Предупреждение №02.12.2020 № ПД/04/4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

02.12.2020 № ПД/04/4

Заказным письмом с уведомлением

 

АО «Региональный навигационно-информационный центр по Ленинградской области»

ул. Железнодорожная, д. 6Б, лит. Ж

г. Кировск,

Ленинградская область, 187340

 

ул. Швецова д. 41, кор.1, оф. № 302,

Санкт-Петербург, 198095

        

office@47rnic.ru

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

          В связи с наличием в действиях (бездействии) Акционерного общества Региональный навигационно-информационный центр по Ленинградской области» (ИНН 4706033990, юридический адрес: Ленинградская область, г. Кировск,
ул. Железнодорожная, д. 6Б, лит. Ж, далее - АО РНИЦ ЛО) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, путем
установления платы за ретрансляцию мониторинговых данных от локального оператора в РНИС ЛО, предупреждает АО РНИЦ ЛО о необходимости прекращения (недопущения) указанных действий (бездействия) путем осуществления действий по внесению изменений в прейскурант, прайс-лист, иные внутренние документы АО РНИЦ ЛО, предусматривающие исключение платности услуги по:

  • сбору и обработке телематических данных, поступающих в РНИЦ ЛО от категорируемых транспортных средств Абонентов Локального оператора, хранение таких данных в РНИЦ ЛО с возможностью последующего предоставления в течение 1 (одного) года, обработку данных в РНИЦ ЛО для использования пользователями информационно-навигационных подсистем РНИЦ ЛО, в том числе подсистем СМУ ТС ОГВ ЛО, СМУ ША ЛО, СМУ ЖКХ ЛО, СМ «Медицина», СМУ ПП ЛО, СМУ ОГ ЛО, а также передачу указанных данных заинтересованным органам исполнительной власти в соответствии с их установленными нормативными правовыми актами полномочиями;
  • сбору и обработке телематических данных, поступающих от не категорируемых транспортных средств Абонентов Локального оператора, в государственные информационные системы (ретрансляция данных), в том числе в государственные информационные системы АСКОМ ПП и АСУ ГПТ, а также органам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере транспорта.

          Указанные действия АО РНИЦ ЛО надлежит совершить в срок до 01.01.2021.

О выполнении предупреждения следует сообщить в Ленинградское УФАС России по электронной почте: to47@fas.gov.ru и to47-evlampiev@fas.gov.ru, с последующим  почтовым отправлением по адресу: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,  при условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Признаки нарушения Закона о защите конкуренции выразились в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление Закрытого акционерного общества «Бизнес Инжиниринг и Консалтинг Лтд» (далее - ЗАО «Бизнес Инжиниринг и Консалтинг Лтд», Заявитель) по вопросу возможного нарушения АО РНИЦ ЛО Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В рамках рассмотрения заявления установлено, что АО РНИЦ ЛО  включено в Единый государственный реестр юридических лиц с 27.12.2012.

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности АО РНИЦ ЛО – деятельность по предоставлению услуг телефонной связи, код по ОКВЭД 61.10.1; дополнительные виды экономической деятельности – деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность,  код по ОКВЭД 63.11, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, код по ОКВЭД 63.11.1, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая,  код по ОКВЭД 62.09.

В соответствии со статьей 14.8  Закона о защите конкуренции  не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 данного закона.

В настоящем случае в рамках рассмотрения заявления ЗАО «Бизнес Инжиниринг и Консалтинг Лтд» установлен весь ряд квалифицирующих признаков акта недобросовестной конкуренции со стороны Акционерное общество «Региональный навигационно-информационный центр по Ленинградской области», а именно установлено:

  • осуществление АО РНИЦ ЛО конкурентной деятельности на товарном рынке информационно-навигационных услуг по мониторингу транспортных средств на территории  Ленинградской области;
  • противоречие рассматриваемых действий АО РНИЦ ЛО антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • направленность рассматриваемых действий АО РНИЦ ЛО на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем совершения вменяемых действий;
  • возможность негативных последствий для других хозяйствующих субъектов-конкурентов (путем перераспределения потребительского спроса, недополучения конкурентами прибыли и т.д.).

Данные выводы сделаны антимонопольным органом на основании следующего.

Из материалов заявления следует, что Заявитель осуществляет деятельность на рынке информационно-навигационных услуг по мониторингу транспортных средств, являясь локальным оператором, осуществляющим прием, хранение и обработку мониторинговой информации от особо значимых транспортных средств.

В разное время Заявителем по результатам проведения конкурсных процедур в электронной форме заключены контракты и договоры на оказание информационно-навигационных услуг и обслуживание навигационного оборудования системы ГЛОНАСС, установленного на транспортных средствах, принадлежащих органам исполнительной власти Ленинградской области и подведомственным им учреждениями и предприятиями. Всего заключено 109 договоров и контрактов на обслуживание 940 единиц транспортных средств.

В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.07.2014 № 310 «Об организации деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области по оснащению транспортных, технических средств оборудованием с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в Ленинградской области» Комитет цифрового развития Ленинградской области уполномочен обеспечить координацию мероприятий, связанных с оснащением транспортных средств и самоходных машин бортовым навигационно-связным оборудованием и подключением транспортных средств и самоходных машин, закрепленных в установленном порядке за органами исполнительной власти Ленинградской области и подведомственными им учреждениями и предприятиями, к региональной информационно-навигационной системе Ленинградской области (далее - РИНС ЛО), а также контроль поступления мониторинговой информации от указанных транспортных средств и самоходных машин в РИНС ЛО.

Таким образом, органы государственной власти, а также подведомственные им учреждения и предприятия указанным постановлением обязуются обеспечить передачу мониторинговой информации от значимых транспортных средств в РИНС ЛО.

В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области
№ 328 от 04.10.2013 оператором РИНС ЛО определено АО РНИЦ ЛО.

Согласно п. 5 Приложения Положения о региональной информационно-навигационной системе Ленинградской области, к указанному постановлению РИНС ЛО обеспечивает в том числе получение мониторинговой информации от подключенного бортового навигационно-связного оборудования, а также хранение и обработку мониторинговой информации, поступающей от подключенного бортового навигационно-связного оборудования.

Таким образом, АО РНИЦ ЛО, как оператор РИНС ЛО оказывает услугу заинтересованным государственным органам по сбору, хранению и обработке мониторинговой информации, полученной от транспортных средств, а также передачу такой информации заинтересованным пользователям.

В соответствии с п. 12 Положения о региональной информационно-навигационной системе Ленинградской области предусмотрена возможность подключения транспортных средств к РИНС ЛО двумя способами:

1) непосредственно владельцем транспортного средства путем заключения договора с оператором РИНС ЛО;

2) через локального оператора, с которым у владельца транспортного средства заключен соответствующий договор на оказание информационно-навигационных услуг и (или) техническому обслуживанию бортового оборудования транспортных средств, путем заключения локальным оператором с оператором РИНС ЛО договора о ретрансляции мониторинговой информации в РИНС ЛО.

При этом оператор РИНС ЛО не вправе отказаться от заключения такого договора при условии выполнения со стороны локального оператора технических требований к межсерверному (межсистемному) обмену, устанавливаемых нормативным правовым актом уполномоченного органа в силу п. 12 указанного Положения.

Положений, устанавливающих платность ретрансляции мониторинговых данных от локальных операторов в РНИС ЛО положение о РНИС ЛО не содержат.

Между Заявителем и АО РНИЦ ЛО 01.08.2019 заключен договор оказания услуг № 02/19 сроком до 31.12.2020, согласно которому АО РНИЦ ЛО, как оператор РИНС ЛО, обязуется оказать, а Заявитель принять и оплатить в полном объеме услуги по межсерверному обмену, в том числе сбор и обработку мониторинговой информации, поступающей в РИНС ЛО через сервер Заявителя как локального оператора от транспортных средств, принадлежащих Заказчику; хранение поступающих данных в резервном хранилище РИНС ЛО; передачу данных, поступивших через сервер Заявителя как локального оператора, всем заинтересованным пользователям РИНС ЛО.

Согласно п. 4.1 Договора оказания услуг № 02/19 от 01.08.2019 стоимость услуг (абонентская плата) составляет 50 (пятьдесят) рублей в месяц за одно транспортное средство.

АО РНИЦ ЛО направил Заявителю предложение (письмо исх. № 147 от 02.09.2020) о заключении договора на следующий календарный год при абонентской плате 200 (двести) рублей в месяц за одно транспортное средство. АО РНИЦ ЛО уведомил Заявителя, что в случае отказа от заключения договора на новых условиях, услуги по межсерверному обмену предоставляться не будут.

Согласно представленной АО РНИЦ ЛО информацией (исх. № 160 от 01.10.2020) АО РНИЦ ЛО заключено 7 договоров с локальными операторами на оказания услуг по межсерверному обмену.

Договоры АО РНИЦ ЛО заключенные с 6 хозяйственными обществами по межсервесному обмену содержат Приложение № 1 в котором АО РНИЦ ЛО установило стоимость услуг по межсервесному обмену, включая сбор и обработку телематических данных, поступающих в РНИЦ ЛО от транспортных средств абонентов локального оператора, хранение таких данных в РНИЦ ЛО с возможностью последующего предоставления в течение 1 (одного) года, обработку данных в РНИЦ ЛО, а также передачу указанных данных заинтересованным органам исполнительной власти (далее – Услуга по сбору).

Взимания АО РНИЦ ЛО платы за Услугу по сбору производится ежемесячно за 1 транспортное средство абонента локального оператора и варьируется в зависимости от хозяйствующего общества, с которым заключен договор: от 50 руб. до 300 руб. за категорируемые транспортные средства и от 50 руб. до 100 руб. за не категорируемые транспортные средства.

Заявитель и АО РНИЦ ЛО осуществляют деятельность на рынке услуг по мониторингу транспортных средств, получая выручку от оказания данных услуг владельцам транспортных средств на территории Ленинградской области, что подтверждается заключенными договорами, то есть являются конкурентами.

АО РНИЦ ЛО ведет коммерческую деятельность путем оказания возмездных услуг на рынке навигационных услуг, используя предоставленную ему РИНС ЛО, принадлежащую Правительству Ленинградской области, то есть использует доминирующий статус оператора РИНС ЛО для создания преимущественных условий деятельности на рынке оказания навигационных (мониторинговых) услуг, так как в стоимость оказания услуг Заявитель вынужден включать расходы на передачу мониторинговых данных в РИНС ЛО через
АО РНИЦ ЛО как оператора РИНС ЛО, в то время как АО РНИЦ ЛО таких расходов не несет.

Таким образом, АО РНИЦ ЛО снижает ценовую конкурентность услуг Заявителя как локального оператора в сравнении со своей аналогичной услугой.

АО РНИЦ ЛО, являясь оператором РИНС ЛО, оказывает услуги по сбору, хранению, передаче мониторинговых данных для нужд заинтересованных органов государственной власти, однако оплату указанных услуг осуществляет Заявитель, который не имеет коммерческой заинтересованности в получении таких услуг. Напротив, передавая соответствующие данные в РИНС ЛО, Заявитель, как локальный оператор, не приобретает необходимую ему и заказчику, как владельцу транспортных средств, услугу, а исполняет публичную обязанность, так как целью обязательного подключения транспортных средств к РИНС ЛО, в силу имеющейся нормативной базы, является осуществление государством через свои органы надзорных функций в отношении перемещения особо значимых транспортных средств. Взимание с Заявителя, как локального оператора, платы за услугу, потребителем которой он не является, противоречит требованиям добросовестной конкуренции.

Таким образом, установление платы АО РНИЦ ЛО за обмен между программным комплексом локальных операторов и РИНС ЛО, а также платы за хранение, обработку и анализ мониторинговой информации, поступающей в РИНС ЛО от локальных операторов, и передачу такой информации по запросам государственных и иных контрольно-надзорных органов содержат признаки недобросовестной конкуренции. 

Действия АО РНИЦ ЛО противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.02.2009  № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории Российской Федерации без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности, за исключением территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Из указанного, в частности, следует, что любые хозяйствующие субъекты вправе оказывать услуги в сфере навигационной деятельности, в том числе, услуги по мониторингу транспортных средств, на равных основаниях.

Из обязанности владельцев транспортных средств подключиться к РНИС ЛО не следует обязанность получения ими мониторинговых услуг только у оператора РНИС ЛО. Положение о РНИС ЛО таких требований не содержат. Таким образом, наличие у АО РНИЦ ЛО статуса оператора РНИС ЛО не должно создавать указанному хозяйствующему субъекту преимущественных условий деятельности на рынке оказания навигационных (мониторинговых) услуг.

Довод АО РНИЦ ЛО о том, что АО РНИЦ ЛО является коммерческой организацией, что обуславливает оказанием им услуг на возмездной основе, не может быть принят по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Таким образом, гражданское законодательство связывает возмездность договора с исполнением каких-либо встречных обязательств перед контрагентом.

Взимание АО РНИЦ АО платы за Услугу по сбору не соответствует принципам и общему смыслу гражданского законодательства, обуславливающим возмездность договора получением потребителем какого-либо блага (товара, работы, услуги). АО  РНИЦ ЛО, взимая плату за вышеуказанные действия, не предоставляет ни локальному оператору, ни клиентам локального оператора какого-либо встречного исполнения.

Как следует из договоров оказания услуг по межсерверному обмену, заключенными между АО РНИЦ ЛО и локальными операторами, предметом договора является:

  • сбор и обработка мониторинговой информации, поступающей в РИНС ЛО через сервер заявителя как локального оператора от транспортных средств, принадлежащих заказчику;
  • хранение поступающих данных в резервном хранилище РИНС ЛО;
  • передача данных, поступивших через сервер заявителя как локального оператора, всем заинтересованным пользователям РИНС ЛО.

Вместе с тем, действия по хранению, обработке и анализу мониторинговой информации в интересах клиентов осуществляются на оборудовании локального оператора, в связи с этим в повторном оказании данных услуг АО РНИЦ ЛО потребитель и (или) локальный оператор не нуждаются.

Фактически подключение к РНИС ЛО клиентов, имеющих договоры с локальными операторами, хранение их мониторинговой информации осуществляется АО РНИЦ ЛО с целью предоставления мониторинговой информации заинтересованным пользователям.

Согласно п. 13 Приложения Положения о региональной информационно-навигационной системе Ленинградской области пользователями РИНС Ленинградской области могут являться:

  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения и предприятия;
  • органы государственной власти Ленинградской области и подведомственные им учреждения и предприятия;
  • органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области и подведомственные им учреждения и предприятия;
  • экстренные оперативные службы;
  • лица, оказывающие услуги и выполняющие работы с использованием транспортных средств и самоходных машин (юридические лица, индивидуальные предприниматели).

Предоставление АО РНИЦ ЛО мониторинговой информации органам государственной власти за счет средств владельцев транспортных средств является необоснованным.

Действия АО РНИЦ ЛО по взиманию с локальных операторов платы за услугу, потребителем которой они не являются, противоречат требованиям добросовестной конкуренции.

Законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ленинградской области не предусмотрена плата за Услугу по сбору.

Довод АО РНИЦ ЛО об обоснованности взимания платы за Услугу по сбору в связи с наличием у АО РНИЦ ЛО затрат на ведение своей хозяйственной деятельности, не может быть принят, поскольку эксплуатация РНИС ЛО, предоставление информации по запросам уполномоченных органов власти является обязанностью АО РНИЦ ЛО как оператора РНИС ЛО.

Возложение АО РНИЦ ЛО на локальных операторов и их клиентов своих затрат на выполнение функций оператора РНИС ЛО является необоснованным. 

Таким образом, действия АО РНИЦ ЛО по установлению и взиманию платы за Услугу по сбору, то есть получение мониторинговых данных и хранение, обработку и анализ мониторинговой информации, поступающей в РНИС ЛО от программного комплекса локального оператора, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия АО РНИЦ ЛО направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как отмечено выше, наличие у АО РНИЦ ЛО статуса оператора РНИС ЛО не должно использоваться указанным хозяйствующим субъектом для создания преимущественных условий деятельности на рынке оказания навигационных (мониторинговых) услуг.

Вместе с тем, АО РНИЦ ЛО, используя статус оператора РНИС ЛО и нормативно установленную обязанность владельцев отдельных категорий транспортных средств подключиться к РНИС ЛО, создало себе преимущества на рынке мониторинговых услуг Ленинградской области.

Действия АО РНИЦ ЛО по установлению платы за ретрансляцию мониторинговых данных от локального оператора в РНИС ЛО возлагают на Заявителя и иных локальных операторов дополнительные финансовые обязательства, в результате чего увеличиваются издержки таких локальных операторов на оказание услуг по мониторингу транспортных средств.

При этом, клиенты, заключающие прямые договоры с АО РНИС ЛО, дополнительные затраты на подключение к РНИС ЛО, ретрансляцию мониторинговых данных не несут.

Таким образом, вследствие действий АО РНИЦ ЛО по установлению платы за услуги по ретрансляции мониторинговых данных, владельцы транспортных средств, заключающие прямые договоры с АО РНИЦ ЛО, поставлены в более выгодное положение по сравнению с клиентами, имеющими договоры с локальными операторами.

Указанные действия АО РНИЦ ЛО приводят/могут привести к убыткам локальных операторов при оказании мониторинговых услуг либо к отказу клиентов от договорных отношений с локальными операторами в пользу
АО РНИЦ ЛО (в случае увеличения стоимости мониторинговых услуг в связи с необходимостью дополнительной оплаты услуг по ретрансляции мониторинговых данных в РНИС ЛО).

АО РНИЦ ЛО созданы такие условия, при которых клиенты вынуждены заключать договоры с АО РНИЦ ЛО, так как локальные операторы не могут ретранслировать мониторинговые данные в РНИС ЛО напрямую, минуя
АО РНИЦ ЛО. Действия АО РНИЦ ЛО по установлению платы за ретрансляцию мониторинговых данных создают для АО РНИЦ ЛО преимущественные условия деятельности на рынке, поскольку возлагают на конкурентов дополнительные затраты.

Таким образом, со стороны АО РНИЦ ЛО, усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, в части недобросовестной конкуренции, выразившейся в осуществлении установления и взимания платы за услуги по межсервесному обмену, включая сбор и обработку телематических данных, поступающих в РНИЦ ЛО от транспортных средств абонентов локального оператора, хранение таких данных в РНИЦ ЛО с возможностью последующего предоставления, обработку данных в РНИЦ ЛО, а также передачу указанных данных заинтересованным лицам.

 

 

Руководитель

Ленинградского УФАС России                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны