Решение №28.05.2015 № Р/05/517 РЕШЕНИЕ по делу № 48-05-5831-А/15 от 1 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область»

 

А.И. Денищицу

 

ул. Пинегина, д.4,

Санкт-Петербург, 192148

 

факс: 703-19-49

e-mail: office@gazprom-lenobl.ru

(ответчик)

28.05.2015  № Р/05/517

Шилину А.В.

 

XXXXXXXXX

 

e-mail: XXXXXXXXX

 

(заявитель)

 

РЕШЕНИЕ

по делу  № 48-05-5831-А/15

                                                                                                г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения - 14.04.2015 г.

 

Дата изготовления решения в полном объеме -   08.05.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Г.Н. Коннова        - заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

Ф.Г. Белинского   - начальника отдела естественных монополий;

  члена Комиссии;

А.В. Французовой         - главного специалиста-эксперта отдела

                                естественных монополий, члена Комиссии,

 

в присутствии представителей по доверенностям ответчика ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область»  (далее - ОАО «Газпром ГРЛО») Кузмичева О.С.- начальника юридической службы, Кудрявцевой Ю.А - заместителя начальника юридической службы, Климовой Н.А. - заместителя начальника отдела эксплуатации, заявителя – ХХХХХХХХХ

рассмотрев материалы дела № 71-05-167/273/600-А/11, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Газпром ГРЛО» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

I.       Основанием для возбуждения дела № 48-05-5831-А/15  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении   ОАО «Газпром ГРЛО» послужило заявление гр. ХХХХХХХХХ., направленное в Правительство Российской Федерации, переданное из Федеральной антимонопольной службы на рассмотрение в Ленинградское УФАС России (вх. от 10.10.2014 № 5831) и заявление от 22.08.2014 в Ленинградское УФАС России (вх. от 20.10.2014 № 5972) с жалобой на действия ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО»), выразившиеся в невыдаче договора на технологическое подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, ХХХХХХХХХ, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила подключения).

Из анализа документов, представленных заявителем, установлено, что в ОАО «Газпром ГРЛО» от гр. ХХХХХХХХХ. поступила заявка (вх. от 23.06.2014 № 14-719) на выдачу договора подключения к газораспределительной сети в соответствии с Правилами подключения.

В ответе на заявление ОАО «Газпром ГРЛО» филиал в г. Выборг письмом от 01.08.2014 № 14-1773 указало, что не может выдать гр. ХХХХХХХХХ. технические условия на газификацию жилого дома по адресу: Ленинградская область, ХХХХХХХХХ, по причине отсутствия технической возможности подключения к сетям газораспределения.

На запрос Ленинградского УФАС России (исх. от 10.11.2014 № 05/4273) о причинах не выдачи договора на технологическое подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта заявителя, ОАО «Газпром ГРЛО» сообщило (исх. от 26.11.2014 № 2/15-6000), что в соответствии с Правилами подключения «Исполнителем», осуществляющим выдачу технических условий для подключения и технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения, является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта капитального строительства.

В связи с тем, что сеть газопотребления, к которой возможно осуществить подключение объекта Заявителя, не принадлежит Обществу на праве собственности или ином законном основании запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие собственника сети газопотребления (основной абонент) на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к данной сети (п. 34 Правил подключения). Такой документ Заявителем предоставлен не был. На основании изложенного, Заявителю было отказано в выдаче технических условий.

Ленинградское УФАС России на этапе рассмотрения заявления и письменных объяснений  пришло к выводу, что отказ в выдаче договора подключения ОАО «Газпром ГРЛО» не соответствуют действующему законодательству и ущемляет интересы заявителя.

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» ИНН 4700000109, КПП 472050001 (188218, Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Новоселье, здание административного корпуса, нежилое, литер А, А1) оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, осуществляет техническую эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта, систем газопотребления и газораспределения, осуществляет подключение новых потребителей к газораспределительным сетям, является субъектом естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» накладывают запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением путем экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, и другие требования.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, выдается Предупреждение.

Ленинградским УФАС России направлено в ОАО «Газпром ГРЛО» Предупреждение от 17.12.2014 № Пд/05/51/5036, в  связи с действиями, выразившимися в отказе гр. ХХХХХХХХХ., выдать договор на присоединение к газораспределительной сети объектов, что не соответствует п. 74 Правил подключения, и ущемляет интересы заявителя.

ОАО «Газпром ГРЛО» не исполнило Предупреждение и сообщило об отсутствии оснований для выдачи гр. ХХХХХХХХХ договора на подключение, поскольку газопровод, к которому предполагает заявитель осуществить подключение, принадлежит гражданину Швыдкому С.В., который являлся заказчиком строительства данного газопровода для Жилого комплекса Ялкала.

В связи с изложенным, в отношении ОАО «Газпром ГРЛО» возбуждено дело по нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения материалов дела - заявления, а также информации и документов, поступивших по запросам Комиссии от сторон по делу и лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела, установлено следующее.

Позиция ОАО «Газпром ГРЛО» заключается в том, газораспределительная сеть общества находится на расстоянии более 2 км, в то время как газопровод, построенный по заказу некоммерческого партнерства «Жилой комплекс Ялкала», правообладателем которого по имеющейся у представителей ответчика информации, является гражданин ХХХХХХХХХ – на расстоянии 1, 5 метра от границ участка заявителя.

Согласно п. 4 Правил в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. Таким образом, Правила подключения предусматривают, что и запрос на предоставление технических условий и обращение о заключении договора на подключение должны направляться Заявителем Исполнителю. Направляя в адрес Общества заявку о подключении, Заявитель достоверно знал о том, что Общество в данном случае не является Исполнителем, а техническая возможность подключения (технологического присоединения) принадлежащего ему объекта капитального строительства к сетям газораспределения Общества отсутствует. Предусмотренное законодателем для определенной группы заявителей право обращения с заявкой о подключении без выдачи технических условий, направлено на ускорение процедуры газификации и не предполагает возможности заключения договора о подключении при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения). В соответствии с пп. 97, 98 Правил подключения Исполнитель в рамках договора о подключении должен проверить выполнение Заявителем технических условий. В том случае, если Заявитель обратился с заявкой о подключении без предварительной выдачи технических условий, последние все равно выдаются, но оформляются не в качестве отдельного документа, а в качестве приложения к договору подключения.

На основании изложенного, ОАО «Газпром ГРЛО» полагает, что Общество действовало строго в рамках действующего законодательства, Правил подключения и не имело правовых оснований для направления Заявителю договора о подключения.

Для подключения к сети ОАО «Газпром ГРЛО» заявитель вправе обратиться за подключением к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства. По предварительным оценкам газораспределительной организации, в этом случае плата за подключение составит более 2 млн. рублей.

Поскольку ближайшая к заявителю сеть газопотребления, к которой возможно осуществить подключение, не принадлежит ОАО «Газпром ГРЛО», заявитель должен предоставить согласие на подключение основного абонента, обратившись к нему, а в случае отсутствия соглашения заявитель вправе обратиться в суд о понуждении к заключению договора и об установлении экономически обоснованного размера денежной компенсации.

На заседании комиссии были изучены проектные документы на указанный газопровод, из которых следует, что заказчиком проекта и строительства рассматриваемого газопровода является физическое лицо – гражданин ХХХХХХХХХ После строительства газопровод не был зарегистрирован как объект недвижимости в регистрирующих государственных органах.

Заявитель гр. ХХХХХХХХХ. сообщил на заседании комиссии (протокол от 14.05.2015), что Правилами подключения предусмотрено три варианта подключения потребителей к газораспределительной сети – непосредственно к сети газораспределительной организации, опосредованно через сети основного абонента и подключение по индивидуальному проекту. При этом, индивидуальный проект им не рассматривается, поскольку является финансово затратным, а гр. ХХХХХХХХХ. отказывает в заключении договора и не дает согласие, таким образом, обязанность подключения, по мнению заявителя, возникает у ОАО «Газпром ГРЛО».

Заявитель не подавал заявку на выдачу технических условий, а обратился за заключением договора на подключение, и, таким образом, считает, что ОАО «Газпром ГРЛО» не вправе отправлять его за согласием к третьему лицу  - владельцу сети.

ОАО «Газпром ГРЛО» получив от заявителя обращение о направлении запроса в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение программы газификации, неправомерно перенаправил заявку в орган местного самоуправления -                        МО «Первомайское сельское поселения», к полномочиям которого не относится формирование таких программ. Кроме того, при получении заявки Исполнитель обязан был  направлять её в орган регулирования тарифа для расчета платы за подключение, что не исполнил.

Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с п. 4 Правил подключения в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий.

В заявке гр. ХХХХХХХХХ. на подключение к сетям газораспределения, поступившей в ОАО «Газпром ГРЛО» (вх. от 23.06.2014 № 14-719) максимальный часовой расход газа указан в размере 5 куб. метров, и, следовательно, не превышает 300 куб. метров.

Согласно п. 74 Правил подключения при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

В случае если заявителю ранее выдавались технические условия, вместе с проектом договора о подключении ему направляются технические условия, дополненные информацией, указанной в пункте 37 настоящих Правил.

Таким образом, Правилами подключения не предусмотрен отказ в выдаче договора на подключение, если запрос направлен в адрес Исполнителя.

Как установлено комиссией Ленинградского УФАС России на рассматриваемом участке газопровода ОАО «Газпром ГРЛО» не является Исполнителем в соответствии с положениями  Правил подключения.

Пунктом 17 Правил подключения установлено, что в случае если региональная программа газификации не утверждалась и специальная надбавка к тарифам на услуги исполнителя по транспортировке газа по газораспределительным сетям не установлена, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, с предложением о разработке и утверждении региональной программы газификации, включающей мероприятия по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства, с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 48-05-5831-А/15, основываясь на материалах дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

 Рассмотрение дела № 48-05-5831-А/15 прекратить в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ               «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Газпром ГРЛО».

 

  В соответствии со статьей 52 Закона о конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                        Г.Н. Коннов

 

Члены Комиссии:                                                         

                                                                                                                                                 Ф.Г. Белинский

 

        А.В. Французова

Связанные организации

Связанные организации не указаны