Решение №ИМ/10652/23 Решение по жалобе вх. № 12498-ЭП/23 от 1 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик:
АО «ЛОЭСК»
<<___>>, Санкт-Петербург, 197110
corp@loesk.ru
<<___>>
Заявитель:
ООО <<___>>
<<___>>, г. Москва, 111141
<<___>>
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО <<___>>
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 30.10.2023
Решение изготовлено в полном объеме: 01.11.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 30.10.2023 № 382/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
Председатель Комиссии:
<<___>> – заместитель руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
<<___>> – начальник отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;
<<___>> – заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью <<___>> (далее – Заявитель, ООО <<___>>) на действия Акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее – Заказчик, АО «ЛОЭСК»),
в присутствии представителя Заказчика АО «ЛОЭСК» <<___>> (доверенность от 01.01.2022 № 90/2022),
в присутствии представителя ООО <<___>> <<___>> (доверенность от 01.02.2023),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО <<___>> (вх. № 12498-ЭП/23 от 18.10.2023) на действия АО «ЛОЭСК» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку низковольтной аппаратуры для нужд филиалов АО «ЛОЭСК» в 2023 -2024гг. (капитальный ремонт и эксплуатация), с начальной (максимальной) ценой договора в размере 10 000 000 руб. (извещение №32312776958) (далее – Запрос предложений).
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.
В жалобе Заявителя изложены следующие доводы:
«Протоколом № 86-ОЗЭПФ/2023 от 10.10.2023 г. заявка ООО <<___>> отклонена.
В частности Заказчик указывает, что в позициях Спецификации №471, 473, 483-485, 489, 497- 498, 504, 510, 515, 528, 531, 536, 539, 599, 600, 625, 629-634, 636-638 единичные расценки, после расчета противоречат задекларированным в Форме 2. В данных позициях размер процента снижения составляет от 3,09% (поз.599) до 95,96% (поз. 485). Аналогичные несоответствия Заказчик отражает в позициях № 470, 472. 474-482, 486-488, 490- 496, 499-503, 505-509, 511-514, 516-527. Однако, ООО <<___>> не согласен с отклонением заявки. Ниже приводим расчет снижения единичных расценок, соответствующий 7%, указанным в форме 2 Заявки ООО <<___>>. Расчет производился по формуле: Формула % = (A-B)/A*100 A = Исходное значение, B = Конечное значение.
Округление полученных процентов производилось по математическим правилам. Таким образом, процент снижения был одинаковым ко всему перечню расценок, представленных ООО <<___>>, следовательно требования закупочной документации нарушены не были. Также, Заказчик в протоколе № 86-ОЗЭПФ/2023 от 10.10.2023 г. отражает, что в позициях 470, 494 и 561 некорректно рассчитана сумма НДС и сумма с НДС.
… считаем, что заявка ООО <<___>> была подготовлена в строгом соответствии с требованиями Документации. В связи с чем отклонение в виду указания Претендентом единичных расценок на товары, указанных в таблице № 1, несоответствующих проценту снижения, указанному Претендентом в форме 2 является не законным».
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО <<___>> в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).
Уведомлением (исх. № 10201/23 от 20.10.2023) рассмотрение жалобы назначено на 30.10.2023 в 15:15 ч. по ВКС.
Заказчику в срок до 26.10.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчик в установленный уведомлением срок направил письменные возражения по доводам жалобы, согласно которым считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.
Резолютивная часть оглашена 30.10.2023.
Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
При проведении Запроса предложений АО «ЛОЭСК» руководствуется Положением о закупке АО «ЛОЭСК», а также Документацией на проведение Запроса предложений (далее – Документация).
Извещение № 32312776958 о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 19.09.2023, окончание подачи заявок 05.10.2023 в 10:00, дата подведения итогов 10.10.2023.
В соответствии с протоколом от 10.10.2023 №86-ОЗПЭФ/2023 на участие в Запросе предложений подана одна заявка – от ООО <<___>>. Поскольку единственная поступившая на участие в закупке заявка отклонена, по результатам подведения итогов процедура признана несостоявшейся.
Из указанного протокола следует, что заявка Заявителя отклонена ввиду несоответствия заявки установленным Документацией требованиям, а именно:
«В Форме 2 Претендентом указан процент снижения единичный расценок 7%.
В заполненной спецификации (Приложение № 1 к проекту договора) Претендентом указаны единичные расценки на товары, указанные в Таблице № 1 (Состав закупки), несоответствующие проценту снижения единичных расценок, указанному Претендентом в Форме 2.
- Указанные Претендентом в позициях Спецификации №471, 473, 483-485, 489, 497- 498, 504, 510, 515, 528, 531, 536, 539, 599, 600, 625, 629-634, 636-638 единичные расценки, после расчета противоречат задекларированным в Форме 2. В данных позициях размер процента снижения составляет от 3,09% (поз.599) до 95,96% (поз. 485).
- Превышение Претендентом в позициях № 470, 472. 474-482, 486-488, 490- 496, 499-503, 505-509, 511-514, 516-527, Спецификации единичных расценок по сравнению, с максимально допустимыми единичными расценками, указанными Заказчиком в Таблице № 1 «Состав закупки» Документации. В данных позициях Спецификации, размер процента, превышения единичных расценок после их расчета Заказчиком, составляет от 3,44 % (поз. № 530) до 1 489 789,15 % (поз. 594), что является недопустимым.
Помимо этого, в спецификации к проекту договора по некоторым позициям Претендент некорректно рассчитал сумму НДС и сумму с НДС, например, позиции №№ 470, 494, 561.
Указанные обстоятельства не позволяют Заказчику определить предложенный Претендентом процент снижения единичных расценок от расценок Заказчика, указанных в Таблице № 1 «Состав закупки» и, соответственно, включить предложенные Претендентом расценки в Договор».
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 по делу № А40-265434/2020, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Разделом 4 Документации определены требования к содержанию и форме заявок на участие в закупке.
Так, в соответствии с пунктами 4.1.12, 4.1.16 Документации заявка на участие в Запросе предложений должна содержать, помимо прочего, предложение по составу закупки (Форма № 2) и заполненную спецификацию к договору в формате MS Excel (если наличие спецификации предусмотрено проектом договора).
Из содержания Проекта договора следует, что спецификация является приложением №1 к договору.
Согласно пункту 6.1.3.3 Документации претенденту отказывается в допуске к участию в закупке в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам или к предложениям Претендентов, установленным документацией о запросе предложений, в том числе в случае превышения предложения Претендента по цене Продукции размера начальной максимальной цены, установленной документацией о запросе предложений.
Цена продукции (максимально допустимые единичные расценки товаров) установлены Заказчиком в Таблице № 1 «Состав закупки», являющейся неотъемлемой частью Документации.
Из представленных Заказчиком на рассмотрение Комиссии заявки Заявителя и приложенных к ней документов следует, что, подавая заявку на участие в Запросе предложений, Заявитель изучил Документацию, Положение о закупке АО «ЛОЭСК», в том числе Положение о порядке проведения запроса предложений, и согласился участвовать в Запросе предложений на условиях, установленных в Документации, о чем свидетельствует проставленная в заявке подпись генерального директора ООО <<___>>, скрепленная печатью Заявителя.
Проанализировав представленный в составе заявки в формате MS Excel файл «Лот__1_Приложение___1_к_договору__Спецификация», Комиссия установила, что предложение Заявителя превышает максимально допустимые единичные расценки товаров, установленные Заказчиком, в том числе по следующим позициям:
№ п/п |
Наименование товара |
Установленные Заказчиком максимально допустимые единичные расценки |
Предложение Заявителя |
||
Начальная (максимальная) цена за ед., руб. без НДС |
Начальная (максимальная) цена за ед., руб. с НДС |
Цена за ед. товара без НДС, руб. |
Цена за ед. товара с НДС, руб. |
||
470 |
Реле промежуточное РП-252 УХЛ4 220В з.п.винт. |
3 541,58 |
4 249,90 |
3929,36 |
4588,10 |
472 |
Реле промежуточное РПЛ-122М УХЛ4 Б 220В/50Гц 2з+2р 16А IP20 |
576,06 |
691,27 |
5625,36 |
5732,51 |
474 |
Реле промежуточное РЭП-36-21 220В 50Гц 4/2 зад. прис. |
3 142,85 |
3 771,42 |
8773,89 |
9358,46 |
475 |
Реле РЭК 78-4 3А 24В DC ИЭК RRP20-4-03-024D C |
232,70 |
279,24 |
4140,24 |
4183,52 |
476 |
Реле тока РТ-40/10 |
2 822,11 |
3 386,53 |
10401,50 |
10926,41 |
477 |
Реле тока РТ-40/20 |
2 822,11 |
3 386,53 |
18318,02 |
18842,93 |
478 |
Реле тока РТ-40/50 |
2 822,11 |
3 386,53 |
9974,03 |
10498,94 |
479 |
Реле указательное РЭУ 11 0.1А |
3 079,67 |
3 695,61 |
47943,40 |
48516,22 |
480 |
Реле указательное РЭУ 11 0.5А |
3 079,67 |
3 695,61 |
38240,65 |
38813,47 |
481 |
Реле указательное РЭУ 11-11-1 0.16А |
3 079,67 |
3 695,61 |
14597,94 |
15170,76 |
482 |
Реле указательное РЭУ 11-11-1 1А |
2 115,78 |
2 538,94 |
5272,50 |
5666,04 |
486 |
Розетка 1-м ОП 16А с заземл. защ. шторки крем. IP20 |
168,11 |
201,73 |
991,00 |
1022,27 |
487 |
Розетка 1-м ОП 16А с защ. крышкой защ. шторки с заземл. белая IP44 |
246,72 |
296,07 |
1997,09 |
2042,98 |
488 |
Розетка 1-м ОП 16А с защ. крышкой защ. шторки с заземл. серая IP44 |
304,82 |
365,79 |
2273,18 |
2329,88 |
490 |
Розетка 1-м СП 16А 1мод. без заземл. без шторок белая IP20 |
93,12 |
111,75 |
2278,14 |
2295,46 |
491 |
Розетка 1-м СП 16А 2мод. с заземл. защ. шторки белая IP20 |
345,21 |
414,25 |
1023,34 |
1087,55 |
492 |
Розетка 2-м ОП 16А с заземл. без шторок белая IP20 |
173,60 |
208,32 |
1701,16 |
1733,45 |
493 |
Розетка 2-м ОП 16А с заземл. белая IP20 |
181,15 |
217,38 |
1800,36 |
1834,05 |
494 |
Розетка 2-м ОП 16А с заземл. защ. шторки белая IP20 |
250,12 |
300,14 |
1396,98 |
1443,50 |
495 |
Розетка 2-м ОП 16А с заземл. защ. шторки белая IP44 |
399,80 |
479,76 |
1431,69 |
1506,05 |
496 |
Розетка 2-м ОП 16А с заземл. защ. шторки сл. кость IP20 |
262,97 |
315,57 |
1438,31 |
1487,22 |
499 |
Розетка кабельная 16А 2Р+E IР44 на поверхность 230В 113 |
324,54 |
389,45 |
688,00 |
748,37 |
500 |
Розетка кабельная 16А 2Р+PE IР44 переносная 220В 213 |
240,43 |
288,52 |
688,00 |
732,72 |
501 |
Розетка кабельная 16А 2Р+РЕ IP44 на поверхность 220В 113 |
306,46 |
367,75 |
688,00 |
745,00 |
502 |
Розетка кабельная 16А 2Р+РЕ IP44 на поверхность 220В 113 |
383,89 |
460,67 |
688,00 |
759,40 |
503 |
Розетка кабельная 16А 3Р+N+Е IР44 переносная 380В 215 |
325,15 |
390,18 |
688,00 |
748,48 |
505 |
Розетка кабельная 32А 3Р+N+Е IР44 переносная 380В 225 |
396,37 |
475,64 |
688,00 |
761,73 |
506 |
Розетка кабельная 32А 3Р+PE+N IР44 переносная 80В РП-102 |
431,56 |
517,87 |
688,00 |
768,27 |
507 |
Розетка каучук трехместная с заземлением IP44 компакт Universal (1323) |
372,70 |
447,24 |
3316,37 |
3385,69 |
508 |
Розетка ОП 16А с заземл. на DIN-рейку IP20 |
298,02 |
357,62 |
470,00 |
525,43 |
509 |
Розетка силовая PAp10-3-ОП с заземл. На DIN-рейку |
272,02 |
326,42 |
470,00 |
520,60 |
511 |
Сальник MG-50 диаметр кабеля 33-41мм IP68 |
186,07 |
223,28 |
470,00 |
504,61 |
512 |
Сальник PG-16 диаметр кабеля 9-13 IP54 |
21,90 |
26,28 |
470,00 |
474,07 |
513 |
Сальник PG-25 диаметр кабеля 16-21 IP54 |
29,52 |
35,42 |
470,00 |
475,49 |
514 |
Сальник PG-36 диаметр кабеля 24-32 IP54 |
110,37 |
132,45 |
470,00 |
490,53 |
516 |
Скоба RCS-2 на ДИН-рейку для ВА 88-33 |
191,72 |
230,07 |
3243,61 |
3279,27 |
517 |
Скоба для крепления на DIN-рейку RCS-1 для ВА 88-32 |
151,48 |
181,78 |
484,00 |
512,18 |
518 |
Скоба для крепления на DIN-рейку RCS-1 для ВА 88-33 |
191,72 |
230,07 |
547,00 |
582,66 |
519 |
Скоба К1157 |
101,33 |
121,60 |
484,00 |
502,85 |
520 |
Скоба металлическая двухлапковая d19-20мм (100шт) |
5,72 |
6,87 |
547,00 |
548,07 |
521 |
Скоба металлическая двухлапковая d48-50мм (50шт) |
21,35 |
25,62 |
331,00 |
334,97 |
522 |
Скоба металлическая двухлапковая d60-63мм (50шт) |
22,34 |
26,81 |
393,00 |
397,16 |
523 |
Скоба металлическая однолапковая d16-17мм (100шт) |
4,77 |
5,73 |
332,00 |
332,89 |
524 |
Скоба металлическая однолапковая d21-22мм (100шт) |
6,52 |
7,83 |
393,00 |
394,21 |
525 |
Скоба металлическая оцинкованная двухлапковая СМД 31-32 мм (50 шт) |
8,72 |
10,47 |
1625,12 |
1626,74 |
526 |
Соединение на стык для кабель-канала GAN 100 |
62,49 |
74,99 |
49356,91 |
49368,53 |
527 |
Стойка кабельная К1150 400мм |
172,92 |
207,51 |
4433,94 |
4466,10 |
530 |
Стяжка кабельная 188х4.8мм черная (100шт) |
130,51 |
156,61 |
135,00 |
159,28 |
594 |
Хомут 160х2.6 пластиковый черный (100шт) |
1,29 |
1,55 |
19219,57 |
19219,81 |
Указанное свидетельствует о нарушении Заявителем условий Документации не только о не превышении предложения претендента по цене продукции размера цены (максимально допустимых единичных расценок), установленной Заказчиком, но и об одинаковом проценте снижения ко всему перечню расценок.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в силу пункта 6.1.3.3 Документации у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
Таким образом, доводы жалобы опровергаются представленными на рассмотрение Комиссии документами.
Заявителем на рассмотрение жалобы объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
Само по себе несогласие Заявителя с действиями Заказчика о допущенных нарушениях не свидетельствует.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью <<___>> на действия Акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку низковольтной аппаратуры для нужд филиалов АО «ЛОЭСК» в 2023 -2024гг. (капитальный ремонт и эксплуатация), с начальной (максимальной) ценой договора в размере 10 000 000 руб. (извещение №32312776958) необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: <<___>>
Члены Комиссии: <<___>>
<<___>>