Решение по жалобе №Р/04/39 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Эталон» от 31 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF31.05.2021 № Р/04/39
Заказчик:
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Заявитель:
ООО «Эталон»
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Эталон»
Резолютивная часть решения оглашена: 28.05.2021 Санкт-Петербург
Решение изготовлено в полном объеме: 31.05.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа от 24.05.2021
№ 246 в составе: <…>,
в присутствии представителей:
ПАО «ВСЗ» - <...>;
ООО «Эталон» - <…>,
рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Эталон» на действия ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Эталон» (далее – Заявитель) на действия
ПАО «ВСЗ» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений «Экспертиза промышленной безопасности кранов, комплексное обследование и нивелировка подкрановых путей, получение заключения экспертизы промышленной безопасности кранов актов комплексного обследования и нивелировок крановых путей» (извещение № 32110203417, далее – Запрос предложений).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Документации по Запросу предложений и положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при отклонении заявки Заявителя.
Обжалуемые Заявителем действия Заказчика:
ООО «Эталон» считает решение закупочной комиссии Заказчика о признании заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке, незаконным на основании следующего.
Заявка ООО «Эталон» была отклонена закупочной комиссией Заказчика как несоответствующая требованиям и условиям документации, а именно по причине непредставления ООО «Эталон» документов подтверждающих, что в штате имеются 3 эксперта, аттестованных в области Э14ТУ Ростехнадзором.
Однако в Документации о закупке отсутствует требование о наличии в штате участника закупки 3 экспертов, аттестованных в области Э14ТУ Ростехнадзором.
Согласно п. 4.1.15 Информационной карты Документации о закупке в штате Участника процедуры закупки должны быть на постоянной основе трудоустроены не менее трех экспертов.
Данный пункт, по мнению Заявителя, не содержит требований к удостоверениям экспертов.
В соблюдение требований п. 4.1.15 Информационной карты Документации о закупке ООО «Эталон» предоставило документальное подтверждение наличия в штате не менее трех экспертов: трудовые договоры, приказы, удостоверения экспертов.
В соответствии с п. 4.1.16 Информационной карты Документации о закупке. Участник в составе заявки должен предоставить, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в п. 4.1.15 Документации о закупке следующие документы:
- скан-копию лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств;
- выписку из трудовой книжки эксперта, скан-копию документа об окончании профильного высшего учебного заведения;
- действующее удостоверение Ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ.
Согласно буквальному трактованию п. 4.1.16 Информационной карты Документации о закупке, все требуемые документы указаны в виде существительного в единственном числе: «скан- копия лицензии, выписка из трудовой книжки, действующее удостоверение».
Участником в составе заявки были предоставлены все указанные в
п. 4.1.16 Информационной карты документы, а именно: скан-копия лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, выписка из трудовой книжки эксперта, скан-копия документа об окончании профильного высшего учебного заведения, действующее удостоверение Ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ.
Пункт 4.1.16 Информационной карты Документации о закупке, по мнению Заявителя, не содержит прямого требования предоставить действующее удостоверение Ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ на всех троих экспертов указанных в п. 4.1.15. Информационной карты Документации о закупке, состоящих в штате ООО «Эталон».
Также Документация о закупке, по мнению Заявителя, не содержит запрета на привлечение, в случае необходимости, к оказанию услуг экспертов с действующим удостоверением Ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ. Исходя из Разъяснений Ростехнадзора № 11-00-15/4245 от 14.04.2021 г. лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности в является наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности, которые соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом № 116- ФЗ, и для которых работа в этой организации является основной, запрета на привлечение, в случае производственной необходимости, экспертов по договору гражданско-правового характера или договору о работе по совместительству для проведения экспертизы промышленной безопасности, законодательством в области промышленной безопасности не установлен.
Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» документация о закупке должна быть составлена таким образом, чтобы наличие любых противоречий и разночтений в ней, способствующие сокращению числа участников закупки, было исключено.
В соответствии с Разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2016 г. «Об установлении требований к инструкции по заполнению заявок» документация о закупке, не должна вводить участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.10 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
ООО «Эталон», по его мнению, в полном объеме представило все документы, соответствующие требованиям законодательства РФ и Документации о закупке, согласно буквальному трактованию содержания документации.
Заявитель считает, что Заказчик допустил иное трактование п. 4.1.16. Информационной карты Документации о закупке, применил множественность, в то время как из буквального трактования вытекает требование предоставить документы в единственном числе каждого вида и на одного эксперта.
Действия Заказчика по иному трактованию условий документации о закупке (п. 4.1.16), по мнению Заявителя, направлены на ограничение принципа обеспечения конкуренции (ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», п.2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), что недопустимо с учетом целей законодательства о закупках и контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», осуществление Заказчиком/Комиссией Заказчика по осуществлению закупок действий, нарушающих права и законные интересы участника закупки, является основанием для обжалования их в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Действия Заказчика по отклонению заявки ООО «Эталон», по мнению Заявителя, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО «Эталон».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», п.1 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заявитель просит:
- Признать незаконными действия Заказчика - ПАО «ВСЗ» и выдать предписание об устранении допущенных нарушений при рассмотрении заявки участника закупки ООО «Эталон», а также аннулировать Протокол заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок участников № ЗБ-ЗП-ЭМО-2021 от 11 мая 2021 г. запроса предложений № 32110203417.
- Допустить к участию в закупке заявку ООО «Эталон» как соответствующую требованиям, установленным документацией о закупке.
- Обязать Заказчика повторно рассмотреть и оценить заявку
ООО «Эталон» на участие в запросе предложений № 321 10203417.
Уведомлением от 24.05.2021 № 04/420 Ленинградским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Эталон», рассмотрение жалобы назначено на 28.05.2021 в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы Заявителя Заказчиком представлена письменная позиция по доводам жалобы, в которой указано следующее.
На дату окончания приема заявок 29.04.2021 поступило 10 заявок. По результатам рассмотрения заявок был опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором 5 заявок участников (в их числе ООО «Эталон» были отклонены от дальнейшего рассмотрения с формулировкой «участниками не представлены документы, подтверждающие, что в штате есть 3 эксперта, аттестованные в области Э14 ТУ ростехнадзором».
Выкопировка из закупочной документации:
4.1.15 |
Дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора |
Лицензия на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств. В штате участника процедуры закупки должны быть на постоянной основе трудоустроены не менее трех экспертов. |
4.1.16 |
Документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям |
Участник в составе заявки, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в пункте 4.1.15 должен представить в составе заявки следующие документы: - скан-копию лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств; - выписка из трудовой книжки эксперта, скан-копия документа об окончании профильного высшего учебного заведения; действующее удостоверение ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ.
технических устройств; 1 |
В п.4.1.15 не указан профиль экспертов, - он расшифрован в п. 4.1.16, поэтому заявление Заявителя о том, п. 4.1.16 информационной карты не содержит требования предоставить действующее удостоверение Ростехнадзора в области Э14 ТУ на всех троих экспертов, указанных в п. 4.1.15 Информационной карты Документации о закупки Заказчик считает несостоятельным.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 682
«О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» пункта 4 «Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности являются:
а) наличие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности (далее - эксперты), которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной.
Область аттестации Э14 ТУ для экспертов, которые должны проводить экспертизу промышленной безопасности кранов, комплексное обследование и нивелировку в подкрановых путей, определена в перечне областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности (Приказ Ростехнадзора от 21.06.2016 № 234).
Заказчик считает, что перечень документов, предусмотренных закупочной документации ясен и понятен. Заявитель во время процедуры закупки уточняющих вопросов не задавал. Пакет документов Заявителя, по мнению Заказчика, не соответствует требованиям закупочной документации в части квалификации экспертов. Заявления о неодназначном трактовании закупочной документации, по мнению Заказчика субъективны.
В связи с вышеизложенным, Заказчик считает, что жалоба Заявителя на незаконные действия Заказчика не обоснована.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав правовую позицию и пояснения Заказчика и Заявителя, Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) определено, что запрос предложений является формой конкурентной закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а так же требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных, характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественные и качественные характеристики.
Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Комиссией установлено, что п. 4.1.15 Информационной карты Документации о закупке по Запросу предложений установлены дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, такими требованиями являются:
- Лицензия на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств.
- В штате участника процедуры закупки должны быть на постоянной основе трудоустроены не менее трех экспертов.
Пунктом 4.1.16 Информационной карты Документации о закупке по Запросу предложений установлены документы, которые должны подтверждать соответствие участника дополнительным требованиям:
Участник в составе заявки, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в пункте 4.1.15 должен представить в составе заявки следующие документы:
- скан-копию лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств;
- выписка из трудовой книжки эксперта, скан-копия документа об окончании профильного высшего учебного заведения;
- действующее удостоверение Ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ.
В соответствии с приведенными выше положениями документации Заказчика (в их системном единстве и взаимосвязи) установлено, что в штате участника закупки должно быть на постоянной основе трудоустроены не менее трех экспертов, для подтверждения данного требования участник закупки должен представить на данных экспертов в составе своей заявки действующие удостоверения Ростехнадзора в области Э14 (14.4) ТУ.
Таким образом, невозможно подтвердить наличие у участника закупки на постоянной основе в штате либо по договору гражданско-правового характера или договору о работе по совместительству трех экспертов в области Э14 (14.4) ТУ по одному удостоверению Ростехнадзора, на одного эксперта в области Э14 (14.4) ТУ, представленному Заявителем в составе своей заявке.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Эталон» на действия ПАО «ВСЗ» при проведении запроса предложений «Экспертиза промышленной безопасности кранов, комплексное обследование и нивелировка подкрановых путей, получение заключения экспертизы промышленной безопасности кранов актов комплексного обследования и нивелировок крановых путей» (извещение № 32110203417) необоснованной.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.