Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/14.8-3/2021 от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 08.06.2022

Решение изготовлено в полном объеме: 15.06.2022

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 047/01/14.8-3/2021, возбужденное на основании Приказа Ленинградского УФАС России № 37 от 25.01.2021 по признакам нарушения
ООО «Салют» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя заявителей ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис»,

в отсутствии представителя заявителя комитета Ленинградской области по транспорту (уведомлен о месте и времени рассмотрения надлежащим образом),

в отсутствии представителя заинтересованного лица комитета по транспорту г. Санкт-Петербурга (уведомлен о месте и времени рассмотрения надлежащим образом),

в отсутствии представителя ответчика ООО «Салют» (уведомлен о месте и времени рассмотрения надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от Управления Ленинградской области по транспорту и Прокуратуры Ленинградской области поступили обращения о признаках нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в осуществлении пассажирских перевозок по регулярному автобусному маршруту № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная», регулярному автобусному маршруту № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое», регулярному автобусному маршруту № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Салют» (ИНН 4705065928, юридический адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, ул. Советская, д. 8, пом. 4, далее – ООО «Салют»).

Ленинградским УФАС России на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ООО «Салют» было выдано предупреждение № ПД/04/2 от 26.11.2020 о необходимости прекращения (недопущения) действий (бездействия) выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, путем осуществления регулярных пассажирских перевозок и багажа по регулярным автобусным маршрутам: № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» без получения на это права по итогам конкурсов проводимых органом исполнительной власти Ленинградской области, посредством осуществления действий по:

прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № 610, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства;

прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № 682, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства;

прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № К-18, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Срок исполнения Предупреждения – до 01.01.2021.

На основании ч. 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный срок информация о выполнении предупреждения в управление не поступила, таким образом, ООО «Салют» не исполнило предупреждение Ленинградского УФАС России.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Бездействие ООО «Салют», содержит признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных антимонопольным органом нарушений, а именно прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № 610, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства; прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № 682, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства; прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № К-18, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25.01.2021 № 37 возбужденно дело                                            № 047/01/14.8-3/2021 по признакам нарушения ООО «Салют» (ИНН 4705065928, юридический адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно,
ул. Советская, д. 8, пом. 4) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 25.01.2021 № О/04/8 дело № 047/01/14.8-3/2021 назначено к рассмотрению на 25.02.2021 года в 14:30 посредством видеоконференцсвязи.

На заседании Комиссии 25.02.2021 представитель ООО «Транс-Балт» и
ООО «Вест-Сервис» сообщил, что на маршрутах № 610 и № 682 и № К-18 единственными законными перевозчиками являются компании ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис».  В отсутствии заключенных государственных либо муниципальных контрактов и соответствующих свидетельств, компания
ООО «Салют» и компания ООО «Стрелец» осуществляют регулярные перевозки под видом легкового такси по регулярным маршрутам. При этом нарушают антимонопольное законодательство, ранее уже было рассмотрено полностью аналогичное дело антимонопольной службой и арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-31888/2017), где действия
ООО «Салют» были признаны незаконными. Данные незаконные действия наносят ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» материальный ущерб, поскольку любой перевезенный нелегальными перевозчиками пассажир не приносит выручку
ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» и эта сумма является ущербом (потерями) ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис».

Представитель комитета Ленинградской области по транспорту сообщил, что в действиях ООО «Салют» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. Комитетом неоднократно устанавливались факты перевозок пассажиров и багажа в качестве легкового такси по маршрутам регулярных перевозок, которые полностью дублируют маршруты перевозчиков ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис». Соответственно транспортные средства осуществляют движение по установленным маршрутам, по установленным конечным и начальным точкам отправления, транспортные средства останавливаются на всех остановках.  То есть, не смотря на то, что автомобили имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси назвать деятельность ООО «Салют» деятельностью такси невозможно, поскольку перевозки пассажиров легковым такси подразумевает под собой подачу транспортного средства и маршрут движения по выбору пассажира. В данном случае время подачи, маршрут движения, и остановочные пункты определены ООО «Салют». Таким образом, в действиях ООО «Салют» содержатся признаки недобросовестной конкуренции в том смысле, что под видом перевозок легковым такси осуществляются регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, на которые с ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» заключены контракты на осуществления регулярных перевозок. ООО «Салют» в свою очередь никакие контракты, соглашения с Ленинградской областью не заключало. Таким образом, в действиях ООО «Салют» присутствуют признаки нарушения действующего законодательства.

Представитель ООО «Салют» сообщил, что ООО «Салют» не получало предупреждения Ленинградского УФАС России от 26.11.2020 № ПД/04/2.  Соответственно ООО «Салют» технически не могло выполнить указанные в предупреждении действия. В подтверждение неполучения имеется почтовый идентификатор, о том, что предупреждение было направлено в адрес
ООО «Салют», но им не было получено. Общество направляло заявление в Ленинградское УФАС России с просьбой об ознакомлении с материалами дела, таковое ознакомление не произошло. ООО «Салют» с материалами не знакомо и соответственно обществу сложно отстаивать свою позицию. Между тем, информация Управления Ленинградской области по транспорту о том, что автотранспорт ООО «Салют» якобы останавливается на всех остановках регулярных маршрутов является, по мнению общества, ложной. Остановки производятся по просьбе пассажиров и там, где чисто. Более менее очищенное пространство имеется на остановочных пунктах, там и происходит высадка пассажиров по их же просьбе. ООО «Салют» не осуществляет перевозки по установленным маршрутам, маршруты устанавливаются для регулярных перевозчиков. Общество осуществляет движение по автодорогам, которые предназначены для общего транспорта и по другой дороге приехать в Гатчину или в Тосно невозможно. Периодически, чтобы быстрее доехать, используются платные дороги. Пассажир определяет где ему выйти и где ему совершить посадку.  Автотранспорт ООО «Салют» возможно и стоит рядом с транспортом
ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис», но это место, которое используется не только регулярными перевозчиками, но и такси и иным частным автотранспортом. Общество не определяет условия поездки, это делает пассажир.

Представитель ООО «Салют» также сообщил, что на адреса электронной почты Ленинградского УФАС России направлено 15.02.2021 заявление об ознакомлении с материалами дела и об отложении рассмотрения дела. 18.02.2021 такое же заявление, подписанное электронно-цифровой подписью, направлено повторно.

Представитель комитета Ленинградской области по транспорту, в ходе заседания Комиссии отметил, что ООО «Салют» осуществляет перевозку только не менее 8 пассажиров за одну поездку, транспортные средства ООО «Салют» не отправляются с одним или несколькими пассажирами. При этом транспортные средства ООО «Салют» не отправляются до полной загрузки. Несмотря на то, что пассажирам из города Тосно нужно ехать по разным адресам, ООО «Салют» довозит всех только до станции метро.

На вопрос почему ООО «Салют» не довозит пассажиров до конечных точек, а исключительно до станции метрополитена и почему транспортные средства общества осуществляют передвижение исключительно по «кольцу», получен ответ представителя ООО «Салют» о том, что поскольку за провоз до конечных адресов плата будет больше у пассажиров нет необходимости платить сверху, если можно за гораздо меньшую плату воспользоваться услугами метрополитена.

Представитель комитета Ленинградской области по транспорту отметил, что все 8 человек не могут одновременно принять решение о том, что им всем удобно доехать за 100 рублей до станции метрополитена. Транспортные средства
ООО «Салют» не съезжают с маршрута город Санкт-Петербург - город Тосно, осуществляют поездки строго по кругу, не заезжая в любые другие места.

Также представителем комитета Ленинградской области по транспорту был задан вопрос представителю ООО «Салют», каким образом пассажир вызывает такси ООО «Салют», которые стоят на остановках, как пассажиром инициируется поездка в такси ООО «Салют». На что получен ответ о наличии у ООО «Салют» диспетчерская служба, которая принимает заказы, кроме того на всех стоянках пассажиры подходят с просьбой их довезти.

Представитель комитета Ленинградской области по транспорту отметил, что транспортные средства ООО «Салют» стоят на тех же местах, что и транспортные средства ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис», кроме того у ООО «Салют» есть специальный человек, который зазывает пассажиров для целей переманивания их от перевозчиков ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис».

Заслушав позиции сторон, Комиссия находит необходимым сообщить представителю ООО «Салют», о том, что в материалах дела № 047/01/14.8-3/2021 имеется доказательство уклонения ООО «Салют» от получения предупреждения Ленинградского УФАС России от 26.11.2020 № ПД/04/2. Данным доказательством является почтовое уведомление и вернувшийся конверт с предупреждением, который был направлен на юридический адрес ООО «Салют».

Представитель ООО «Салют» на Комиссии лично подтвердил и не оспаривал отправку предупреждения Ленинградского УФАС России от 26.11.2020 № ПД/04/2 в адрес ООО «Салют», а лишь заявлял о том, что неполучение ООО «Салют» почтовой корреспонденции является основанием считать данную корреспонденцию юридическим лицом неполученной.

Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 161.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

В связи с изложенным предупреждение Ленинградского УФАС России от 26.11.2020 № ПД/04/2 считается доставленным ООО «Салют» 28.11.2020.

Относительно довода о направлении 15.02.2021 и 18.02.2021 ходатайства от ООО «Салют» об ознакомлении с материалами дела № 047/01/14.8-3/2021 на адрес электронной почты антимонопольного органа, Комиссией установлено, что представителем осуществлена отправка данных ходатайств на адрес электронной почты: lo47@fas.gov.ru, тогда как данный адрес не является адресом управления (официальный адрес электронной почты Ленинградского УФАС России: to47@fas.gov.ru), о чем представитель не мог не знать, так как от него на данную электронную почту 01.03.2021 поступило письмо.

Таким образом, ООО «Салют» ходатайства об ознакомлении с материалами дела не были направлены в адрес Ленинградского УФАС России. Заявление представителя ООО «Салют» о намеренном уклонении управления по рассмотрению ходатайств ООО «Салют» является недостоверными.

Заслушав в заседании Комиссии позицию комитета по транспорту города Санкт-Петербурга, Комиссия находит основания для привлечения к участию в деле № 047/01/14.8-3/2021 в качестве заинтересованного лица комитет по транспорту города Санкт-Петербурга.

Комиссия Ленинградского УФАС России считает необходимым удовлетворить устное ходатайство представителя ООО «Салют» об ознакомлении с материалами дела № 047/01/14.8-3/2021 и об отложении рассмотрения дела
№ 047/01/14.8-3/2021.

Принимая во внимание удовлетворение ходатайства о привлечении к участию в деле № 047/01/14.8-3/2021 заинтересованного лица, удовлетворение ходатайства Ответчика об ознакомлении с материалами дела                                           № 047/01/14.8-3/2021, Комиссия Ленинградского УФАС России,  руководствуясь пунктом 3 частью 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, определением от 02.03.2021 № О/04/16 рассмотрение дела № 047/01/14.8-3/2021 отложила; привлекла к участию в рассмотрении дела  в качестве заинтересованного лица комитет по транспорту города Санкт-Петербурга; запросила у комитета по транспорту города Санкт-Петербурга мотивированную позицию по обстоятельствам дела; запросила у комитета Ленинградской области по транспорту результаты контроля (акты межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области транспортного обслуживания населения в Ленинградской области, иные акты, сведения и материалы), свидетельствующие о неисполнении ООО «Салют» предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области № ПД/04/2 от 26.11.2020.

В рамках ответа на определение № О/04/16 от 02.03.2021 комитетом Ленинградской области по транспорту 09.03.2021 и 31.03.2021 в адрес Ленинградского УФАС России поступила информация № Исх-902/2021 от 04.03.2021, № Исх-1283/2021 от 31.03.2021 о продолжении противоправного поведении, выраженного в осуществлении ООО «Салют» регулярных пассажирских перевозок по маршрутам № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская», № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная».

В подтверждение указанной информации комитетом Ленинградской области по транспорту представлены копии актов МТК при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 24.02.2021, от 16.03.2021 и от 22.03.2021.

В представленных актах отражено следующее:

24.02.2021 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак Т490ЕТ178, принадлежащий ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

16.03.2021 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак Т490ЕТ178, принадлежащий ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

22.03.2021 автомобили марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак С784КХ178 и С441КХ178 принадлежащие ООО «Салют» осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

В ответ на определение № О/04/16 от 02.03.2021 от комитета по транспорту Санкт-Петербурга 01.04.2021 в адрес Ленинградского УФАС России поступила информация исх. № 01-13-5213/21-0-1 о том, что в рамках мониторинга и проверочных мероприятий Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга, действующей в соответствии с Положением о Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2004 № 1263 (далее - Транспортная комиссия), на постоянной основе организовывается проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений действующего законодательства в области пассажирских перевозок, в том числе пресечение деятельности нелегальных перевозчиков.

Результатами мониторинга и проверочных мероприятий Транспортной комиссии, проводимых с 2016 года по 2021 год установлено, что в направлении г. Тосно Ленинградской области от станции метрополитена «Звездная» и в направлении г. Никольское Ленинградской области от станции метрополитена «Рыбацкое» преимущественно в утренние и вечерние часы пиковой нагрузки осуществляется организованная перевозка пассажиров и багажа с использованием транспортных средств категории «В». При этом в перевозочной деятельности задействованы микроавтобусы класса «М1» с числом пассажирских мест до восьми, на часть транспортных средств выданы уполномоченными органами государственной власти разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия (далее - разрешение). Транспортной комиссией установлено, что собственником большинства транспортных средств является ООО «Альт-Сервис» (ИНН 8603118857), которое передало их по договору аренды
ООО «Салют» (ИНН 4705065928).

Комитет по транспорту Санкт-Петербурга отмечает, что указанная деятельность ООО «Салют» фактически осуществляется по маршрутам, дублирующим трассы действующих маршрутов регулярных перевозок в Санкт-Петербурге (№ 610, № 682 и № К-18), право перевозки пассажиров и багажа по которым предоставлено другим юридическим лицам (ООО «Транс-Балт»,
ООО «Вест-Сервис») на основании договоров, заключенных по итогам конкурса, проведенного исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, что указывает на нарушение ООО «Салют» требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, ООО «Салют» фактически совершает недобросовестные действия по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, путем осуществления регулярных пассажирских перевозок и багажа по автобусным маршрутам № 610, № 682 и
№ К-18 без получения на это права по итогам конкурсов, что также указывает на нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению комитета по транспорту Санкт-Петербурга деятельность
ООО «Салют» создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан в связи с невыполнением требований в сфере безопасности дорожного движения, наносит ущерб экономике города, выражающийся в неуплате налогов в бюджет, лицензионных и иных сборов, отчислений в страховые и пенсионные фонды, а также негативно влияет на качество оказания транспортных услуг населению, способствует недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка легальных перевозчиков путем демпингования тарифов на перевозки.

Кроме того, деятельность ООО «Салют» препятствует деятельности транспортных компаний и предприятий, которым на законном основании предоставлено право обслуживания маршрутов регулярных перевозок. Также, водители указанного перевозчика создают аварийные ситуации и препятствия при осуществлении посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах.

         На заседании Комиссии 14.04.2021 установлен факт принятия к рассмотрению арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дела № А56-19145/2021 о признании незаконным и отмене предупреждения Ленинградского УФАС России от 26.11.2020 № ПД/04/2.

         В связи с изложенным Комиссия Ленинградского УФАС России,  руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 47, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, определением от 15.04.2021 № О/04/21 приостановила рассмотрение дела № 047/01/14.8-3/2021 до вступления в законную силу решения суда по делу
№ А56-19145/2021.

В адрес Ленинградского УФАС России 22.09.2021 мсх. № Исх-3907/2021
(вх. № 11506 от 22.09.2021) от комитета Ленинградской области по транспорту поступила информация о том, что в адрес комитета Ленинградской области по транспорту поступило обращение ООО «Транс-Балт», заключившего контракты на обслуживание коммерческих маршрутов № К-610 и № К-18, о принятии мер реагирования, в отношении сторонних организаций, осуществляющих незаконную перевозку граждан, в рамках компетенции комитета Ленинградской области по транспорту.

С целью выявления фактов незаконного оказания услуг по перевозке,
ООО «Транс-Балт» выявлено дублирование маршрутов № К-610 (в а/c Тосно, сообщением Тосно – ст.м. Звездная), № К-18 (с пл. Богданова сообщением Гатчина – ст. м. Московская), предположительно сторонними организациями ООО «Салют» и ООО «Стрелец». К указанному обращению на электронном носителе приложены материалы видеофиксации произведенного ООО «Транс-Балт» мониторинга, которые приобщены к материалам дела № 047/01/14.8-3/2021.

В рамках представленных материалов следующее:

06.09.2021 с 12:41:00 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B963УК178, принадлежащий
ООО «Салют» осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Площадь Станислава Богданова» в г. Гатчина Ленинградской области (по направлению в сторону г. Санкт-Петербург), предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В данное транспортное средство в 12:41:26 осуществил посадку 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 12:46:23 до 12:49:37 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 2 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров, однако далее никто не осуществлял посадки, прождав около 8 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 3 пассажирами;

06.09.2021 в 14:34:33 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B963УК178, принадлежащий
ООО «Салют», осуществил остановку и высадку 1 пассажира на автобусной остановке «Площадь Станислава Богданова» в г. Гатчина Ленинградской области (по направлению из г. Санкт-Петербурга), после чего транспортное средство начало движение по маршруту;

06.09.2021 с 15:14:04 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B963УК178, принадлежащий
ООО «Салют», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Площадь Станислава Богданова» в г. Гатчина Ленинградской области (по направлению в сторону г. Санкт-Петербург), предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В данное транспортное средство с 15:14:04 до 15:15:08 осуществили посадку 8 человек, после чего транспортное средство начало движение по маршруту.

         Вышеуказанное транспортное средство ООО «Салют», по мнению
ООО «Транс-Балт», осуществляло перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

06.09.2021 с 07:48:30 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE государственный регистрационный знак С705КХ178, принадлежащий
ООО «Салют», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов.  В данное транспортное средство c 07:52:55 до 07:56:20 осуществили посадку 4 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:01:03 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 2 человека, прождав около 12 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 6 пассажирами;

06.09.2021 с 10:14:08 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE государственный регистрационный знак С705КХ178, принадлежащий ООО «Салют», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В данное транспортное средство с 10:14:51 до 10:16:00 осуществили посадку 2 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 10:21:05 до 10:27:19 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 3 человека, прождав около 13 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 5 пассажирами;

12.09.2021 с 07:50:37 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B963УК178, принадлежащий
ООО «Салют», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В 07:56:54 в данное транспортное средство осуществил посадку 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:00:32 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 2 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров вплоть до 08:08:40, прождав около 18 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 3 пассажирами;

12.09.2021 с 08:29:16 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE государственный регистрационный знак С705КХ178, принадлежащий
ООО «Салют», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В 08:31:28 в данное транспортное средство осуществил посадку 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 08:33:34 до 08:34:09 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 4 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 08:36:31 до 08:37:50 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 3 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:39:45 в данное транспортное средство осуществил посадку еще 1 человек, прождав около 10 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 9 пассажирами;

12.09.2021 с 09:43:42 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B963УК178, принадлежащий
ООО «Салют» осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. С 09:47:50 до 09:48:12 в данное транспортное средство осуществили посадку 3 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 09:49:22 до 09:49:45 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 3 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 09:53:00 в данное транспортное средство осуществил посадку еще 1 человек, прождав около 10 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 7 пассажирами; 

12.09.2021 с 10:05:31 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE государственный регистрационный знак С705КХ178, принадлежащий
ООО «Салют», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. Из данного транспортного средства осуществили высадку 6 пассажиров, после чего транспортное средство начало ждать пассажиров на остановке. С 10:10:23 до 10:11:12 в данное транспортное средство осуществили посадку 2 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 10:19:25 до 10:20:09 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 2 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. С 10:22:44 до 10:24:00 в данное транспортное средство осуществили посадку еще 2 человека, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров, прождав около 19 минут транспортное средство начало движение по маршруту с 6 пассажирами.

         Вышеуказанные транспортные средства ООО «Салют», по мнению
ООО «Транс-Балт», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

Приказом № 123 от 29.03.2022 в связи со служебной необходимостью изменен состав членов Комиссии Ленинградского УФАС России. Из состава членов Комиссии был исключен  – заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, добавлена в состав Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России.

25.03.2022 Арбитражный суд Северо-Западного округа по делу
№ А56-19145/2021 оставил в силе судебные акты, принятые нижестоящими судами, в связи с чем, Комиссия определила, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления рассмотрения дела № 047/01/14.8-3/2021 были исчерпаны.

В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 47, частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссия определением от 29.03.2022 № О/04/14 рассмотрение дела № 047/01/14.8-3/2021 возобновила, дело назначено к рассмотрению на 04.05.2022 года в 12:00 посредством видеоконференцсвязи.

ООО «Салют» надлежало направить в Ленинградское УФАС России сведения в надлежаще заверенных копиях, о транспортных средствах Ответчика, принадлежащих ему на правах аренды или ином законном основании, c указанием регистрационного знака, марки, модели, c приложением свидетельства о регистрации транспортного средства и договоров аренды, договоров купле-продажи.

Определением от 29.03.2022 № О/04/15 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств дела о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/14.8-3/2021, Комиссия определила продлить срок рассмотрения дела до 01.06.2022.

На заседании Комиссии 04.05.2022 представитель комитета Ленинградской области по транспорту поддержал доводы, изложенные в заявлении комитета Ленинградской области по транспорту, указал, что в отношении ООО «Салют» 13.04.2022 было возбуждено еще 2 дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии, 2 автомобиля  ООО «Салют» ездили по маршруту
г. Санкт-Петербург – г. Гатчина, соответственно деятельность их противоправная продолжается.

Представитель комитета Санкт-Петербурга по транспорту поддержал доводы заявителей, просит удовлетворить требования заявителей.

Представитель заявителей также поддержал доводы своего заявления.

Изучив материалы дела № 047/01/14.8-3/2021, Комиссия установила, что имеет достаточно сведений для принятия заключения об обстоятельствах дела. 

Приняв во внимание обстоятельства по делу № 047/01/14.8-3/2021, с целью предоставления сторонами по делу пояснений, доказательств, приведения доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в выдаваемом заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по делу на заседании Комиссии, руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47 и частями 1 и 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определением № О/04/25 от 11.05.2022 Комиссия решила принять заключение об обстоятельствах дела № 047/01/14.8-3/2021, рассмотрение дела отложить.

         Дело 047/01/14.8-3/2021 назначено к рассмотрению на 08.06.2022 на 12:00 посредством видеоконференцсвязи.

         16.05.2022 за № З/04/2 сторонам по делу № 047/01/14.8-3/2021 направлено заключение об обстоятельствах дела.

В адрес Ленинградского УФАС России до оглашения резолютивной части по делу № 047/01/14.8-3/2021 пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела
представлено не было.

На заседании Комиссии 08.06.2022 представитель заявителей поддержал доводы своего заявления, сообщил, что транспорт ООО «Салют» продолжает осуществлять регулярные перевозки под видом перевозок легковым такси, и продолжает нарушать.

Заслушав представителя заявителей, Комиссией установлено, что в рамках рассмотрения дела № 047/01/14.8-3/2021 установлен весь ряд квалифицирующих признаков акта недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Салют», а именно установлено:

  • осуществление ООО «Салют» конкурентной деятельности на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
  • противоречие рассматриваемых действий ООО «Салют» антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • направленность рассматриваемых действий ООО «Салют» на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем совершения вменяемых действий;
  • возможность негативных последствий для других хозяйствующих субъектов-конкурентов (путем перераспределения потребительского спроса, недополучения конкурентами прибыли, нанесением убытков и т.д.).

Данные выводы сделаны антимонопольным органом на основании следующего.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее -  Порядок проведения анализа состояния конкуренции) временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

К обращениям, поступившим в Ленинградское УФАС России, которые являлись основанием для выдачи ООО «Салют» предупреждения от 26.11.2020           № ПД/04/2 прилагались материалы: акты Межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 06.05.2020, от 12.08.2020, от 04.08.2020, от 07.10.2020 и от 13.11.2020.

Таким образом, временной интервал анализа состояния конкуренции определен в рамках 2020 года.

Все характеристики товарного рынка определены в пределах установленного временного интервала.

В соответствие с подпунктом б) пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

Система обслуживания пассажиров в Ленинградской области и Санкт-Петербурге предусматривает взаимодействие с перевозчиками в рамках заключенных по результатам проведенных торгов государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения.

24.06.2019 между управлением Ленинградской области по транспорту и
ООО «Вест-Сервис» (ИНН 7838013473, юридический адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Декабристов ул., д. № 6, пом. 10 Н) по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме № 0145200000419000687, заключен государственный контракт № 0145200000419000687-0007 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным и смежным межрегиональным  маршрутам Ленинградской области в частности на маршрут № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое». Срок оказания услуг с 01.08.2019 по 31.12.2024.

30.12.2014 между комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области и ООО «Транс-Балт» (ИНН 4705021744, юридический адрес: 188300 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж) на основании решения Комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнения перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок (протокол от 25.12.2014 № 4), заключен договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок
№ КТ7230/12/140211 в частности на маршрут № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная». Срок оказания услуг с 01.02.2015 по 31.01.2020. Управлением Ленинградской области по транспорту на основании
ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ООО «Транс-Балт» выдано свидетельство серии ЛО-С № 0196 на осуществление регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 610  «г. Тосно -
г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» сроком действия до 31.01.2025.

08.07.2013 между комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области и ООО «Транс-Балт» (ИНН 4705021744, юридический адрес: 188300 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж) на основании решения конкурсной комиссии (протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 11.06.2013, номер торгов К-5/13), заключен договор на оказание услуг на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (межмуниципальном) сообщении № КТ7208/07/130122 в частности на № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская». Срок оказания услуг с 08.07.2013 по 30.11.2018. Управлением Ленинградской области по транспорту на основании ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «Транс-Балт» выдано свидетельство серии ЛО-С № 0158 на осуществление регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № К-18 «г. Гатчина –
г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» сроком действия до 30.11.2023.

Для целей анализа, согласно анализируемым договорам на осуществления пассажирских перевозок, перевозки определены как регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, код ОКВЭД 49.31.21.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. А маршрут регулярных перевозок определяется как  предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта, через промежуточные остановочные пункты, до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Продуктовые границы рынков пассажирских перевозок, анализируемые в рамках данного дела, ограничиваются предметом проводимых конкурсов на право заключения договоров на обслуживание межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и межсубъектных маршрутов регулярных перевозок, начальные пункты которых расположены на территории Ленинградской области.

Учитывая вышеизложенное, за продуктовые границы рынка принимаются услуги регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Ленинградской области.

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар (услугу) на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара (услуги) приобретателем (приобретателями), учитываются в числе прочих:

-   возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

Как было определено раннее, регулярные перевозки пассажиров осуществляются по маршрутам следования, согласно расписания по пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Определяющими границами рынка автомобильных перевозок являются пункты отправления и прибытия. Следовательно, каждая комбинация пунктов отправления и назначения должна рассматриваться с точки зрения потребителя транспортных услуг как отдельный (локальный) рынок.

Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта и начальный и конечный пункты. Для каждого маршрута определяется стоимость поездки, причем отличающаяся от стоимости поездки по другому маршруту.

Исходя из этого, услуги по перевозке пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам возможны в рамках отдельных  маршрутов, либо на совпадающих маршрутах, либо на пересекающихся участках разных маршрутов (совпадающие маршруты, пересекающиеся участки маршрутов) представляют собой разные, невзаимозаменяемые группы товаров и должны рассматриваться раздельно в рамках территории на которой они действуют.

На основании вышеизложенного за географические границы рассматриваемого рынка принимается территория Ленинградской области, на которой оказываются услуги по перевозке пассажиров, в соответствии с утвержденным перечнем межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и межсубъектных маршрутов регулярных перевозок, начальные пункты которых расположены на территории Ленинградской области.

В соответствие с подпунктом б) пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, производится в объеме позволяющим установить фактические конкурентные отношения между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Лицом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является ООО «Салют» (ИНН 4705065928, юридический адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, ул. Советская, д. 8, пом. 4).

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Салют» – деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, код по ОКВЭД 49.32; дополнительные виды экономической деятельности – перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.12, перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.11, деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21.

Хозяйствующими субъектами, которым указанными действиями (бездействием) в виде акта недобросовестной конкуренции причинены или могут быть причинены убытки, согласно обращениям, поданным в Ленинградское УФАС России, являются: ООО «Вест-Сервис» (ИНН 7838013473, юридический адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Декабристов ул., д. № 6, пом. 10 Н) и ООО «Транс-Балт» (ИНН 4705021744, юридический адрес: 188300 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Вест-Сервис» - деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.2; дополнительный виды экономической деятельности – деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21, деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, код по ОКВЭД 49.32.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Транс-Балт» – деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21; дополнительный виды экономической деятельности – перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.11.

Обращения, поступившие в адрес Ленинградского УФАС России содержали информацию о признаках нарушения со стороны ООО «Салют» антимонопольного законодательства на регулярном автобусном маршруте № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная», регулярном автобусном маршруте № 682
«г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» и на регулярном автобусном маршруте № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская», которые обслуживает ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт».

Конкурентные отношения между ООО «Салют» и ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт» подтверждаются результатами проверки (планового рейдового осмотра) межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 06.05.2020, от 12.08.2020, от 04.08.2020, от 07.10.2020 и от 13.11.2020.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что в состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке, входят
ООО «Салют», ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт».

Доводы ООО «Салют» о том, что осуществляемая им деятельность является по факту перевозкой легковым такси и не содержит в себе вышепоименованных признаков регулярных перевозок (т.е. недобросовестная конкуренция отсутствует как таковая) Комиссией отклоняются на основании следующего.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров автомобильным транспортом подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси.

Статьей 19 Устава автомобильного транспорта установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.

На основании вышеуказанных норм следует, что отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются систематически, по утвержденному маршруту, в соответствии с установленным расписанием движения.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Таким образом, отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются систематически, по утвержденному маршруту и в соответствии установленным расписанием движения.

Согласно статье 31 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси или посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут может создавать угрозу безопасности водителя.

Порядок заключения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа предусмотрен разделом IV Правил перевозок.

Пунктами 109, 110 Правил перевозок предусмотрено, что маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Таким образом, отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром.

В рамках рассмотрения дела № 047/01/14.8-3/2021 Комиссией установлено, что согласно результатам проверки (планового рейдового осмотра) межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 06.05.2020, от 12.08.2020, от 04.08.2020, от 07.10.2020, от 13.11.2020, от 24.02.2021, от 16.03.2021 и от 22.03.2021  выявлено, что ООО «Салют» осуществляет перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610  «г. Тосно – г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и автобуса № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршрутам.

ООО «Салют» не заключались с органом исполнительной власти Ленинградской обрасти и органом местного самоуправления государственные контракты (договора) на осуществление регулярных пассажирских перевозок, свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок ООО «Салют» не выдавались.

ООО «Салют» является конкурентом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по отношению к ООО «Транс-Балт» и под видом деятельности легкового такси фактически организовывает и осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по регулярному автобусному маршруту № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярному автобусному маршруту № К-18 «г. Гатчина –
 г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская».

На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Регулярность перевозок ООО «Салют» подтверждается тем, что в актах Межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 06.05.2020, от 04.08.2020, от 12.08.2020, от 07.10.2020, от 13.11.2020, от 24.02.2021, от 16.03.2021 и от 22.03.2021 присутствуют транспортные средства ООО «Салют», которые осуществляют перевозку пассажиров, по маршрутам, отведенным для автобусов № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная и № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская». Также регулярность перевозок ООО «Салют» подтверждается представленными ООО «Транс-Балт» материалами видеофиксации (вх. № 11506 от 22.09.2021) деятельности транспортных средств ООО «Салют».

Проанализировав представленные в материалах дела № 047/01/14.8-3/2021 акты Межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области, Комиссией установлено, что:

06.05.2020 автомобиль марки ФОРД TOURNEO CUSTOM, государственный регистрационный знак В827УМ178 и автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В367УК178, принадлежащие ООО «Салют» осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

04.08.2020 автомобили марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак С784КХ178 и С441КХ178, автомобиль марки ФОРД TOURNEO CUSTOM, государственный регистрационный знак В827УМ178, принадлежащие ООО «Салют» осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

12.08.2020 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак С439КХ178, принадлежащий
ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

07.10.2020 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак С704КХ178, принадлежащий
ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

13.11.2020 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак С704КХ178, принадлежащий
ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

24.02.2021 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак Т490ЕТ178, принадлежащий ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

16.03.2021 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак Т490ЕТ178, принадлежащий ООО «Салют» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;

22.03.2021 автомобили марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак С784КХ178 и С441КХ178 принадлежащие ООО «Салют» осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

         Как указано ранее, отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром.

         В ходе анализа представленных ООО «Транс-Балт» материалов видеофиксации (вх. № 11506 от 22.09.2021) деятельности транспортных средств ООО «Салют» Комиссией установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа, которую ведет ООО «Салют» на принадлежащих ему на праве аренды или ином законном основании транспортных средствах, не отвечает признакам деятельности легкового такси.

         Принимая во внимание длительные интервалы между посадками пассажиров в транспортные средства ООО «Салют», и их количество (до 9 человек), а также длительные стоянки после посадки последнего пассажира, такую деятельность нельзя охарактеризовать как деятельность легкового такси.

         Рассматриваемые действия ООО «Салют» являются нарушением антимонопольного законодательства (статья 14.8  Закона о защите конкуренции), а также противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости в связи с тем, что деятельность ООО «Салют» нарушает порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления с перевозчиками в рамках заключенных по результатам проведенных торгов государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения, нарушает принципы добросовестной конкуренции в виде разумного соперничества без преимуществ, полученных нелегальным путем.

Преимущества ООО «Салют» на рынке регулярных пассажирских перевозок на маршрутах № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» заключаются в осуществлении деятельности по регулярным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом без участия в конкурсных процедурах и без заключения государственного контракта, без получения свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок в связи с чем, ООО «Салют» не несет расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в части участия в проводимых уполномоченными органами конкурсных процедурах отбора перевозчиков, приготовлениях к осуществлению данной предпринимательской деятельности (приобретении необходимого оборудования, транспортных средств и пр.).

Перевозчик для участия и победы в торгах и заключения государственного или муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения должен соблюдать ряд обязательств, в том числе в части наличия парка транспортных средств не старше 5-ти лет, которые должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области. В связи с чем к официальному перевозчику предъявляются определенные требования, и в рамках конкурентной борьбы побеждает перевозчик, который предложит лучшие условия исполнения контрактов на регулярные пассажирские перевозки и багажа по регулярному маршруту. Для этого перевозчику необходимо иметь транспортные средства, соответствующие требованиям, а также предложить лучшие условия транспортного обслуживания населения, а именно более высокий класс экологической безопасности двигателей, оснащение салонов системой «Wi-Fi», обеспечивающей свободный доступ пассажиров к сети «Интернет», оснащение салонов видео- и аудио- систем оповещения пассажиров. В рамках конкурсной борьбы также оценивается наличия опыта по организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок, наличие резервов транспортных средств. Участник конкурсной процедуры должен соблюдать требования по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, установленных Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (подтверждение присвоения соответствующей категории заявленной Претендентом на конкурс оборудованной площадке для хранения автобусов и ее включение в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств). Кроме того, должно быть наличие оборудованного помещения диспетчерской, наличие оборудованного медицинского кабинета, наличие оборудованного кабинета для занятий по безопасности дорожного движения, наличие на оборудованной площадке для хранения автобусов технически укомплектованной ремонтной базы для обслуживания и ремонта автобусов, и так далее (данные требования подтверждаются конкурсной документацией на право заключения договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок № 10/14).

ООО «Салют» же, в свою очередь, не тратя средств на модернизацию и приведение своих транспортных средств в надлежащее состояние (согласно требованиям конкурсной документации, как это сделал победитель конкурсной процедуры) получает необоснованные преимущества на данных маршрутах.

Любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации являются актом недобросовестной конкуренции (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Возможность негативных последствий для других хозяйствующих субъектов-конкурентов усматривается в недополучении части прибыли ООО «Транс-Балт». Пассажиропоток на официальных маршрутах № 610 и № К-18 уменьшается за счет деятельности нелегального перевозчика, в результате чего легальные перевозчики недополучают часть прибыли. Кроме того, ООО «Салют» получает преимущества перед другими перевозчиками, которые получили право на осуществление регулярных пассажирских перевозок по результатам конкурсных процедур и подтвердили свое соответствие целому перечню требований, установленных в конкурсной документации.

Согласно заявлению об акте недобросовестной конкуренции (вх. 13992 от 09.11.2020) ООО «Транс-Балт» теряет не менее 435 600 рублей ежемесячно в связи с осуществлением ООО «Салют» и ООО «Стрелец» нелегальных перевозок по маршрутам № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и
№ К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская».

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 данного закона.

В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

К нормам Гражданского Кодекса Российской Федерации, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. В этой связи в любом случае рассмотрение заявления о нарушении антимонопольного законодательства сопряжено с необходимостью применения норм гражданского законодательства.

Стоит также отметить, что актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны не только действия хозяйствующего субъекта, противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации.  Совершенные субъектом действия (бездействие) могут формально соответствовать требованиям отраслевого законодательства, но вместе с тем являться недобросовестными по отношению к иным участникам товарного рынка и специальным субъектам.

В материалах дела № 047/01/14.8-3/2021, в том числе в актах Межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области, а также в представленных ООО «Транс-Балт» материалах видеофиксации деятельности транспортных средств ООО «Салют», Комиссией не установлено наличие доказательств осуществления ООО «Салют» регулярных пассажирских перевозок и багажа по регулярному автобусному маршруту № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое», участниками дела № 047/01/14.8-3/2021 доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не представлено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49-50 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Салют» нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2.  Выдать ООО «Салют» обязательное для выполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для регулярных автобусных маршрутов: № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и № К-18 «г. Гатчина – г. Санкт-Петербург, станция метро «Московская» без получения на это права по итогам конкурсов проводимого органом исполнительной власти Ленинградской области, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны