Решение №26.05.2015 Р/05/505 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Север-Авто Нева» от 27 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчик:

СПБ ГУП «Завод МПБО-2»

д. Янино, к. 214,

Всеволожский район,

Ленинградская область, 188689

novikova@mpbo2.ru

 

Заявитель:

ООО «Север-Авто Нева»

Октябрьская наб, д.104,

корп. 25, лит. А, Ж,

Санкт-Петербург, 193079,

kovalenko.av@svrauto.ru

svr777@mail.ru

svrivan@mail.ru

 

Р/05/505 от 26.05.2015

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Север-Авто Нева»

«25» мая 2015 года                                                                г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

- заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

 

- начальника отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии;

-  главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии,

 

в  присутствии представителей:

заказчика – (по доверенности), (по доверенности), Зельцова А.Л. (по доверенности);

заявителя – (по доверенности), (по доверенности),

         рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Север-Авто Нева» (вх. № 3636 от 19.05.2015), переданной из Санкт-Петербургского УФАС России, на действия СПб ГУП «Завод по механизированной обработке бытовых отходов» (далее – СПб ГУП «Завод МПБО-2») при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку автошин для нужд СПб ГУП «Завод МПБО-2»  (извещение № 31502321421),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Север-Авто Нева» (вх. № 3636 от 19.05.2015), переданная из Санкт-Петербургского УФАС России, на действия СПб ГУП «Завод по механизированной обработке бытовых отходов» (далее – СПб ГУП «Завод МПБО-2») при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку автошин для нужд СПб ГУП «Завод МПБО-2»  (извещение № 31502321421).

По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Север-Авто Нева» указывает следующее.

Согласно п. 11.2.2 Тома 2 документации о проведении открытого конкурса (стр. 1), установлены следующие квалификационные требования к участнику:

а)       участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2013-2014 годах;

б)      участник подтверждает свое местонахождение на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области;

в)      участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика;

г)       наличие собственных или арендованных складских помещений на территории г. Санкт- Петербург и (или) Ленинградской области.

Исходя из буквального толкования требования пункта в), следует, что в качестве критерия «квалификационные требования к участнику» учитывается наличие опыта сотрудничества с самим Заказчиком — СПб ГУП «Завод МПБО-2». Данное требование влечет за собой сужение количества участников, которые сводится лишь к контрагентам Заказчика, что нарушает принцип равноправия и создает ограничение конкуренции по отношению к другим участникам закупки.

Установление такого критерия объективно лишает участников закупки, не имевших опыта сотрудничества с заказчиком, возможности победить в торгах. Как следствие, обстоятельство влечет за собой отсутствие у таких участников намерения принимать участие в торгах по причине бессмысленности такого участия.

Условия пункта б) о наличии у участника местонахождения исключительно в г. Санкт- Петербург и Ленинградской области также нарушает требования Закона о контрактной системе и ведет к ограничению конкуренции. Согласно положениям проекта договора, обязанность по доставке товара лежит на поставщике, таким образом, участник конкурса сам в состоянии оценить экономическую эффективность доставки товара из другого субъекта РФ и соответственно принять решение о возможности участия в конкурсе.

Установление столь узких ограничивающих критериев не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в конкурсе, что противоречит действующему законодательству.

На уведомление Ленинградского УФАС России СПб ГУП «Завод МПБО-2»  сообщило следующее.

В пунктах 4 и 5 статьи 4 Положения о закупке установлено следующее.

Пункт 4: При проведении конкурса, электронного аукциона, запроса котировок заказчик в зависимости от предмета закупки обязан установить следующие требования к участникам:

- о соответствии участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

- о наличии у участника закупки исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности.

Пункт 5: При проведении конкурса, электронного аукциона, запроса котировок вне зависимости от предмета закупки заказчик устанавливает следующие обязательные требования к участникам торгов:

об отсутствии в отношении участника торгов процедур ликвидации или банкротства; об отсутствии у участника торгов задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;

об отсутствии приостановления деятельности участника торгов в качестве санкции за административное правонарушение;

об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона № 223-ФЗ, и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ;

об отсутствии у участника негативного опыта сотрудничества с Заказчиком или аффилированными с ним юридическими и физическими лицами.

Однако в пункте 7 вышеуказанного Положения установлено, что кроме указанных в пунктах 4 - 6, 9 Статьи 4 настоящего Положения о закупке Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок.

Согласно пункту 9 данного Положения закреплено, что в целях применения должной осмотрительности при проведении конкурсных процедур в конкурсной документации может быть предусмотрено предоставление дополнительной информации об участнике конкурсных процедур, позволяющей с высокой вероятностью сделать вывод о фактическом исполнении со стороны контрагента заявленного объема работ (услуг). В числе требований могут быть запрошены уставные документы организации, подтверждение численности персонала, документация о допуске к работам (при наличии такого требования в текущем законодательстве), бухгалтерская отчетность, утвержденная в налоговых органах, включая справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и иные требования. В качестве меры по обеспечению должной осмотрительности может быть осуществлено посещение места выполнения работ (услуг) участника конкурсных процедур Заказчиком, а также запрошены документы, подтверждающие наличие у участника процедуры закупок необходимого количества производственных мощностей (материально- технических ресурсов)

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон прямо устанавливает обязанность заказчика разработать и утвердить собственные правила проведения закупок.

Согласно вышеуказанным пунктам Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчика торгов у последнего предусмотрено право устанавливать иные квалификационные требования к участникам закупки.

Таким образом, перечень требований к участникам закупки не является исчерпывающим.

Запрета установления квалифицирующих требований к участнику, предусмотренных п.11.2.2. Тома 2 документации о проведении открытого конкурса, а именно:

а)       участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2013-2014;

б)      участник подтверждает свое местонахождение на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области;

в)      участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика;

г)       наличие собственных или арендованных складских помещений на территории г. Санкт- Петербург и (или) Ленинградской области.

не имеется.

Положение о закупках не нарушает закон «О защите конкуренции», поскольку в данной ситуации применяется специальная норма закона о закупках товаров, а не общая норма закона о конкуренции.

Указанные критерии установлены в строгом соответствии с пп. в) пункта 3 статьи 11 Положения о закупках. При этом несоответствие участника установленным требованиям не является основанием для отказа в допуске к участию в закупочной процедуре. Таким образом, условия для участия участников в закупочной процедуре призваны обеспечить потребность Заказчика в качественных товарах, в строгом соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупках.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что критерии, указанные в пп. а, б, в, г п. 11.2.2 документации, установлены в связи с тем, что  при работе с организациями из других регионов усложняется документооборот, обмен бухгалтерской документацией, а также имеется отрицательный опыт по задержкам поставок продукции из других регионов.

Согласно объяснениям представителей заказчика, критерий «опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика» также правомерен.

В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данного открытого одноэтапного конкурса, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

20.01.2015 заказчиком утверждено Положение о закупке СПб ГУП «Завод МПБО-2» (далее – Положение о закупках), которое применяется в части планирования, подготовки закупки, проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, формирования отчетности. 28.01.2015 Положение о закупках опубликовано на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).

 30.04.2015 СПб ГУП «Завод МПБО-2» на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на поставку автошин для нужд СПб ГУП «Завод МПБО-2»  (извещение № 31502321421).

19.05.2015 в Ленинградское УФАС России поступила жалоба ООО «Север-Авто Нева» (вх. № 3636 от 19.05.2015), переданная из Санкт-Петербургского УФАС России, на действия СПб ГУП «Завод по механизированной обработке бытовых отходов».

Изучив доводы ООО «Север-Авто Нева» а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.

Включение в документацию о закупке критерия «опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика» ограничивает круг участников, создает преимущества организациям, имеющим опыт работы с заказчиком, как следствие, ущемляет интересы других заинтересованных лиц и противоречит положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно  п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках товаров, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия СПб ГУП «Завод МПБО-2» по установлению в документации о закупке необоснованного критерия могут привести к ограничению конкуренции и нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Ленинградского УФАС России принимает объяснения заказчика по поводу оснований включения в документацию критериев «подтверждение местонахождения на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области», а также «наличие собственных или арендованных складских помещений на территории г. Санкт- Петербург и (или) Ленинградской области» в связи с усложнением документооборота, обмена бухгалтерской документацией, а также в связи с отрицательным опытом по задержкам поставок продукции из других регионов.

Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Север-Авто Нева» обоснованной.
  2. Признать в действиях СПб ГУП «Завод МПБО-2», выразившихся в установлении в документации о закупке необоснованного критерия «опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика», что может привести к ограничению конкуренции, нарушение положений п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать предписание об устранении нарушения.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении СПб ГУП «Завод МПБО-2» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

                                         

 

Члены Комиссии:                                                       

 

 

                                                                                             

 

                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны