Решение №29.05.2015 № Р/05/529 РЕШЕНИЕ по делу № 187-05-1093-А/15 от 1 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

29.05.2015 № Р/05/529

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

 

(ответчик)

 

Главе Администрации

МО «Каменногорское городское поселение»

Выборгского района

Ленинградской области

 

ул. Березовая аллея, д.4,

г. Каменногорск,

Выборгский район,

Ленинградская области, 188950

(заявитель)

 

Заинтересованным лицам

(по списку)

РЕШЕНИЕ

по делу № 187-05-1093-А/15

 

                                                                                              г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -   25.05.2015

Дата изготовления решения в полном объеме          -    29.05.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

         - заместителя руководителя управления,

председателя Комиссии;

   
 

- начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика, главного юрисконсульта отдела Департамента правового обеспечения ОАО «Ленэнерго» (по доверенности  № 916-14 от 30.12.2014), в отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом), представителя ИП «<…>» - гр. «<…>», (по доверенности), представителя гр. «<…>»– гр. «<…>» (по доверенности),

рассмотрев материалы дела № 187-05-1093-А/15, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 187-05-1093-А/14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ленэнерго» послужило поступившее в Ленинградское УФАС России                         заявление (вх. 1093 от 18.02.2015) Администрации муниципального образования «Каменногорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее – Администрация, заявитель) с жалобой на неосуществление Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго», сетевая организация) технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, «<…>»                           к электрическим сетям в сроки, установленные в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения).

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличии или отсутствии технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

По информации заявителя, между Администрацией и                                ОАО «Ленэнерго» заключены договоры № № ОД-21499-13/26380-Э-13, ОД-21431-13/26368-Э-13, ОД-21512-13/26381-Э-13 от 23.12.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договоры присоединения).

Заявитель оплатил по условиям Договоров присоединения сетевой организации сумму 607 028, 58 руб.

Срок осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя к электрическим сетям ОАО «Ленэнерго», согласно пункту 5 Договора присоединения и пункту 16 Правил присоединения, составляет 6 месяцев со дня заключения договоров, т. е. истек 23.06.2014 года.

В срок, предусмотренный Правилами присоединения и на момент подачи Администрацией жалобы в Ленинградское УФАС России                      ОАО «Ленэнерго» не осуществило технологическое присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя к электрическим сетям.

Бездействие ОАО «Ленэнерго», выраженное в неприсоединении энергопринимающих устройств объектов заявителя к электрическим сетям в сроки, указанные в пункте 16 Правил присоединения, что не позволяет потребителю получить услугу энергоснабжения, ущемляют интересы Администрации, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

ОАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ОАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ                        «О естественных монополиях» предусмотрено, что указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии.

По указанным обстоятельствам, приказом № 87 от 18.03.2015 Ленинградского УФАС России в отношении ОАО «Ленэнерго» возбуждено дело № 187-05-1093-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

ОАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественных монополий, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защиты конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Ленэнерго» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.

При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии (ОКВЭД 40.10.2), в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6057/09 от 8 сентября 2009 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК).

Согласно пункту 2 Правил присоединения, сетевая организация - это организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2013 № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике), услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил присоединения, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, по смыслу указанных норм, оказать услугу по технологическому присоединению обязана только единственная сетевая организация, куда обратился заявитель.

ОАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

В связи с изложенным, на деятельность ОАО «Ленэнерго» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

В ходе рассмотрения дела № 187-05-1093-А/15 в Ленинградское УФАС России поступили заявления Главы крестьянского (фермерского) хозяйства«<…>», Дачного некоммерческого товарищества «Туутари»,                       гр. «<…>», Индивидуального предпринимателя «<…>», гр. «<…>», гр. «<…>» с жалобами на неприсоединение ОАО «Ленэнерго» энергопрнинимающих устройств объектов заявителей к электрическим сетям в сроки, согласованные Договорах присоединения и на нарушение пункта 16 Правил присоединения.

Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 187-05-1093-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Ленэнерго».

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия привлекла Главу крестьянского (фермерского) хозяйства«<…>», Дачное некоммерческое товарищество «Туутари», гр. «<…>», Индивидуального предпринимателя«<…>»,                      гр. «<…>», гр. «<…>» к рассмотрению дела № 187-05-1093-А/15 в качестве заинтересованных лиц в результатах рассмотрения.

Из представленных материалов Комиссии лицами, участвующими в рассмотрении дела следует, что Договоры присоединения заключены в период с 15.02.2010 по 23.12.2013 (графа 3 Приложения 1) со сроками исполнения от 6 месяцев до 12 месяцев (графа 4 Приложения 1), которые истекли, что является длящимся правонарушением. При этом, энергопринимающие устройства объектов заявителей расположены в муниципальных образованиях, указанных в графе 5 Приложения 1 и находятся в зоне деятельности филиалов ОАО «Ленэнерго» «Выборгские электрические сети», «Гатчинские электрические сети», «Пригородные электрические сети».

ОАО «Ленэнерго» нарушило сроки присоединения энергопринимающих устройств объектов: Администрации, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства«<…>», Дачного некоммерческого товарищества «Туутари», гр. «<…>», Индивидуального предпринимателя«<…>», гр. «<…>», гр. «<…>» к электрическим сетям, местоположение которых указано в графе 5 Приложения 1, что является географическими границами товарного рынка.

Подпунктом «б» пунктом 16 Правил присоединения определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев или 12 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил присоединения, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как отмечалось Выше, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более срока, указанного в графе 4 Приложения 1.

Подпунктом «и» пункта 7 Правил присоединения установлено, что процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, помимо всего, включает в себя выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

Пунктом 16.3 Правил присоединения определено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства объекта заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обстоятельства (в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства объекта заявителя.

 

По условиям абз. 3 пункта 6 Договоров присоединения технологическое присоединения энергопринимающих устройств сетевой организацией осуществляется после выполнения заявителями технических условий (приложение к Договорам присоединения), которые согласно пункту 11.1 технических условий не могут быть выполнены ранее выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны                          ОАО «Ленэнерго».

Кроме того, в обязательства заявителя, согласно условиям Договора присоединения, входит оплата расходов на технологическое присоединение, в размере, определенном приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Заявители выполнили в сроки, установленные ОАО «Ленэнерго», условия Договоров присоединения, в части платы за технологическое присоединение, перечислив на расчетный счет Ответчика суммы, указанные в договорах (графа 10 приложения 1).

Однако ОАО «Ленэнерго», имея в наличии денежные средства заявителей, предназначенные для проведения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в сроки, предусмотренные Правилами присоединения и сроки, согласованные в Договорах присоединения, бездействовало и использовало денежные средства не для целей выполнения мероприятий, связанных с присоединением энергопринимающих устройств объектов Администрации, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства«<…>», Дачного некоммерческого товарищества «Туутари»,                     гр. «<…>», Индивидуального предпринимателя«<…>», гр. «<…>»., гр. «<…>» к электрическим сетям.

ОАО «Ленэнерго» не предоставило Комиссии информацию о перечислении денежных средств подрядным организациям для выполнения работ, в соответствии с заключенными договорами, а также о фактическом выполнении каких либо этапов работ со стороны подрядных организаций.

В оправдания своего бездействия, ОАО «Ленэнерго» предоставило Комиссии договоры подряда на выполнения комплекса работ, или договоры на проектно- изыскательские работы для целей осуществления технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям:

  •  от 14.11.2014 № 14-14955 (объекты Администрации), заключен по истечение 10 месяцев и 22 дней со дня подписания Договоров присоединения с Администрацией, при этом срок выполнения подрядных работ установлен в 13 месяцев и 16 дней, вместо 6 месяцев, предусмотренных пунктом 16 Правил присоединения и пунктом 5 Договоров присоединения;
  • от 15.08.2014 № 14-10533 (объект гр. «<…>»), заключен по истечение 4 лет и 6 месяцев со дня подписания Договора присоединения № ОД-1193-ВЭС-10/24699 от 15.02.2010 с гр. «<…>», при этом срок выполнения подрядных работ установлен в 10 месяцев и 15 дней, вместо 6 месяцев, предусмотренных пунктом 16 Правил присоединения и пунктом 5 Договора присоединения;
  • от 18.06.2013 № 13-6406 (объект Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «<…>»), заключен по истечение 7 месяцев и 14 дней со дня подписания Договора присоединения № ОД-ВЭС-13248-12/13795-Э-12 от 05.10.2012 с Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «<…>»;
  • от 25.07.2014 № 14-8823 (объект Березко А.А.), заключен                    по истечение 3 лет и 6 месяцев со дня подписания Договора присоединения              № ОД-ВЭС-1260-11/8921-Э-10 от 24.02.2011 с гр. «<…>».;
  • от 06.08.2014 № 14-9441 (объект ДНП «ТУУТАРИ»), заключен по истечение 3 лет, 5 месяцев и 6 дней со дня подписания Договора присоединения № ОД-ГтЭС-605-11/20670-Э-10 от 28.02.2011                                        с ДНП «ТУУТАРИ»;
  • от 05.08.2014 № 14-9649 (объект ИП«<…>»), заключен по истечение 1 года, 5 месяцев и 27 дней со дня подписания Договора присоединения № ОД-ПрЭС-13-8660/9771-Э-13 от 16.03.2013                                        с ИП «<…>»);
  • от 25.07.2014 № 14-8823 (объект гр. «<…>»), заключен                      по истечение 3 лет и 6 месяцев со дня подписания Договора присоединения              № ОД-ВЭС-1260-11/8921-Э-10 от 24.02.2011 с гр. «<…>»;
  • Для выполнения мероприятий по исполнению договора № ОД-ВЭС-11965-12/9564-Э-12 от 31.07.2014 закупочные процедуры по отбору подрядных организаций ОАО «Ленэнерго» не проводились (вх. № 3753 от 25.05.2015).

 

Таким образом, ОАО «Ленэнерго» своими действиями (бездействием) нарушило нормативно установленные пунктом 16 Правил присоединения сроки осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителей, расположенных по адресам (указанные в графе 4 приложения), а также уклонилось от выполнения обязательств, предусмотренных Договорами присоединения, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, тем самым нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Факт совершение ОАО «Ленэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителей к электрическим сетям подтверждается заявлениями в Ленинградское УФАС России, пояснениями ответчика по данному делу, а также материалами дела.

 

Принимая во внимание указанные обстоятельства и, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать действия (бездействие) со стороны ОАО «Ленэнерго», выразившееся в неприсоединении энергопринимающих устройств заявителей: Администрации муниципального образования «Каменногорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства «<…>», Дачного некоммерческого товарищества «Туутари», гр. «<…>», Индивидуального предпринимателя«<…>»,                        гр. «<…>», гр. «<…>» к электрическим сетям в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил присоединения и согласованные в Договорах присоединения, что не позволяет потребителям получить услугу энергоснабжения, ущемляет их интересы, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

  1. Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

  1. Материалы дела № 187-05-1093-А/15 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения в отношении ОАО «Ленэнерго» и должностных лиц сетевой организации дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

 

 

Председатель Комиссии      

 

Члены Комиссии

 

                                                                                    

Примечание.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны