», и что в соответствии с Порядком для надлежащей оценки в 100 баллов по данному критерию потенциальному участники необходимо указать в своей заявке, Комиссией был задан соответствующий вопрос законному представителю Заказчика – директору ЛОГАУ «Лужский КЦСОН» , утвердившей документацию по Конкурсу, включая Порядок, а также являющейся, согласно протоколам по Конкурсу председателем закупочной комиссии, проводившей совместно с членами комиссии Заказника оценку заявок, в том числе по критерию Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг».

На поставленный выше вопрос, законный представитель Заказчика - директор ЛОГАУ «Лужский КЦСОНпояснила, что участник закупки по критерию «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг» должен подтвердить опыт работы, что участник закупки осуществлял строительный контроль в других организациях, сумма строительного контроля не менее 6 000 000 рублей. Если эти сведения есть, комиссия Заказчика их оценивает, если этих сведений нет, комиссия Заказчика их не оценивает.

На уточняющий вопрос председателя Комиссии: «Если участник представляет вам контракты (сведения об исполнении контрактов) по предмету закупки не менее 6 000 000 рублей, если подтверждает опыт работы по строительному контролю на сумму не менее 6 000 000 рублей, он получает по данному критерию 100 баллов, если не подтверждает опыт работы по строительному контролю на сумму не менее 6 000 000 рублей, то получает 0 баллов?», законный представитель Заказчика - директор ЛОГАУ «Лужский КЦСОН» Нюмольм Е.П. ответила: «Да».

Таким образом, исходя из пояснений Заказчика, Комиссией установлено, что Заказчиком производилась оценка по критерию и в порядке, который не был установлен Документацией по Конкурсу.

Между тем, согласно Порядку по Конкурсу оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе проводится членами единой закупочной комиссии в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными документацией и Положением о закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно письму ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Современные строительные решения на действия Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Лужский комплексный центр социального обслуживания населения» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по осуществлению строительного контроля работ по капитальному ремонту здания ЛОГАУ «Лужский КЦСОН» в части помещений по адресу: Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, ул. Красной Артиллерии, д. 5А, извещение №  необоснованной.

2. Выдать ЛОГАУ «Лужский КЦСОН» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки.

 Председатель Комиссии:                                                                                                        

Члены Комиссии:                                                                                                         

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 


[1] Под стадиями выполняемых работ (оказываемых услуг) подразумеваются работы, указанные в пунктах 3.1-3.25 технического задания. Участник закупки приводит наименование стадии и описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, изложенными в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, описывая каким образом, будут организованы работы (услуги), указанные в извещении о проведении конкурса. 2 В рамках представляемого участником закупки качества работ, выраженное в описании порядка выполнения работы, являющемся объектом закупки, участник закупки предоставляет описание в отношении следующих свойств: нормативная правовая база, используемая при выполнении работ (оказании услуг), контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг), привлекаемые специалисты при выполнении работ (оказании услуг), используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства при выполнении работ (оказании услуг), организация выполнения работ (оказания услуг).

Связанные организации

Связанные организации не указаны