Заключение б/н см. приложение от 9 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Администрация Гатчинского

муниципального района Ленинградской области

188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 44

 

 

Заинтересованные лица:

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства»

199004, г. Санкт-Петербург,

4-я лин. В.О., д. 9, лит. А

 

 

ООО «Элвис»

191024, г. Санкт-Петербург, ул. Конная,

д. 28, корп. 2, лит. А, пом. 3-н, ком. 2

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение «Архитектурно-планировочный центр» Гатчинского муниципального района

188300, Ленинградская область,           

г. Гатчина, ул. Академика Константинова,    д. 2     

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 047/01/15-686/2022

 

«01» ноября 2022 года                                                                                г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 047/01/15-686/2022 в отношении Администрации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Северо-Запад») (вх. № 7944 от 12.07.2021), о возможном наличии в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в непринятии мер по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на территории Гатчинского района Ленинградской области, установленных и (или) эксплуатируемых вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-граница с Республикой Белоруссия, км 39+025 справа, км 39+175 справа (далее – рекламные конструкции).

При рассмотрении заявления ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Ленинградским УФАС России установлено, что ФКУ Упрдор «Северо-Запад» выполняет функции владельца автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-граница с Республикой Белоруссия.

В соответствии с пунктом 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257) строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Согласно пункту 16 статьи 3 ФЗ № 257 придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Ленинградским УФАС России установлено, что письмом (исх. № 6077 от 09.09.2019) ФКУ Упрдор «Северо-Запад» уведомило Администрацию о наличии обременений в виде придорожной полосы автомобильной дороги Р-23.

Согласно информации, полученной от Администрации (вх. № 8625 от 25.07.2021), установка рекламных конструкций произведена ООО «Элвис» на основании полученных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (№ 3737 от 13.11.2020, № 3734 от 13.11.2020) и предварительно согласованной с Комитетом по печати и связям с общественностью Ленинградской области, Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области, Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, Ленинградским областным Комитетом по управлению государственным имуществом схемы размещения рекламных конструкций на территории Гатчинского муниципального района (постановление администрации Гатчинского муниципального района от 23.07.2014 № 2732 «Об утверждении схемы территориального размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области»).

В соответствии с частью 8 статьи 26 ФЗ № 257 установка рекламных конструкций в границах придорожных полос допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицам, осуществляющим установку рекламных конструкций.

На основании вышеизложенного Администрация при выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в нарушение части 13 статьи 19 Закона о рекламе не обратилась в ФКУ Упрдор «Северо-Запад» для согласования (технических требований и условий) размещения рекламных конструкций.

Ленинградским УФАС России установлено, что Администрацией при выдаче разрешений на установку рекламных конструкций не учтен факт того, что в отношении земельных участков вдоль автомобильной дороги Р-23 вводится особый режим использования.

В соответствии с пунктом 2.6.4 Постановления администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области от 29.12.2017 № 5673 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Гатчинского муниципального района муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области» нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в представлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

ФКУ Упрдор «Северо-Запад» письмом (исх. № 8813 от 20.03.2020) направило в Администрацию информацию по рассмотрению схемы размещения рекламных конструкций, в котором вышеуказанная установка рекламных конструкций не согласована, в связи с нарушением пунктов 5.1, 5.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы».

Таким образом, Администрация выдала разрешение на установку рекламных конструкций на территории Гатчинского района Ленинградской области, установленных и (или) эксплуатируемых вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-граница с Республикой Белоруссия, (км 39+025 справа), (км 39+175 справа) в нарушение части 15 статьи 19 Закона о рекламе.

ФКУ Упрдор «Северо-Запад» указывает, что обременения в виде придорожной полосы установлены на основании Распоряжения Росавтодора от 10.09.2013 № 1356-р «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь на участке км 31+000 - км 84+000 (Гатчинский район, Ленинградская область), км 84+000 - км 178+000 (Лужский район, Ленинградская область)».

Ленинградским УФАС России установлено, что сведения о зоне с особыми условиями использования территории придорожной полосы на территории Гатчинского района внесены в единый государственный реестр автомобильных дорог (Реестровый номер: 47:23-6.172; Учётный номер: 47.23.2.73) и отражены на Публичной кадастровой карте России.

В соответствии с требованиями части 8 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) установка в границах придорожных полос автомобильных дорог рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

При этом ФКУ Упрдор «Северо-Запад» не выдавало ООО «Элвис» согласие в письменной форме, содержащее технические требования и условия, на установку рекламной конструкции в придорожной полосе автомобильной дороги Р-23.

Рекламные конструкции по адресу: Деревня Верево, 39 км 300 м (номера в соответствии со схемой 3-46 и 3-47) установлены ООО «Элвис» в соответствии с постановлениями Администрации № 3734, № 3737 от 13.11.2020 «О выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», договором № 07/20-ТРГ от 14.10.2020, заключенным между ООО «Элвис» и Администрацией.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В связи с наличием в действиях администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Ленинградским УФАС России выдано Предупреждение № ПД/03/01-44 от 12.10.2021 администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области о необходимости прекращения, указанных действий (бездействия) путем демонтажа рекламных конструкций.

Срок исполнения Предупреждения от 12.10.2021 № ПД/03/01-44 до 12.01.2022.

Частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В адрес Ленинградского УФАС России поступило ходатайство (вх. № 315 от 13.01.2022) от администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области о продлении сроков исполнения Предупреждения. Согласно указанной информации, ранее выданные Администрацией постановления о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций признаны утратившими силу Постановлениями администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 4874, № 4875 от 29.12.2021.

Руководствуясь частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.2 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16, Ленинградским УФАС России принято решение продлить срок исполнения Предупреждения от 12.10.2021 № ПД/03/01-44 (далее – Предупреждение) до 12.03.2022.

Соответствующее уведомление Ленинградским УФАС России (исх. № 06/72 от 26.01.2022) было направлено в адрес администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области.

При этом, Предупреждение Администрацией в срок, установленный антимонопольным органом, не выполнено.

В адрес Ленинградского УФАС России поступило ходатайство (вх. № 2494 от 04.03.2022) от Администрации о продлении сроков исполнения Предупреждения. Согласно информации, представленной Администрацией, в целях выполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Администрацией в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на основании отказа ООО «Элвис» осуществить демонтаж вышеуказанных рекламных конструкций и несогласия в подписании дополнительного соглашения к договору от 14.10.2020 № 07/20-ТРГ об исключении рекламных конструкций подано исковое заявление о внесении изменений в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их демонтажа.

При этом, в соответствии с частью 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Согласно части 21.2 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

С даты выдачи Ленинградским УФАС России Предупреждения и на момент поступления ходатайства (вх. № 2494 от 04.03.2022) Администрацией не выдано предписание о демонтаже рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешений.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в связи с  невыполнением Предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения, возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно позиции Администрации и Муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-планировочный центр» Гатчинского муниципального района (далее – МБУ «Архитектурно-планировочный центр») распоряжением Федерального дорожного агентства от 10.09.2013 №1356-р «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия» в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» на участке данной автодороги км 31+000 - км 84+000 (Гатчинский район Ленинградской области) были установлены придорожные полосы. Согласно ФЗ № 257 и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации придорожные полосы автомобильной дороги территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги; однако согласно пункту 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. 

По мнению Администрации и МБУ «Архитектурно-планировочный центр», зона с особыми условиями использования территории придорожной полосы на территории Гатчинского муниципального района, внесённая в ЕГРН (Реестровый номер: 47:23-6.172; Учётный номер: 47.23.2.73), установлена в границах населённого пункта дер. Малое Верево (Реестровый номер 47:23-4.175), что противоречит действующему законодательству.

По данному доводу сторон сообщаем, что рассмотрение вопроса о правомерности установления придорожной полосы не относится к компетенции Ленинградского УФАС России.

В рамках рассмотрения дела № 047/01/15-686/2022 Администрацией выданы предписания № 02/22 от 08.04.2022 и № 03/22 от 08.04.2022 ООО «Элвис» о демонтаже установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций на территории Гатчинского муниципального района по адресу: автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-граница с Республикой Белоруссия, км 39+025 справа, км 39+175 справа.

Письмом исх. 2908/2022 от 30.06.2022 Администрация уведомила Ленинградское УФАС России об исполнении предписаний Администрации № 02/22 от 08.04.2022 и № 03/22 от 08.04.2022.

При этом, ООО «Элвис» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительными предписания Администрации          № 02/22 от 08.04.2022 и № 03/22 от 08.04.2022 (дело № А56-46940/2022).

Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 по делу № № А56-46940/2022 в удовлетворении заявленных требований ООО «Элвис» отказано.

Актами № 1, 2 от 03.10.2022 Администрацией установлено отсутствие рекламных конструкций по адресу: автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель-граница с Республикой Белоруссия, км 39+025 справа, км 39+175 справа.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Действия Администрация, выразившиеся в выдаче разрешения ООО «Элвис» на установку двух рекламных конструкций на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, установленных и (или) эксплуатируемых вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 при наличии установленной информации об отсутствии у ООО «Элвис» - владельца рекламных конструкций согласования на размещение указанных рекламных конструкций, в связи с нарушением пунктов 5.1, 5.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33027-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы», а также бездействие в связи с невыдачей предписания о демонтаже конструкций/ отказом от самостоятельного демонтажа Администрацией создало преимущественные условия ООО «Элвис» при осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке наружной рекламы на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом в настоящее время рекламные конструкции демонтированы, нарушение прекращено.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны