Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению ... от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Автоцентр А7»

 

 

Организатор торгов:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

 

191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит а

 

Оператор электронной торговой

площадки:

АО «Сбербанкт-АСТ»

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

№ 047/10/18.1-2519/2023

 

31 августа 2023 года                                                                               г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа от 31.08.2023 № 301/23 по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

в присутствии на заседании Комиссии 31.08.2023 посредством видеоконференцсвязи представителей сторон по доверенностям:

от Организатора торгов – Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Организатор торгов):

в отсутствие представителей Заявителя – ООО «Автоцентр А7» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Автоцентр А7» (вх. № 10093-ЭП/23 от 24.08.2023) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, площадью 8,8 га, местоположение: Ленинградская область, Приозерское лесничество, Кривковское участковое лесничество, квартал 6 выдел 10, часть выдела 10.1, выдел 11, части выделов 15, 15.1, выдел 16, часть выдела 17, кадастровый номер 47:03:0706002:438, вид использования лесов - осуществление рекреационной деятельности (изв. № 22000090560000000027, лот № 3) (далее – аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении аукциона.

Уведомлением от 25.08.2023 № АВ/7760/23 Ленинградским УФАС России жалоба Заявителя принята к рассмотрению.                              

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Проанализировав представленные к моменту заседания Комиссии документы и информацию, ознакомившись с доводами жалобы Заявителя, письменным отзывом Организатора торгов по доводам жалобы, выслушав правовую позицию представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

29.06.2023 на официальном сайте http://torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано извещение № 22000090560000000027, лот № 3 (далее – извещение) о проведении аукциона.

Комиссией установлено, что информация о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений размещается в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ).

В доводах своей жалобы Заявитель указывает, что Организатор торгов неправомерно не допустил Заявителя к участию в аукционе.

Комиссия установила, что согласно протоколу № 3 приема и рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка от 15.08.2023 заявка ООО «Автоцентр А7» не допущена к участию в аукционе по следующим основаниям:

«При рассмотрении заявки ООО «Автоцентр А7» выявлены следующие нарушения аукционной документации, инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и нарушен порядок, форма и последовательность заполнения заявки согласно нижеизложенному.

1. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, указывается местоположение лесного участка в следующей последовательности: субъект РФ, муниципальное образование, лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел (часть выдела). Заявка ООО «Автоцентр А7» не содержит сведений о муниципальном образовании испрашиваемого лесного участка, сведения о «районе» не тождественно сведениям о «муниципальном образовании».

2. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, установлено, что в случае отсутствия каких-либо сведений, установленных формой заявки, необходимо прямо указывать об этом при заполнении заявки. Изменение порядка, формы, последовательности заполнения заявки не допускается. Заявка на участие в аукционе заполняется разборчиво ручкой или с применением печатающих устройств по приведенной форме.

Однако заявителем представлена заявка не по утвержденной форме, а именно: удален раздел «для индивидуального предпринимателя, дополнительно для представителя заявителя по доверенности», не указаны причины не заполнения части раздела заявки.

3. Согласно инструкции по заполнению заявки, заявитель заверяет каждый лист прилагаемых документов в составе заявки в соответствии с нормами действующего законодательства, нумерует приложения и указывает в заявке количество и краткое наименование прилагаемых документов. Одна из прилагаемых выписок ЕГРЮЛ не пронумерована, в заявке в разделе «приложения» нет краткого наименования прилагаемых документов.

4. Согласно инструкции по заполнению заявки не допускаются исправления, подчистки, дефекты печати в виде полос, пятен, бликов. Прилагаемый к заявке решение № 3 от 14.01.2019 имеет дефекты в виде полос, пятен.

5. Согласно инструкции по заполнению заявки установлено, что заявка должна содержать сквозную нумерацию листов, заверена оригиналом подписи заявителя и печатью (печать при наличии) на каждом листе с указанием должности, расшифровки ФИО и даты заполнения, содержать указание на количество листов. Заявка на первом листе не содержит сведений оригинала подписи заявителя и печати, также не указана должность, расшифровка ФИО и даты заполнения.

Вышеуказанные нарушения аукционной документации, инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и нарушение порядок, формы и последовательность заполнения заявки нарушает правила и требования заполнения заявки, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по правилам ч. 18 ст. 78 Лесного кодекса РФ и приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67».

1. По доводу относительно того, что заявка ООО «Автоцентр А7» не содержит сведений о муниципальном образовании испрашиваемого лесного участка, представители Организатора торгов пояснили, что такие сведения должны быть представлены в соответствии с выпиской на лесной участок из ЕГРН, размещенной в извещении.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Комиссия установила, что в приложенной выписке из ЕГРН указан адрес лесного участка: Российская Федерация, Ленинградская область, Приозерский район, Приозерское лесничество, Кривковское участковое лесничество, квартал 6 выдел 10, часть выдела 10.1, выдел 11, части выделов 15, 15.1, выдел 16, часть выдела 17.

В заявке Заявителя на участие в аукционе указан адрес лесного участка: Ленинградская область, Приозерский район, Приозерское лесничество, Кривковское участковое лесничество квартал 6 выдел 10, часть выдела 10.1, выдел 11, части выделов 15, 15.1, выдел 16, часть выдела 17.

Таким образом, в заявке Заявителя и в выписке из ЕГРН указано муниципальное образование «Приозерский район».

При этом в извещении указано «Местоположение: Ленинградская область, Приозерское лесничество, Кривковское участковое лесничество, квартал 6 выдел 10, часть выдела 10.1, выдел 11, части выделов 15, 15.1, выдел 16, часть выдела 17», то есть, какое-либо муниципальное образование не приведено.

Представители Организатора торгов не пояснили Комиссии по существу, как именно в заявке должно быть заполнено значение «муниципальное образование».

Согласно части 18 статьи 78 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

1) несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей;

2) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений лицом, право которого на приобретение лесных насаждений на основании договора купли-продажи лесных насаждений не предусмотрено настоящим Кодексом;

4) представление заявки на участие в аукционе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или принятие заявителем-гражданином решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

6) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

8) отсутствие сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства);

9) представление заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 4.1 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление о проведении аукциона.

Комиссия приходит к выводу, что Организатором торгов в нарушение части 18 статьи 78 ЛК РФ заявка Заявителя неправомерно не допущена к участию в аукционе по указанному основанию, не обоснована причина такого отклонения.

2. По доводу относительно того, что не все прилагаемые документы к заявке Заявителя пронумерованы, заявка на первом листе не содержит сведений оригинала подписи заявителя и печати, также не указана должность, расшифровка ФИО и даты заполнения, представитель Организатора торгов пояснил, что указанные требования к заявке содержатся в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (далее – инструкция).

Согласно пункту 9 части 15 статьи 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

Комиссия установила, что к извещению приложены форма заявки и инструкция.

В инструкции содержатся в том числе следующие положения:

«В заявке должны присутствовать: подпись, должность (при наличии) и расшифровка подписи (ФИО подписанта), дата заполнения заявки.

Заявка должна содержать сквозную нумерацию листов, заверена оригиналом подписи заявителя и печатью (печать при наличии) на каждом листе с указанием должности, расшифровки ФИО и даты заполнения, содержать указание на количество листов. Заявитель заверяет каждый лист прилагаемых документов в составе заявки в соответствии с нормами действующего законодательства, нумерует приложения и указывает в заявке количество и краткое наименование прилагаемых документов.

Заявка на участие в аукционе и приложения к ней формируются на бумажном носителе, преобразуются в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов, заверяются электронной подписью заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя».

В силу части 1 статьи 80 ЛК РФ аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 80 ЛК РФ в случае проведения аукциона в электронной форме информация о проведении аукциона подлежит размещению организатором аукциона на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения торгов в электронной форме (далее - электронная площадка) одновременно с размещением на официальном сайте торгов.

В соответствии с частью 6 статьи 80 ЛК РФ проведение аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия установила, что аукцион проводился в электронной форме посредством электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор).

Согласно пункту 10.1.1 регламента универсальной торговой площадки (далее – УТП) АО «Сбербанк-АСТ» от 21.04.2023 (далее – Регламент) все документы и сведения, связанные с получением регистрации на УТП и проведением закупок/продаж, направляются Заявителями, Пользователями, Оператором либо размещаются ими на УТП в форме электронных документов.

В силу пункта 10.2.1 Регламента для организации электронного документооборота Заявитель и Пользователь должны установить необходимые аппаратные средства, лицензионное клиентское программное и информационное обеспечение и получить сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи (СКП УКЭП) в аккредитованном в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Согласно пункту 10.2.3 Регламента электронный документ, подписанный электронной подписью, имеет равную юридическую силу с подписанным документом на бумажном носителе и влечет аналогичные правовые последствия. Электронная подпись в электронных документах, сформированная владельцем сертификата ключа подписи, является равнозначной собственноручной подписи владельца сертификата ключа проверки электронной подписи и оттиску печати Пользователя системы при выполнении условий, определенных Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Также Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи), информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Частью 4 статьи 6 Закона об электронной подписи установлено, что одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Следовательно, заявка на участие в аукционе, а также документы, поданные в составе электронной заявки на участие в аукционе, подписанной квалифицированной электронно-цифровой подписью, являются подписанными квалифицированной электронно-цифровой подписью, что равнозначно собственноручной подписи.

При проведении электронного аукциона утеря документов или их страниц из электронной заявки невозможна, в связи с чем требование о наличии в заявке сквозной нумерации, подписи и заверения каждой страницы документа излишни. Кроме того, в составе заявки участник направляет несколько документов, находящихся в разных файлах, в связи с чем их сквозная нумерация не может способствовать эффективному заполнению и рассмотрению заявки. Каким образом оригинал подписи заявителя и наличие печати на каждом листе с указанием должности, расшифровки ФИО и даты заполнения способствуют рассмотрению электронной заявки и проведению торгов, какова их необходимость из пояснений Организатора торгов не следует.

В связи с изложенным требование о необходимости формирования заявки и приложений на бумажном носителе, установленное в инструкции, также не соответствует способу проведения торгов, определенному в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, несоответствие указанным требованиям явилось основанием отказа Заявителю в допуске участию в торгах, в то время как целью проведения торгов является определение наибольшего круга участников торгов и продажа предмета торгов по установленной в процессе торгов наивысшей цене.

При этом в протоколе, в письменных возражениях Организатор торгов указал, что одна из выписок из ЕГРЮЛ в составе заявки Заявителя не пронумерована. Комиссия установила, что в составе заявки Заявителем приложено две выписки из ЕГРЮЛ: пронумерованная в виде скан-копии и в электронном виде с электронной подписью ФНС. Электронный документ не может быть пронумерован и отсканирован без утраты электронной подписи третьего лица.

Доказательств обратного Организатором торгов не представлено.

3. Также в протоколе по рассмотрению заявок содержится основание отклонения Заявителя, которое заключается в том, что решение № 3 от 14.01.2019 имеет дефекты в виде полос, пятен.

Комиссия установила, что указанное решение содержит дефект в виде полосы, не препятствующий прочтению документа. Оснований считать данный дефект влекущим недействительность или нечитаемость представленного документа не имеется.

Установленное в инструкции требование о том, что «Не допускаются исправления, подчистки, дефекты печати в виде полос, пятен, бликов, использование факсимильных подписей и фотокопий документов», как основание для признания заявки участника не допущенным к участию в аукционе избыточно, не соответствует целям проведения аукциона, не способствует эффективному и справедливому рассмотрению заявок на участие в аукционе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Организатора торгов, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях Организатора торгов усматривается нарушение порядка проведения аукциона, а именно пункта 9 части 15, части 18 статьи 78 ЛК РФ.

Дополнительно Комиссия установила, что как в протоколе № 7 приема и рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка от 15.08.2023, так и в возражениях по доводам жалобы Организатор торгов ссылается на положения приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Приказ № 67). Однако Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом № 67, установлены в продолжение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что прямо следует из преамбулы Приказа № 67. При этом в силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Таким образом, Приказ № 67 не устанавливает порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Автоцентр А7» (вх. № 10093-ЭП/23 от 24.08.2023) на
действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона на право
заключения договора аренды лесного участка, площадью 8,8 га, местоположение:
Ленинградская область, Приозерское лесничество, Кривковское участковое
лесничество, квартал 6 выдел 10, часть выдела 10.1, выдел 11, части выделов 15, 15.1, выдел 16, часть выдела 17, кадастровый номер 47:03:0706002:438, вид использования лесов - осуществление рекреационной деятельности (изв. № 22000090560000000027, лот № 3) – обоснованной;

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 9 части 15, части 18 статьи 78 ЛК РФ;

3. Выдать Организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны