Постановление №29.10.2015 № 197-15 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

29.10.2015 № 197-15

Законному представителю

ПАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 148-05-Ш/15

 

                                                                                             г. Санкт-Петербург

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) Коннов Глеб Николаевич, рассмотрев в присутствии защитника                    ПАО «Ленэнерго» (доверенность № 916-14 от 30.12.2014) материалы дела об административном правонарушении № 148-05-Ш/15, возбужденного в отношении Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» ИНН 7803002209 (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, далее - ПАО «Ленэнерго»),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось установление при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 234-05-7978-А/15 достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившегося в совершении субъектом естественных монополий ПАО «Ленэнерго» действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, а именно нарушение ПАО «Ленэнерго» пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) при исполнении заявки № 14-706 от 16.01.2014 на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Материалами дела № 148-05-Ш/15 и протоколом об административном правонарушении от 25.08.2015 № 74 установлено следующее.

         Основанием для возбуждения дела № 234-05-7978-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Ленэнерго» послужило поступившее в Ленинградское УФАС России (вх. № 7978 от 30.12.2014) заявление Общества с ограниченной ответственностью «ВестоЛес» (далее - ООО «ВестоЛес», заявитель) с жалобой на уклонение ПАО «Ленэнерго» от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных по адресу: Ленинградская область, Волховский район, с. Паша, д. Исаево.

Согласно жалобе ООО «ВестоЛес», по заявке от 16.01.2014 № 14-706 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» не направило проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в адрес заявителя, чем нарушило требований пункта 15 Правил присоединения.

Действия ПАО «Ленэнерго», не направившего проект Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в адрес ООО «ВестоЛес», ущемляют интересы заявителя и являются для него невыгодными, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

ПАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, ИНН 7803002209), является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 19.12.97 №127/8) по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

На рынке оказания услуг по технологическому присоединению включено в реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % приказом Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.06.1996 № 02-РР.

Требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции накладывает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением путем уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с изложенным, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Ленинградское УФАС России выдало ПАО «Ленэнерго» предупреждение о прекращении действий (исх. № Пд/05/8 от 20.01.2015), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         Срок исполнения предупреждения был установлен в 30 дней со дня получения.

О выполнении предупреждения ПАО «Ленэнерго» надлежало сообщить в Ленинградское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В сроки, указанные в предупреждении, в Ленинградское УФАС России не поступила информация об исполнении предупреждения № Пд/05/8 от 20.01.2015.

Бездействие сетевой организации свидетельствует об уклонении                            ПАО «Ленэнерго» от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, ущемляет интересы ООО «ВестоЛес», нарушает требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По указанным обстоятельствам приказом руководителя Ленинградского УФАС России от 25.03.2015 № 101 в отношении                         ПАО «Ленэнерго» было возбуждено дело № 234-05-7978-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии 29.04.2015 ответчик вручил заявителю проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, тем самым устранил признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для возбуждения дела № 234-05-7978-А/15.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Действия ПАО «Ленэнерго», не исполнившего в срок, указанный в предупреждении № Пд/05/8 от 20.01.2015, требование о направлении договора об осуществлении технологического присоединения к электрически сетям в соответствии с заявкой № 14-9842 от 09.04.2014, не соответствуют положениям пункта 15 Правил присоединения, ущемляют интересы заявителя, нарушают запреты, содержащиеся в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 234-05-7978-А/15, возбужденного по признакам нарушения ПАО «Ленэнерго» части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41,                пунктами 1, 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, решила:

  1.  Признать действия ПАО «Ленэнерго», не исполнившего предупреждение (исх. № Пд/05/8 от 20.01.2015) о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 234-05-7978-А/15, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

  1. Предписание по делу № 234-05-7978-А/15 не выдавать.

 

  1. Материалы дела № 234-05-7978-А/15 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения в отношении ПАО «Ленэнерго» и должностных лиц сетевой организации дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 2 статьи 14.31 КоАП установлена административная ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Действия ПАО «Ленэнерго», выразившиеся в неисполнении требований антимонопольного законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.31 КоАП – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в части 2 статьи 14.31 КоАП в виде административного штрафа для юридических лиц, если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В объяснениях к протоколу от 25.08.2015 № 74 по делу об административном правонарушении защитника ПАО «Ленэнерго», по доверенности № 916-14 от 30.12.2014, Шержинской М.А., представленных в Протоколе от 25.08.2015, указано виновное должностное лицо -                    Коротаев В.В., которое на момент возбуждения настоящего административного дела не состоит в трудовых отношениях                             с ПАО «Ленэнерго».

Приведенные обстоятельства не являются основанием для освобождения ПАО «Ленэнерго» от административной ответственности.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Совершенное ПАО «Ленэнерго» правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 КоАП не имеется.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа учитывается сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год (2014), предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (приказ от 25.03.2015).

 

В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП (далее - Методические рекомендации), направленными ФАС России письмом от 13.07.2015                     № ИА/34839/15, для расчета штрафа используется выручка от реализации товаров (работ, услуг) ПАО «Ленэнерго» за 2014 год, т.к. нарушение выявлено в 2015 году (приказ № 101 о возбуждении дела № 234-05-7978-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства издан 25.03.2015 года).

Согласно пункту Методических рекомендаций, географическими границами рынка в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (включая технологическом присоединение к электрическим сетям) в случае если совершено правонарушение в отношении лиц категории «прочие», присоединение которого характеризуется уровнем напряжения НН, признается территория ее филиала, где совершено правонарушение.

В рассматриваемом случае такой территорией являются зона обслуживания филиала ПАО «Ленэнерго» НлЭС.

Выручка от технологического присоединения не образует отдельного товарного рынка, а входит в состав рынка по оказанию услуг по передаче электрической энергии, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций выручка от хозяйственной деятельности по технологическому присоединению не выделяется отдельной строкой, а входит в состав выручки по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Выручка по филиалу ПАО «Ленэнерго» НлЭС от деятельности за оказание услуги по передаче электрической энергии по низкому уровню напряжения (НН) с учетом технологического присоединения (ОКВЭД 40.10.2) по сведениям, представленным сетевой организацией (вх. № 8314 от 27.10.2015), составила сумму (463 333 027,25) рублей.

Совокупный размер выручки ОАО «Ленэнерго» составил сумму 44 722 108 000,00 рублей (стр.010 приложения № 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год).

 

  1.  Согласно Методическим рекомендациям (пункт 1 «б» Методических рекомендаций) рассчитывается максимальный налагаемый штраф:

МаксШ=463 333 027,25 * 3 / 100 = 13 899 990,82 руб.

 

МаксШ - максимальный штраф, руб.;

463 333 027,25 – сумма выручки (доход) ПАО «Ленэнерго» по филиалу НлЭС от деятельности за оказание услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям по НН в 2014 году;

3/100 – три процента от выручки (дохода) от реализации товаров.

 

  1.  Согласно Методическим рекомендациям (пункту 2 Методических рекомендаций) рассчитывается минимальный налагаемый штраф:

МинШ=0,3 х 463 333 027,25 /100 = 1 389 999,08 руб.

МинШ - минимальный штраф, руб.;

463 333 027,25 – сумма выручки (доход) ПАО «Ленэнерго» по филиалу НлЭС от деятельности за оказание услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям по НН уровню напряжения в 2014 году;

0,3 – ноль целых три десятых процента суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, если эта сумма более 75 % совокупной суммы выручки, либо правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

 

3. Рассчитываем базовый штраф, который равен сумме минимального размера административного штрафа и половины разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа (п.3 Методических рекомендаций):

 

БШ=(МаксШ - МинШ)/2+МинШ

БШ=(13 899 990,82 - 1 389 999,08) /2 + 1 389 999,08= 7 644 994,95 руб.

БШ - базовый штраф;

13 899 990,82 – максимальный штраф;

1 389 999,08 – минимальный штраф.

 

4. Определяется размер и количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность для их учета в административном штрафе, подлежащем наложению на правонарушителя.

Каждое из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность учитывается при исчислении размера административного штрафа, в размере одной восьмой разности максимального и минимального размера административного штрафа:

ОО (ОС)=(МаксШ-МинШ)/8

ОО – обстоятельства, отягчающие административную ответственность,

ОС - обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

ОО (ОС) (13 899 990,82 - 1 389 999,08)/8 = 1 563 748,97 руб.

ОО – часть 2 ст.14.31 КоАП:

  1.          Общество уже подвергалось административному наказанию по часть 2 ст.14.31 КоАП, с момента привлечения не прошел срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП (1 год):

дело № 158-05-Ш/14, штраф оплачен 16.06.2015.

 

2).       Установлено обстоятельств четыре, смягчающих административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения

5. Размер административного штрафа, который подлежит наложению (ПШ):

Сумма базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

ПШ = БШ+(ОО*n)-(ОС*n) = 7 644 994,95 + (1 563 748,97 * 1)-( 1 563 748,97* 4) = 2 953 748,04 руб.

7 644 994,95 руб. - базовый штраф;

1 563 748,97 руб. - обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.

1 - количество обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

4 - количество обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Размер применяемого административного штрафа составляет сумму

2 953 748,04 руб. т. к. соблюдено условие: ПШ>1/2МинШ>50 000руб. (2 953 748,04>1/2* 1 389 999,08>50 000, где

2% от 44 722 108 000,00 = 894 442 160 руб.,

44 722 108 000,00 руб. - совокупный размер выручки ПАО «Ленэнерго» за 2014 год.

ПШ не может превышать 2% совокупного размера выручки

ПАО «Ленэнерго».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

ПАО «Ленэнерго» представило аудиторское заключение, отчет о финансовых результатах за 2014 год (убыток – 7 967 844 000 руб.), таблицу входящих претензий, поступивших в 2015 году (на общую сумму 3 850 688 730,74р.), сведения о находящихся в замороженном состоянии средствах на счетах ОАО «Банк «Таврический» в размере 13 367 044 695,15.

Вышеприведенные документы свидетельствуют о крайне неустойчивом финансовом положении ПАО «Ленэнерго».

Согласно информации на сайте ПАО «Ленэнерго» (http://www.lenenergo.ru/shareholders/fin_reports/), деятельность ПАО «Ленэнерго» за 2014 и 2015 годы является убыточной.

Также ПАО «Ленэнерго» предоставило в Ленинградское УФАС России план мероприятий по повышению эффективности деятельности и улучшению финансово-экономического состояния ПАО «Ленэнерго».

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с части 3.2 статьи 4.1 КоАП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи                            раздела II КоАП.

 

Назначение административного штрафа, исчисляемого в процентах от выручки ПАО «Ленэнерго», в соответствии со статьей 14.31 КоАП еще более ухудшит финансовое положение ПАО «Ленэнерго», что приведет не к предупреждению совершения новых правонарушений а, наоборот, будет препятствовать ПАО «Ленэнерго» в исполнении своих обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения и, соответственно, совершению новых правонарушений, аналогичных описанному в настоящем постановлении.

С учетом указанных оснований штраф 2 953 748,04 руб. подлежит снижению в 2 раза.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 2.1, 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Назначить ПАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, ИНН 7803002209) административное наказание по делу           № 148-05-Ш/15 в виде административного штрафа                                                           в размере 1 476 874,00 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Реквизиты для уплаты штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.

Получатель:

ИНН 7840396953

КПП 784201001

УФК по Ленинградской области (Ленинградском УФАС России)

Банк получателя:

Отделение Ленинградском г. Санкт-Петербург л/с 04451872970

Сч. № 40101810200000010022

БИК 044106001

ОКТМО - 40911000

Код дохода (КБК):

161 1 16 02010 01 6000 140 – (денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти).

В платежном поручении необходимо указывать номер административного дела № 148-05-Ш/15, по которому осуществляется оплата штрафа.

После оплаты штрафа копию платежного поручения (или иного документа об оплате) рекомендуется незамедлительно направить в Ленинградском УФАС России (по факсу: 274-30-73, либо электронной почте: to47@fas.gov.ru), поскольку согласно статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу № 148-05-Ш/15.

 

Заместитель руководителя

Ленинградского УФАС России                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны