Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 415-05-282-А/13 от 9 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Генеральному директору
ОАО «Петербургская сбытовая компания»
 
М.А. Шаскольскому
 
ул. Михайлова, 11, 
Санкт-Петербург, 195009
 (Ответчик)
 
<…>
 
Заинтересованным лицам
(список прилагается)
 
 
РЕШЕНИЕ 
 
по делу № 415-05-282-А/13
 г. Санкт-Петербург
 
Дата оглашения резолютивной части решения -  28.08.2013 г.
Дата изготовления решения в полном объеме -   05.09.2013 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
 
Г.Н. Коннова - заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий, председателя Комиссии;
Д.И. Акбашева – главного специалиста-эксперта отдела естественных       монополий, члена Комиссии;
Ф.Г. Белинского - государственного инспектора отдела 
естественных монополий, члена Комиссии,
 
в присутствии:
представителей ответчика (ОАО «Петербургская сбытовая компания»)– Мальцевой В.В., Магазинова Г.Г. (представители по доверенности); 
заявителя – <…>
заинтересованных лиц – <…>
лица располагающего сведениями – <…>
рассмотрев материалы дела № 415-05-282-А/13, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Петербургская сбытовая компания» п. 5 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
 
УСТАНОВИЛА:
 
Основанием для возбуждения дела № 415-05-282-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Петербургская сбытовая компания» послужили заявления <…>. с жалобами на  действия ОАО «Петербургская сбытовая компания» - гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ленинградской области, выразившиеся в отказе заключить с этими гражданами договоры энергоснабжения.
ОАО «Петербургская сбытовая компания»  является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Санкт-Петербургского УФАС от 12.09.2007 № 05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 50 процентов по виду деятельности «купля-продажа, поставка электрической энергии» с долей более 50 процентов в административных границах Ленинградской области.
На рынке купли-продажи электроэнергии ОАО «Петербургская сбытовая компания» занимает доминирующее положение. 
В адрес ОАО «Петербургская сбытовая компания» были направлены предупреждения от 07.03.2013 № Пд/05/776-9, от 25.03.2013 № Пд/05/1015-12 и от 26.03.2013 № Пд/05/1036-13.
ОАО «Петербургская сбытовая компания» предупреждения не исполнило. В своих письмах (вх. от 19.03.2013 № 1502, от 09.04.2013 № 1971, от 11.04.2013 № 2034 и от 07.05.2013 № 2592) ОАО «Петербургская сбытовая компания» сообщило, что с СНТ, на территории которых находятся участки заявителей, уже заключены и действуют договоры энергоснабжения, на основании которых указанные граждане получают электрическую энергию. Кроме того, согласно п. 28  Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
В связи с неисполнением предупреждений приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10.06.2013 № 139 возбуждено дело № 415-05-282-А/13 по признакам нарушения ОАО «Петербургская сбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступили заявления <…>
с жалобами на отказ ОАО «Петербургская сбытовая компания» в заключении договоров энергоснабжения.
ОАО «Петербургская сбытовая компания» были направлены предупреждения:
- от 15.05.2013 № Пд/05/1666-20 в отношении <…>
 
- от 25.07.2013 № Пд/05/2716-34 в отношении <…> 
- от 27.06.2013 № Пд/05/2055-21 в отношении <…>
Предупреждения не были исполнены ОАО «Петербургская сбытовая компания» по аналогичным основаниям.
Определением от 10.06.2013 № О/05/2079-383 <…>
привлечены к участию в рассмотрении дела № 415-05-282-А/13 в качестве заинтересованных лиц.
Определением от 22.08.2013 № О/05/3139-549 <…>
привлечены к участию в рассмотрении дела № 415-05-282-А/13 в качестве заинтересованных лиц.
 
В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено Граждане обратились в ОАО «Петербургская сбытовая компания» для заключения договоров энергоснабжения в отношении своих садовых и жилых домов (далее – энергоснабжаемые объекты), расположенных на территории садоводческих некоммерческих товариществ (далее – СНТ):
<…>
– на территории СНТ «Никольское»;
<…>
. – на территории СНТ «Кискеловское»;
<…>
– на территории СНТ «Русские самоцветы»;
<…>
. – СНТ «Симагинское»;
<…>
– СНТ «Придорожное».
Энергоснабжаемые объекты граждан присоединены к электрической сети опосредованно через сети указанных СНТ и потребляют электрическую энергию (за исключением <…>, в отношении которой потребление электрической энергии прекращено в результате действий СНТ «Никольское») на основании договоров энергоснабжения, заключенных между ОАО «Петербургская сбытовая компания» и СНТ, либо между ОАО «Петербургская сбытовая компания» и иным СНТ, передающим электрическую энергию СНТ, к сетям которого присоединены энергоснабжаемые объекты граждан. 
Из материалов дела следует, что СНТ «Русские самоцветы», СНТ «Кискеловское» и СНТ «Симагинское» не заключали договор энергоснабжения с ОАО «Петербургская сбытовая компания». Электроэнергия в эти садоводства поставляется по договорам, заключенным с СНТ «Сирень» (договор № 40219 от 01.01.2007), СНТ «Авлога» (договор № 40299 от 01.01.2007) и СНТ «ГИДРОЛ» (договор № 53412 от 01.06.2007) соответственно. У СНТ «Никольское» и СНТ «Придорожное» заключены договоры энергоснабжения с ОАО «Петербургская сбытовая компания» непосредственно, а именно:
- СНТ «Никольское» - договор № 70483 от 01.01.2007;
- СНТ «Придорожное» - договор № 44814 от 16.01.2007.
 
В соответствии  с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. 
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц. 
В силу п. l ст. 422 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. 
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (п. l ст. 168 ГК РФ). 
В соответствии с п. 28 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 422 (далее - Основные положения) по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. 
В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения. 
В пункте 2 Основных положений содержится определение: "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики; 
Согласно п. 30 Основных положений в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (абз. 1 п. 30).
Если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике (абз. 3 п. 30).
Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что в случаях присоединения энергоснабжаемых объектов граждан к сетям сетевой организации опосредованно через сети СНТ (что имеет место в рассматриваемом деле) в случае заключения гарантирующим поставщиком ОАО «Петербургская сбытовая компания» договоров энергоснабжения с гражданами точкой поставки являлись бы те же самые точки поставки, что и точки присоединения, определенные в актах разграничения балансовой принадлежности между СНТ и сетевыми организациями.
В то же время в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
 
В соответствии с п.32 Основных положений гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя. 
Согласно п. 36 Основных положений документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей. 
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям предусмотрен «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения). 
В п.7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: 
а) подача заявки юридическим или физическим лицом; 
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей Правил технологического присоединения под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
(пп. "г.1" введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 N 334, в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 759)
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
(пп. "г.2" введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 N 334)
д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В пунктах 34-40 Правил технологического присоединения установлен порядок технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности.
Согласно п. 40 Правил технологического присоединения допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя (далее - третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела, граждане (заявитель и заинтересованные лица) при обращении в ОАО «Петербургская сбытовая компания» не представляли документального подтверждения технологического присоединения в установленном порядке своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Также не представлялись какие-либо документы (соглашение об опосредованном присоединении), свидетельствующие о перераспределении в пользу граждан электрической мощности от СНТ, с которыми у ОАО «Петербургская сбытовая компания» заключены договоры энергоснабжения на основании документов о технологическом присоединении (акты о технологическом присоединении, справки на мощность) оформленных в отношении СНТ в целом.
Согласно п. 34 Основных положений для заключения договора энергоснабжения заявитель должен предоставить гарантирующему поставщику ряд документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 Основных положений).
Согласно п. 74 Основных положений в случае если гражданин, указанный в пункте 71 Основных положений, имеет намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то он направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 Основных положений.
По желанию указанный гражданин вправе приложить к заявлению на заключение договора подписанный им проект договора энергоснабжения или протокол разногласий к проекту договора энергоснабжения, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений.
Если представленных этим гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.
 
Как установлено, в соответствии с п. 74 Основных положений ОАО «Петербургская сбытовая компания» направило запросы в сетевые организации и в садоводческие некоммерческие товарищества для проверки наличия надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств граждан к электрическим сетям.
ОАО «Петербургская сбытовая компания» получило следующие ответы от  указанных организаций:
- Письмо ОАО «Ленэнерго» от 25.02.2013 № 032-10-1036 и письмо СНТ «Никольское» от 01.03.2013 № 47/3-13 – в отношении <…>
- Письма ОАО «Ленэнерго» от 20.02.2013 № ПрЭС/038/1349 и от 09.04.2013 № 038/31/89 – в отношении <…>
- Письмо ОАО «Ленэнерго» от 12.02.2013 № 038/31/27 – в отношении <…>
Также представителями ОАО «Петербургская сбытовая компания» и СНТ «Авлога» составлен акт обследования электроустановок от 25.10.2012 б/н.
- Письмо ОАО «ОЭК» от 28.02.2013 № 50-2-02/28 и письмо СНТ «Симагинское» от 24.02.2013 – в отношении <…>
- Письмо ОАО «Ленэнерго» от 25.06.2013 № ПрЭС/038/5274-12 и письмо ОАО «ЛОЭСК» от 14.08.2013 № 03/1312 – в отношении <…>
Из указанных ответов следует, что сведения о надлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств граждан к электрическим сетям отсутствуют. 
Ни граждане, участвующие в рассмотрении дела; ни сетевые организации, ответы которых представлены в материалах дела; ни садоводства, привлеченные к участию в деле или письма которых приобщены к материалам дела; ни ответчик не располагают доказательствами перераспределения мощности от СНТ в пользу граждан. Такие доказательства Комиссии не представлены. Кроме того, не представлены в материалы дела договоры на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом СНТ, предусмотренные в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и  дачных некоммерческих объединениях граждан» для граждан, ведущих хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ.
Таким образом, ОАО «Петербургская сбытовая компания» отказало гражданам в заключении договоров не безосновательно, а в связи с не подтверждением наличия надлежащего технологического присоединения электроустановок граждан к электрической сети (отсутствием предусмотренных действующим законодательством документов о технологическом присоединении, определяющих характеристики технологического присоединения, в том числе максимальную мощность (п. 13(1) Правил технологического присоединения).
В п. 32 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Соответственно, ОАО «Петербургская сбытовая компания» отказало гражданам в заключении договоров на основании п. 32 Основных положений и поскольку такой отказ предусмотрен нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, он не может быть признан злоупотреблением доминирующим положением, описанным в п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. 
 
Согласно  ст. 450 ГК РФ произвольное изменение договора в одностороннем порядке на допустимо. Таким образом, в случае заключения договоров с гражданами ОАО «Петербургская сбытовая компания» должно было бы вносить изменение в ранее заключенные договоры энергоснабжения с СНТ в части уменьшения договорных величин потребляемой мощности. При отсутствии вышеуказанных доказательств волеизъявления СНТ на перераспределение мощности от СНТ в пользу граждан действия ОАО «Петербургская сбытовая компания» по внесению изменений в действующие договоры с СНТ недопустимы исходя из смысла ст. 450 ГК РФ, а договоры с гражданами (в случае их заключения) могли бы быть оспорены в силу положений ст. 168 ГК РФ. 
 
Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 415-05-282-А/13, принимая во внимание указанные обстоятельства и материалы дела, ст. 23, ч. 1 ст. 39, частями 1 - 3 ст. 41, п. 2. ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
РЕШИЛА:
 
Рассмотрение дела № 415-05-282-А/13 прекратить в связи с отсутствием нарушения п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Петербургская сбытовая компания».
 
 
 
 
Председатель Комиссии Г.Н. Коннов    
  
Члены Комиссии:
Ф.Г. Белинский
 
Д.И. Акбашев
 
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Список рассылки Решения по делу № 415-05-282-А/13
 
<…>
 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны