Решение №Р/04/32 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ЭнзоВин Нутришн» от 11 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.05.2021 № Р/04/32 Заказным письмом без уведомления

Заказчик:

ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН»

ул. Вишнякова, д. 6,

г. Бокситогорск,

Ленинградская область, 187650

otdeldog00@mail.ru

Заявитель:

ООО «ЭнзоВин Нутришн»

ул. Псковская, д. 12 стр. 4,

г. Москва, 127224

info@enzowin.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЭнзоВин Нутришн»

Резолютивная часть решения оглашена: 28.04.2021 Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 11.05.2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа от 28.04.2021
№ 220 в составе:

– врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель комиссии.

– старший государственный инспектор отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член комиссии;

– заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член комиссии,

в присутствии представителя:

ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» (доверенность № б/н от 01.03.2021);

ООО «ЭнзоВин Нутришн» не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения,

рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «ЭнзоВин Нутришн» на действия ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «ЭнзоВин Нутришн» (далее – Заявитель) на действия ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право поставки смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания в 2021 году (извещение № 32110181947, далее – Запрос котировок).

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в части предъявления необоснованных требований к участникам закупки.

Обжалуемые Заявителем действия Заказчика:

12.04.2021 Заказчиком на информационной площадке ЭТП «Торги 223» была размещена заявка (под № 32110181947 в системе ЕАИСТ) о проведении электронного аукциона в виде запроса котировок, а именно согласно описанию объекта закупки – поставка смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания в 2021 году с установлением начальной (максимальной) ценой в 416726,10 рублей.

Положение о закупке является локальным нормативным правовым документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, осуществляющего закупки в соответствии с Законом о закупках, и подлежит размещению на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

В описании объекта закупки Заказчиком в «Техническом задании на закупку смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания» Документации об аукционе в электронной форме указано следующее:

п/п

Наименование

продукта

Характеристика продукта

Ед.

измерения

Кол-во

Область применения, качество, характеристики продукта

Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта

1.

Смесь белковая

композитная

сухая

КТРУ

10.86.10.910-00000002

Вид применяемого сырья: Белок молока

Агломерированная форма: Да

Наличие обогащающих компонентов: Да

Предназначена для использования пищеблоками учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в качестве компонента при приготовлении блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет.

Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016.

Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции»

Смесь белковая композитная сухая должна содержать кальций не менее 1,85г на 100 г.*

Пищевая и энергетическая ценность в 100 г

Белки – 40,0 г

Жиры – 20,0 г

Углеводы – 30,0 г

в т.ч. пищевые волокна – 4 г

Энергетическая ценность – 452,0 Ккал.

Упаковка: пакеты из многослойных полимерных материалов, масса нетто от 1,0 до 10,0 кг.

Срок годности не менее 10 месяцев.

кг

170

Согласно описанию объекта закупки Заказчик, по мнению Заявителя, незаконно устанавливает избыточные требования к характеристикам смеси белковой композитной сухой (далее-СБКС), а именно смесь должна содержать не менее 1,85 г. кальция в 100 г смеси.

Согласно информации находящейся в открытом доступе на сайте https://egrul.nalog.ru/ , заказчик - Ленинградское областное государственное автономное учреждение «Бокситогорский комплексный центр социального обслуживания населения» (ИНН 4701004642) является медицинской организацией, и осуществляет свою деятельность на основании лицензии.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020), мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Под Лечебным питанием понимается - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи (п. 1 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 13.07.2020) установлено, что при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека (п. 2 ст. 17).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2020), подтверждение соответствия пищевых продуктов, материалов и изделий и процессов их производства (изготовления) требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, осуществляется в случаях и порядке, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 39 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

При составлении описания объекта закупки Заказчик обязан руководствоваться спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно особенностями закупаемого товара и его применения. Поставка товара, не соответствующего требованиям заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса.

Задачей законодательства о контрактной системе является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок, и оказание наиболее квалифицированных услуг (постановления Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11604/12, от 28.12.2010 № 11017/10).

Основной целью Заказчика является предоставление социальных услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ленинградской области гражданам, признанных нуждающимися  в социальном обслуживании:

  • социально-бытовых;
  • социально-медицинских;
  • социально-психологических;
  • социально-педагогических;
  • социально-трудовых;
  • социально-правовых;
  • услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочных социальных услуг.

Заказчик осуществляет свою деятельность помимо медицинских услуг в сфере «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам» и в «по уходу с обеспечением проживания прочая».

Заказчик является «Комплексным центром социального обслуживания населения» и осуществляет социальное обслуживание населения, то на него распространяется ГОСТ Р 52880-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"».

Согласно п 4.8. ГОСТа Р 52880-2007, Комплексный центр социального обслуживания населения - комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Из п. 4.8.1.1. данного ГОСТа, следует что основными направлениями деятельности центра являются:

- мониторинг социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

- учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;

- предоставление гражданам - клиентам центра всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);

- социальная реабилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов);

- оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.

Таким образом, по мнению Заявителя, исходя из указанного ГОСТа, при проведении медицинских мероприятий в отношении лиц нуждающихся в лечении, а именно при приготовлении лечебного питания, Заказчик обязан руководствоваться Приказом Минздрава РФ от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания», а следовательно и добавлять в рацион питания СБКС и ВМК.

Основными правовыми актами на территории Российской Федерации, обязательными к исполнению и регламентирующими оборот смесей белковых композитных сухих (далее – СБКС) в медицинских организациях, являются:

  1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011
    «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011).
  2. Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 027/2012
    «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (далее - ТР ТС 027/2012).
  3. ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 33933-2016).
  4. Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (далее — Приказ 330).
  5. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.3.2.1078-01).
  6. Приказ Минздрава РФ от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» (далее - Приказ 395н).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 7 раздела II «Положения о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 г., вышеуказанные приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации зарегистрированы в установленном порядке и являются нормативно-правовыми актами, исполнение которых обязательно для всех медицинских учреждений.

В описании объекта закупки электронного аукциона Заказчик установил требование к закупаемой продукции (СБКС) в соответствии с ГОСТ 33933-2016, что указано в аукционной документации.

Согласно указанного Заказчиком ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия», объектом закупки должен являться специализированный продукт, предназначенный для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.

Так, в соответствии с приложением В.2 ГОСТ 33933-2016 Пищевая и энергетическая ценность в 100 г СБКС, используемых в стандартных диетах для диетического лечебного питания и питания в учреждениях (отделениях) социальной защиты, должна соответствовать следующим характеристикам:

   

Наименование показателя

Значение показателя

Энергетическая ценность, ккал

452,0

Белок, г

40,0

Жир, г

20,0

Углеводы, г

30,0

в т.ч. пищевые волокна, г

4,0

Согласно п.5.1.1. ГОСТа 33933-2016, СБКС должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением требований, установленных в [1], [2], приложении А.

В соответствии с п.5.1.3 ГОСТа 33933-2016, химические показатели СБКС должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2. Из которой следует, что содержание витаминов и минеральных веществ в суточной порции СБКС, обогащенного витаминами и минеральными веществами, пребиотиками или соответствующими премиксами, %, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте должно быть в интервале от 15 до 50 процентов.

Таким образом, добавляя в состав СБКС дополнительные ингредиенты изготовитель должен руководствоваться п. 5.1.7 указанного ГОСТа, согласно которому содержание функциональных ингредиентов в соответствии с таблицей В.3 (приложение В) с учетом рекомендованной физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах для различных половозрастных групп взрослого населения и детей старше 3-х лет, согласно нормативным правовым актам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.

Согласно данной таблице, при добавлении дополнительных ингредиентов в состав СБКС должно быть включено в указанных интервалах следующее:

Наименование показателя

Значение показателя

Витамин C, мг

От 13,5 до 45,0 включ.

Витамин B1, мг

От 0,22 до 0,75 включ.

Витамин B2, мг

От 0,4 до 0,9 включ.

Витамин B6, мг

От 0,3 до 1,0 включ.

Ниацин, мг

От 3,0 до 10,0 включ.

Витамин B12, мкг

От 0,45 до 1,5 включ.

Фолиевая кислота, мкг

От 60,0 до 200,0 включ.

Пантотеновая кислота, мг

От 0,75 до 2,5 включ.

Биотин, мкг

От 7,5 до 25,0 включ.

Витамин A, мкг рет. экв.

От 135,0 до 450,0 включ.

Витамин E, мг ток. экв.

От 2,25 до 7,5 включ.

Витамин D, мкг

От 1,5 до 5,0 включ.

Витамин K, мкг

От 18,0 до 60,0 включ.

Кальций, мг

От 150,0 до 500,0 включ.

Магний, мг

От 60,0 до 200,0 включ.

Калий, мг

От 375,0 до 1250,0 включ.

Железо, мг

От 1,5 до 5,0 включ.

Цинк, мг

От 1,8 до 6,0 включ.

Йод, мкг

От 22,5 до 75,0 включ.

Медь, мг

От 0,15 до 0,5 включ.

Марганец, мг

От 0,3 до 1,0 включ.

Хром, мкг

От 7,5 до 25,0 включ.

Молибден, мкг

От 10,0 до 35,0 включ.

По мнению Заявителя, в ГОСТе не содержится указаний о возможности включения только одного показателя как дополнительного ингредиента в состав СБКС, то исходя из норм толкования, при включении дополнительных ингредиентов подлежит включение всех витаминов и минеральных веществ в указанных интервалах.

Однако, по мнению Заявителя, включение дополнительных ингредиентов в состав СБКС приведет к нарушению Приказа Минздрава РФ от 21.06.2013
№ 395н «Об утверждении норм лечебного питания» (далее - Приказ 395н), согласно которому в рацион пациентов помимо СБКС, так же подлежит добавление витаминно-минеральных комплексов, в состав которых так же входят витамины и минералы, которые указаны в выше приведенной таблице, в связи с чем приведет к их избытку в организме пациента, и может привести к негативным последствиям.

При этом стоит Заявитель отмечает, что при ряде заболеваний имеются ограничения по содержанию кальция в диетах, в частности, при почечнокаменной болезни, что требует ограничения применения в рационах лечебного питания СБКС, обогащенных кальцием.

Имеются научные данные о негативном влиянии добавок кальция на сердечно-сосудистый риск. Мета-анализ 8 научных исследований выявил взаимосвязь между потреблением добавок кальция и риском сердечно-сосудистых событий (инфаркт, инсульт) у пожилых женщин (Bolland MJ, Grey A, Avenell A, Gamble GD, Reid IR. Calcium supplements with or without vitamin D and risk of cardiovascular events: reanalysis of the Women's Health Initiative limited access dataset and meta-analysis. BMJ. 2011 Apr 19;342:d2040.).

Также, затрудняет повсеместное использование в различных рационах СБКС обогащенную кальцием при взаимодействии с лекарственными препаратами, включая лекарства, применяемые при лечении гипертензии: препараты кальция могут снижать эффект блокаторов кальциевых каналов; тиазидные диуретики повышают риск развития гиперкальциемии. При приеме кальция снижается всасывание антибиотиков группы хинолона и препаратов железа.

Кроме того, имеются данные о сомнительной пользе повсеместного использования добавок кальция в рацион. Например, объединенные результаты рандомизированных контролируемых исследований не показывают снижения риска перелома шейки бедра при добавлении кальция (Bischoff-Ferrari HA, Dawson-Hughes B, Baron JA, Burckhardt P, Li R, Spiegelman D, Specker B, Orav JE, Wong JB, Staehelin HB, O'Reilly E, Kiel DP, Willett WC. Calcium intake and hip fracture risk in men and women: a meta-analysis of prospective cohort studies and randomized controlled trials. Am J Clin Nutr. 2007 Dec;86(6):1780-90.)

По мнению Заявителя, из этого следует, что добавление кальция в рацион необходимо только по медицинским показаниям и по назначению лечащего врача, под контролем содержания ионов Ca+ в крови. Повсеместное применение кальция без показаний и назначений несет в себе значительно больше рисков, чем пользы.

Кроме того, Заявитель указывает, что Приказом Минздрава РФ от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» предусмотрено 6 диет, одна из которых – диета с повышенным количеством белка (высокобелковая диета) (36 г), другая диета с повышенной калорийностью (высококалорийная диета) (42 г.).

При добавление в данные виды диет СБКС с содержанием кальция не менее 1,85г на 100г смеси, по мнению Заявителя, может привести к неблагоприятным последствиям пациентов, поскольку приведет к избытку кальция.

Так же Заявитель отмечает, что на основании Приказа Минздрава РФ от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания», так же подлежит обязательное включение в рацион питания витаминно-минеральных комплексов, которые так же в своем составе содержат кальций, и при добавление СБКС с содержанием кальция от 1,85г до 2,5г на 100г смеси приведет к его избытку в организме пациента в остальных четырех диетах.

Таким образом, по мнению Заявителя, дополнительные характеристики товара о наличие в смеси белковой композитной сухой кальция от 1,85г до 2,5г на 100 гр. смеси, указаны Заказчиком не обосновано в связи с чем создает ограничение для участия в аукционе другим поставщикам.

Заявитель также обращает внимание на то, что «наличие 1.85г кальция в 100г СБКС» является уникальной характеристикой единственного товара на рынке, а именно специализированного пищевого продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая «Дисо» «Нутринор».

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании изложенного, по мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании установил необоснованные требования, которые нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 1 Закона о закупках.

На основании изложенного, Заявитель просит:

  1. Рассмотреть настоящую жалобу по существу.
  2. Признать положения документации об электронном аукционе
    № 32110181947 не соответствующим действующему законодательству в сфере закупок.
  3. Обязать Заказчика внести соответствующие изменения в положения документации № 32110181947.
  4. Приостановить определение поставщика до рассмотрения настоящей жалобы, по существу.

Уведомлением от 22.04.2021 № 04/311 Ленинградским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «ЭнзоВин Нутришн», рассмотрение жалобы было назначено на 28.04.2021 в 12 часов 00 минут.

 

До рассмотрения жалобы Заявителя Заказчиком представлена письменная позиция по доводам жалобы.

Заказчику необходима смесь белковая композитная сухая с вышеуказанной характеристикой в связи со спецификой его применения в организациях социального обслуживания (наличие медицинской лицензии № ЛО-47-01-002268 от 05.03.2020 не делает ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» медицинской организацией, а дает право оказывать доврачебную медицинскую помощь) для определенной категории получателей социальных услуг.

В связи с невозможностью включить в пищевой рацион получателей услуг в стационарной форме учреждений социального обслуживания такое количество натурального молока и молочных продуктов, которое могло бы обеспечить, хотя бы 50% суточной физиологической нормы кальция, которая согласно Методическим рекомендациями MP 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» для взрослых составляет 1000 мг/сут., для лиц старше 60 лет – 1200 мг/сут., для детей – от 400 до 1200 мг/сутки, Заказчиком принято решение вводить в рацион специализированные пищевые продукты, которые содержат натуральный кальций, в сочетании с полноценным белком. Это позволит обеспечить эффективную профилактику и снижение риска обострения целого ряда заболеваний, присущих находящимся в стационарах учреждений социального обслуживания. В нормы питания получателей социальных услуг входит Смесь белковая композитная сухая из расчета 27 грамм в сутки. На эти 27 г смеси белковой композитной сухой должно приходиться дополнительно не менее 50% физиологической нормы кальция, то есть не менее 0,5 г кальция, что в пересчете на 100 г. смеси белковой композитной сухой содержание кальция составит не менее 1,85 г. (0,5х100/27).

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 смеси белковые композитные сухие являются специализированными пищевыми продуктами, состоящими из белка молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких ингредиентов, включая минеральные вещества.

В соответствии с пунктами 5.2 ГОСТ 33933-2016 для изготовления смесей белковых композитных сухих используется, в том числе минеральные вещества, минеральные смеси (премиксы), поэтому наличие в смесях белковых композитных сухих кальция соответствует этому стандарту.

В таблице 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 установлено содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, - от 15,0 до 50,0 % включит. от нормы физиологической потребности в этом компоненте.

Из таблицы В3 Приложения В (обязательного) ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 г смеси белковой композитной сухой кальция в количестве от 150,00 до 500,0 мг включ., что при пересчете на 100 г. такой смести составит от 750,00 мг по 2500 мг. включ.

Содержание в 100 г смеси белковой композитной сухой 1,85 г кальция соответствует ГОСТ 33933-2016, так как находится в переделах, установленных в Таблице В3 Приложения В этот стандарт.

Таким образом, по мнению Заказчика, возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции и принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 1 Закона о закупках. По мнению Заказчика, действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка. По мнению Заказчика, указанные законы не регулируют описание объекта закупок и ими не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

По мнению Заказчика, из изложенного следует, что включение в документацию требования о содержании в смеси белковой композитной сухой кальция в количестве не менее 1,85 г соответствует ГОСТ 33933-2016, и потребностям Заказчика данное требование является обоснованным.

В заседании Комиссии 28 апреля 2021 года представитель Заказчика поддержали доводы, изложенные возражении на жалобу.

 

Рассмотрев представленные материалы, заслушав правовую позицию и пояснения Заказчика, Комиссия установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках определено, что запрос котировок в электронной форме является формой конкурентной закупки.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств. По смыслу данной нормы в рамках требований Закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом, обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств. Следуя указанному принципу, возможное ограничение конкуренции допустимо когда оно объективно оправдано для проведения определенной закупки (с учетом сохранения баланса всех принципов закупки).

При проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 ГОСТ 33933-2016 сухие белковые композитные смеси; СБКС: Специализированные пищевые продукты с содержанием белка от 40% до 75%, состоящие из белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких нижеперечисленных ингредиентов: мальтодекстрина, лецитина, полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков и представляющие собой порошкообразные смеси, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц.

Таким образом, присутствие в составе сухой белковой композитной смеси минеральных веществ не противоречит требованиям ГОСТа 33933-2016.

Комиссия установила, что в таблице B.3 ГОСТ 33933-2016, в том числе, указано, что содержание витаминов и минеральных веществ в рекомендуемой порции (20 г) СБКС, произведенной с добавлением витаминно-минерального премикса, приведено в таблице В.3 для кальция может быть – «От 150,0 до 500,0 включ.» (единица измерения – «мг»).

Таким образом, содержание в 100 г смеси белковой композитной сухой не менее 1,85 г кальция соответствует ГОСТ 33933-2016, так как находится в переделах, установленных в Таблице В.3.

Довод Заявителя о том, что в случае включения в состав СБКС какого-либо дополнительного ингредиента, перечисленного в Таблице В.3, то подлежит включению в состав СБКС всех витаминов и минеральных веществ, указанных в Таблице В.3 не находит своего подтверждения в связи с тем, что в ГОСТе 33933-2016 не содержится таких императивных требований.

Более того в Техническом задании по Запросу котировок Заказчика содержится обоснование потребности Заказчика в содержании в составе СБКС кальция не менее 1,85г на 100 г., так Заказчиком указано следующее:

«Характеристика включена для уточнения потребности Заказчика с учетом статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016 и приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями на 21 июня 2013 г.) и Методических рекомендаций MP 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2008 г.

В связи с невозможностью включить в пищевой рацион получателей услуг в стационарной форме учреждений социального обслуживания такое количество натурального молока и молочных продуктов, которое могло бы обеспечить, хотя бы 50% суточной физиологической нормы кальция, которая согласно Методическим рекомендациями MP 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» для взрослых составляет 1000 мг/сут., для лиц старше 60 лет – 1200 мг/сут., для детей - от 400 до 1200 мг/сутки, необходимо вводить в рацион специализированные пищевые продукты, которые содержат кальций, желательно в сочетании с полноценным белком. Это позволит обеспечить эффективную профилактику и снижение риска обострения целого ряда заболеваний, присущих находящимся в стационарах учреждений социального обслуживания».

Довод Заявителя о том, что «наличие 1.85г кальция в 100г СБКС» является уникальной характеристикой единственного товара на рынке, а именно специализированного пищевого продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая «Дисо» «Нутринор» не может быть принят Комиссией в связи с тем, что является голословным, не подтвержденным со стороны Заявителя какими-либо доказательствами.

Требования, установленные Заказчиком, в равной мере применялись ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводили к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика, а сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, не означает, что действия последнего повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЭнзоВин Нутришн» на действия ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН» при проведении запроса котировок в электронной форме на право поставки смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания в 2021 году (извещение
№ 32110181947) необоснованной.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны