Решение №Р/04/13 Решение по делу № 047/05/5-4/2022 от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель: З.Д.С.

Заявитель: Г.Д.И.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

АНО «Всеволожский медиацентр В1»

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении рекламного законодательства № 047/05/5-4/2022

Резолютивная часть решения оглашена: 26.04.2022 Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 28.04.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>– заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев материалы дела № 047/05/5-4/2022, возбужденного в отношении Автономной некоммерческой организации «Всеволожский медиацентр В1» (<...>) по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии заявителя Г.Д.И.,

в отсутствии заявителя З.Д.С. (уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения),

в отсутствии представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - АНО «Всеволожский медиацентр В1» (уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление депутата законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва З.Д.С. о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области также поступило заявление Г.Д.И. о признаках нарушения Закона о рекламе.

Из обоих заявлений следует, что Автономная некоммерческая организация «Всеволожский медиацентр В1» (далее - АНО «Всеволожский медиацентр В1») размещала рекламу, содержащую не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемых товаров и услуг АНО «Всеволожский медиацентр В1» перед другими СМИ Ленинградской области. Указанная реклама распространялась на рекламных баннерах, размещенных по следующим адресам:

- г. Всеволожск, шоссе Дорога Жизни, 7км+750м,

- г. Всеволожск, шосссе Дорога Жизни, 8км+600м,

- г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 38 (ТК, универсам «Пятерочка»)

- г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 26А,

- г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 39 км+880м,

- г. Всеволожск, шоссе Дорога Жизни, 2км+900м (мемориал «Цветок жизни», перед постом ГИБДД)

В ходе осмотра представленных заявителями фотоматериалов, установлено, что на рекламных баннерах, расположенных по указанным адресам в г. Всеволожск Всеволожского района Ленинградской области, размещена следующая информация: в левой части баннера расположен логотип АНО «Всеволожский медиацентр В1» (буква «В», очерченная прерывающейся линией по квадратному контуру, в правом верхнем углу рядом с буквой расположена цифра 1, под буквой «В» содержится надпись «Всеволожский медиацентр»). Справа от логотипа АНО «Всеволожский медиацентр В1» белым цветом написаны слова «Самое влиятельное СМИ Ленобласти».

Согласно статье 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Содержащаяся на рекламных баннерах, расположенных по указанным адресам в г. Всеволожск Всеволожского района Ленинградской области, информация обладает всеми признаками рекламы, направлена на привлечение внимания, формирование интереса неопределенного круга потребителей к определенным услугам (услуги СМИ по предоставлению информации). Таким образом, информация, содержащаяся на указанных рекламных баннерах, является рекламой оказания услуг.

В соответствии со статей 1 Закона о рекламе целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии c пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2021 № 58 использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Исходя из представленных заявителями фотоматериалов, можно сделать вывод о том, что в данном случае в рекламе, размещенной АНО «Всеволожский медиацентр В1» на рекламных баннерах по указанным выше адресам в г. Всеволожск Всеволожского района Ленинградской области, не содержится указание на подтверждение того, что была осуществлена оценка различных СМИ Ленинградской области, и что именно АНО «Всеволожский медиацентр В1» был признал самым влиятельным из них.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Для установления рекламодателя в ходе рассмотрения поступивших заявлений Ленинградским УФАС России в адрес Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» сделан запрос о наличии разрешений на размещение и эксплуатацию рекламных баннеров, содержащих рекламу, указанную в заявлениях депутата законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва З.Д.С. и гр. Г.Д.И.

В ответ на запрос Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» представила сведения о том, что информация об АНО «Всеволожский медиацентра В1» размещена на рекламных конструкциях на основании следующих разрешений:

- г. Всеволожск, Дорога Жизни, 7км+750м – № 5080/1.0 от 23.08.2021,

- г. Всеволожск, Дорога Жизни, 8км+600м – № 4141/1.0-16 от 01.08.2016,

- г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 38 – № 2774/1.0-16 от 30.05.2016,

- г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 26А – № 4650/1.0-16 от 10.09.2015,

- г. Всеволожск, ш. Колтушское, 39км+880м – № 1330/1.0-16 от 23.03.2016,

- г. Всеволожск, Дорога Жизни, 2 км+900м – № 1087/1.0-16 от 20.04.2020.

Также для определения рекламодателя в ходе рассмотрения поступивших заявлений Ленинградским УФАС России в адрес АНО «Всеволожский медиацентр В1» сделан запрос об обстоятельствах, изложенных в заявлениях депутата законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва З.Д.С. и гр. Г.Д.И.

В ответе на запрос АНО «Всеволожский медиацентр В1» признало факт совершения правонарушения, указало, что данная реклама была ошибочно размещена на рекламных конструкциях, а также представило копию договора № 16-2022-к на размещение наружной рекламы. Согласно условиям данного договора АНО «Всеволожский медиацентр В1» является заказчиком услуг по размещению рекламно-информационных материалов на территории города Всеволожск Всеволожского района Ленинградской области. Согласно Приложению №1 к указанному договору, рекламоносители, содержащие фразу «Всеволожский медиацентр В1, самое влиятельное СМИ в Лен.области» должны быть установлены по следующим адресам:

- г. Всеволожск, Дорога Жизни, 7км+750м,

- г. Всеволожск, Дорога Жизни, 7 км+890м,

- г. Всеволожск, Дорога Жизни, 8км+600м,

- г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 38,

- г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 26А,

- г. Всеволожск, ш. Колтушское, 39км+880м.

Таким образом, адреса, указанные в Договоре на распространение рекламных услуг, совпадают с адресами, указанными в заявлениях Г.Д.И. и З.Д.С., и с адресами, указанными Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

На основании изложенного Ленинградское УФАС делает вывод о том, что АНО «Всеволожский медиацентр В1» является рекламодателем рекламы «Всеволожский медиацентр В1, самое влиятельное СМИ Лен. Области», распространяемой посредством рекламных баннеров на территории города Всеволожск Ленинградской области по указанным адресам.

В связи с вышеизложенным, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с главой IV Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, в отношении АНО «Всеволожский медиацентр В1» возбуждено производство по делу № 047/05/5-4/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе (Определение от 07.04.2022 №О/04/22).

К участию в рассмотрении дела № 047/05/5-4/2022 привлечены:

- Г.Д.И. (<...>) в качестве заявителя;

- З.Д. С. (<...>) в качестве заявителя;

- Автономная некоммерческая организация «Всеволожский медиацентр В1»
(<...>) в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Дело № 047/05/5-4/2022 назначено к рассмотрению на 26.04.2022 в 13:00 часов.

Рассмотрение дела № № 047/05/5-4/2022 проведено в дистанционном режиме (без очного участия сторон).

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения заявителя Г.Д.И., Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Информация, содержащая текст «Всеволожский медиацентр В1, самое влиятельное СМИ Лен. Области», размещенная на рекламных баннерах, расположенных в г. Всеволожск Всеволожского района Ленинградской области по указанным выше адресам, является рекламой, так как отвечает вышеуказанным требованиям.

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии c пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2021 № 58 использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Реклама, распространяемая на рекламных баннерах, расположенных на территории города Всеволожск Ленинградской области по указанным выше адресам, и содержащая текст «Всеволожский медиацентр В1, самое влиятельное СМИ Лен. области» нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

За нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В рамках рассмотрения заявления Ленинградским УФАС России установлено, что рекламодателем является АНО «Всеволожский медиацентр В1».

АНО «Всеволожский медиацентр В1» письмом от 22.04.2022 сообщила, что вся реклама, содержащая фразу «Всеволожский медиацентр В1, самое влиятельное СМИ Лен. области», удалена по требованию организации. При этом доказательства устранения правонарушения (фотоматериалы, подтверждающие отсутствие на рекламных конструкциях по указанным выше адресам рекламы с данной фразой) в Комиссию не представлены.

Рассмотрев материалы дела, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с главой IV Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Ленинградского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, размещенную на рекламных баннерах, расположенных в г. Всеволожск Всеволожского района Ленинградской области и содержащую текст: «Всеволожский медиацентр В1, самое влиятельное СМИ Леонбласти» недостоверной.
  2. Признать в действиях АНО «Всеволожский медиацентр В1», как рекламодателя, нарушение требований части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Выдать АНО «Всеволожский медиацентр В1» предписание об устранении нарушений.

Председатель Комиссии:

<...>

   

Члены Комиссии:

<...>

 

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны