Решение №29.06.2015 № Р/04/676 РЕШЕНИЕ от 2 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. от 29.06.2015 № Р/04/676

 

 

 

Закрытое акционерное общество «Экодор»

Октябрьская наб., дом 102,

кор.2, лит.III,

г. Санкт-Петербург, 193079

тел. (812) 2440301; +7(960)2306443

факс: (812) 2440302

e-mail: apuzyreva@abz-1.ru

(заявитель)

 

Совет депутатов муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области

ул. Советская, дом 20, г. Кириши, Ленинградская область, 187110

тел. (81368) 225-12

(ответчик)

 

Администрация Киришского муниципального района Ленинградской области

ул. Советская, д. 20, г. Кириши, Ленинградская область, 187110

тел. (81368) 220-50

факс (81368) 229-18

e-mail: admkirish.mv@lenreg.ru  

admkir@admkir.ru

 (заинтересованное лицо)

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «23»июня 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:

Журавлева Алексея Александровича – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Борисовой Алёны Александровны – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Агаяна Георгия Араратовича – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ивлевой Александры Олеговны – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 24 по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (ул. Советская, дом 20, г. Кириши, Ленинградская область, 187110) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 24 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее по тексту – Ленинградское УФАС России) по результатам рассмотрения обращения Закрытого акционерного общества «Экодор» (далее по тексту – ЗАО «Экодор») на действия Заказчика при размещении информационного сообщения о приеме заявок на участие в отборе претендентов на право получения субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту дорожного покрытия улиц муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.

Из содержания обращения ЗАО «Экодор» следует, что 30.03.2015 года на сайте Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области было размещено информационное сообщение о приеме заявок на участие в отборе претендентов на право получения субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту дорожного покрытия улиц муниципального образования Киришского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области в 2015 году в соответствии с краткой характеристикой по ремонту дорожного покрытия улиц, затраты на выполнение которых подлежит возмещению за счет субсидий. Указанное сообщение было размещено на основании Приложения № 14 к решению совета депутатов № 5/31 от 22.12.2014 года «О бюджете муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2015 г.».  При этом, срок приема документов – два рабочих дня. Подобное ограничение срока приема документов для  участия в отборе фактически направлено на ограничение прав хозяйствующих субъектов на получение субсидии, что является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО «Экодор» на заседание не явился, представителем Совета депутатов муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту – Совет депутатов), представлены следующие пояснения.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту -БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашения должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с абзацем 21 статьи 6 БК РФ расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году являются бюджетными обязательствами. Согласно абзаца 12 статьи 6 БК РФ предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств являются бюджетными ассигнованиями.

Перечень бюджетных ассигнований установлен статьей 69 БК РФ, к ним, в том числе, относятся субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В соответствии с этим перечнем и Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» расходам на ремонт дорожного покрытия в рамках Подпрограммы «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области»  присвоен вид расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В соответствии со статьей 78 БК РФ решением о бюджете было утверждено приложение № 14 «Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту дорожного покрытия улиц муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в 2015 году» (далее по тексту – Порядок).

Таким образом своим решением Совет депутатов не  нарушил часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как Порядок принят в соответствии с БК РФ и не содержит положений, ограничивающих круг лиц (получателей субсидий).

 

Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.

Решением Совета депутатов  от 22.12.2014 № 5/31 «О бюджете муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2015 год» утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту дорожного покрытия улиц муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в 2015 году.

Указанный Порядок устанавливает правила предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту дорожного покрытия улиц муниципального образования.

В соответствии с правилами, установленными Порядком претендент предоставляет в Администрацию  Киришского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту - Администрация) заявку на получение субсидии с пакетом документов, перечень которых установлен Порядком.

Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту  5 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"  дорожная деятельность – это  деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). При этом, статья 54 Закона № 131-ФЗ устанавливает обязанность органов местного самоуправления осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок и устанавливает единый порядок размещения заказов.

Таким образом, системное толкование вышеназванных норм БК РФ, Закона № 131-ФЗ, Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что размещение муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети осуществляется только на основании положений, предусмотренных Законом о контрактной системе. Иной порядок размещения государственного и муниципального заказа федеральным законодательством не предусмотрен.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

То есть, федеральным законодательством установлена обязанность заказчика использовать исключительно аукцион в электронной форме при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети.

Согласно, статье 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. При проведении электронного аукциона не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ,  являющихся предметом контракта.

Однако, разделом 3 Порядка установлены такие критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидии как наличие в Уставе в качестве предмета (вида деятельности) указания на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия улиц, наличие опыта не менее 4 лет, наличие специальной дорожной техники, механизмов и оборудования, наличие производственно-технической базы, наличие штатных ИТР, наличие сертифицированной испытательной лаборатории.

Указанные критерии значительно снижают количество хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Разделом 4 Порядка установлена обязанность получателя субсидии выполнить работы в соответствии с попрограммой «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области» муниципальной программы муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области».

Таким образом, отношения между муниципальным образованием и получателем субсидии  носят возмездный и возвратный характер, так как взамен выделенных исполнителю бюджетных средств, последний обязан выполнить работы (оказать услугу), поэтому такие отношения нельзя квалифицировать как предоставление субсидий. При этом, локальными сметами, являющимися приложением к Информационному сообщению о приеме заявок на участие в отборе претендентов на право получения субсидии установлен размер прибыли, получаемой подрядчиком при проведении работ.

А, следовательно, конкурсный отбор на предоставление субсидии, фактически представляет собой размещение заказа для муниципальных нужд. При этом, критерии и порядок отбора, установленные в Порядке, существенно снижают количество хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичной процедуры торгов при размещении заказа на содержание и ремонт улично-дорожной сети.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, принятие Советом депутатов Решения от 22.12.2014 № 5/31 в части  распределения бюджетных ассигнований  по Подпрограмме «Поддержание существующей сети автомобильных дорог общего пользования муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области»  путем предоставления субсидий, а также принятия Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту дорожного покрытия улиц муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в 2015 году приводит к ограничению конкуренции в сфере дорожных работ и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Совета депутатов муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание Совету депутатов муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             А.А. Журавлев

 

Члены Комиссии                                                                          А.А. Борисова

 

                                                                                       Г.А. Агаян

 

                                                                                      А.О. Ивлева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны