Решение №р/05/34 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Промтехнологии» от 25 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Промтехнологии»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 25.06.2021.
Решение изготовлено в полном объеме: 30.06.2021.
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа № 304 от 25.06.2021 по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Промтехнологии» (далее – Заявитель, ООО «Промехнологии») (вх. № 6904 от 16.06.2021) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
<…> – врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;
<…> – начальник отдела противодействия монополистической деятельности и картелям Ленинградского УФАС России, член Комиссии;
<…> – специалист 1 разряда отдела противодействия монополистической деятельности и картелям Ленинградского УФАС России, член Комиссии;
<…> – специалист 1 разряда отдела противодействия монополистической деятельности и картелям Ленинградского УФАС России, член Комиссии;
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы ООО «Промтехнологии» (<…>) на действия (бездействие) Заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградской области» (далее – Заказчик, АО «Газпром газораспределение Ленинградской области», <…>),
в присутствии представителя Заказчика – <…>;
в присутствии представителей Заявителя – <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Промтехнологии» на действия Заказчика –
АО «Газпром газораспределение Ленинградской области» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по проведению строительно-монтажных работ по техническому перевооружению ПРГ (извещение № 32110342292) (далее – Конкурс).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки» жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Ленинградским УФАС России установлено, что жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган до окончания срока приёма заявок.
Закупка (извещение № 32110342292) размещена 01.06.2021 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет».
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 17.06.2021 года 12:00 (МСК).
Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 16.06.2021.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения в Документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Документации установлено:
«1. В пункте 10 Технического задания указано необоснованное дополнительное требование является наличие специалистов по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, включённых в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в количестве 2-х человек.
2. В подпункте 3.30 пункта 3 Документации «Порядок оценки Заявок в соответствии с заявленными Заказчиком критериями» установлен пункт 3 «Оценка по критерию «Количество техники и оборудования», предусматривающий начисление большего количества баллов участнику, у которого 100% оборудования находится в собственности в сравнении с участником, предложившим такое оборудование на праве аренды или лизинга.
3. Выставлены необоснованные требования о наличии у участника материально-технических и кадровых ресурсов».
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку, Ленинградское УФАС России приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Промтехнологии» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).
Уведомлением (исх. № 05/889 от 21.06.2021) рассмотрение жалобы
ООО «Промтехнологии» назначено на 25.06.2021 в 12:30.
АО ««Газпром газораспределение Ленинградской области» в срок до 24.06.2021 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также представить документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Запрошенные документы и сведения были представлены Заказчиком в установленный срок.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией по ВКС.
Резолютивная часть оглашена 25.06.2021.
Заказчик поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России и считает доводы жалобы Заявителя необоснованными.
Заявитель поддержал доводы, изложенные в своей жалобе.
Изучив доводы жалобы Заявителя, заслушав правовую позицию Заказчика и Заявителя, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
На довод Заявителя № 1 установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Закон о закупках позволяет заказчикам самостоятельно определять требования к участникам закупки, а также к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В свою очередь, участник закупочной процедуры должен подать заявку в полном соответствии с установленными в закупочной документации требованиями.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 3.2 Информационной карты Документации предметом закупки является выполнение работ (оказание услуг).
Согласно пункту 10 Технического задания дополнительным требованием, предъявляемым к участникам закупки является наличие специалистов по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, включённых в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в количестве 2-х человек.
При этом в подтверждение указанному требованию участник закупки в составе заявки должен представить скриншот страницы официального сайта Национального объединения изыскателей и проектировщиков (www.nopriz.ru), содержащий информацию о включении сведений о привлекаемом специалисте в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, данный скриншот должен быть представлен в составе заявки.
Представитель Заказчика указывает на необходимость учета специалистов по организации выполнения работ по инженерным изысканиям. Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ. Доказательств правомерности установленных требований на наличие специалистов по организации выполнения работ по инженерным изысканиям представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии в материалах дела не представлено.
В соответствии с вышеуказанным, Комиссией установлено, что довод
ООО «Промтехнологии» находит свое подтверждение относительно неправомерности требования Заказчика о наличии специалистов по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, включённых в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в количестве 2-х человек.
На довод Заявителя № 2 Комиссия установила следующее.
Заказчиком в пункте 3.30 Информационной карты Документации «Порядок оценки Заявок в соответствии с заявленными Заказчиком критериями» установлен подпункт 3 «Оценка по критерию «Количество техники и оборудования».
Согласно подпункту 3 Информационной карты «Оценка по критерию «Количество техники и оборудования» Заказчиком установлено:
Количество техники |
Баллы |
Наличие договоров аренды или лизинга |
50 |
100% оборудования находится в собственности |
100 |
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю «Количество техники» критерия «Количество техники и оборудования», что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Конкурса, поскольку участнику, имеющему технику или оборудование в собственности начисляется большее количество баллов в сравнении с участником, предложившим такую технику или оборудование на праве аренды или лизинга, что ставит в неравное положение участников, не имеющих в собственности техники, оборудования на стадии подачи заявки. Комиссией усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, второй довод жалобы находит свое подтверждение.
На довод Заявителя № 3 Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктами 3,4 пункта 3.30 Информационной карты Документации указываются сведения только о кадровых ресурсах, привлекаемых для выполнения работ/оказания услуг в рамках исполнения Договора с приложением копий документов, подтверждающих их наличие и квалификацию; сведения только о материально-технических ресурсах, привлекаемых для выполнения работ/оказания услуг в рамках исполнения Договора, с приложением копий документов, подтверждающих их наличие. Если Участником в составе Заявки будет предоставлено меньшее количество необходимых кадровых и материально-технических ресурсов, такая Заявка будет отклонена, как несоответствующая дополнительным требованиям Документации. Если Участником в составе Заявки будут указаны иные кадровые и материально-технические ресурсы, Участник получает по критериям 0 баллов.
Доказательств необходимости использования указанных материально-технических ресурсов представителем Заказчика в материалах дела не представлено.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, которое может ограничивать количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, третий довод жалобы находит свое подтверждение.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком созданы условия, а именно установлены требования в Документации, которые могут привести к ограничению конкуренции участников Конкурса, в части доводов № 1, 2, 3 Заявителя.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Промтехнологии» на действия Заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградской области» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по проведению строительно-монтажных работ по техническому перевооружению ПРГ (извещение № 32110342292) обоснованной;
- Признать действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградской области» нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Выдать государственному Акционерному обществу «Газпром газораспределение Ленинградской области» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
|
|
Председатель Комиссии: |
<…> |
|
|
Члены Комиссии:
|
<…>
<…>
<…> |