Решение б/н решение от 28 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе ИП Блиновой Н.А. Санкт-Петербург Резолютивная часть решения оглашена: 25.07.2023 Решение изготовлено в полном объеме: 28.07.2023 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа № 236/23 от 25.07.2023 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе: Председатель Комиссии: . – врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии; Члены Комиссии:  – главный специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России; . – специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России; рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя Блиновой Н.А. (далее – Заявитель, 2023-7288 2 ИП Блинова Н.А.), на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») в отсутствие представителя Заявителя - ИП Блиновой Н.А., (извещенного надлежащим образом), в присутствии представителя ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»  (доверенность № 905-д от 19.12.2022), УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ИП Блиновой Н.А. на действия (бездействие) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектных и строительно-монтажных работ по реконструкции системы биологической очистки в части замены 4-х погружных осевых насосов перекачки иловой смеси (инв. №1410424570, инв. №1410424571, инв. №1410424572, инв. №1410424573) и 3-х вертикальных мешалок аэротенков (инв. №1410424549, инв. №1410424564, инв. №1410424577) на Центральной станции аэрации для подключения гостиницы со встроенно-пристроенным гаражом, встроенной трансформаторной подстанцией по адресу: Санкт-Петербург, улица Орджоникидзе, дом 44а, литера А (извещение № 32312528675) (далее – Конкурс). В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит 2023-7288 3 императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках. В жалобе Заявитель указывает следующие доводы: «Считаем, Заказчиком установлены требования к подтверждению опыта участников, которые сужают круг потенциальных участников закупки и соответственно ограничивают конкуренцию. Заказчик требует для подтверждения опыта предоставить договоры/контракты на выполнение проектно-изыскательских работ по монтажу/ капитальному ремонту/ модернизации технологического оборудования на канализационных очистных сооружениях. Таким образом, к примеру, участники имеющие опыт исполнения контракта по строительству промышленного предприятия, который в себя включает проектноизыскательские работы по строительству канализационных очистных сооружений, не смогут предоставить свой опыт и иметь конкурентные преимущества. При этом, данные виды работ в себя могут включать также и монтаж технологического оборудования на канализационных очистных сооружениях». Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ИП Блиновой Н.А. в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС). Уведомлением (исх. № ИМ/6245/23 от 19.07.2023) рассмотрение жалобы назначено на 25.07.2023 в 15:45 по ВКС. Заказчику в срок до 24.07.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок. В указанную дату жалоба рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС. Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2023. Заказчик поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России, считает жалобы Заявителя необоснованными. Извещение № 32312528675 о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 27.06.2023, окончание подачи заявок 11.07.2023 в 12:00 (МСК), дата подведения итогов 21.07.2023. 2023-7288 4 Изучив довод жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего закона. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга (далее – Положение), а также Документацией на проведение Конкурса (далее – Документация). По мнению Заявителя установленные Заказчиком в Документации критерии и порядок оценки и сопоставления заявок содержат противоречие нормам Закона о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в части 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Пункт 11.2 Информационной карты Документации устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок. Так, для оценки заявок участников закупки Заказчик в пункте 11.2 Информационнной карты Документации установил следующие критерии оценки заявок: Номер критерия оценки заявок Наименование критерия оценки заявок Значимость критерия (%) Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки 1. Цена договора 70 0,7 2. Аналогичный опыт выполнения работ 30 0,3 2.1. Аналогичный опыт выполнения проектно-изыскательских работ: Количество договоров/контрактов генподряда и/или субподряда, исполненных участником в полном объёме, по которым выполнены проектно-изыскательские работы по монтажу/ капитальному ремонту/ модернизации технологического оборудования на каналихационных очистных сооружениях в период с 2018 года по настоящий момент (А1) 0.5 2.2. Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ: Количество договоров/контрактов генподряда и/или субподряда, исполненных участником в полном объёме, по которым выполнены строительно-монтажные работы по монтажу/ капитальному ремонту/ модернизации технологического оборудования на каналихационных очистных сооружениях, в период с 2018 года по настоящий момент (А2) 0.5 2023-7288 5 Проанализировав положения Документации, Комиссия установила, что, вопреки доводам Заявителя, для оценки заявок по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ» участники представляют договоры/контракты как на выполнение проектноизыскательских работ, так и строительно-монтажных работ, соответствующих предмету Конкурса. Таким образом, установление показателей оценки по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ» непосредственно связан с предметом Конкурса – выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектных и строительномонтажных работ по реконструкции системы биологической очистки в части замены 4-х погружных осевых насосов перекачки иловой смеси (инв. №1410424570, инв. №1410424571, инв. №1410424572, инв. №1410424573) и 3-х вертикальных мешалок аэротенков (инв. №1410424549, инв. №1410424564, инв. №1410424577) на Центральной станции аэрации для подключения гостиницы со встроенно-пристроенным гаражом, встроенной трансформаторной подстанцией по адресу: Санкт-Петербург, улица Орджоникидзе, дом 44а, литера А, и, в свою очередь, имеет целью привлечение к участию в Конкурсе наиболее квалифицированных исполнителей, имеющих опыт выполнения работ, аналогичных предмету закупки, для снижения риска оказания некачественных услуг. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам Конкурса и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика. Сама по себе невозможность участия в Конкурсе отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Таким образом, поскольку требования, установленные в Конкурсной документации в целях исключения риска неисполнения договора, предъявляются в равной мере ко всем участникам, не создают условий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих права, и законные интересы Заявителя, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют. Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости 2023-7288 6 выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России, РЕШИЛА: Признать жалобу индивидуального предпринимателя Блиновой Н.А. на действия (бездействие) Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектных и строительно-монтажных работ по реконструкции системы биологической очистки в части замены 4-х погружных осевых насосов перекачки иловой смеси (инв. №1410424570, инв. №1410424571, инв. №1410424572, инв. №1410424573) и 3-х вертикальных мешалок аэротенков (инв. №1410424549, инв. №1410424564, инв. №1410424577) на Центральной станции аэрации для подключения гостиницы со встроенно-пристроенным гаражом, встроенной трансформаторной подстанцией по адресу: Санкт-Петербург, улица Орджоникидзе, дом 44а, литера А (извещение № 32312528675) необоснованной. В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны