Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 239-04-А/13 от 7 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области
п. Каложицы, д.14,
Волосовский район,
Ленинградской области, 188440,
тел./факс (813) 73 61 180/61 160
 (ответчик)

ООО «ЭкоСервис»
ул. Ленинградская, д. 12, г. Волосово,
Ленинградская область,188410
тел/факс:(813 73) 21 516
(ответчик)

ООО «Волосовский водоканал»
пр. Вингиссара, д. 35, г. Волосово,
Ленинградская область,188410
тел/факс:(813 73) 21 533
(заинтересованное лицо)

 


РЕШЕНИЕ
по делу № 239-04-А/13

04 июля 2013 г.                            г. Санкт-Петербург



Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 
Васильева Дмитрия Владимировича
    - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;       
Масякиной Ксении Юрьевны


Мосиной Надежды Александровны
    - начальника отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии.
    
рассмотрев  дело № 239-04-А/13 по признакам нарушения Администрацией МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области (п. Каложицы, д.14, Волосовский район, Ленинградская область, 188440, далее – Администрация) и ООО «ЭкоСервис» (ул. Ленинградская, д. 12, г. Волосово, Ленинградская область,188410) антимонопольного законодательства ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


УСТАНОВИЛА:

Ⅰ   


Дело возбуждено Ленинградским УФАС России по собственной инициативе в связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация, муниципальное образование, Арендодатель) при заключении договоров аренды в отношении объектов, предназначенных для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.
Из полученных по запросу Ленинградского УФАС России материалов установлено, что 01.11.2012 Администрацией с ООО «ЭкоСервис» заключены договор аренды муниципальных объектов водоснабжения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения б/н и договор аренды муниципальных объектов водоотведения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоотведения б/н.
Вышеуказанные договоры содержат условия, реализация которых сторонами может повлечь ограничение и (или) недопущение конкуренции.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона  защите конкуренции, основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков его нарушения.
Стороны поддержали свою позицию согласно представленным отзывам.


Ⅱ   


Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы ответчиков, Комиссия установила, что 17.09.2012 Главой Администрации утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения договоров аренды на передачу  объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности МО «Каложицкое сельское поселение», с целью организации выполнения работ по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям МО «Каложицкое сельское поселение»  (далее – открытый конкурс).
22.09.2012 извещение о данных торгах опубликовано в газете «Сельская новь».
24.09.2012 на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru)  было размещено извещение № 240912/1441203/01 о проведении открытого конкурса по двум лотам.
23.10.2012 составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 1,  согласно которому  по двум лотам поданы заявки от ООО «ЭкоСервис», которые соответствуют требованиям конкурса.
23.10.2012 составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 2, согласно которому конкурс признан несостоявшимся.
01.11.2012 Администрацией с ООО «ЭкоСервис» заключены договор аренды муниципальных объектов водоснабжения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения б/н и договор аренды муниципальных объектов водоотведения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоотведения б/н (далее – Договоры).
Согласно предмету Договоров (п.п.1.1-1.2), арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование имущество согласно акту приема-передачи имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) для целей осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения потребителям муниципального образования.


Ⅲ   


Пунктами 2.2.4 и 3.5 Договоров предусмотрено право арендатора расходовать арендную плату  на ремонт арендованного имущества и приобретение основных средств, улучшающих оказание коммунальных услуг путем взаимозачета. При этом п.3.5 прямо делегирует арендатору полномочия по использованию арендной платы.             
Согласно ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, относятся к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
П. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения, а также контроль за исполнением данного бюджета. Статьей 6 БК РФ установлен закрытый перечень лиц, осуществляющих функции распорядителей бюджетных средств, в т.ч. органы местного самоуправления.
Согласно Уставу ООО «ЭкоСервис», общество является юридическим лицом, основная цель деятельности которого - извлечение прибыли.
Таким образом, предоставив в нарушение Бюджетного законодательства, право использования арендатором сумм арендной платы (вне зависимости от целей использования),  Администрация фактически передала хозяйствующему субъекту - ООО «ЭкоСервис» функции  распорядителя бюджетных средств (подлежащих зачислению в доходы бюджета от использования муниципального имущества и расходованию в установленном порядке), нарушив тем самым запрет, установленный частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Помимо этого, поставка товаров муниципальному заказчику должна осуществляться на основании муниципального контракта  (гл. 30 ГК РФ) заключенного в соответствии с установленным Законом № 94-ФЗ порядком, а не путем возмещения стоимости купленного  (взаимозачета) третьему лицу. Реализация сторонами указанного пункта договоров без соблюдения установленного порядка может повлечь недопущение конкуренции в виде непроведения торгов на право поставки товаров для муниципальных нужд.

Пунктом 2.1.7 во взаимосвязи с п. 2.3.4 Договоров установлено проведение Арендатором работ по реконструкции сетей путем заключения дополнительных соглашений и за счет средств Арендодателя.
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ объекты водоснабжения и водоотведения (трубопроводы) отнесены к линейным объектам (ст. 1).
К реконструкции линейных объектов относится изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии со ст. 51. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам в соответствии с федеральными законами.
Главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации определены общие положения об аренде, вне зависимости от статуса объекта аренды (государственная, муниципальная или частная собственность).
Вместе с тем, ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что реконструкция, капитальный ремонт   зданий, сооружений и иных объектов производится по договору строительного подряда.
Согласно ст. 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, основания заключения которого, определены в ст. 527 ГК РФ.
В силу ст. 527 ГК РФ муниципальный контракт заключается на основании заказа на поставку товаров для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 94-ФЗ).
    Законом № 94-ФЗ оговорены случаи заключения муниципальным заказчиком договора с поставщиком услуги без проведения торгов (запроса котировок) путем размещения заказа у единственного поставщика – ст. 55.
Возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае (либо по основанию) если муниципальный заказчик и поставщик состоят в отношениях аренды (гл. 34 ГК РФ) Законом № 94-ФЗ не предусмотрена.
Довод Администрации о возможности применения сторонами ст. 55 Закона № 94-ФЗ о заключении договора по предмету строительных работ в отношении объекта аренды, как с единственным поставщиком на сумму не превышающую установленной настоящим законом, признается Комиссией несостоятельным, ввиду того, что такое условие (ограничение сумм договоров подряда во взаимосвязи со сроками их действия) сторонами в договорах не оговорено, а содержание договоров подлежит буквальному толкованию. Следовательно, пункт 2.1.7 во взаимосвязи с п. 2.3.4  Договоров позволяют сторонам применять определенный ими порядок при реконструкции объектов на любую сумму и без проведения торгов.
Пунктом 2.2.3 во взаимосвязи с п. 3.6 Договоров предусмотрено  право арендатора на приобретение товаров, относящихся к основным средствам за счет арендодателя.
Как указано выше, поставка товаров муниципальному заказчику должна осуществляться на основании муниципального контракта  (гл. 30 ГК РФ) заключенного в соответствии с установленным Законом № 94-ФЗ порядком, а не путем возмещения стоимости купленного третьему лицу. Реализация сторонами указанного пункта договоров без соблюдения установленного порядка может повлечь недопущение конкуренции в виде непроведения торгов на право поставки товаров для муниципальных нужд.

Таким образом, п.п. 2.1.7, 2.2.3 Договоров в случае их реализации сторонами могут повлечь недопущение конкуренции, что нарушает запрет, установленный ст. 16 антимонопольного законодательства на заключение ограничивающих (или создающих возможность) конкуренцию соглашений между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

Пунктом  9.1  Договоров установлено, что все дополнения и изменения к настоящему Договору действительны, если они оформлены в письменной форме и подписаны Сторонами. С момента подписания Сторонами, такие изменения и дополнения становятся неотъемлемой частью Договора.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 30.03.2012) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды…» (далее – Порядок) установлено, что  договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (п. 98).
Конкурсная документация в т.ч. проект договора, как составная её часть, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (п.п. 16 п. 40).
В нарушение вышеуказанного порядка, рассматриваемые договоры прямо допускают внесение изменений к ним по соглашению сторон, что также противоречит принципам заключения таких договоров по результатам торгов, т.к. заключение договора на торгах предполагает дальнейшую неизменность его условий по отношению к проекту, бывшему предметом торга. Внесение изменений в такой договор может ограничить конкуренцию среди иных участников конкурса, а также потенциальных участников в лице неограниченного круга хозяйствующих субъектов, которые не принимали участие в конкурсе исходя из его условий (в т.ч. содержания проекта договора), но захотели бы принять участие на иных условиях.
Внесение изменений в условия договора, заключенного на торгах может ограничить конкуренцию.

Помимо этого, Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что содержание проектов договоров конкурсной документации не соответствует содержанию заключенным сторонами по результатам конкурса договоров: в разделе 3 «Цена Договора и порядок расчетов» исключен пункт 3.2 проекта договора.
Такие действия сторон при заключении рассматриваемых договоров прямо противоречат вышеуказанным правилам.

Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу об ограничивающем (недопускающем) конкуренцию характере рассматриваемых договоров, а также о возможности наступлении негативных последствий для конкуренции в случае реализации сторонами вышеуказанных пунктов.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, если такие соглашения могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Основываясь на указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 


РЕШИЛА:

1.    Признать в действиях Администрации МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.    Признать в действиях Администрации МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3.    Признать в действиях ООО «ЭкоСервис» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4.    Выдать ответчикам предписание об изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
5.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Председатель Комиссии                         Д. В. Васильев
Члены Комиссии:                                      К.Ю. Масякина
                                                                  Н.А. Мосина
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


ООО «ЭкоСервис»
ул. Ленинградская, д. 12, г. Волосово,
Ленинградская область,188410
тел/факс:(813 73) 21 516
 







ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 239-04-А/13
    04 июля 2013г.                        г. Санкт – Петербург


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 
Васильева Дмитрия Владимировича
    - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;       
Масякиной Ксении Юрьевны


Мосиной Надежды Александровны
    - начальника отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии.
    
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения от 04 июля 2013 по делу № 239-04-А/13 о нарушении  Администрацией МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области (п. Каложицы, д.14, Волосовский район, Ленинградская область, 188440, далее - Администрация) и ООО «ЭкоСервис» (ул. Ленинградская, д. 12, г. Волосово, Ленинградская область,188410) антимонопольного законодательства ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:


ООО «ЭкоСервис» в срок до 23.07.2013 прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений с Администрацией  путем исключения из договора аренды муниципальных объектов водоснабжения от 01.11.2012 б/н и договора аренды муниципальных объектов водоотведения 01.11.2012 б/н пунктов 2.1.7, 2.2.4, 2.2.3, 3.5, 9.1.
О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со для его выполнения.
Председатель Комиссии                         Д. В. Васильев
Члены Комиссии:                                     К.Ю. Масякина
                                                                Н.А. Мосина



Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области
 


п. Каложицы, д.14,
Волосовский район,
Ленинградской области, 188440,
тел./факс (813) 73 61 180/61 160
(ответчик)




ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 239-04-А/13
04 июля 2013г.                                                                           Санкт – Петербург


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 
Васильева Дмитрия Владимировича
    - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;       
Масякиной Ксении Юрьевны


Мосиной Надежды Александровны
    - начальника отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
- специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии.
    
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения от 04 июля 2013 по делу № 239-04-А/13 о нарушении  Администрацией МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области (п. Каложицы, д.14, Волосовский район, Ленинградская область, 188440, далее - Администрация) и ООО «ЭкоСервис» (ул. Ленинградская, д. 12, г. Волосово, Ленинградская область,188410) антимонопольного законодательства ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 


Администрации МО «Каложицкое сельское поселение» Волосовского муниципального района Ленинградской области в срок до 23.07.2013:
1.    Прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органа местного самоуправления, путем исключения из договора аренды муниципальных объектов водоснабжения от 01.11.2012 б/н и договора аренды муниципальных объектов водоотведения от 01.11.2012 б/н (далее - Договоры) пункта 3.5.
2.     Прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений с ООО «ЭкоСервис» путем исключения из Договоров пунктов 2.1.7, 2.2.4, 2.2.3, 9.1.

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со для его выполнения.


Председатель Комиссии                         Д. В. Васильев
Члены Комиссии:                                     К.Ю. Масякина
                                                                 Н.А. Мосина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны