Решение б/н Решение по делу № 55-02-5082-А/12 от 7 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Ленинградской области «Центр профессиональной патологии»

 

Колтушское шоссе, д.20,

г. Всеволожск,

Ленинградская обл., 188640

 

Заявитель:

 

НМЧУ «Медицинский центр «Венус»

 

ул. Зверинская, д.15,

Санкт-Петербург, 197198

 

 

Решение

по делу № 55-02-5082-А/12

г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) по рассмотрению дела № 55-02-5082-А/12 о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛА

 

I. Основанием для возбуждения дела № 55-02-5082-А/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Центр профессиональной патологии» (далее – Центр профпатологии, Ответчик) послужило поступившие в Ленинградское УФАС России заявление (вх. от 18.11.2011 № 5082) от некоммерческого медицинского частного учреждения «Медико-оздоровительный центр Венус» (далее – Заявитель).

 

По мнению Заявителя, нарушение антимонопольного законодательства Центром профпатологии выразилось в проведении сбора сведений о медицинских организациях частной системы здравоохранения, оказывающих услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, объемах оказываемых услуг, ценах на услуги под видом документарной проверки. Заявитель считает, что такие действия противоречат требованиям части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из заявления следует, что Центр профпатологии в рамках работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда, осуществил рассылку запросов в адрес предприятий Ленинградской области (например, ЗАО «Агротехника», ЗАО «Агрофирма «Выборжец», ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск» и т.д.) с  требованием представления информации и ряда документов для проведения документарной проверки организации и качества предварительных и периодических медицинских осмотров.

Заявитель подчеркивает, что характер требуемых Центром профпатологии документов о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, указывает на попытку вмешательства Центра профпатологии в хозяйственную деятельность организаций, так как такие договоры содержат конфиденциальные коммерческие сведения, которые не подлежат разглашению в обычных условиях.

 

II. В ходе рассмотрения материалов дела,  а также информации и документов,  поступивших по запросам Ленинградского УФАС России от сторон по делу, Комиссией установлено следующее.

1.  Согласно представленным Центром профпатологии документам (вх. 5716 от 30.12.2011), Устав общества утвержден распоряжением Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 9 декабря 2011 года №81. Пунктом 1.1 Устава предусмотрено, что Центр профпатологии является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Основными целями создания Центра профпатологии являются: охрана здоровья населения, в том числе удовлетворение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан.

В соответствии с п.1.3 Устава, собственником имущества и учредителем Центра профпатологии является Ленинградская область. Функции учредителя осуществляет Комитет по здравоохранению Ленинградской области.

Местонахождение Центра профпатологии: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д.20. Фактический адрес: 195271,  Санкт-Петербург, пр. Мечникова, д. 27, лит. О.

Предметом деятельности Центра профпатологии являются, в том числе  экспертиза связи заболевания с профессией (п.2.3.3 Устава), экспертиза профессиональной пригодности (п.2.3.4 Устава), проведение предварительных и периодических профилактических медицинских осмотров работников предприятий с выдачей рекомендаций лечебно-профилактического характера (п.2.3.6 Устава).

Вместе с тем, п.2.6 Устава предусмотрено, что Центр профпатологии сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленного государственного задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для юридических и физических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы определяется Учредителем. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра профпатологии.

Центр профпатологии предоставил услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников 55 предприятиям, находящихся на территории г. Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей, на платной основе за счет средств самих предприятий, что подтверждается представленным Центром профпатологии реестром договоров за 2010-2011 гг. (вх. № 448 от 07.02.2012) в котором отражены реквизиты договоров, дата заключения договора, наименование организации, сумма договора, реквизиты платежных документов.

В соответствии с п.5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

  Центр профпатологии, являясь некоммерческой организацией по своему Уставу, фактически осуществляет свою деятельность на рынке  оказания медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров на платной основе и, в соответствии с п.5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом действующим на этом рынке.

Заявитель оказывает, в том числе, услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), что подтверждается договором № 464 от 06.12.2010 заключенным с ЗАО «Агротехника», договором № 200 от 25.02.2010 заключенным с ЗАО «Агрофирма «Выборжец» и, в соответствии с п.5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, также является хозяйствующим субъектом.

         Таким образом, на основании документов, представленных Комиссии непосредственно самими организациями, Центр профпатологии и Заявитель являются конкурентами на рынке оказания медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров.

2. Обязанность определенных категорий работников проходить медицинские осмотры предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Обязанность по организации проведения медицинских осмотров в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации лежит на работодателе. Обязательные медосмотры проводятся за счет средств работодателя.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. № 6015), действовавшим до 1 января 2012 года, был утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение №3 к Приказу № 83).

В соответствии с п. 4 Приложения № 3, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от  12 апреля 2011 г. № 302н (далее – Приказ №302), действие Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83 отменено с 1 января 2012 года.

Пунктом 4 Приложения №3 Приказа №302 установлено, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами

Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 (в настоящий момент признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291).

В соответствии с п.2 Положения, Лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

Лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии (п.3 Положения).

В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), профпатологии, экспертизе профпригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией подлежат лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 вводится новое Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). В соответствии с этим Положением, услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), профпатологии, экспертизе профпригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией также подлежат лицензированию.

Таким образом, Комиссия установила, что деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров обусловлена наличием у медицинской организации лицензии на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности.

Центр профпатологии обладает лицензией № ФС 47-01-000252 от 20.11.2008 на осуществление медицинской деятельности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно Приложению №1 лицензии, Центр профпатологии, в том числе, оказывает услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), проводит экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией.

Заявитель, согласно предоставленным лицензиям  № 78-01-000882 от 17.07.2009, № 78-01-001322 от 12.03.2010, № 78-01-001376 от 23.04.2010,  № 78-01-001412 от 12.05.2010, № 78-01-0011712 от 22.10.2010 и № 78-01-001376 от 23.04.2010, выданным Комитетом по здравоохранению Санкт – Петербурга, наряду с другими видами медицинских работ и услуг, выполняет работы и предоставляет услуги по экспертизе профпригодности, по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, экспертизе связи заболевания с профессией.

 

III. Комиссия Ленинградского УФАС России рассмотрела вопрос взаимосвязи деятельности Центра профпатологии и Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда.

 

Приложением №11 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и  хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской  Федерации от 23 марта 2011 г. №233н утверждено Положение о центре профпатологии (далее – Положение).

Пункт 1 Положение определяет организацию деятельности центра профпатологии (далее – Центр). Пунктом 2 Положения предусмотрено, что Центр создается органом управления здравоохранения субъекта Российской Федерации как самостоятельное медицинское учреждение, а также на базе многопрофильного лечебно-профилактического учреждения, клиники научно-исследовательского института профпатологического профиля, медицинских образовательных учреждений (далее - медицинские организации).

Пунктом 7 (абзац 8) Положения на Центр возлагается функция контроля качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров медицинскими организациями, а также реализации профилактических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий по результатам этих осмотров.

         Центр профпатологии в своем ответе (вх. № 5716 от 30.12.2011) на запрос Ленинградского УФАС России (№ 04/2881 от  05.12.2011) указывает, что им осуществляется деятельность по проверке качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда (далее - Комиссия по охране труда) в соответствии с планом работы. Итоги проверки оформляются в виде справки и носят информационно - рекомендательный характер.

Комиссия по охране труда образована Постановлением Губернатора Ленинградской области от 21 октября 2010 года № 90. В соответствии с этим Постановлением Губернатора, Комиссия по охране труда органом власти не является и создана для рассмотрения вопросов и подготовки предложений в области охраны труда и координационной деятельности (п.1 Положения о Комиссии по охране труда). Полканова Е.К. является членом Комиссии по охране  труда и одновременно Главным врачом Центра профпатологии.

Комиссия Ленинградского УФАС России установила, что совещательный орган не обладает полномочиями по проведению проверок и  решение задачи по проведению проверок качества предварительных и периодических медосмотров Положением о Комиссии по охране труда  не предусмотрено.

В примерном перечне вопросов на проведение обследования организаций по вопросам охраны труда (Приложение 1), сведениями о состоянии работы по охране труда (Приложение 2) Регламента Комиссии по охране труда (утвержден решением Комиссии по охране труда № 54-6 от 28.09.2010) также не предусмотрено проведение проверок качества предварительных и периодических медосмотров.

         Как следует из письма Комиссии по труду от 13 октября 2011 года № 229/11, в соответствии с планом работы Комиссии по охране труда на 2011 год главному врачу Центра профпатологии Полкановой Е.К. было предложено направить своих представителей для участия в рабочей группе по обследованию состояния охраны труда в организациях согласно утвержденным Перечням. Следовательно, в данной ситуации задача по проведению проверок качества предварительных и периодических медосмотров Центру профпатологии планом работы Комиссии по охране труда также не ставилась.

         В письме Комитета по здравоохранению Ленинградской области в адрес ТУ Роспотребнадзора по Ленинградской области (исх. № 11-2415/11-0-1 от 22.09.2011) отмечено, что специалисты Центра профпатологии могут быть привлечены в качестве экспертов при реализации функции контроля качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.  По мнению Комитета по здравоохранению Ленинградской области, контроль качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров может осуществляться в рамках организационно – методической работы Центра профпатологии (не связанной с требованием предоставления информации и исполнением предписаний контролирующего органа).

Письмо Государственной инспекции по охране труда в Ленинградской области (вх. № 481 от 09,02,2012)  свидетельствуют о том, что в 2009 – 2011 гг. специалисты Центра профпатологии к участию в проведении проверок не привлекались.

В своем письме (вх. № 505 от 10.02.2012)  Комитет по здравоохранению Ленинградской области  указал, что в 2010 - 2011 гг. им не проводились целенаправленные проверки качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров медицинскими организациями.

В письме Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 30.12.2011 № П-1188/11 в адрес Прокуратуры Ленинградской области, приобщенном к материалам Дела (вх. № 1091 от 21.03.2012), указано, что Центр профпатологии действует в рамках работы Комиссии по охране труда на основании утвержденного плана проверок в качестве экспертов в соответствии с уставной деятельностью.

         Доводы (письмо вх. № 870 от 06.03.2012) о том, что Центр профпатологии  является ответственным исполнителем совместно с ТУ Роспотребнадзора по Ленинградской области по организации заседания Комиссии по охране труда с повесткой дня о состояний условий труда, профессиональной заболеваемости, организации и проведении периодических медицинских осмотров в организациях на территории Ленинградской области в 2011 году, предусмотренном п.1.1 Плана работы Комиссии по труду на 2012 год (утвержден решением от 30 ноября 2011 года № 60-3) свидетельствует об отсутствии у Центра профпатологии полномочий для проведения самостоятельных, а равно и от имени Комиссии по охране труда, проверок качества периодических медицинских осмотров в организациях в рамках работы Комиссии по охране труда.

         Комиссия отмечает, что функция по организации заседания Комиссии по охране труда, не связана с функцией проведения проверок качества предварительных и периодических медосмотров, тем более с функцией контроля качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров медицинскими организациями, предусмотренной пунктом 7 (абзац 8) Положения о центре профпатологии, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской  Федерации от 23 марта 2011 г. №233н.

         Таким образом, Комиссией установлено, что утверждения Центра профпатологии об осуществлении проверок качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда в 2010 – 2011 гг. не подтверждены документально.

 

IY. В ходе рассмотрения заявления  некоммерческого медицинского частного учреждения «Медико-оздоровительный центр Венус», был проведен осмотр Интернет – сайта Центра профпатологии, расположенного по адресу http//oblprofcener.ru/ (далее - Сайт), о чем составлен Протокол осмотра №1/2011 от 26.12.2011 (далее – Протокол).

 

           В соответствии с этим Протоколом, на странице «Законодательство» в разделе «Частота проведения» Сайта размещена информация: «Работникам, занятым с вредными и/или опасными производственными факторами в течении пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проводятся только в центрах профпатологии/медицинских организациях имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией». В разделе «Медицинские организации/учреждения» размещена информация: «При заключения договора на проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых с вредными и/или опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, медицинское учреждение, помимо лицензий на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и на экспертизу профпригодности, обязано предъявить работодателю лицензию на экспертизу связи заболевания с профессией».

         Комиссия отмечает, что на распечатке страницы Сайта «Законодательство» (приложение к Протоколу) присутствует счетчик количества посетителей сайта «mailru», на котором, на момент составления протокола, отмечено 10276 посещений Сайта.

 

V. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции).

В силу статьи 10 Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883, ратифицированной СССР 19.09.1968, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности, подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.

Закон о защите конкуренции указывает три формы недостоверности информации: ложность, неточность и искаженность. Все они означают объективное несоответствие информации действительности. Ложность и неточность в сущности означают различные степени искаженности информации: в первом случае - полное несоответствие информации действительному положению дел, а во втором -  частичное несоответствие.

Распространением информации в данном случае следует считать любые активные действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).

Формой распространения информации может быть публикация в средствах массовой информации, направление деловых писем. Определяющим является то, что в результате совершения действий информация может появиться у другого лица.

Факт распространения информации на Сайте Центра профпатологии на странице «Законодательство» в разделе «Частота проведения»: «Работникам, занятым с вредными и/или опасными производственными факторами в течении пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проводятся только в центрах профпатологии/медицинских организациях имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией» и в разделе «Медицинские организации/учреждения»: «При заключения договора на проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых с вредными и/или опасными производственными факторами в течении пяти и более лет, медицинское учреждение, помимо лицензий на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и на экспертизу профпригодности, обязано предъявить работодателю лицензию на экспертизу связи заболевания с профессией» установлен Протоколом осмотра №1/2011 от 26.12.2011.

         Как было установлено Комиссией, деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров обусловлена наличием у медицинской организации лицензии на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности.

Обязанность медицинских учреждений, как указано на Сайте Центра профпаталогии, предъявлять работодателю лицензию на экспертизу связи заболевания с профессией не предусмотрена ни Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83 действовавшим до 1 января 2012 года, ни Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от  12 апреля 2011 г. № 302н, действующим в настоящее время.

Как было отмечено Комиссией выше, на распечатке странице Сайта «Законодательство» (приложение к Протоколу) присутствует счетчик количества посетителей сайта «mailru», на котором, на момент составления протокола, отмечено 10276 посещений Сайта. Следовательно, данные пользователи имели возможность ознакомиться с информацией, опубликованной на Сайте.

         Таким образом, Комиссией установлено, что информация Центра профпатологии о необходимости предъявления работодателю медицинскими учреждениями при заключении договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией является ложной, не соответствует действительному положению дел и стала известна другим лицам, в том числе заказчикам услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров.

Комиссия отмечает, что не всякое распространение не соответствующей действительности информации может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию.

Определением от 17.04.2012 № О/02/958 – 127 Комиссией к участию в рассмотрении Дела были привлечены лица, располагающие сведениями: НМУ «Лечение и профилактика» и ООО «Рексам Всеволожск».

В материалах Дела содержится копия договора № 251 от 01.07.2010 заключенного между НМУ «Лечение и профилактика» и ООО «Рексам Всеволожск». К договору приложена лицензия НМУ «Лечение и профилактика» (№ 71-01-000998 от 10.08.2007 выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития). В номенклатуру работ и услуг, «экспертиза связи заболевания с профессией» не входит (Приложение № 1 к лицензии).

Как следует из представленных сведений (исх. № 1/17.05 от 17.05.2012), НМУ «Лечение и профилактика» осуществляет деятельность на рынке услуг оказания медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров и является конкурентом Центра профпатологии.

Ложная информация Центра профпатологии о необходимости предъявления работодателю медицинскими учреждениями при заключении договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией, вызвает суждение у контрагентов  НМУ «Лечение и профилактика» (действующих и потенциальных), а равно и других медицинских организаций, о невозможности заключения договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров по причине отсутствия лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией. Более того, эта ложная информация создает впечатление о возможности заключения договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров только с Центром профпатологии, как организацией обладающей лицензией на экспертизу связи заболевания с профессией.

К материалам Дела приобщено сообщение Заявителя (вх. № 1493 от 11.04.2012) которое содержит копию письма Центра профпатологии, подписанное главным врачом Е.К.Полкановой о том, что «периодические медицинские осмотры работников, занятых с вредными и/или опасными условиями труда в течение пяти и более лет, должны  проводиться только в центрах профпатологии (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 №83, п.6 прил.3)».

Данное утверждение Центра профпатологии, также является искажением действительного положения дел.

ГК РФ, предусматривая в статье 152 возможность защиты чести, достоинства и деловой репутации, устанавливает важную презумпцию – сведения, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации считаются ложными, если лицо, их распространившее, не докажет обратное.

Факт распространения вышеуказанного письма Центром профпатологии не опровергнут.

Комиссия приходит к выводу, что данные действие Центра профпатологии в совокупности направлены на ограничение конкуренции, поскольку способны как ограничить количество участников рынка оказания медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, так и принести медицинским организациям, в том числе НМУ «Лечение и профилактика», убытки в виде сокращения круга потенциальных клиентов и наоборот, привести к расширению круга потенциальных клиентов Центра профпатологии.

В материалах дела содержится письмо (вх. № 15 от 11.01.12) с информацией о том, что ЗАО «Агротехника» был получен запрос от имени Центра профпатологии со ссылкой на Ленинградскую областную межведомственную комиссию по охране труда с  требованием представления ряда документов для проведения документарной проверки организации и качества предварительных и периодических медицинских осмотров. В этом запросе указан контактный телефон 543 - 96 - 33 и Ф.И.О. лиц, с которыми возможно связаться по данному номеру телефона.

В своих пояснениях (вх. № 870 от 06.03.2012) Центр профпатологии не отрицает факт направления указанного в жалобе Заявителя письма и утверждает, что «…действия Ответчика по истребованию определенных данных у хозяйствующих субъектов не выходят за пределы предоставленных Комиссией (по охране труда) полномочий и Ответчик действует в рамках своей компетенции».

         В данном случае, объектом действий Центра профпатологии является сбор достоверной информации о контрагентах хозяйствующих субъектов – медицинских организациях оказывающих услуги по проведению предварительных и периодических осмотров. Сбор информации направлен на получение сведений о перечне профессий предприятий, договорах, заключенных предприятием на проведение периодических и предварительных медицинских осмотров, лицензий на медицинскую деятельность учреждений частной системы здравоохранения. Эти сведения содержат конкретные коммерческие условия (цена, объемы предоставляемых услуг, условия оплаты, льготы, штрафные санкции) на которых заключаются договора.

         Таким образом, действия Центра профпатологии направлены на сбор сведений о конкурентах, в частности о НМУ «Лечение и профилактика», их конкретных коммерческих условий.

         Данные сведения могут создать конкурентные преимущества Центру профпатологии, поскольку позволяют корректировать поведение Центра профпатологии на рынке.

        

VI.  Рассмотрев представленные материалы,  выслушав доводы и объяснения сторон по Делу,  Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В рамках рассмотрения Дела ни одна из сторон, не оспаривала того, что Центр профпатологии, Заявитель и НМУ «Лечение и профилактика» являются конкурентами на рынке услуг предварительных и периодических медицинских осмотров в географических границах Ленинградской области.

2. Деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров обусловлена наличием у медицинской организации лицензии на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности.

3. Утверждения Центра профпатологии об осуществлении проверок качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда в 2010 – 2011 гг. не подтверждены документально.

4. Информация Центра профпатологии о необходимости предъявления работодателю медицинскими учреждениями при заключении договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией, размещенная  на Сайте Центра профпатологии, является ложной.

5. Действия Центра профпатологии по распространению ложной информации о необходимости предъявления работодателю медицинскими учреждениями при заключении договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией, посредством размещения ее  на Сайте Центра профпатологии, способны ограничить количество участников рынка оказания медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, тем самым ограничивая конкуренцию, принести медицинским организациям, в том числе НМУ «Лечение и профилактика», убытки в виде сокращения круга потенциальных клиентов и наоборот, привести к расширению круга потенциальных клиентов Центра профпатологии.

Данные действия противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

6. Центр профпатологии собирал сведения, содержащие конкретные коммерческие условия (цена, объемы предоставляемых услуг, условия оплаты, льготы, штрафные санкции) на которых заключаются договора, которые не подлежат разглашению в данных условиях, поскольку, как было установлено Комиссией, утверждения Центра профпатологии об осуществлении проверок качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Комиссии по охране труда в 2010 – 2011 гг. не подтверждены документально.

7. Действия Центра профпатологии заключающиеся в распространении ложной информации об осуществлении проверок качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Комиссии по охране труда, направленные на сбор сведений о конкурентах, в частности о НМУ «Лечение и профилактика», могут создать конкурентные преимущества Центру профпатологии, поскольку обладание такими сведениями позволяет корректировать поведение Центра профпатологии на рынке, в том числе корректировать коммерческие условия заключения договоров, включая цену договора, объемы предоставляемых услуг, предложения по льготам, также противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Ленинградского УФАС России,  рассмотрев дело № 55-02-5082-А/12,   руководствуясь статьей 23,  частью 1  статьи 39,  частями 1  -  4  статьи 41,  статьей  48,  частью 1  статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Центр профессиональной патологии» заключающихся в распространении ложной информации о необходимости предъявления работодателю медицинскими учреждениями при заключении договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией, посредством размещения ее в сети Интернет на Сайте http//oblprofcener.ru/, которые направлены на получение преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничивают конкуренцию на рынке оказания медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров и способны нанести убытки конкурентам в виде сокращения круга их потенциальных клиентов, нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Центр профессиональной патологии» заключающихся в распространении ложной информации об осуществлении проверок качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Комиссии по охране труда, направленных на сбор сведений о конкурентах, в частности о НМУ «Лечение и профилактика», которые могут создать конкурентные преимущества Центру профпатологии, поскольку обладание такими сведениями позволяет корректировать поведение Центра профпатологии на рынке, в том числе корректировать коммерческие условия заключения договоров, включая цену договора, объемы предоставляемых услуг, предложения по льготам, нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

 

3. Выдать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области  «Центр профессиональной патологии» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 55-02-5082-А/12

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) по рассмотрению дела № 55-02-5082-А/12 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Решения от 25.05.2012 года по делу № 55-02-5082-А/12 о нарушении пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписывает Государственному бюджетному учреждению «Центр профессиональной патологии»  в 10-дневный срок со дня получения настоящего Предписания совершить следующие действия:

1.  Прекратить распространение ложной информации в сети Интернет на Сайте http//oblprofcener.ru/ о необходимости предъявления работодателю медицинскими учреждениями при заключении договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией.

2. Прекратить распространение ложной информации об осуществлении проверок качества предварительных и периодических медосмотров в рамках работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда.

3. Уведомить Ленинградское УФАС России о выполнении пунктов 1, 2  настоящего Предписания в трехдневный срок со дня его выполнения.

 

Ленинградское УФАС России осуществляет контроль за исполнением Государственным бюджетным учреждением «Центр профессиональной патологии» требований настоящего Предписания.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны