Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Лига» от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

 

Заказчик:

ООО «Транснефть – Порт Приморск»

 

пр. Портовый, д. 7, г. Приморск, Выборгский р-н, Ленинградская обл., 188910

 

shishkinaTV@prm.transneft.ru

 

Организатор торгов:

ПАО «Транснефть»

 

ул. Преснеская наб., д. 4, стр. 2, Москва, 123112

 

LebedkovaNV@ak.transneft.ru

SitkovaTV@ak.transneft.ru

 

Заявитель:

ООО «Лига»

 

ул. Дорожников, д. 7А, г. Кингисепп,

Ленинградская обл., 188480

 

smurov@bk.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Лига»

                                                                                                             Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 17.11.2020

Решение изготовлено в полном объеме:  20.11.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Лига» (далее – Заявитель, ООО «Лига») (вх. № 13659 от 30.10.2020), перенаправленное Федеральной антимонопольной службой по г. Москве (вх. № 80373-ЭП/20 от 27.10.2020), о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа № 444 от 09.11.2020 в составе:

<...>

 

в присутствии представителя ООО «Лига» – <...> (доверенность
№ б/н от 09.11.2020),

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Порт Приморск» – <...> (доверенность № 148 от 09.11.2020), <...> (доверенность № 150 от 10.11.2020),

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Лига» (ИНН 4707024885; ул. Дорожников, д. 7А, г. Кингисепп, Ленинградская обл., 188480) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Порт Приморск» (ИНН 4704045809; Портовый
пр-д, д. 7, Приморская территория, Выборгский р-н, Ленинградская обл.; далее –
ООО «Транснефть – Порт Приморск», Заказчик),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Лига» на действия (бездействие) Заказчика –
ООО «Транснефть – Порт Приморск» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на технического обслуживание ИТСО (извещение № 32009587231) (далее – Конкурс).

В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки» жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Ленинградским УФАС России установлено, что жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган до окончания срока приёма заявок.

 

Закупка (извещение № 32009587231) размещена 16.10.2020 в 09:43 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет».

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 12:00 27.10.2020 года.

Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 27.10.2020.

Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения в Документации о закупке.

В своей жалобе Заявитель поясняет следующее:

  1. Установление длительных сроков проведения закупки в период пандемии, в режиме повышенной готовности, которые в настоящее время приравниваются к обстоятельствам непреодолимой силы, считаем недопустимым.
  2. Срок предоставления участникам закупки разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке - с даты размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС до 20.10.2020 23:59. Дата окончания срока подачи заявок - 27.10.2020 12:00 (МСК). Таким образом, датой окончания срока предоставления разъяснений Извещения о закупке и «Документации о закупке» в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке ПАО «Транснефть» должно быть 22.10.2020 до 11:59 часов (МСК).
  3. Заказчик в состав документов, названный им «Документация о закупке» включил ряд разрозненных, зачастую неуместных и недопустимых документов, которые не дают участнику возможности грамотно сформировать свою заявку на закупку, вводят участников в заблуждение, вынуждают среди этой странной подборки документов разыскивать необходимую информацию, самостоятельно домысливать, - что же в итоге требует Заказчик, искать ответ на вопрос, - необходимо заполнение какой-то формы или нет.
  4. Одним из грубых нарушений в «Инструкции для участника закупки» является установление требования о том, что часть 2 Заявки на участие должна содержать Форму 3 - Банковская гарантия. В «Инструкции для участника закупки» указано и выделено жирным шрифтом и красным цветом, что «Заполненные формы в части № 2 не должны содержать сведений о ценовом предложении». Обязательное требование Банковской гарантии - указание суммы окончательного предложения участника закупки - победителя, то есть сведения о ценовом предложении. Таким образом, установлением двух данных требований одновременно Заказчик сам противоречит себе и вводит участников закупки в заблуждение.
  5. «План проверки. Форма акта проверки. Порядок проверки на соответствие отдельным требованиям» - есть грубое нарушение прав и свобод участников закупки, прямое вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, которое напрямую установлено в Извещении о закупке, в п. 5.7. Технического задания «Документации о закупке», в пункте 12.2 Инструкции для участника закупки.
  6. Избыточным, приводящим к ограничению конкуренции, направленным на сокращение количества участников закупки является требование, прописанное в Техническом задании, установленное в п. 2 «Потребность в разрешительных документах на право осуществления деятельности (сертификаты, свидетельства, лицензии, и т.д.).» 2.1 Свидетельство уполномоченной организации в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств (в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11 марта 2008 г. № 42 «Об утверждении Порядка определения уполномоченных организаций в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств»).
  7. В разделе 16. Инструкции для участника закупки установлено требование о приоритете товаров, работ, услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. В части 5.2. статьи 3 Закона о закупках установлено следующее: «При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара». Однако Организатором закупки в данной части требование закона не соблюдено.
  8. Организатором закупки в пункте 3.5. Проекта Договора установлен ограниченный перечень банков для целей предоставления банковских гарантий Заказчику.
  9. Организатором закупки в Приложении № 5 к Проекту Договора установлено требование к участнику закупки указать при заполнении данной формы цену предложения без НДС и указать НДС в %. То есть участник закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения и не являющийся плательщиком НДС, обязан в заявке указать цену своего предложения как с без НДС, так и с НДС, плательщиком которого он не является.

 

Таким образом, Заявитель считает, что требования, указанные в Документации являются незаконными и необоснованными.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592 по делу А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  1.  осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

  1.  не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
  2.  предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  3.  осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных
    частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
  4.  не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку, Ленинградское УФАС России приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Лига» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № от 05.11.2020 № 05/1546) рассмотрение жалобы              ООО «Лига» назначено на 10.11.2020. 

Уведомлением (исх. № от 10.11.2020 № 05/1561) рассмотрение жалобы              ООО «Лига» перенесено на 11.11.2020. 

 

ООО «Транснефть – Порт Приморск» в срок до 09.11.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также представить документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Запрошенные документы и сведения были представлены Заказчиком в установленный срок.

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием ВКС.

 

Жалоба ООО «Лига» на действия ООО «Транснефть – Порт Приморск» при проведении Конкурса рассмотрена в установленный срок.

Резолютивная часть оглашена 17.11.2020.

Представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Заказчика возражал против удовлетворения жалобы.

Проанализировав представленные документы, письменную позицию Заказчика, а также заслушав правовую позицию представителей Заявителя, Заказчика Комиссия пришла к следующим выводам.

 

На довод Заявителя № 1 сообщаем следующее. Согласно статье 3.4 Закона о закупках предусматривается последовательность этапов проведения конкурса в электронной форме, однако сроки этапов не устанавливаются.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 2 сообщаем следующее. Пунктом 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Срок предоставления участниками Закупки разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке - с даты размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС с 16.10.2020 09:43 до 20.10.2020 23:59. Согласно пояснениям Заказчика ни Заявитель, ни иные потенциальные участники закупки не обращались за запросами разъяснений ни к Организатору закупки, ни к Заказчику, ни одному потенциальному участнику Закупки не было отказано в предоставлении разъяснений, следовательно, права участников Закупки не могли быть нарушены. Следовательно, в соответствии с Законом о закупках действия заказчика не нарушают требования закона, которым четко определены сроки предоставления разъяснений.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 3 сообщаем следующее. Закон о закупках не предусматривает запрета на предоставление иных документов в составе документации о закупке, помимо обязательных, предусмотренных частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 4 сообщаем следующее. Согласно пункту 25 статьи 3.2 Закона о закупках обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Извещением о закупке
№ 32009587231 предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке в фиксированном размере - 222 958,21 рублей и не имеет связи с ценовым предложением участника закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 5 сообщаем следующее. Согласно пункту 3.25.6 Положения о закупке заказчик, организатор закупки, если это предусмотрено документацией о закупке, после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке (после открытия доступа к заявкам участников закупки, при проведении закупки в электронной форме) и до выбора победителя закупки при необходимости осуществляет проверку участников закупки с выездом в места их базирования, на предмет соответствия требованиям документации о закупке, в том числе организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующего акта проверки. Проверка осуществляется в порядке, предусмотренном документацией о закупке.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 6 сообщаем следующее. Согласно Техническому заданию к перечню видов выполняемых работ относится строительно-монтажные и пусконаладочные работы, гарантийное и сервисное обслуживание инженерно-технических средств охраны портовых средств. В соответствии с информацией, представленной Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) в Ленинградское УФАС России, порядок определения уполномоченных организаций в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств утверждён приказом Минтранса России от 11.03.2008 № 42 (далее – Приказ). Согласно пункту 4 Приказа основной целью определения уполномоченных организаций является установление способности юридического лица выполнять в полном объеме принимаемые на себя обязательства по выполнению следующих работ:

  1.  проведение оценки охраны и разработка планов охраны судов, портовых средств;
  2.  осуществление консалтинговых услуг в области охраны судов, портовых средств;
  3.  сопровождение составленных отчетов об оценке охраны и разработанных планов охраны судов, портовых средств с целью поддержания их на современном уровне;
  4.  разработка технических проектов дооснащения судов, портовых средств инженерно-техническими средствами охраны;
  5. строительно-монтажные и пусконаладочные работы, гарантийное и сервисное обслуживание инженерно-технических средств охраны судов и портовых средств.

Согласно Реестру уполномоченных организаций, размещенному на сайте Росморречфлота в подразделе «Реестры» раздела «Транспортная безопасность»,
ООО «Лига» не является уполномоченной организацией в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств. В реестр включено 33 уполномоченные организации. Следовательно, включение Заказчиком требования о наличии данного свидетельства является законным и обоснованным.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 7 сообщаем следующее. Требование о наличии информации о стране происхождения товара, предусмотренное статьей 3 Закона о закупках, учтено в Документации о закупке, в Форме 18 «Ведомость материалов и оборудования, поставляемых Подрядчиком, Исполнителем» к инструкции для участника Закупки, приложении № 11 к договору.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 8 сообщаем следующее. Пунктом 3.5 Проекта Договора, предлагаемого к заключению по итогам закупки определен перечень банков-гарантов, чьи гарантии могут приняты во исполнение обязательств по договору: «3.5 Актуальный перечень банков-гарантов, гарантии которых принимаются Заказчиком», размещен в сети Интернет. Информация, размещенная на данном ресурсе содержит не только актуальный на текущую дату Перечень банков-гарантов, но также и критерии отбора банков-гарантов. Согласно пункту 3.22 Положения о закупке исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, соответствующим требованиям, установленным документацией о закупке, а также в случае, предусмотренном проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки и документации о закупке, внесением денежных средств на указанный заказчиком счет или иным способом. Заявителем не представлено обоснованных причин невозможности получения банковской гарантии одного из банков, представленных в перечне, либо предоставить обеспечение в виде денежных средств.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На довод Заявителя № 9 сообщаем следующее. Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цены договора и порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Согласно письму ФАС России от 23.01.2018 № РП/3883/18 при определении в документации о закупке наименьшей (максимальной) цены договора, заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения), указав, содержит или нет установленная цена НДС. Таким образом, Организатор торгов и/или Заказчик не имеют правовых оснований производить вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков. при определении в документации о закупке наименьшей (максимальной) цены договора, заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения), указав, содержит или нет установленная цена НДС. Согласно пояснениям Заказчика поскольку сравнению подлежат абсолютные (полные) цены, предложенные участниками закупки, то указание суммы НДС и ее ставки в табличных и иных формах, предоставляемых в составе заявки Участника, а также при оформлении договора не оказывает влияние на оценку ценового предложения. Плательщик НДС указывает ставку НДС в соответствии с законодательством и сумму, рассчитанную с учетом указанной ставки. Участники, не являющиеся плательщиками НДС, в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» ставят прочерк или указывают «Без НДС».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

ООО «Лига» в закупке, проводимой ООО «Транснефть – Порт Приморск» в соответствии с требованиями Закона о закупках, обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы части 2 статьи 3.2 настоящего Закона.

Информации о направлении запроса на разъяснение Документации Ленинградскому УФАС России не представлено.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Лига» однозначно воспринимало требования Документации, установленные Заказчиком, и не было ограничено в своих правах на заполнение заявки в соответствии с Документацией о закупке.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лига» на действия (бездействие) Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Порт Приморск» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на технического обслуживание ИТСО (извещение
    № 32009587231)
    необоснованной.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                       <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                  <...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны